Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".

Цели урока:

1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

3.  Воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность

Задачи урока:

1. Знать понятия «добро» и «зло».

2. Уметь отличать добро от зла.

3. Показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока58.91 КБ
Файл Презентация419.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36 ИМЕНИ А.М. ГОРОДНЯНСКОГО ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Урок

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока:«Добро и зло»

Новицкая Любовь Васильевна

учитель начальных классов

Г. Смоленск

2014


Пояснительная записка

        Урок по данной теме занимает важное место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро и «Зло».

        Он способствует формированию самооценки детей, совершенствованию умений практической деятельности, развитию самостоятельного мышления и познавательного интереса.

        Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, помогает каждому ребёнку включиться в общую работу.

        Использование мультимедийной аппаратуры даёт возможность максимально отразить познавательную деятельность детей.

        Класс: 4В, I четверть, 5 урок по курсу «ОРКСЭ», по модулю «Основы светской этики».

        Тема урока: «Добро и зло» (первый урок, всего 2урока).

        Цели урока:

  1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

3.  Воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность

        Задачи урока:

1. Знать понятия «добро» и «зло».

2.  Уметь отличать добро от зла.

3. Показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Метод моральных дилемм и дискуссий.

Технология развития критического мышления.

Оборудование: учебники по ОРКСЭ, рабочие тетради, компьютерная презентация, аудиозапись песни «Дорогою добра», мягкие игрушки, аппликация (коллаж), смайлики.

Ожидаемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.

Метапредметные:

Регулятивные формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные – овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

- Приведите примеры из жизни, которые иллюстрируют одну из особенностей морали.

III.Работа над новой темой урока.

1.Чтение наизусть строк учеником. [1]

… Крошка-сын к отцу пришёл,

     и спросила кроха:

    -Что такое хорошо

     и что такое плохо?

Учитель:

- Ребята, вам известны эти строки?

- Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?

Слайд 1.

«Добро и зло». [4]

2.Обсуждение проблемы.

Учитель:

- Прочитайте эпиграф.

Слайд 2.

Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».[5]

В.О.Ключевский.

- Как вы понимаете эту фразу? Выскажите свои мысли.

3.Фронтальная беседа.

- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?

- Как вы относитесь к таким людям? Почему?

- Назовите сказки, в которых добрые герои противопоставлены злым.

Слайд 3.

«Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Какие добрые и злые поступки совершали герои этих сказок?

- Может ли больной, бедный человек быть добрым?

- Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния?

- Где заложена основа добра и зла? (В нас самих).

- Дайте характеристику вы сами себе. Какой ты человек?

- Легко ли быть добрым? Почему?

4.Чтение текста в учебнике с.   и обсуждение его по вопросам.[2]

- Выпишите из текста 2 – 3 предложения, которые показались вам наиболее значимыми.Обоснуйте свой выбор.

5.Физкультминутка.

- Встаньте все в круг, улыбнитесь, передайте своему соседу, стоящему справа от вас мягкую игрушку и скажите ему  только добрые слова.

- Что вы испытываете, когда слышите эти слова? (Ответы ребят).

- Приведите примеры добрых поступков из жизни.

- Можно ли считать добрым поступок, совершённый ради награды или из страха перед наказанием? (Ответы детей).

6.Работа в группах.

Каждая группа готовит сообщение по памятке.

Слайд 4.

1-ая группа:

- Для чего люди должны знать, что такое добро?

- Дайте характеристику слову добро.

- Как должен делать человек добрые поступки?

2-ая группа:

- Нужно ли человеку знать, что такое зло?

- Дайте характеристику слову зло.

-Как должен поступать человек, чтобы не делать злые поступки?[6]

(Выступления учащихся).

7.Творческая работа (составление коллажа).

Звучит песня «Дорогою добра». [7]

На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребёнок наклеивает приготовленные изображения: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовём эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло» и т. д.)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

IV.Итог урока.

8.Игра «Смайлик на добрую услугу».

- Каждому из вас я приготовила смайлик на одно доброе дело. Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать смайлик и положить его на парту. Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш смайлик. А вы останетесь без смайлика до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их!

(Раздаю смайлики).http://www.yoursmileys.ru/ksmile/giant/k28007.gifhttp://www.yoursmileys.ru/ksmile/giant/k28005.gifDataLife Engine Версия для печати Супер коллекция симпатичных смайликов

- Кто хочет воспользоваться смайликами прямо сейчас?

(Можно попробовать поиграть прямо на уроке).

- Эта игра – домашнее задание до следующего урока, на котором и обсудим её результаты.

V.Домашнее задание. (Вариативность).

Слайд 6.

1.Составить кодекс доброты (правила доброты).

2.Нарисовать рисунок на тему: «Как вижу я добро и зло».

3.Написать мини-эссе «Как отличить добро от зла».

VI.Рефлексия.

Учитель:

- Наше занятие  подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают мягкую игрушку, высказывая своё мнение).

- А теперь давайте улыбнёмся друг другу, забудем всё плохое и постараемся всегда быть добрыми. Ведь делать добро – это здорово!

Слайд 7.

                «Спешите делать добро»

Спешите        добро        всем        творить,         
Чем        можете        –        делом        иль        словом.       
Учитесь        ближних        любить,              
Ведь это жизни основа! [8]  

Литература:

  1. А.В.Захарова, В.И.Слободчиков. Мир детства. Младший школьник. М., 1988г.Лошкарева Н.А., психолог О добре и доброте. Добрый ли ты?
  2. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр.- М.:Просвещение, 2012
  3. Электронное пособие к учебному пособию «Основы светской этики».

Интернет-источники:

  1. http://www.medkrug.ru/article/show/5562
  2. http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx
  3. http://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.html
  4. Музыка.http.//www.sefon.ru/mp3/Детские песни/Дорога Добра
  5. http://www.stihi.ru/2010/01/25/2991


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку п о курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло » МБОУ СОШ № 36 Учитель начальных классов Новицкая Любовь Васильевна

Слайд 2

Добро и зло

Слайд 3

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро , а тот, кто не умеет делать зло ». В.О.Ключевский.

Слайд 4

Сказка « Морозко »

Слайд 5

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 6

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Слайд 7

Памятка 1 группа 2 группа Для чего люди должны знать, что такое добро ? Дайте характеристику слову добро . Как должен делать человек добрые поступки? Нужно ли человеку знать, что такое зло ? Дайте характеристику слову зло . Как должен поступать человек, чтобы не делать злые поступки?

Слайд 8

Домашнее задание (вариативность) Составить кодекс доброты (правила доброты). Нарисовать рисунок на тему: «Как вижу я добро и зло ». Написать мини-эссе «Как отличить добро от зла ».

Слайд 9

Спешите делать добро Спешите добро всем творить, Чем можете – делом иль словом. Учитесь ближних любить, Ведь это жизни основа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...