Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
презентация к уроку (4 класс) по теме

Гонебная Валентина Александровна

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Теме «Этикет» отводится урок № 11. Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека. Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): опрос взрослых, работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала. Для наглядного изучения нового материала используются видеоролики из детского юмористического журнала «Ералаш». В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 9»

Курс: Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы светской этики

Тема «Этикет»

Разработка урока

Гонебная Валентина Александровна, учитель начальных классов

г. Ачинск, 2011

 


Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком).

Теме «Этикет» отводится урок № 11. Данная тема имеет важное значение для воспитания учащихся. Умение вести себя за столом, в гостях, во время поездки в общественном транспорте, в театре, в школе характеризует общий уровень культуры человека. Определение слова «Этикет» учащиеся находят сами, используя различные способы достижения цели (в зависимости от уровня развития): опрос взрослых, работу с толковыми словарями, подбор правильного ответа из предложенного материала. Для наглядного изучения нового материала используются видеоролики из детского юмористического журнала «Ералаш». В конце урока на этапе «закрепление» дети самостоятельно выводят правила поведения в различных ситуациях.


Модуль «Основы светской этики»

Учитель: Гонебная Валентина Александровна.

Тема: Этикет

Цели урока: осмысление детьми через частично-поисковый метод места этикета в духовно-нравственном развитии человека

Задачи:

познакомить с понятием «этикет», и его значением в жизни человека через работу в  группах, просмотр видеосюжетов, работу со словарем;

познакомить с некоторыми правилами этикета;

развивать логическое   мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

воспитывать чувство терпимости друг к другу, аккуратность и самостоятельность в работе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа, видеоролики из детского юмористического тележурнала «Ералаш»: «Царевна Несмеяна», «Почему мы так говорим», толковые словари.

Ход урока.

Орг. момент.

Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Ребята, давайте с вами разгадаем кроссворд  

(Разгадывание кроссворда).

Как называется наш модуль? (основы светской этики)

Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (совесть)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (эгоизм)

Свод законов, по которым живет наше государство. (Конституция)

Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (добродетель)

Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (справедливость)

III. Целеполагание. 

Учитель: Какое ключевое слово получилось? (этикет)

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде). 

А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

Так о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни. Для работы мы разделимся на три группы. Каждая группа получит свое задание. Время выполнения – 5 минут.

III.        Изучение нового материала.

1) Работа  в группах (5 минут).

1 группа - ищет ответ в толковых словарях.

2 группа – проводит опрос взрослых.

3 группа – подбирает высказывание (из предложенных вариантов), подходящее по смыслу к слову ЭТИКЕТ.

 (Выступление групп – 5 минут)

Учитель: Так все же, давайте скажем, что же такое этикет (учащиеся делают вывод самостоятельно).

Вывод:

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие 
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
      (ЮРИЙ ЧИЧЁВ)

2) Беседа по теме.

Учитель: Этикет уже был, когда самого слова ещё не было. Это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. На одном из пышных и изысканных приемов у французского короля Людовика  гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово этикет.  Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.  Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

- Ребята, с каким правилами этикета вы уже знакомы? (ответы детей: правила поведения дома, в школе и т.д.)

- От кого вы узнали о правилах этикета?

3) Учитель: В этикете много правил. И сегодня на уроке мы поговорим лишь о некоторых  из них. О нашей воспитанности можно судить по нашей речи, и огромное значение предает ей  этикет. Давайте посмотрим отрывок из хорошо вам знакомого журнала «Ералаш».  Когда вы будете смотреть, обратите внимание на речь мальчика и подумайте, что в его речи было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим?»

4) Обсуждение просмотренного отрывка.

Что в речи мальчика было необычного?

Все ли вам было понятно в его речи?

Почему вы смеялись?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как «гикнулся», «закочевряжился», «фитиль», «шнобель», «велик», «училка», относятся к молодежному жаргону – сленгу. Но с этим новым понятием вы познакомитесь на уроках русского языка в 6 классе.

А всегда ли уместно использовать в разговоре сленговые слова? (Ребята обращают внимание на то, что мальчик разговаривает с взрослым человеком).

5) Учитель: А сейчас вы увидите еще один отрывок из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна». Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Просмотр отрывка из журнала «Ералаш» «Царевна Несмеяна»

6) Обсуждение просмотренного отрывка в парах.

Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?

Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

IV. Закрепление изученного материала. Работа в парах.

Учитель: Ребята, давайте еще раз назовем, с каким понятием мы с вами познакомились на уроке (этикет). 

Мы с вами посмотрели два отрывка, проанализировали ситуации, в которых оказались герои. А теперь вы поработаете в парах и выведите правила этикета:

Этикет в школе.

Этикет в театре.

Этикет за столом.

Этикет в автобусе.

Этикет в гостях. 

Когда вы обсудите правила, запишите их на больших листах и прикрепите на доску. Когда все пары закончат работу, необходимо перечислить правила, которые вы записали и объяснить свой выбор. Остальные учащиеся должны будут внимательно слушать и дополнить ответ выступающих.

 Учащиеся выполняют задание: на листах записывают правила этикета и прикрепляют на доску, а затем во время выступления рассказывают, какие правила они записали. Остальные учащиеся дополняют их ответ с места. (новые правила можно сразу записать на листах).

V. Подведение итогов.

Что такое этикет?

Какие правила этикета запомнили?

Правила этикета не передаются по наследству, им нужно учиться.

VI. Рефлексия.

Я научилась…

Мне стало ясно…

Я поняла…

Теперь я знаю…

Я буду стараться…

Я узнала…

VII. Домашнее задание.

Читать с. 56-57

Вместе с родителями или друзьями составьте перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"

Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художест...

«Анализ внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в Красновской СОШ»

Краткий отчет о проведении первых этапов экспериментальной работы по курсу ОРКСЭ....

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы светской этики"

       Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первич...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...