Урок литературы в 4 классе "Нравственный подвиг Сергия Радонежского"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Катышева Антонина Александровна

На примере жизнеописания рп. Сергия Радонежского показать, в чем величие его нравственного подвига.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergiy.doc79 КБ
Office presentation icon radonezhskiy.ppt794 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4-м классе "Нравственный подвиг Сергия Радонежского"

Учитель Катышева А.А.

Триединая цель урока: обратиться к примеру жизни и деятельности прп. Сергия Радонежского, совершившего нравственный подвиг как к важнейшему воспитательному источнику традиции для новых поколений русских людей.

Познавательная цель: после урока ученики должны знать:

  •  биографию Сергия Радонежского, совершившего нравственный подвиг, особенности его жизненного пути;
  •  тексты художественной литературы, в которых раскрывается данная тема.

Развивающая цель: после урока учащиеся должны уметь:

  •  находить примеры подобных подвигов в литературе и в современной жизни;
  •  анализировать;
  •  выделять главное;
  •  сравнивать факты;
  •  доказывать и опровергать.

Воспитательная цель: после урока ученики должны понимать:

  • в обычной жизни этот человек был лучшим человеком своего времени и по уму и по талантам, и по мужественности; его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей;
  • этот человек является воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу; он обозначает для нас нравственные координаты духовного пространства.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация урока “Нравственный подвиг Сергия Радонежского”
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • фонограмма колокольного звона;
  • лампада;
  • произведение Б.К. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский ”.


Конспект урока с теоретическим обоснованием.

I. Организационный этап.

Психологическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

Содержание этапа:

1. Приветствие: “Здравствуйте ребята!”

Приветствие учителя выражает уважение, симпатию, желание добра. Это первый ключ к сотрудничеству.

Если приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он проведет урок, ответ учеников – реакция на эту заявку.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

Классное помещение – рабочее место класса и учителя, от состояния которого зависит, в том числе и здоровье. Забота учителя о своем самочувствии и здоровье каждого учащегося – важнейший канал формирования чувства собственного достоинства.

5. Организация внимания.

Учитель берет небольшую психологическую паузу. Психологическая пауза, взятая учителем, выражает твердое намерение перейти к уроку. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад.

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Содержание этапа:

1. Мотивация учащихся к освоению нового материала.

Звучит колокольный звон, на его фоне учитель читает стихотворение:

“Лесной ручей бежал, журча. 
Благоухала сныть-трава, 
Кругом раскинув кружева.
И в нежном пении ручья
Звучали мудрые слова:
“Ищите к Господу дорогу,
Любите и хвалите Бога!”
Весенний ветерок живой
Шептал, слегка шурша листвой:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”
Небес сияла синева, и золотом лились слова:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”

(В это время на экране - фотографии соборов, храмов)

2. Сообщение темы изучения нового материала Тема нашего урока: “Нравственный подвиг Сергия Радонежского”. “Что такое подвиг? И как вы понимаете выражение “нравственный подвиг?”

3. Постановка перед учащимися учебной проблемы:

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем состоит жизненный подвиг С. Радонежского? Можем ли мы его считать образцом для подражания?

4. Формулировка цели и задач изучения темы.

Слова учителя: “Во все времена русская земля славилась духовными наставниками народа. Это и игумен земли русской, создатель жемчужины Православия- Троице-Сергиевой Лавры- преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и патриарх Московский и всея Руси Сергий. Люди разных сословий и званий со всего государства Российского стремились к ним за советами и наставлениями. Цель нашего урока - познакомиться с жизнью этих удивительных людей и определить какие духовные качества помогали им в трудные минуты их жизни, проследить как литература XIX века рассматривала эту проблему.


III. Этап усвоения новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа: познакомить учащихся с примерами жизни духовного наставника русского народа, с человеком высочайшего духа. Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.

Содержание этапа:

1. Организация внимания.

Учитель берет небольшую психологическую паузу, выражающую твердое намерение перейти к основному этапу урока.

2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся материала.

"Житие Сергия Радонежского"

 

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его "блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло... Он открыл им глаза на самих себя". "Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее".

В.О. Ключевский говорит о преклонении перед личностью Сергия в течение пяти веков1и характеризует помыслы и чувства паломников, возвращающихся из Сергиевой Лавры во все концы Русской земли. "Еще при жизни Преподобного многое множество приходило к нему из различных стран и городов, в числе приходящих были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, “на селе живущие”". К нему приходили со своими думами, чувствами, в трудные переломы народной жизни государственные деятели и простые люди в печальные или радостные минуты своей жизни. "И этот приток не изменялся в течение веков, несмотря на неоднократные и глубокие перемены в строе и настроении русского общества: старые понятия иссякали, новые пробивались или наплывали, а чувства и верования, которые влекли сюда людей со всех концов русской земли бьют до сих пор тем же свежим ключом, как били в XIV веке". Эти чувства представляют собой выражение нравственной жизни народа. С образом Сергия они срастаются; они — его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них — оно завянет, как скошенная трава. "Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка". Нравственное влияние его велико, в душу народа запали светлые и сильные впечатления, произведенные Сергием. Великий русский подвижник восхищал и удивлял иностранцев. Царьградский епископ, приехав в Москву, восклицал: "Како может в сих странах таков светильник явиться?"

Русские люди XIV века признали такое проявление духовного влияния Сергия чудесным творческим актом. Оно "пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным, нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа"2.

"Политическая крепость" прочна только тогда, когда держится на силе нравственной — это самый драгоценный вклад преподобного Сергия в живую душу народа, его нравственное самосознание. Это современно и в наши дни.

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского

"Житие Сергия Радонежского" было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

Епифаний стремился показать величие и красоту нравственного идеала человека, служащего прежде всего общему делу — делу укрепления Русского государства. Он родился в Ростове в первой половине XIV века, в 1379 году стал монахом одного из ростовских монастырей. Много путешествовал, побывал в Ерусалиме и на Афоне. Прекрасно знал греческий и другие языки. За свою начитанность и литературное умение Епифаний был прозван "Премудрым". Он отлично знал произведения современной ему и древней литературы, в составленные им жития обильно включены самые разнообразные сведения: географические названия, имена богословов, исторических лиц, ученых, писателей.

"Житие Сергия Радонежского" носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.

В "Житии" предстает идеальный герой древней литературы, "светоч", "божий сосуд", подвижник, человек, выражающий национальное самосознание русского народа. Произведение построено в соответствии со спецификой жанра жития. С одной стороны, Сергий Радонежский — это историческое лицо, создатель Троице-Сергиева монастыря, наделенный достоверными, реальными чертами, а с другой стороны, — это художественный образ, созданный традиционными художественными средствами житийного жанра.

Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце "пречудном и предобром", и с Божьей помощью обращается к написанию "Жития". Называя жизнь Сергия "тихим, дивным и добродетельным" житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: "Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем"3.

Центральная часть "Жития" повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его "как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный".

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном "начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую". Уделом отшельника стал "труд пустынный", "жилье скорбное, суровое", полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. "Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня"4.

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего "пустыннолюбца и пустыннослужителя". В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Далее автор повествует о его делах и подвижническом труде и задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, "ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том".

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: "если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение"5.

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: "если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!"

Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, "то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил". И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. "Я думаю, что это не тот", — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: "О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того".

Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: "Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься".

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: "“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары..."5.

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: "Кто я такой — грешный и худший из всех человек?" И был непреклонен.

Автор подчеркивает "светлость и святость", величие Сергия, описывая его кончину. "Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти..."6.

Так Сергий Радонежский "просиял" добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и "целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания"7.

Презентация “Сергий Радонежский”:

Уже семь веков прошло со времени кончины преподобного Сергия Радонежского. Но и сегодня, словно неземной город, на земле стоит созданная им Троице-Сергиева Лавра. Со всей России съезжаются сюда тысячи людей, ища здесь духовной помощи и поддержки.

Вопрос учителя: “Можно ли считать жизнь этого человека нравственным подвигом?”

Да, действительно, путь духовных исканий проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни. У одних он связан с самопожертвованием во благо народа, а у других- с самосовершенствованием своей души.

Вопросы учителя:

1. Какой чертой характера отличался молодой Варфоломей?

Ответ ученика: Целеустремлённость, именно она помогла ему добиться определённого положения в обществе.

2. Что заставило его принять решение уйти в монастырь?

Ответ ученика: Хотелось быть выше остальных; религиозное чувство.

3. Каким предстает отец Сергий будучи в монастыре?

Ответ ученика: Радовался внутреннему совершенствованию; он трудился, был кротким, смиренным, чистым не только в делах, но и в помыслах. “Пострижение было важным внутренним событием для Сергия” - пишет автор.

4. Что произошло в душе Сергия после того, как он стал затворником?

Ответ ученика: Жизнь его была трудная. Не трудами поста и молитвы, это были не труды, а внутренней борьбой, которой он никак не ожидал. Источников борьбы было два: сомнение и плотская похоть.

5. Почему Сергий разочаровался в своей жизни после того, как начал исцелять людей?

Ответ ученика: “… он чувствовал, как внутреннее переходило во внешнее, как иссякал в нём источник воды живой, как то, что он делал, он делал всё больше и больше для людей, а не для Бога”.

Вывод: Трудный путь к постижению смысла жизни, который, по мнению автора, заключается в служении людям, проходит главный герой. Но именно это дает ему возможность стать духовно богаче.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа: закрепить те знания, умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления полученного материала, глубины его понимания, выработать соответствующие навыки и умения.

Содержание этапа:

1.Закрепление новых знаний и умений.

Слова учителя: “Давайте подведем итоги. Что же включает в себя понятие “нравственный подвиг человека”? Встречаются ли в современной жизни люди, которые прошли сложный путь духовных исканий? Приведите примеры.

Ученики делают обстоятельные выводы.

Образец ответа учащихся: “Составляющими нравственного подвига являются: служение людям, служение Богу и служение самому себе. Таких ярких личностей, как С.Радонежский,к сожалению, нет сегодня. Но это не значит, что понятие “нравственный подвиг” утратило свою актуальность. Каждый человек способен к нему и каждый должен стремиться к духовному самосовершенствованию через нравственный подвиг.

На данном этапе учитель применяет несколько методов обучения:

1.Репродуктивный метод позволяет закрепить сформированность умения выявлять главные характеристики; наряду с этим используется метод сравнения. 2.Частично – поисковый метод помогает проверить умение применить полученные знания, способствует развитию возможности сопоставлять, анализировать, обобщать. При выполнении заданий на этапе закрепления усвоенных знаний оправдана индивидуальная форма работы, т.к. цель – закрепить и углубить знания каждого ученика

2. Закрепление усвоенного материала на основе его применения при разрешении проблемной ситуации, созданной в начале урока.

Слова учителя: “А сейчас давайте вернемся к тем проблемам, которые мы определили в начале урока”.

Ученики актуализируют учебную задачу, заданную в начале урока, размышляют над поставленными проблемами.

Подведение итогов урока.

Слова учителя: “А теперь обратите внимание на класс - на расстановку парт. Они поставлены лучами. Наша земля - это солнце, вы - лучи, которые согревают землю. И вот насколько больше каждый из вас будет отдавать тепла другим, настолько богаче вы будете духовно, тем самым делая мир чище и добрее. Горите и согревайте землю своим теплом”.

Учитель анализирует работу класса, отмечает тех учащихся, кто старался.

Учащиеся подводят итоги своей работы на уроке.

Мотивировка домашнего задания; подробный, но сжатый инструктаж по его выполнению.

Слова учителя: “В качестве домашнего задания я предлагаю написать сочинение  “Почему Преподобный Сергий Радонежский стал великим святым русской земли?”

Учащиеся активизируют внимание, осмысляют предложенное домашнее задание, задают уточняющие вопросы, записывают его в дневники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки духовного подвига. Преподобном Сергий Радонежский

Один из самых почитаемых на Руси святых — Сергий Радонежский, который прославился исключительно мирными подвигами. Он происходил из обедневшего боярского рода, имевшего владения под Ростовом от родите...

Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский

Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...

Единый урок на тему: «По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Где зеленой тучей тополяЗастят неба голубой простор,С ясным солнцем повстречался я,С ясным солнцем начал разговор.– Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот.Где всего прекрасней на...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Житие и подвиги Сергия Радонежского

Раздел литературного чтения "ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЕ." Презентация "Житие и подвиги Сергия Радонежского"....

Конспект урока по теме «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие».

Возможно использование в рамках курса внеурочной деятельности "Основы православной культуры"...