Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс)

Таранова Чулпан Ильдаровна

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и светской этики".Москва Издательский центр " Вентана-Граф" 2016 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_islamskoy_kultury.doc213 КБ
Файл islam_pr.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу Основы религиозных культур и светской этике

(модуль «Основы светской этики»)

для  4 класса

на 2019-2020 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года,  годовым календарным графиком и учебным планом школы, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  фундаментального ядра содержания общего образования и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики» Н.Ф. Виноградовой. В. «Вентана-Граф», 2016.  Данная программа разработана с учетом психологических особенностей классов и опирается на следующие нормативные документы:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждения: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011»Об утверждении федеральных перечней  учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Используемый УМК

Учебник Н.Ф. Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики». 4 класс. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2016 год

Особенности программы

Введение в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики» - еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.

Курс  предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, данный учебный курс дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цели и задачи обучения

Цель учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Цель курса «Основы светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами светской этики;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.

Состав участников программы

         Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана для обучающихся 4 классов. Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы светской этики 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и  по выбору   родителей или лиц, их заменяющих.

Основные формы организации учебной деятельности

Организация учебной деятельности основывается на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, репродуктивных, индуктивных и дедуктивных.

К рекомендуемым формам организации учебной деятельности относятся следующие:

  • беседа репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций;
  • взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т. д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
  • взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т. д.;
  • интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения;
  • драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе;
  • ведение поурочного словаря основных терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению учебного материала школьниками. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, устной и письменной речи, т. к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок;
  • составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, установление связей содержания курса не только на теоретическом, но и на образно-визуальном уровне, а также на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием такой галереи образов может стать разнообразный наглядный материал по курсу: репродукции картин, икон, храмов, фотографии и изображения персоналий, музейных экспозиций, ритуальные и бытовые предметы, характерные для православной культуры и др., целесообразно привлечение фотографий предметов, лиц, событий по тематике курса из семьи, семейного архива учащихся (по согласию родителей);
  • написание кратких эссе, сочинений, что способствует развитию навыков письма, работы с источниками информации.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

                                                                                    Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.

 Результаты изучения учебного предмета

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметными результатами изучения  ОРКСЭ являются:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской  морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

6 Поурочно-тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема

Основные виды учебной

деятельности обучающегося

Планируемые результаты

предметные результаты

метапредметные

личностные

Первая часть

1.

Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава

Иметь представление о понятиях: Родина,  Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне.

Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия

Русь; пересказывать прочитанное, составлять

рассказ с введением в него новых фактов

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Регулятивные:

учиться работать по предложенному учителем плану.

.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

формирование гражданской идентичности - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества

2

Как всё начиналось. Древняя Русь

 Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские., её географическое

положение, природа,

население. Различает

национальность и раса.

Древние города России,

их памятники культуры

. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя 

Регулятивные:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

3

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте

Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу 

Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

4

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

Ведёт  учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

5

Как всё начиналось. Народы Сибири

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему  мы страну называем Отечеством,  почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

6

Культура каждого народа неповторима

Получает понятие  об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

7

Традиционные религии народов России

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов

использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Регулятивные:учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: уметь вести дискуссию

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

8

Традиционные религии народов России

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

9

Народные и религиозные праздники. Встреча весны

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

10

Народные и религиозные праздники.

Новый год и Рождество

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Регулятивные: – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

11

Народные и религиозные праздники.

Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Регулятивные:  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. 

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

12

Народные и религиозные праздники. Шаббат.

Пурим.

Праздник Весак

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;

Регулятивные:оценка нравственных норм

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.

восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

13

Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;

Регулятивные:  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

14

Почитай родителей. Будь щедрым

. Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов. анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им

15

Не завидуй.

Не предавай

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

16

Будь терпим и честен

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;

Регулятивные:  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся. 

Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Вторая часть

17

Человек – член общества

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы,  знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи 

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

18

Важные слова- этика, мораль, нравственность

знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им

19

Об этике светской и религиозной

Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;

Регулятивные:  В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

20

Любовь к Родине – высшее нравственное чувство

Знакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи 

Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

21

Семья – первая любовь человека

Рассказывать, какие традиции есть в семье обучающегося Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: понимать значение добра и  зла.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им

22

Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Объяснять, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций, Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

принятие и уважение ценностей семьи и общества  и стремления следовать им

23

Труд на благо Родины

Выполнять задания на анализ текста «Моральный долг»: формулирование вывода «Что такое благо Родины» В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека? Приводить примеры выполнения морально го долга из жизни, фильмов, литературы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций. использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое;

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

24

Защита Родины – долг гражданина

Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

25

Герои - патриоты

Объяснять выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек  на благо своей Родины Объяснять, какие поступки недопустимы даже на войне.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

26

Праздничные дни России

презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы

. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

Коммуникативные: выражение своих мыслей. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

27

Любовь к природе – что это значит?

Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Регулятивные:саморегуляция

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

28

Делать добро!

Вести диалог .

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

29

О сострадании и равнодушии

Участвовать в учебном диалоге:«О сострадании и равнодушии». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

30

Щедрость и милосердие

Объяснять, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу

Коммуникативные: выражение своих мыслей, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

31

Справедливость

 Уясняет признаки, по которым можно судить о справедливости. Ведёт учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Работает в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Оформляет вывод «Кого называют справедливым».

.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении задачи.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

32

О честности, правдивости и лживости

Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на вопросы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

33

Совесть – наших дел свидетель и судья

. Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» «каменное сердце»

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, сообщений, презентаций.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения

34

Как правильно себя вести

Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета.  Работать в паре. Составить перечень правил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик.   Работать с иллюстрациями «Какие правила этикета нарушают герои рисунков

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные:

Участвуют в диспутах и учатся слушать собеседника

Регулятивные: корректирование своей деятельности: учиться работать по предложенному учителем плану.

принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремления следовать им

               Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Электронные образовательные ресурсы

Компьютер, презентационное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьныйклуб

5

http://nachalka.info

Начальнаяшкола

6

http://nsc.1september.ru

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

Техническое обеспечение программы

  • компьютер
  • мультимедийноеоборудование
  • принтер
  • сканер
  • документ – камера

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Основы православной культуры»

учащиеся научатся

  • традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;
  • значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • традиционные морально-нравственные идеалы, ценности, моральные нормы
  • историю возникновения и распространения православной    культуры,
  • роль православной культуры в истории России
  • основы духовной традиции православия,
  • определения основных понятий православной культуры,
  • взаимосвязь между религиозной (православной)культурой и поведением людей,
  • описание основных содержательных составляющих священных книг,
  • описание священных сооружений,
  • описание религиозных праздников и святынь православной культуры,

получат возможность научиться:

  • толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;
  • видеть в Отечестве, семье, религии —  основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • описыватьразличные явления православнойдуховной традиции икультуры;
  • излагать своё мнениео значенииправославной культурыв жизни людей, общества;
  • анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;
  • быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • бережноотноситься  к материальным и духовным ценностям;
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения  высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • слушать собеседника, вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную;
  •  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе модуля

«Основы исламской культуры»

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется,  в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции народов России.

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа составлена на основе:

  1.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
  2.  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  3.  Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.  № 1312»
  4.  Приказ МБОУ СОШ № 89, № 123/1 – О от 31.08.2010г.   «Об утверждении структуры рабочих программ учебных курсов, предметов,     дисциплин, реализуемых МБОУ № 89»

 

5.. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. /А.Я. Данилюк – М.: Просвещение, 2012.

  1. Цели и задачи модуля «Основы исламской культуры»:
  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Основные задачи модуля  «Основы исламской культуры»:

  • знакомство обучающихся с основами мусульманской культуры. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них  ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2. Основное содержание модуля   «Основы исламской  культуры»

Основы исламской культуры

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

В процессе изучения модуля  предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной формой.

Содержание НРК реализуется через презентации, беседы, проведение совместных праздников, просмотр слайд-фильмов, экскурсии, целевые прогулки (с согласия законных представителей).

Цели реализации НРК:

  • повышения интереса к культурным традициям народов России.
  • приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры Челябинска.
  • стремление возродить традиции семейного воспитания.

5. Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы

         Для реализации рабочей программы определён учебно-методический комплекс, состоящий из учебников, учебных пособий, сборников контрольно – измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Требования к  личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к  метапредметным  результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
  1. Контрольно- измерительные материалы  учебного  курса   ОРКСЭ 

  • Содержательный  контроль   и  оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики  качества усвоения  курса   ОРКСЭ  учеником  и  не допускает сравнения его с другими детьми.
  • Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • «портфель» ученика.
  • Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень знаний, необходимый для обучения.
  • Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку действий, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.
  • Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.
  • Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.
  • Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику личностных изменений учащихся.
  • Для диагностики теоретических знаний разрабатываются
  • поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается словами «молодец», «классно», «ура»;
  • тестовые задания предлагаются всех видов тестов:
  • - множественный выбор (с единственным правильным ответом и с несколькими правильными ответами);
  • - заполни пропуски;
  • - верно/неверно;
  • - соотнеси;
  • - краткий ответ.
  • электронные тесты, выполненные в программе «Cаptivаtе»;
  • контрольные тесты не содержат слайдов-подсказок, после выполнения теста ученик видит, насколько хорошо он усвоил тему, кроме того, он имеет возможность просмотреть все задания и проанализировать свои ошибки.
  • Все тесты соответствуют стандартному формату тестов, поэтому кроме своей основной функции –  контроля  полученных знаний, информационной, их можно использовать как тренажер для закрепления изученного материала.
  • Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся Портфолио ученика.
  • Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр.
  • Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.
  • Ведение документации
  • По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.
  • Классный журнал является главным документом учителя  и  заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.
  • Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету.
  •  Качество  усвоения знаний  и  умений оценивается следующими видами оценочных суждений:
  • «+» - понимает, применяет (сформированы умения  и  навыки);
  • «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;
  • «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
  • Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.
  • Администрация своей деятельности использует по необходимости все материалы учителей  и  учащихся для создания целостной картины реализации курса.
  • По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит педагогический анализ работы по  курсу  ОРКСЭ , определяя «проблемные» места, достижения  и  трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяются стратегические задачи на следующий год обучения.


Список дополнительной литературы (для педагога)

  1. Библия. Иллюстрированные фрагменты священного писания – М.:  EWO-S&D RENAISSANCE, 1994.  
  2. К.А. Зурабов, В.В. Сухачевский. Мифы предания. Античный и библейский мир. Популярный энциклопедический словарь - М.: ТЕРРА, 1993.
  3. Найл Филипп. Мифилогическая энциклопедия – М.: РОСМЭН, 2006.
  4. Боги и герои Древнего Рима – М.: «Стрекоза», 2008.
  5. Борзова Л.П. История России в картинках, рассказах, путешествиях – М.: РОСМЭН, 2006.
  6. Библейская энциклопедия  - М.: ТЕРРА, 1991.
  7. Серия «Великие художники» в 30 томах – М.: «Директ Медиа», 2009.
  8. Серия «Музеи мира» в 30 томах – М.:ЗАО «Ария АиФ»,  2009.
  9. Энциклопедия для детей. Религии мира – М.: «АВАНТА+», 2007.
  10. Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации – М.: «АВАНТА+», 2007.
  11. В.Н.Александров. История русского искусства – Минск: «ХАРВЕСТ», 2007.
  12. Школьная энциклопедия. История России – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.
  13. Универсальная школьная энциклопедия в 3-х томах – М.: «АВАНТА+», 2004.

 Поурочно-тематическое планирование по основам исламской культуры

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема

Основные виды учебной

деятельности обучающегося

Первая часть

1.

Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава

Иметь представление о понятиях: Родина,  Россия, национальность, раса; вспоминает, кто такие славяне.

Учится показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия

Русь; пересказывать прочитанное, составлять

рассказ с введением в него новых фактов

2

Как всё начиналось. Древняя Русь

 Знакомится с народами России, их духовно – нравственной культурой. Вспоминает понятие Древняя Русь. происхождение названий Русь, русские., её географическое

положение, природа,

население. Различает

национальность и раса.

Древние города России,

их памятники культуры

3

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Поволжья по географическому положению на карте

Составляет таблицу,делает вывод о сходствах и различиях в культуре народов Поволжья

4

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

Ведёт  учебный диалог: Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Северного Кавказа

5

Как всё начиналось. Народы Сибири

Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему  мы страну называем Отечеством,  почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины Продолжает знакомиться с народами России, их духовно – нравственной культурой. Выделяет группу народов Сибири

6

Культура каждого народа неповторима

Получает понятие  об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России

7

Традиционные религии народов России

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов

8

Традиционные религии народов России

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

9

Народные и религиозные праздники. Встреча весны

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

10

Народные и религиозные праздники.

Новый год и Рождество

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

11

Народные и религиозные праздники.

Пасха. Курбан-байрам. День рождения Пророка

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

12

Народные и религиозные праздники. Шаббат.

Пурим.

Праздник Весак

Получение первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

13

Что помогает жить в мире и согласии. Как возникли правила

Восприятие образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

14

Почитай родителей. Будь щедрым

. Вести  учебный диалог: обсуждение проблемы

15

Не завидуй.

Не предавай

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

16

Будь терпим и честен

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Подготовить устное выступление.

Вторая часть

17

Ислам – мировая религия. Где возник ислам? Ислам в современном мире.

Работа с картой.

18

Распространение ислама в России

Работа с картой.

19

Духовное управление мусульман.

Иметь представление о понятиях: муфтий;

пересказывать прочитанное, составлять

рассказ с введением в него новых фактов

20

Основы учения ислама. Единый Бог – Аллах. Как Аллах создал мир.

Иметь представление о понятиях: ислам, язычество;

пересказывать прочитанное, составлять

рассказ с введением в него новых фактов

21

Люди, которых возлюбил Аллах

Иметь представление о понятиях: единобожие, святилище Кааба

22

Великий пророк Мухаммад

Пещера Хира – священное место для каждого мусульманина

23

Великий пророк Мухаммад.

Каким был пророк Мухаммад. Как жил пророк Мухаммад

24

Великий пророк Мухаммад.

Как пророк накормил людей .Последняя проповедь Мухаммада

25

Работа с притчами.

Хрупкий подарок. Храбрость раба. Наставления отца.

26

Столпы ислама

Работа со словарем. Шахада. Намаз. Саум. Закят. хадж.

27

Главная книга ислама

Коран, сур. Сунна-Священное Предание

28

Чему учит ислам. Совершать добрые дела.

Миролюбие, добро, трудолюбие

29

Обычаи, традиции, искусство ислама. Мечеть

Внутреннее убранство мечети. Правила, о которых нельзя забывать

30

Участвуем в проектной деятельности

«Мечети мира»,

31

Искусство ислама..

Каллиграфия. Арабеска. Искусство изготовления ковров.  Участвуем в проектной деятельности «Исламское искусство»

32

Заповеди ислама о семье и семейной жизни.

Быт исламской семьи. Культура питания мусульман. Традиционная одежда мусульманок

33

Праздники в исламе

Памятные даты-основа исламских праздников. Исламский календарь. Участвуем в проектной деятельности «Исламские праздники»

34

Подведем итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

Рабочая программа:пояснительная записка,календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.

Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина  «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитатель...