Главные вкладки

    «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Манзебур Валентина Ивановна

     

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» 

     

    В.И.Манзебур, учитель начальных классов

    МБОУ «Гимназия №1», г. Ноябрьск

     

    План-конспект урока курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» по теме «Добро и зло». Данный урок  занимает особое место в курсе «ОРКСЭ» и позволяет расширить представление о понятиях «Добро» и «Зло».

    Способствует формированию самооценки детей, совершенствованию  умений практической деятельности, развитию самостоятельного  мышления и познавательного интереса, умение работать в группе, с источниками информации. Коллективная работа позволяет обучающимся получить эмоциональную и содержательную поддержку, создаёт включенность  каждого ребёнка  в   общую работу.

    Урок состоит:

     I.Организация деятельности учащихся.

    II. Проверка домашнего задания

    III. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

    IV. Подготовка к изучению нового материала.

    V. Работа в группах.
    VI. Закрепление понятий.

    VII. Обобщение и рефлексия
    VIII.  Д/з (по выбору)

    Урок может быть использован учителями,  ведущими курс «Основы религиозных культур и светской этики».

    При подготовке урока были использованы материалы следующих источников:

    1.Основы светской этики. 4 – 5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.

    2.Рабочая тетрадь «Основы светской этики» для учащихся 4-х классов /  авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Главное управление образования Курганской области, Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. –  38с.

    3.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

    4.Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

    5.Периодические издания.

    6.Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.

    7.Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

    8.Энциклопедия. К и М, 2007 г.

    9.     Интернет-источники.

    1.     http://skromna.beon.ru/2.html

    2.     http://www.medkrug.ru/article/show/5562

    3.     http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon manzebur_v.i._dobro_i_zlo.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Автор: Манзебур В.И.

    Должность: учитель начальных классов

    Категория: вторая

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    Модуль «Основы светской этики»

    Тема урока: «Добро и зло»

    Класс: 4

    Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости    определенного поведения,  обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

    Задачи:

    формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;

    развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их

          с общечеловеческими ценностями;

    повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

    Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

    Ход урока

    Организация деятельности учащихся.

    В жизни по-разному можно жить –  

    Можно в беде, а можно в радости.

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно так:

    На рассвете встать –

    И, помышляя о чуде,

    Рукой, обожженною, солнце достать

    И подарить его людям.

    - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

    Проверка  домашнего задания.  (Слайд 2-3)

    1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений  о добре и зле?

    А) эстетика        Б) этика                В) философия                Г) история

    2. Что означает слово «мораль»?

    А) привычки        Б) обычаи                В) правила поведения        Г) все верно

    3. Что означает понятие «культура»?

    А) правила поведения                        Б) хороший тон

    В) возделывание земли                 Г) манеры

    4. Культуру иногда называют:

    А) первой природой                        Б) второй природой

    В) третьей природой                        Г) четвертой природой

    Часть 2

    На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»

    5. Моральные нормы (правила) нигде не записаны.

    6. В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века.

    Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

    - Прочитайте эпиграфы на доске и попробуйте определить тему урока.

    Эпиграфы:

    «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

    В.О.Ключевский.

    «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

    Древнекитайское изречение.

    - На какие вопросы мы должны найти ответы?

    Подготовка к изучению нового материала.

    Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

    Добро со злом неразделимы.

    Борьба идет под плач и смех,

    Но жаждет каждый видеть зримо,

    Когда добро одержит верх.

    Заслужит только тот награды,

    Кто испытание пройдет.

    Кувшинчик с кладом он откроет,

    И в мир добра он с ним войдет.

    Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

    Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

    Работа в группах.

    Как вы понимаете понятие «Добро»?

    Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый)

    Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

    К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

    Работая в группах вам необходимо найти определения добра и зла.

    Группа 1. Работа с Толковым словарём.

    С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

    С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

    Группа 2.  Работа с учебником. Что такое добро?

    Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?

    Группа 4. Какая бывает доброта? Что такое зло? Работа с текстом.

    Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

    Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

    Почему же добро всегда побеждает над злом?

    Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

    Закрепление понятий.  

    Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

    С грядки старушка цветок сорвала

    Девочке Жанне его отдала.

    В цветке, лепестках есть волшебная сила

    Их девочка Женя о чём-то просила

    Что надо сказать лепестки обрывая?

    Как называется сказка такая?

    («Цветик – семицветик»   В.Катаев.

    Лети, лети лепесток,

    Через запад на восток,

    Через север через юг,

    Возвращайся, сделав круг

    Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)

    Колотил да колотил

     По тарелке носом –

    Ничего не проглотил

    И остался с носом.

    (Сказка «Лиса и журавль»)

    Снег валил, клубились тучи

    Гнулись сосны до земли

    Злые люди в лес дремучий

    Сиротинку отвели.

    Замолчать заставили

    Замерзать оставили.

    (Сказка «Морозко»)

    Сейчас потолкуем о книге другой:

    Тут синее море, тут берег морской.

    Старик вышел к морю

    Он невод забросил.

    Кого-то поймает и

    Что-то попросит.

    (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Кушай яблочко, мой свет.

    Благодарствуй за обед.

    Старушоночка сказала,

    Поклонилась и пропала.

    (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

    Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

    В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

    Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением,  трудом, верой в победу над злом.

    Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:

     - «Ни один …. человек не бывает счастлив»

    Ювенал

     - «Жизнь …. людей полна тревог»

    Д.Дидро

     - «Добро помни, а … забывай»

    Пословица

     - « Не делай … , не то на зло нарвешься»

    Восточная мудрость

     - « Если не хочешь знать страха, не делай …»

    Кабус

    Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.

    Обобщение и рефлексия.

    Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.

    Доброта последнюю рубашку

    Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

    Разведет сады, похожие на сказку,

    И в несчастье друга не предаст.

    Не обидит добрую старушку,

    Приласкает малое дитя

    И отдаст последнюю краюшку,

    Не оставив корки для себя.

    Доброта как солнце, теплый ветер,

    На неё ты не предъявишь счет.

    Доброта нам достается даром,

    Ценится дороже всех щедрот.

    Доброта в глазах лучистым светом

    Отражает путь своей души.

    В добром деле и решенье смелом

    Все ёе поступки хороши.

    Будем жить в согласии и вере,

    Говорить лишь правду и не лгать!

    Будем доброту повсюду сеять,

    Чтобы зло потом не пожинать!

    Что хотела передать автор в этих строках?

    К чему она нас призывает?
    Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
    1) Помогать людям.
    2) Защищать слабого.
    3) Делиться последним с другом.
    4) Не завидовать.
    5) Прощать ошибки другим.

    ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
    Не захватить, а отдать.
    Не кулак показать, а протянуть ладонь.
    Не спрятать, а поделиться.
    Не кричать, а выслушать.
    Не разорвать, а склеить.

    ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
    И ЕЩЁ ПОМНИ:
    Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
    Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

    Домашнее задание (по выбору)

    а) Подбери пословицы и поговорки о добре и зле.

    б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

    Список используемой литературы:

    Основы светской этики. 4 – 5 классы : учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.

    Рабочая тетрадь «Основы светской этики» для учащихся 4-х классов /  авт.-сост. Н.Н. Ушакова; Главное управление образования Курганской области, Институт развития образования и социальных технологий. – Курган, 2011. –  38с.

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

    Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

    Периодические издания.

    Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.

    Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

    Энциклопедия. К и М, 2007 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

    Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

    Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

    Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

    Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

    «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

    Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

    Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

    Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

    Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

    Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....