Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Бурчик Татьяна Васильевна

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennyy_podvig_sergiya_radonezhskogo._trudolyubie.docx603.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа п. Искателей»

Методическая разработка урока по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие»

(4 класс)

Бурчик Т. В.

учитель начальных классов

г. Нарьян - Мар

2016 год

Пояснительная записка.

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.

        Мною разработан урок, посвящённый памяти человека, прославившего наше государство своими делами, покровителя школяров Сергия Радонежского. В своей работе я хочу показать роль семьи в воспитании, т. к. семья является тем главным, где можно видеть пример трудолюбия, доброго отношения друг к другу, поддержку и доброту. Для школьников семья является тем главным обществом, где он живёт, учится и трудится.

        Урок требует небольшой предварительной подготовки. Несколько учащихся разучивают стихотворения.

Цель урока: создать условия для духовно-нравственного воспитания и развития школьников на примере знакомства с жизнью Сергия Радонежского.

Задачи:

обучающие: познакомить  с жизнью Сергия Радонежского; провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.

развивающие: развитие памяти, речи, умение делать самостоятельные выводы, умение размышлять.

воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

        Тип урока: изучение нового материала.

        Форма урока: путешествие во времени.

        Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока.

1.Введение в тему.

Слайд 1

http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp132/rabot/01/slabja3.jpg

Слайд 2

http://www.kkftonus.ru/images/stories/posad/posad_2.JPG

Слайд 3

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/9/100009000_large_800_1021.jpg

Ученик:

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом,

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

- Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое  прошлое нашей страны.

Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад.

- Как вы думаете, почему так назван город Сергиев Посад? На что похоже слово Сергиев?

- Слово Сергиев связано с именем Сергий.  Посад – это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово поселились, а говорили посадились. Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий.

Всё место это стало свято.

Растёт и крепнет древний град.

Смирённым иноком когда – то

Основан Сергиев Посад.

- Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

- Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

- Что вы видите необычного? (Одежда, которую уже сейчас не носят).

    - Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский.

(Музыкальное оформление: Благовест и звоны Великой Лавровской колокольни).

Ученик:

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И преподобный Сергий в ней.

2. Сообщение темы урока.

Слайд 4

Слайд 5

- Сегодня наш урок посвящён памяти человека, прославившего наше государство своими делами, покровителе школяров Сергии Радонежском.

   О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги.

   Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Давайте полистаем страницы этой книги и узнаем, как жил этот святой человек.

    Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый. Почему Премудрый? (Давал мудрые советы, поступал правильно).

В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

3. Знакомство с жизнью Сергия Радонежского.

Слайд 6

Слайд 7

C:\Users\user\Desktop\2.png

Слайд 8

C:\Users\user\Desktop\666.png

Слайд 9

Слайд 10

http://s017.radikal.ru/i417/1111/25/42cc2bd60450.jpg

Слайд 11

Слайд 12

KV_E16.jpg

Слайд 13

http://f16.ifotki.info/org/f4f42908e084d548d4da0072acaf5702bc5f6c183161523.jpg

Слайд 14

  [А.Шурыгин]

Слайд 15-17

http://1.bp.blogspot.com/-zvfE_v968_U/Tbm2Ewp3ViI/AAAAAAAAAHA/NkWak1E81tc/s1600/SergijRadonezhskij2.jpg

http://f16.ifotki.info/org/2f1b4486ced462b054603299b2c6f0eabc5f6c183161749.jpg  http://f16.ifotki.info/org/254a08a4d05b36fd56e71d3732631477bc5f6c183161682.jpg

Слайд 18

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/8/100008887_large_800_574.jpg

Слайд 19

Ефошкин Сергей. Преподобный Сергий Радонежский. Чудо об источнике

Слайд 20

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/27/100027077_large_800_651.JPG

     

    Много столетий назад, недалеко от города Ростова Великого жили хорошие, добрые люди – Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и часто ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бедным, у которых не было своего дома. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать.

     У Кирилла и Марии было несколько детей, Стефан, Пётр и Варфоломей. Мама ласково называла его Варфушей. Хороший был мальчик. И послушный, и добрый, и трудолюбивый. Отец его держал лошадей, а Варфоломей был им пастухом. Пастушеское дело давалось ему легко, а вот учение не давалось вовсе. В те далёкие годы чтение считалось делом священным, ведь учились дети буквам, читая Священную книгу – Библию. Брат его Стефан, да и сверстники читали уже бегло, а Варфоломей, как ни старался, даже словечко по слогам прочитать не мог.

        Родителей очень огорчало то, что их сын не способен к чтению. Маленький Варфоломей очень любил своих родителей и совсем не хотел их расстраивать. Но ещё больше его беспокоило другое. Он не мог читать Священное Писание, к которому стремилась его душа.

- Сейчас я предлагаю посмотреть сценку из детских лет Сергия Радонежского.

(Выходит ученик, исполнитель роли Инока в монашеском одеянии, садится на пенёк, затем поднимает руки и молится, останавливаясь под деревом).

Ученик – автор: Однажды убежали со двора отцовские жеребята, да пропали. Пошёл Варфоломей по лесам, да по полям их разыскивать. Вдруг видит стоит под дубом старец в чёрном монашеском одеянии. Видно заметил старец печаль на лице мальчика и спросил:

Старец – инок: Что тебе надо, мальчик? О чём печалишься?

Варфоломей: Отче, отче, мне не даётся ученье.

                       Помолись о немощи этой моей!

                       Ведь без Господа не делается ничего

                       Он услышит молитвы твои!

                       Я хотел бы читать Слово Божие

                       Как умеют это братья мои.

Старец – инок: Сердце моё помочь тебе радо,

                          И вот сейчас

                          Вместе с тобой мы помолимся чадо

                          Разве Господь не услышит нас?

Ученик – автор: Старец поднял руки к небу и начал молиться Богу о просвещении Варфоломея. Рядом с иноком опустился на колени мальчик.

Вместе: Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

              Господи, приклони к нам все слышащее ухо Твоё,

              Вот мы молим Тебя, стар и млад!

 Ученик – автор: Затем старец вынул из-за пазухи священный хлеб – просфору.

Старец – инок: Возьми, чадо, и съешь, знай, что сейчас Господь подаёт тебе книжное разумение и будешь ты учиться не хуже своих братьев и товарищей, а даже превзойдёшь их.

Ученик – автор: Благословив Варфоломея, старец собирается уходить.

Варфоломей (про себя): Удержать хоть на немного, упросить

(Протягивает руку к старцу).

Варфоломей: Останься, батюшка, останься малость

                        Зайди к нам, осчастливь отца,

                        Матушку, родных.

                        Не лиши их своего благословения.

Старец – инок: Ладно, будь, по-твоему!

                          Веди меня к дому, сынок!

(Уходят).

- Что же произошло дальше?

- А дальше произошло чудо. Старец пошёл с мальчиком. Кирилл и Мария радушно приняли странствующего. Перед тем как сесть за стол, вся семья и старец помолились. Старец попросил Псалтырь и передал Варфоломею со словами: «Читай!».

    Варфоломей боялся, что родным станет стыдно за него перед старцем. Варфоломей стал читать. Родители и братья в изумлении слушали, как читает Варфоломей, ведь ещё утром он с трудом выстраивал простые слоги. Они поняли, что молитвами старца и маленького мальчика Господь явил чудо. Слова старца сбылись. Варфоломей с того дня так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей.

     Вот так сбылась мечта мальчика, который очень хотел научиться читать. Вот почему повелось на Руси, желая успехов в учении, взывать к Сергию Радонежскому.

     Он люби по долгу молиться в уединении, питался хлебом, да водой, одевался скромно, денег не копил, а если встретит на улице бедняка, так даст ему и то малое, что имеет.

   

 Мать и отец его сами на старость лет ушли в монастырь. А когда Варфоломею было 18 лет его родители умерли.

     

    Тогда ушёл он из села Радонежа, где прежде жил в дикие густые леса. С ним отправился его старший брат Стефан. На красивом холме братья построили    небольшую церковь, освящённую в честь Святой Троицы. Вскоре Варфоломей тоже принял пострик и стал с этих пор носить новое монашеское имя Сергий. Было ему тогда 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давали прозвища или по ремеслу, которым они занимались, ил по характеру, или по месту жительства.

Ученик:

Там, где шумел сосновый бор,

Где был, когда то лес дремучий

Стоит наш Троицкий собор

В сиянье золота – могучий.

Он освящён во имя Бога,

Во имя Троицы Святой.

Доступна всем к нему дорога,

Богат для всех он добротой.

- Ребята, а легко ли жить в лесу?

- Конечно, нет. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё бродят дикие звери. Старший брат не выдержал такие трудности и ушёл в Москву. А Сергий остаётся один в лесу.

    Однажды, пришел к Сергиевой келье, так называется уединённое жилище монахов, ослабевший от голода медведь. Сергий дал ему краюшку хлеба, не побоялся. Прямо из рук накормил. С тех пор мишка нередко навещал монаха.

    Слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Стали приходить к нему люди, строить рядом с его жилищем свои избушки – кельи. Так постепенно собралась монашеская братья. И образовалась монастырская обитель Святой Троицы.

     Монастырь продолжал строиться. Жить приходили не только монахи, но и простые люди. Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.

Ученик:

Был когда – то город славный

Весь лесами окружён.

Родине служил исправно

С незапамятных времён.

Возле лавры рос он бойко,

Стал с ремёслами знаком.

Деревянные постройки

Возводились топором.

Вырастали вдоль оврагов,

Разбегались по холмам,

А над ними белым стягом

Возвышался Божий храм.

- С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. Преподобный Сергий подавал во всём пример: сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду, пёк хлеб, варил пищу и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе. Шли годы. Монастырь рос и братья желали, чтобы Сергий стал игуменом (настоятель мужского монастыря, старший священник (начальник)).

   Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простые люди, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного.

   Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия.
Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться — послать множество даров хану и тем купить мир.

      Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, — сказал Сергий, то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, — милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!».    

      Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца.   Вскоре это пророчество подтвердилось — на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе.

     Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки стали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный, взяв одного из них, спустился вниз из обители и найдя небольшую лужицу дождевой воды, встав на колени, помолился. И услышал Господь молитву и явил чудо. Забил, заискрился ручей.

     Ещё Преподобный совершил чудо с ребёнком. Один человек принёс ему своего умирающего сына, и пока просил Преподобного Сергия помолиться за него, ребёнок умер. Отец впал в отчаяние и ушёл, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребёнок оказался жив.

4. Подведение итогов урока.

Слайд 21

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/9/100009002_large_700_877.jpg

Слайд 22

http://1.bp.blogspot.com/-zvfE_v968_U/Tbm2Ewp3ViI/AAAAAAAAAHA/NkWak1E81tc/s1600/SergijRadonezhskij2.jpg

Слайд 23

http://s012.radikal.ru/i321/1111/12/a0dd433fd6cb.jpg

Слайд 24

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTJawM5hxFddqNN9grWcV6qfmvuzfF2oGSc2vRaq-6mbXE2yr1gaw

 - Мы с вами сегодня совершили путешествие во времена стародавние.

 - Скажите, пожалуйста, а для чего нам надо знать эту историю? (Человек, не знающий историю своей страны, не имеет будущего).

 - О ком мы говорили на уроке?

 - За что люди причислили его к лику святых? За какие его дела называют святым?  (Доброта, щедрость, трудолюбие).

 - Что нового для себя вы узнали на уроке? (О строительстве Сергиева Посада, о жервенности человека перед другими).

 - Из уважения и почитания старца Сергия люди создавали и создают ему памятники. Памятник не только скульптурные, но и художественные.

 - Как называется это произведение? (Икона) 

 -Существует молитвенная традиция: Святого преподобного Сергия Радонежского  просят о просвещении разума к учению. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

       К молитвам преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого преподобного Сергия  Радонежского  можно прибегать в любой беде  и  в любом затруднении.

 Также святого преподобного Сергия  Радонежского  просят о сохранении  и  защите страны Российской от врагов.  

- Какой эпизод из жизни Сергия Радонежского изображён на этом полотне? (Строительство Сергиева Посада).

- А какой фрагмент вы видите на репродукции Михаила Васильевича Нестерова? (Сергий накормил из рук ослабевшего медведя).

- Почему на этих двух картинах изображена светящаяся аура? Как она называется? (Это нимб, признак святости этого человека).

 - Люди поставили памятник Сергию. Скажите, какие части скульптор выделил особо ярко? (Лицо скорбное, руки сложенные в молитве).

    Помня Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свои поступки, правила поведения, свою жизнь, обновляя  её хорошими поступками.

    Еще много можно было говорить о Сергии Радонежском  и его жизни: о чудесных его владениях и пророчествах, о монастырях, основанных им, об учениях его. Но мы должны помнить, что в настоящее время наше, трудное и может быть, путаное, когда смещаются жизненные, нравственные ориентиры, есть примеры жизни людей, и мы должны знать о них, равняться на них, обращаться к ним в трудные для нас времена.

      Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.  

     Ребята, мы с вами говорили о семье Преподобного Сергия Радонежского, в которой он воспитывался, жил, потом он ушёл монастырь и там создал семью иноков. А ведь мы с вами в классе тоже семья, только школьная. Мы вместе будем учиться, работать, дерзать на протяжении нескольких лет.

5. Рефлексия

Слайд 25

http://s013.radikal.ru/i323/1105/4a/79552a77dc7e.jpg

   

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • После урока мне захотелось…

6. Домашнее задание

Привести пример из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эти пословицы:

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

2. Жить – Богу служить.

3. Послушание паче поста и молитвы.

4. Умный смиряется - глупый надувается.

5. С молитвой в устах, с работаю в руках

Литература:

  1. Костюкова, Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.) : учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова – М.: Дрофа, 2013.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4 – 5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. www. nsportal.ru
  3. www. numi.ru
  4. www. shkola-abv.ru
  5. www. 1 september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        Класс - 4 Тема и номер ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...