ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по теме

ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в совершенствовании

 навыков чтения младших школьников.

Важное место в жизни каждого культурного человека занимает чтение. Хорошая книга – и воспитание, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить счастливым , но не овладев математикой нельзя быть счастливым, не умея читать. « Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам» .Только тот ученик «читает»,  «который умеет читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить».[Светловская Н.Н. с.10]

А это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое традиционно характеризуется слиянием техники и понимания. Обучение восприятию и пониманию текста – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные , чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать. Но как научить ребёнка осознанно и правильно читать , сформировать навык работы с текстом большого объёма,определить уровень понимания прочитанного? Как провести учащихся к пониманию смысла текста, осознанию его содержания? Как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по – своему решить проблему  совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы развивать детей в идейно – нравственном, эмоциональном и речевом направлениях. Как отмечает М. И. Оморокова [1,15], анализ существующей практики обучения чтению в  начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий  и операций с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя мало уделяют внимания.

Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками теми или иными действиями. Формирование учебных умений школьников в процессе их обучения чтению и самой читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием технических навыков в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности, в результате которой у учащихся начальных классов постепенно происходит становление умений действий с текстовым материалом.

Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин , Н.Ф. Гольдина) в основе – идея с принципиальной осознанности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путём интериоризации, т.е. поэтапным переходом высшей деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные – интериоризуются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней  деятельности. Последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов[2,23], опираясь на которые  и в соответствии с классификацией упражнений, предложены эти этапы в следующем порядке:

  1. Развитие речевого аппарата.
  2. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
  3. Расширение оперативного поля чтения.
  4. Развитие смысловой догадки (антиципации).
  5. Овладение пониманием значения слов. Соблюдение восприятия и понимания текстов.
  6. Развитие гибкости  и скорости чтения вслух и молча.

Для каждого из этапов были подобраны определённые группы упражнений, которые помогут отработать произношение гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развить поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении, снизить интервал между восприятием и пониманием текста. Развить способность предугадывания последующих слов, предложений. Подборка упражнений осуществлялась в соответствии с методикой профессора И.П. Федоренко[3,82], что способствовало достижению результативности в совершенствовании навыков чтения: « важна не длительность, а частота тренировочных упражнений не то, что постоянно перед глазами ,а то, что мелькает(то нет, то есть).Именно это создаёт раздражение и запоминается». Поэтому, если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма,до уровня навыка, вовсе не обязательно проводить длительное время упражнения, эффективнее давать упражнение короткими порциями. Но с большей частотой. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно действовать с текстом с помощью системы специальных упражнений и заданий, активно влияющих на основные параметры текста.

В соответствии с этапами деятельностного подхода в совершенствовании навыков чтения учащихся начальных классов предлагаются упражнения следующего вида:

I этап.

  1. Артикуляционная гимнастика:
  • Г,ГГ,ГГГ(до пяти составляющих)
  • Согласных в сочетании с гласными разных видов :СГ,ГС,ГСГ,ССГ и т.п.
  1. Упражнения для развития чёткости произношения:
  • предложения со звукопроизносительным продолжением гласных ( стихотворимая форма);
  • слоговое произношение с последующим проговариванием предложения (стихотворная форма);
  • чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями типа орка-орца; орта –орга…..;
  • чтение слов с разным начальным содержанием;
  • чтение труднопроизносимых слов;
  • чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок и т.д., и  т.п.

Все упражнения проводятся в различных вариантах произношения: шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро и т.п.

II этап.

1)Какая буква, слог, слово лишнее?

  • а, у, р, ы.
  • ма, ра, ла, ны, са.
  • речка, река, ручей, ручка, ручеёк.

2)Что общего в словах и чем они различаются?

  • мел – мель;
  • мал – мял;
  • чистота – частота;
  • девушка – дедушка.
  1. Какие слова спрятались?
  • ецнлос, ансев,цясем ( «обратное чтение»);
  • бродия, мешоколад, арайон(« три в одном»).
  1. Чтение согласных(гласных) по таблицам:

А

Н

К

О

Б

Х

У

Р

Д

С

Л

Ю

И

Ф

Е

Э

М

Й

Ж

З

П

Т

Ц

Ч

В

 

Б

Т

М

П

В

Ч

Ф

К

Н

Ш

Л

Ж

З

Ц

С

К

В

М

С

П

Л

Б

Ш

Г

Р

Д

Б

Л

С

Т

и т.п.( учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда).

  • Используя предыдущие ряды согласных, 1 ряд читает с одними гласными, второй – с другими и т.п.

III этап.

  1. Чтение слогов по треугольнику.  
  • Учащиеся смотрят на снежинку и читают слоги:

М

А

М

О

М

У

М

Ы

М

И

  • Учащиеся смотрят на цифру 1 и читают слоги:
    2) Чтение слов по треугольнику:
  • учащиеся смотрят на снежинку и читают слова:

ВО

ДА

РЕ

КА

ОЧ

*

КИ

МУ

ХА

МЫ

ЛО

  1. Чтение букв(слов) по квадрату:
  • Внимание учащихся фиксируется на заштрихованном квадрате, предлагается наказывать буквы, не отводя взгляда от центра.

А

Н

К

О

Б

Х

У

Р

Д

С

Ч

Е

Ш

Ю

Ы

З

Т

Э

П

Л

Я

Ц

В

Г

Работа со слогами ведётся аналогично и т.д. и т.п.

IV этап.

  1. антиципация частей поговорок;
  2. антиципация частей диалога;
  3. антиципация связных текстов с использованием:
  • решёток с разной шириной перепонок;
  • затушёвывания частей слов, частей текста, отдельных букв и т.д. и т.

V этап.

Разные варианты упражнений в определении лексического значения слов, объяснения их смысла и употреблении в связных текстах ( предложениях). Использование разных грамматических поделок, чтение с пометками.

VI этап.

Эффективны упражнения, предложенные М.И. Оморокова [1], «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», « Молния».

Эти упражнения только первая ступень в общей работе по совершенствованию навыков синтетического чтения младших школьников. В начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное и многоплановое развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение синтагмами. Трудности обучения синтетическому чтению заключается в том, что слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс. Учащиеся начальных классов осваивают изучающее  чтение, а систематическое использование предложенных упражнений в поэтапности их выполнения, приближает детей к тому, что восприятие  и понимание изучаемого текста сольются в единый процесс совершенствования навыков чтения в рамках деятельностного подхода.

             « Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь «из мёртвой буквы живой смысл», - говорил великий педагог К.Д. Ушинский [4,27]. С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать в работе каких-либо новых влияний, по разным причинам нам это не удаётся ,так как само течение жизни, наши обычные и необычные дети « подталкивают» нас, учителей, к решению тех или иных проблем разными путями: применением новых технологий или совершенствованием уже имеющихся.

Литература.

  1. Оморокова М.И. Преодоление трудностей. Книга для учителя.-М.: Просвещение,2000.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии.-М.:Педагогика,1988.
  3. Совершенствование обучения младших школьников./под ред. Пышкало А.М. – М.: Педагогика,1994.
  4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский центр «Академия»,2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....

Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....

Публичное представление педагогического опыта «Деятельностный подход в формировании навыка ЗОЖ младшего школьника»

В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого п...