Главные вкладки

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
    методическая разработка (4 класс) по теме

    Основы религиозных культур и светской этики

     

    Модуль:  «Основы светской этики»

    Класс: 4.

    № урока: 13.

    Тема: Альтруизм и эгоизм.

    Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon no13_altruizm_i_egoizm.doc65.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

    Основы религиозных культур и светской этики

    (модуль «Основы светской этики»)

    Разработчик:

    Макарова Лариса Вениаминовна,

    учитель начальных классов

    г.о. Сызрань

    Основы религиозных культур и светской этики

    Модуль:  «Основы светской этики»

    Класс: 4.

    № урока: 13.

    Тема: Альтруизм и эгоизм.

    Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, как важнейшей нравственной ценности.

    Задачи:

    1. Дать представления о понятии:  альтруизм, милосердие, эгоизм.
    1. развитие эмоциональности;
    2. воспитание милосердия, сострадания, сочувствия, толерантности, готовности  помочь другому.

    Виды деятельности:

    1. Беседа;
    2. Самостоятельная работа со словарем;
    3. Творческая работа в группах;
    4. Работа в парах;
    5. Мозговой штурм;
    6. Визуальное восприятие;
    7. Устные высказывания на тему;
    8. Подготовка к творческим заданиям;
    9. Интерактивное упражнение.

    Основные термины и понятия: Альтруизм. Милосердие. Эгоизм.

    Оборудование: мультимедиа, памятки «Жизненные правила»,  словарь Ожегова, канцелярские скрепки, сердечки разного цвета.

    Ход урока:

    Виды деятельности

    Содержание

    1  Организация деятельности учащихся.

    Приветствие

    2 Сообщение темы  урока.

    Поисковая постановка вопроса.



    3Работасо словарем





    4.  Прослушивание текста. Беседа по содержанию текста.



    5. Беседа.




    6 Работа со словарем.








    7. Вопрос-ответ.

     -Сегодня очень интересная тема и серьёзная.

    - Прочитайте название темы на слайде. Для многих из вас слова незнакомые. Прочитайте эпиграф нашего занятия: «Жизнь дана на добрые дела» и слайд 2,3. Подумайте, как это может быть связано с нашей темой и новыми словами? – (ответы уч-ся.)


    -Я предлагаю дежурному по словарю найти слово «альтруизм» и зачитать значение этого слова. (слайд 4)




    Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных понятий. А что это за понятие, ответите вы, прослушав текст - (приложение1), слайд5


    Беседа по содержанию (слайд 6)

     Еще раз назовите слово, о котором идет речь в тексте

     (милосердие). 

    1. Как вы понимаете значение этого слова? (пока класс отвечает, дежурный по словарю находит значение этого слова и зачитывает всем)
    2. Милосердие и альтруизм –

                                                            слова - синонимы

     Демонстрация слайдов 7,8


    Слайд 9

    Термин "милосердие" несколько не популярен сегодня. "Сестра милосердия", "Брат милосердия" в словаре даны как устаревшие сочетания слов. 

    1. Нужно ли милосердие сегодня?
    2. Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?
    3. Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
    4. Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?
    5. А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
    6. Нужно ли проявлять милосердие к "падшим" людям: бомжам, пьяницам, наркоманам…

    8.Визуальное восприятие.





    9 Творческая работа  в группах.













    10. Мозговой штурм.












    11. Вопрос классу.


    12. Работа со словарем.


    13. Работа в парах.

    Устные высказывания на тему

























    14.Интерактивное упражнение




    15. Закрепление нового материала.

    Слайд 11-16 о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятившим себя служению другим людям


    Слайд 17 читается стихотворение Э.Асадова (приложение 2)


    Нужно ли милосердие в наше время?(слайд 18)

    1.   Каких людей больше в нашей жизни?   Отзывчивых или равнодушных?
    2.   Нужно ли милосердие в наше время?
    3.   В чем оно проявляется? Примеры.
    4.   В чем причины людского равнодушия и невнимания?
    5.   Можно ли воспитать милосердие в себе?

     (слайд 19)

    1. Подбор синонимов к слову милосердие

    Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость,  долг,  сочувствие человечность,  забота,  честь,  внимание,  ласка,  сострадание, человеколюбие,  жалость, любовь, альтруизм

    1. Подбор антонимов 

       Равнодушие,  черствость, бездушие,  злость,  зависть,  высокомерие,  жадность,  жестокость, безжалостность, эгоизм


    В нашей теме заявлено еще одно слово – эгоизм. Как вы его понимаете?

    Определение этого слова нам найдет в  словаре дежурный по словарю. (слайд 20)


    1. Согласны ли вы с данным утверждением. Обоснуйте свой ответ. (слайд 21,22)
    2.  У человека, влюбленного в себя, есть то преимущество, что у него мало соперников.
    3.   Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя.
    4.   Если хочешь жить для себя, живи для других.
    5.   Будь альтруистом – уважай эгоизм других!
    6.   Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
    7.   Кто очень любит себя, того не любят другие.
    8. "Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
    9. "Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)


    Интерактивное упражнение «Скрепка» (Слайд 23).

    Каждому дается канцелярская скрепка. Задание: разогните ее, а сейчас – сверните ее в исходное положение. Это не удается. Вывод: часто люди, руководствуясь только своими эгоистическими принципами, пытаются воздействовать на других, как считают нужным, нанося порой душевные раны и страдания другому. Мы должны помнить об этом и стараться быть терпимее к другим, уметь уступать и не обижать.

    Всем раздаются памятки «Жизненных правил» (слайд 24) - приложение 3

    Слайд 25 как итог: Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга.

     16. Рефлексия.

     Дискуссия по цепочке

    - был ли разговор полезен для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

    - учитель раздаёт детям сердечки разных цветов. Дети оценивают своё состояние.

    17. Домашнее задание.

    1. одна половина класса находит в библиотеке книги с рассказами, сказками, где выражены альтруистические качества героя.
    2.  вторая половина класса находит в библиотеке книги с рассказами, сказками, где выражены эгоистические качества героя.(слайд 26)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

    Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

    «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

    Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

    Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

    Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

    «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

    Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

    Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

    Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

    "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"

    Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...