Главные вкладки

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
    методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмотря на то, что по этому предмету есть методические разработки, тетради, учебник. Я подумала,  как построить урок, какие формы, виды деятельности использовать, чтобы он достиг цели. Дети  на уроке узнали много нового, и им было интересно.

    На примере урока по православию « Отношение христианина к природе» 4 класс (учебник Кураева А. В.) Я хотела показать разнообразие форм и видов деятельности, которые можно применять, как на этом уроке, так и на других. На  данном уроке широко используется метод проекта (работа велась на уроке и во внеурочное время). Проект дает возможность ­­­добывать знания самим, учит работать в группе, налаживать доброжелательные отношения, выражает стремление детей участвовать в коллективно-творческих делах. Используется интеграция православия и изо, православия и литературы, православия и окружающего мира. Обсуждение проблемных вопросов помимо коммуникативных навыков овладевают и социальными умениями. Работа в группе создает эффект включенности детей в общую работу класса, гарантирует получение индивидуального образовательного результата. Применение на уроках православия театрализации, исследовательской работы делает уроки не только интереснее, но и способствует решению воспитательных и развивающих задач. Этот конспект можно использовать на уроке, так и во внеурочной  работе, так как тема важна для  духовного и экологического воспитания детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по курсу

    «Основы религиозных культур и светской этики»,

    Модуль «Основы православной культуры», урок № 26

    Класс: 4

    Тема урока: «Отношение христианина к природе» (учебник Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»).

    Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир.

    Задачи:   

     - познакомить учащихся  с христианским отношением к природе ;

     -помочь  в осознании общегражданской и личной ответственности человека за вверенный ему мир;

    -привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам современности, к возможности личного участия в решении проблемы;

    – осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

    – обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи;

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ:

    - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

    - воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

    - воспитание гражданственности;

    - воспитание нравственных чувств и этического сознания.

    Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры,  учебник Кураев А.В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», выставка рисунков  с изображением  животных, куклы для кукольного спектакля, декорации, луг, цветы.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Содержание

    Орг. Момент(2мин)

    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

    Приветствие учителя.

    -Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет интересный урок. Я бы хотела начать его с прослушивания песни.

    Актуализаця знаний(4 мин)

    Вступительное слово, загадывание загадки, пение песни с детьми, постановка вопросов для обсуждения, организация деятельности учащихся, ознакомление с изображением на слайдах.

    Прослушивание аудиозаписи, пение песни

    Отгадывание загадки, знакомство с изображением на слайдах, ответы на вопросы.

    Послушайте песню «Как прекрасен этот мир…» (Дети поют вместе с учителем) (слайд 5)

    Отгадайте, о чем идет речь? (слайд 6).

    Есть среди книг одна, которая всем открыта, хотя не всем доступна. Для того, чтобы научиться читать ее, не нужно знать алфавита, ни уметь складывать из букв слова и предложения. Необходима лишь любознательность и способность запоминать увиденное и услышанное. Книга эта, как вы догадались, не человеком написана.

    - Что это за книга? ( Название ей  – Божий мир,  что раскинулся вокруг нас). (слайд 7)

    Постановка и формулировка проблемы, планирование деятельности(8 мин)

    Постановка вопросов для обсуждения, организация деятельности учащихся.

    Просмотр проекта (дети  готовили  презентацию, озвучивали стихотворение).

    Показ презентации,

    анализ иллюстративного материала

    Обсуждение проблемных вопросов, формулировка вывода

    Ваши одноклассники   родготовили  презентацию, озвучили Э. Котляра «Кто создал море и сушу?» (слайд 8)

    _Давайте посмотрим, что у них получилось.
    -Как вы думаете, что важного хотел нам сказать автор?
    (слайд 9)

    -Почему природа так благотворно действует на человека?

    – природа так красива, что смиряет тревоги человека;

    – природа даёт человеку ощущение свободы;

    – природа даёт возможность дышать свежим воздухом и наслаждаться красотой;

    – природа создана Богом, и это убеждает человека в не случайности его собственной жизни и потому даёт ощущение счастья.

               О чем сегодня пойдет речь на уроке?

    Сообщение темы урока.

    Об « Отношение христианина к природе» (слайд 10)

    Решение проблемы, применение знаний и умений(17мин)

    Рассказ учителя, постановка вопросов для обсуждения, показ слайдов презентации

    Организация деятельности учащихся в малых группах, инструктирование учащихся, проверка результатов работы в группах.

    Чтение учителем стихотворения, постановка проблемных вопросов.

    Организация беседы, комментирование ответов учащихся.

    Показ слайдов, демонстрирование кроссворда, организация работы в малых группах, проверка ответов кроссворда

    Постановка вопроса.

    Ответы на вопросы, беседа, знакомство со слайдами презентации.

    Работа с карточками в   малых группах,

    обсуждение проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы.

    Слушание.

    Беседа, ответы на поставленные вопросы.

    Разгадывание кроссворда    о животных (работа в малых группах)

    - Что такое природа?  (слайд 11)

    Природа – это все, что нас окружает и не создано руками человека. Изучать это дивное творение Господа призван человек с первых дней своей жизни, едва лишь у ребенка раскроются глаза и он начнет делать первые свои наблюдения.

    И мы с вами с наслаждением слушаем песню соловья, любуемся закатом, рассматриваем прекрасные цветы,  

     - А кто, по мнению христиан, является Творцом природы?

    Мир потому и называется Божиим, что свидетельствует каждому разумному и чистому сердцем человеку о Боге, нашем создателе и Попечителе.

    Развитие науки и познание мира -это доброе дело для христианина.

    Сколько полезных и нравственных уроков мы извлекаем из божьего мира!

    - Подумайте, какие уроки мы можем извлечь применительно к себе из изучения явлений  Божиего мира?

    Каждой группе раздаются слова: река, вода, камень и река. (слайд 12) (Приложение)

    Ответы:

    1. Река устали не знает. Даже когда мы спим, она катит свои воды к намеченной цели. Вот такими и мы должны стать: постоянными, исполнительными, скромными тружениками.
    2. Вода нежная, мягкая. Никого не обидит, ни с кем грубо не обойдется, но каждого прохладит, освежит, да еще и омоет, очистит… Таково свойство истинной любви, заповеданной нам Христом. Необходимо так жить, поступать, чтобы человек, перемолвившийся с тобой 2-3 словами, отошел просветленный.
    3. Бросишь в реку камень, раздается всплеск, камень исчезнет, река остается спокойной. Вспомним это, когда кто-то бросит в тебя камень - обидное, резкое, злое слово. « Побеждай зло добром»,- учит нас Евангелие.

    Бог вручил нам мир,  в надежде, чтобы мы  сохранили , приумножили его красоту. Истинный хозяин на земле Бог, а не человек, который « ходит под Богом»

     Послушайте стихотворение   С. Смирнова «Есть Божий храм, есть храм науки…» (Приложение).

    Ответьте на вопрос:

    - К кому обращается автор в стихотворении? ( К человеку, к нам с вами). (слайд 13)

    Есть Божий  храм,

    Есть храм науки,

    А есть ещё природы храм.

    С лесами, тянущими руки

     Навстречу солнцу и ветрам

     Он свят в любое время суток,

       Открыт  для нас в жару и стынь,

       Входи сюда, будь сердцем чуток,

     Не оскверняй ее святынь!

    - Может ли христианское отношение к природе решению экологических проблем? Каким образом?

             

    - Чем человек отличается от животных? Какая разница между человеком и животными, по замыслу Божьему? ( У человека есть образ Божий, т е разум и свобода. Именно поэтому на нем лежит ответственность за мир.  Для христианина вся природа - это его родной дом и Божий храм). (слайд 14)

      -Как человек должен относиться к животным? (Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных)

    Давайте отгадаем кроссворд « Мир животных».(слайд 15)

    Физ. минутка (2 мин )

    Показывает движения физ.  минутки.

    Постановка вопроса.

    Организация деятельности учащихся, просмотр презентаций учащихся.

    Повторяют движение за учителем.

     

    Ответ на вопрос.

    Исследовательская работа с текстом

    (опр. группе детей давалось задание)

    Показ презентации « Чудесная дружба»

    (проектная работа). Учащимся  дано было задание найти в Священных писаниях материал о дружбе святых и животных и коллективно создать презентацию).  (кружок проектной деятельности «Мастерская добрых дел»).

    Встретились ли среди найденных животных те, которые дружили со святыми? (Встретились.) Назовите их.

       

     

         Вашим одноклассникам было  дано задание, найти в Священных писаниях материал о дружбе святых и животных и коллективно создать презентацию).  Давайте посмотрим ее.

    слайд 16-20). И проверим, правильно мы назвали животных, которые дружили со святыми.

    Организация работы с карточками в парах, показ слайдов презентации, проверка задания.

    Организует работу с текстом учебника. Организация беседы по прочитанному.

    Организация деятельности учащихся, постановка вопросов.

    Работа с карточкой в парах, просмотр слайда презентации, чтение,

    взаимопроверка

    Высказывание предположений

     

    Работа с текстом статьи учебника, Самостоятельное чтение статьи, ответ на проблемный вопрос. Беседа о прочитанном.

    Разыгрывание кукольного спектакля, ответы на вопросы.

    -Вспомните, кого Господь сотворил на пятый день творения?

    Работа с карточками.  

    (В пятый день:насекомые, птицы, рыбы).(слайд 21-22)

    - Что делает человека выше природы? ( слайд 23)

     Найдите ответ в тексте учебника  (стр. 125-128)

    - Давайте сравним наше мнение с точкой зрения автора учебника.

    -Как необходимо относится к животным?

    - Чему нас учит пример животных?

    А чтобы посмотреть, чему учит нас пример животных, давайте посмотрим кукольный спектакль « Как овечка лучшей доли себе искала»   (притча в стихах).(слайд 24-25)

     

     -Кто  является главной героиней? (Овечка). О чем говорит притча?

    Организация деятельности учащихся, поэтапное рисование ,показ слайда презентации.

    Рисование  главной героини спектакля.

    Нарисуйте  главную героиню кукольного спектакля. (слайд 26)

    Итог урока (5мин)

    Постановка проблемного вопроса.

    Ответ на проблемный вопрос.

    - Может ли христианское отношение к природе решению экологических проблем? (слайд 27)

    Домашнее задание(2 мин)

    Инструктирование

    Запись, уточнение задания.

    Нарисовать результаты благоприятного воздействия человека на природу (фруктовый сад, домашнее животное, любимый парк и т.д.)

    Рефлексия(5 мин)

    Организация деятельности учащихся, комментирование.

    Ответы на вопросы, посадка цветов нужного цвета, оценка  важности материала урока для каждого учащегося.

    На доске изображение зеленого луга, у каждого из вас на парте 3  бумажных цветка. Выберите цветок нужного цвета: желтый - расскажу маме (папе), синий- думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом, белый - есть вопросы, не понял.  Посадите его на наш луг. Желающие могут вслух обосновать свой выбор . (слайд 28-29)

    Список использованной литературы:

    Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

    Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебн. пособ. для общеобразоват. учрежд. / А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010.

    Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

    Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

    Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

    разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

    Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

    Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

    Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

    Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...