Главные вкладки

    Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)
    методическая разработка по орксэ (4 класс)

    Бурчик Татьяна Васильевна

    Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhiznennyy_podvig_sergiya_radonezhskogo._trudolyubie.docx603.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Ненецкого автономного округа

    «Средняя школа п. Искателей»

    Методическая разработка урока по предмету

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    Модуль: «Основы православной культуры»

    Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие»

    (4 класс)

    Бурчик Т. В.

    учитель начальных классов

    г. Нарьян - Мар

    2016 год

    Пояснительная записка.

    Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.

            Мною разработан урок, посвящённый памяти человека, прославившего наше государство своими делами, покровителя школяров Сергия Радонежского. В своей работе я хочу показать роль семьи в воспитании, т. к. семья является тем главным, где можно видеть пример трудолюбия, доброго отношения друг к другу, поддержку и доброту. Для школьников семья является тем главным обществом, где он живёт, учится и трудится.

            Урок требует небольшой предварительной подготовки. Несколько учащихся разучивают стихотворения.

    Цель урока: создать условия для духовно-нравственного воспитания и развития школьников на примере знакомства с жизнью Сергия Радонежского.

    Задачи:

    обучающие: познакомить  с жизнью Сергия Радонежского; провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории.

    развивающие: развитие памяти, речи, умение делать самостоятельные выводы, умение размышлять.

    воспитательные: воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества.

            Тип урока: изучение нового материала.

            Форма урока: путешествие во времени.

            Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

    Ход урока.

    1.Введение в тему.

    Слайд 1

    http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjp132/rabot/01/slabja3.jpg

    Слайд 2

    http://www.kkftonus.ru/images/stories/posad/posad_2.JPG

    Слайд 3

    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/9/100009000_large_800_1021.jpg

    Ученик:

    В монастырской келье узкой,

    В четырех глухих стенах

    О земле о древнерусской

    Быль записывал монах.

    Он писал зимой и летом,

    Озаренный тусклым светом,

    Он писал из года в год

    Про великий наш народ.

    - Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое  прошлое нашей страны.

    Посмотрите, какой красивый город. Это Сергиев Посад.

    - Как вы думаете, почему так назван город Сергиев Посад? На что похоже слово Сергиев?

    - Слово Сергиев связано с именем Сергий.  Посад – это поселение. Но раньше на Руси не говорили слово поселились, а говорили посадились. Итак, город Сергиев Посад назван в честь человека по имени Сергий.

    Всё место это стало свято.

    Растёт и крепнет древний град.

    Смирённым иноком когда – то

    Основан Сергиев Посад.

    - Чтобы узнать, почему люди помнят столько веков и почитают этого святого, давайте перенесёмся на 700 лет назад.

    - Раньше на Руси не было ни фотоаппаратов, ни фотографий. На Руси была традиция вышивать портреты на ткани. Посмотрите, перед нами портрет человека, который жил в том далёком прошлом. Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?

    - Что вы видите необычного? (Одежда, которую уже сейчас не носят).

        - Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению богу.

    Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.

    Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский.

    (Музыкальное оформление: Благовест и звоны Великой Лавровской колокольни).

    Ученик:

    Отечество моё! Россия!

    В тебе дух старины живёт.

    И ни одна ещё стихия

    Не победила твой народ.

    Из тьмы веков ты восставала

    И становилась всё сильней.

    Святая Русь – твоё начало,

    И преподобный Сергий в ней.

    2. Сообщение темы урока.

    Слайд 4

    Слайд 5

    - Сегодня наш урок посвящён памяти человека, прославившего наше государство своими делами, покровителе школяров Сергии Радонежском.

       О жизни Сергия Радонежского мы знаем из древней книги.

       Название её так и звучит «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Давайте полистаем страницы этой книги и узнаем, как жил этот святой человек.

        Написал эту книгу монах Епифаний Премудрый. Почему Премудрый? (Давал мудрые советы, поступал правильно).

    В том далёком прошлом писать и читать могли немногие. Таких людей уважали и называли мудрецами.

    3. Знакомство с жизнью Сергия Радонежского.

    Слайд 6

    Слайд 7

    C:\Users\user\Desktop\2.png

    Слайд 8

    C:\Users\user\Desktop\666.png

    Слайд 9

    Слайд 10

    http://s017.radikal.ru/i417/1111/25/42cc2bd60450.jpg

    Слайд 11

    Слайд 12

    KV_E16.jpg

    Слайд 13

    http://f16.ifotki.info/org/f4f42908e084d548d4da0072acaf5702bc5f6c183161523.jpg

    Слайд 14

      [А.Шурыгин]

    Слайд 15-17

    http://1.bp.blogspot.com/-zvfE_v968_U/Tbm2Ewp3ViI/AAAAAAAAAHA/NkWak1E81tc/s1600/SergijRadonezhskij2.jpg

    http://f16.ifotki.info/org/2f1b4486ced462b054603299b2c6f0eabc5f6c183161749.jpg  http://f16.ifotki.info/org/254a08a4d05b36fd56e71d3732631477bc5f6c183161682.jpg

    Слайд 18

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/8/100008887_large_800_574.jpg

    Слайд 19

    Ефошкин Сергей. Преподобный Сергий Радонежский. Чудо об источнике

    Слайд 20

    http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/27/100027077_large_800_651.JPG

         

        Много столетий назад, недалеко от города Ростова Великого жили хорошие, добрые люди – Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и часто ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бедным, у которых не было своего дома. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать.

         У Кирилла и Марии было несколько детей, Стефан, Пётр и Варфоломей. Мама ласково называла его Варфушей. Хороший был мальчик. И послушный, и добрый, и трудолюбивый. Отец его держал лошадей, а Варфоломей был им пастухом. Пастушеское дело давалось ему легко, а вот учение не давалось вовсе. В те далёкие годы чтение считалось делом священным, ведь учились дети буквам, читая Священную книгу – Библию. Брат его Стефан, да и сверстники читали уже бегло, а Варфоломей, как ни старался, даже словечко по слогам прочитать не мог.

            Родителей очень огорчало то, что их сын не способен к чтению. Маленький Варфоломей очень любил своих родителей и совсем не хотел их расстраивать. Но ещё больше его беспокоило другое. Он не мог читать Священное Писание, к которому стремилась его душа.

    - Сейчас я предлагаю посмотреть сценку из детских лет Сергия Радонежского.

    (Выходит ученик, исполнитель роли Инока в монашеском одеянии, садится на пенёк, затем поднимает руки и молится, останавливаясь под деревом).

    Ученик – автор: Однажды убежали со двора отцовские жеребята, да пропали. Пошёл Варфоломей по лесам, да по полям их разыскивать. Вдруг видит стоит под дубом старец в чёрном монашеском одеянии. Видно заметил старец печаль на лице мальчика и спросил:

    Старец – инок: Что тебе надо, мальчик? О чём печалишься?

    Варфоломей: Отче, отче, мне не даётся ученье.

                           Помолись о немощи этой моей!

                           Ведь без Господа не делается ничего

                           Он услышит молитвы твои!

                           Я хотел бы читать Слово Божие

                           Как умеют это братья мои.

    Старец – инок: Сердце моё помочь тебе радо,

                              И вот сейчас

                              Вместе с тобой мы помолимся чадо

                              Разве Господь не услышит нас?

    Ученик – автор: Старец поднял руки к небу и начал молиться Богу о просвещении Варфоломея. Рядом с иноком опустился на колени мальчик.

    Вместе: Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

                  Господи, приклони к нам все слышащее ухо Твоё,

                  Вот мы молим Тебя, стар и млад!

     Ученик – автор: Затем старец вынул из-за пазухи священный хлеб – просфору.

    Старец – инок: Возьми, чадо, и съешь, знай, что сейчас Господь подаёт тебе книжное разумение и будешь ты учиться не хуже своих братьев и товарищей, а даже превзойдёшь их.

    Ученик – автор: Благословив Варфоломея, старец собирается уходить.

    Варфоломей (про себя): Удержать хоть на немного, упросить

    (Протягивает руку к старцу).

    Варфоломей: Останься, батюшка, останься малость

                            Зайди к нам, осчастливь отца,

                            Матушку, родных.

                            Не лиши их своего благословения.

    Старец – инок: Ладно, будь, по-твоему!

                              Веди меня к дому, сынок!

    (Уходят).

    - Что же произошло дальше?

    - А дальше произошло чудо. Старец пошёл с мальчиком. Кирилл и Мария радушно приняли странствующего. Перед тем как сесть за стол, вся семья и старец помолились. Старец попросил Псалтырь и передал Варфоломею со словами: «Читай!».

        Варфоломей боялся, что родным станет стыдно за него перед старцем. Варфоломей стал читать. Родители и братья в изумлении слушали, как читает Варфоломей, ведь ещё утром он с трудом выстраивал простые слоги. Они поняли, что молитвами старца и маленького мальчика Господь явил чудо. Слова старца сбылись. Варфоломей с того дня так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей.

         Вот так сбылась мечта мальчика, который очень хотел научиться читать. Вот почему повелось на Руси, желая успехов в учении, взывать к Сергию Радонежскому.

         Он люби по долгу молиться в уединении, питался хлебом, да водой, одевался скромно, денег не копил, а если встретит на улице бедняка, так даст ему и то малое, что имеет.

       

     Мать и отец его сами на старость лет ушли в монастырь. А когда Варфоломею было 18 лет его родители умерли.

         

        Тогда ушёл он из села Радонежа, где прежде жил в дикие густые леса. С ним отправился его старший брат Стефан. На красивом холме братья построили    небольшую церковь, освящённую в честь Святой Троицы. Вскоре Варфоломей тоже принял пострик и стал с этих пор носить новое монашеское имя Сергий. Было ему тогда 23 года. Жил Сергий близ Радонежа, поэтому и прозывать его стали Радонежский, т.к. в те далёкие времена фамилий у людей не было. Им давали прозвища или по ремеслу, которым они занимались, ил по характеру, или по месту жительства.

    Ученик:

    Там, где шумел сосновый бор,

    Где был, когда то лес дремучий

    Стоит наш Троицкий собор

    В сиянье золота – могучий.

    Он освящён во имя Бога,

    Во имя Троицы Святой.

    Доступна всем к нему дорога,

    Богат для всех он добротой.

    - Ребята, а легко ли жить в лесу?

    - Конечно, нет. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё бродят дикие звери. Старший брат не выдержал такие трудности и ушёл в Москву. А Сергий остаётся один в лесу.

        Однажды, пришел к Сергиевой келье, так называется уединённое жилище монахов, ослабевший от голода медведь. Сергий дал ему краюшку хлеба, не побоялся. Прямо из рук накормил. С тех пор мишка нередко навещал монаха.

        Слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Стали приходить к нему люди, строить рядом с его жилищем свои избушки – кельи. Так постепенно собралась монашеская братья. И образовалась монастырская обитель Святой Троицы.

         Монастырь продолжал строиться. Жить приходили не только монахи, но и простые люди. Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.

    Ученик:

    Был когда – то город славный

    Весь лесами окружён.

    Родине служил исправно

    С незапамятных времён.

    Возле лавры рос он бойко,

    Стал с ремёслами знаком.

    Деревянные постройки

    Возводились топором.

    Вырастали вдоль оврагов,

    Разбегались по холмам,

    А над ними белым стягом

    Возвышался Божий храм.

    - С тех пор началась новая жизнь в лесной обители. Преподобный Сергий подавал во всём пример: сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду, пёк хлеб, варил пищу и шил одежду и обувь. Первым приходил к службе. Шли годы. Монастырь рос и братья желали, чтобы Сергий стал игуменом (настоятель мужского монастыря, старший священник (начальник)).

       Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простые люди, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного.

       Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия.
    Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться — послать множество даров хану и тем купить мир.

          Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, — сказал Сергий, то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, — милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!».    

          Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца.   Вскоре это пророчество подтвердилось — на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе.

         Однажды Преподобный совершил чудо с источником. Когда иноки стали роптать на то, что рядом нет воды, Преподобный, взяв одного из них, спустился вниз из обители и найдя небольшую лужицу дождевой воды, встав на колени, помолился. И услышал Господь молитву и явил чудо. Забил, заискрился ручей.

         Ещё Преподобный совершил чудо с ребёнком. Один человек принёс ему своего умирающего сына, и пока просил Преподобного Сергия помолиться за него, ребёнок умер. Отец впал в отчаяние и ушёл, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребёнок оказался жив.

    4. Подведение итогов урока.

    Слайд 21

    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/9/100009002_large_700_877.jpg

    Слайд 22

    http://1.bp.blogspot.com/-zvfE_v968_U/Tbm2Ewp3ViI/AAAAAAAAAHA/NkWak1E81tc/s1600/SergijRadonezhskij2.jpg

    Слайд 23

    http://s012.radikal.ru/i321/1111/12/a0dd433fd6cb.jpg

    Слайд 24

    https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTJawM5hxFddqNN9grWcV6qfmvuzfF2oGSc2vRaq-6mbXE2yr1gaw

     - Мы с вами сегодня совершили путешествие во времена стародавние.

     - Скажите, пожалуйста, а для чего нам надо знать эту историю? (Человек, не знающий историю своей страны, не имеет будущего).

     - О ком мы говорили на уроке?

     - За что люди причислили его к лику святых? За какие его дела называют святым?  (Доброта, щедрость, трудолюбие).

     - Что нового для себя вы узнали на уроке? (О строительстве Сергиева Посада, о жервенности человека перед другими).

     - Из уважения и почитания старца Сергия люди создавали и создают ему памятники. Памятник не только скульптурные, но и художественные.

     - Как называется это произведение? (Икона) 

     -Существует молитвенная традиция: Святого преподобного Сергия Радонежского  просят о просвещении разума к учению. Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

           К молитвам преподобного Сергия прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни. К помощи святого преподобного Сергия  Радонежского  можно прибегать в любой беде  и  в любом затруднении.

     Также святого преподобного Сергия  Радонежского  просят о сохранении  и  защите страны Российской от врагов.  

    - Какой эпизод из жизни Сергия Радонежского изображён на этом полотне? (Строительство Сергиева Посада).

    - А какой фрагмент вы видите на репродукции Михаила Васильевича Нестерова? (Сергий накормил из рук ослабевшего медведя).

    - Почему на этих двух картинах изображена светящаяся аура? Как она называется? (Это нимб, признак святости этого человека).

     - Люди поставили памятник Сергию. Скажите, какие части скульптор выделил особо ярко? (Лицо скорбное, руки сложенные в молитве).

        Помня Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свои поступки, правила поведения, свою жизнь, обновляя  её хорошими поступками.

        Еще много можно было говорить о Сергии Радонежском  и его жизни: о чудесных его владениях и пророчествах, о монастырях, основанных им, об учениях его. Но мы должны помнить, что в настоящее время наше, трудное и может быть, путаное, когда смещаются жизненные, нравственные ориентиры, есть примеры жизни людей, и мы должны знать о них, равняться на них, обращаться к ним в трудные для нас времена.

          Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.  

         Ребята, мы с вами говорили о семье Преподобного Сергия Радонежского, в которой он воспитывался, жил, потом он ушёл монастырь и там создал семью иноков. А ведь мы с вами в классе тоже семья, только школьная. Мы вместе будем учиться, работать, дерзать на протяжении нескольких лет.

    5. Рефлексия

    Слайд 25

    http://s013.radikal.ru/i323/1105/4a/79552a77dc7e.jpg

       

    - С каким настроением вы заканчиваете урок?

    - Продолжите предложения.

    • Сегодня на уроке я узнал…
    • После урока мне захотелось…

    6. Домашнее задание

    Привести пример из жизни Сергия Радонежского, иллюстрирующий эти пословицы:

    1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

    2. Жить – Богу служить.

    3. Послушание паче поста и молитвы.

    4. Умный смиряется - глупый надувается.

    5. С молитвой в устах, с работаю в руках

    Литература:

    1. Костюкова, Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.) : учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошникова – М.: Дрофа, 2013.
    2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4 – 5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
    2. www. nsportal.ru
    3. www. numi.ru
    4. www. shkola-abv.ru
    5. www. 1 september.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

    «Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс

    Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        Класс - 4 Тема и номер ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

    Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...