рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_orkse.docx | 59.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО МОУ Заместитель директора Директор МОУ ______ Л.М. Зайдулина по МР_____Л.В. Перфильева ________ Т.А. Демьянова
Протокол №1 от _____2013г. ________________2013г. ______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОРКСЭ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ДЛЯ 4 КЛАССА
(уровень: базовый)
Разработчик программы учитель начальных классов Лилия Минсагировна Зайдулина.
Первая квалификационная категория
Рабочая программа составлена на основе авторской программы, разработанной А.Я. Данилюк.
Программа начального общего образования системы «Школа России».
2013-2014 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики / сост. А.Я. Данилюк. – М.: Издательство «Просвещение», 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для учителя, справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.]; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей/ А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи изучения учебного предмета.
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
- формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
- воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)
Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
- Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки
поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
- Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
- Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле,
чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Описание места учебного предмета
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в учебном плане
Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
- диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
- приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
- актуальность;
- вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
- опора на самостоятельность мышления учащихся;
- деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
- соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
- органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»
основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -
как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
Самоконтроль;
Фронтальный контроль;
Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование курса
№ | Тема урока | Цель (конкретного урока) | Содержание (в т.ч. понятия и термины) | Формы деятельности (опыт деятельности учащихся) | Домашнее задание |
1 | Россия – наша Родина. Тип урока – изучение нового материла | -развивать коммуникативные компетенции, -способствовать Воспитанию национального самосознания, формированию интереса к изучению предмета. -углубить знания (государственная символика, герои и великие люди России и т.д.) | Россия – наша Родина- Полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфессио-нального народа России Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нѐм. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека. Ответь на вопросы в пособии-стр.5 |
2 | Стартовая диагностика | основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. | Анкетирование и опрос обучающихся. | ||
3 | Что такое светская этика? Тип урока – изучение нового материла | способствовать формированию первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, мораль, этика | беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии-стр.7 Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание. Подготовь вопросы по содержанию статьи. |
4 | Мораль и культура. Тип урока – комбинированный | -развивать представления о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи; Способствовать развитию готовности слушать собеседника | Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали Основные термины и понятия: мораль | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии-стр.9 |
5 | Особенности морали. Тип урока – комбинированный | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Особенности морали как особого вида духовно-практической культуры; Методика создания морального кодекса в школе. | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии- стр.11 |
6 | Добро и зло. Тип урока – изучение нового материла | -способствовать формированию у детей представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. | Ответь на вопросы в пособии- стр.13, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их. |
7 | Добро и зло Тип урока – комбинированный | -способствовать формированию умения правильно оценивать себя и других; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу. | Добро и зло. Основные термины и понятия: Добро, зло, гуманность | беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Ответь на вопросы в пособии- стр.15 |
8 | Добродетели и пороки. Тип урока - изучение нового материла | -способствовать созданию представлений о понятиях добродетель и порок. | Взаимосвязь добродетеля и добра, порока и зла. Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр.17, Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков. |
9 | Добродетели и пороки. Тип урока – комбинированный | -способствовать развитию представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство | Долг и совесть. Честь и достоинство Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного достоинства | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр.19, 21. |
10 | Свобода и моральный выбор человека. Тип урока – комбинированный | мотивировать на развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, | Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа | Ответь на вопросы в пособии- стр. 23, Подготовь рассказ с Примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.(или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения). |
11 | Свобода и ответственность. Тип урока – комбинированный | - мотивировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах - способствовать пониманию значения ответственности в жизни человека. - формировать умения планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности | Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Планирование работы, контроль, рефлексия. | Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное поведение человека. Рисунок, иллюстрирующий ответственность человека. |
12 | Моральный долг. Тип урока – комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Долг. Моральный долг. Моральная обязанность. Благодарность. Мораль защитника Отечества. | Работа в группах, анализ ситуационных заданий, беседа, комментированное чтение. Игра: как бы я повел себя в этой ситуации Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг». | Подобрать пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку помощи…» |
13 | Справедливость. Тип урока – комбинированный | - формировать навыки работы с текстом - мотивировать учащихся на восприятие понятия справедливость через анализ текстов - способствовать развитию доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с источниками (сказками), анализ текстов. | Придумать рассказ о справедливом и несправедливом человеке (или приведите примеры из сказок). |
14 | Альтруизм и эгоизм. Тип урока – комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор - способствовать формированию умения слушать и вести диалог - формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Альтруизм. Эгоизм. Разумный эгоизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему. Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма» | Кого из героев сказок Ш.Перро «Золушка» и В.Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать альтруистом, эгоистом? Обоснуй свой ответ. |
15 | Дружба. Тип урока – комбинированный | - способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации - мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы - формировать навыки работы в группе - способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого. | Добродетельные отношения. Дружба. Избирательность. Бескорыстность. Методика создания морального кодекса в школе (классе). | Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. | Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа. |
16 | Что значит быть моральным? Тип урока – комбинированный | - мотивировать учащихся на личностный выбор- способствовать формированию умения слушать и вести диалог- формировать умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения | Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы. Что значит «быть нравственным» в наше время? | Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит…» | Написать мини-сочинение сочинению «Быть моральным – это значит…» |
17 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества Тип урока – комбинированный. | - способствовать формированию понимания, что семья – основа моральных устоев человека. - уметь объяснить происхождение слова семья, род. | Род. Семья. Фамилия. Родословная. Родовой герб | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выполнить задания из пособия для учащихся. Создать родовое древо или родовой герб в виде иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит? |
18 | Нравственный поступок. Тип урока - комбинированный | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. Вместе с родителями Обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения. |
19 | Золотое правило нравственности. Тип урока - комбинированный | мотивировать учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире - уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни | Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. |
20 | Стыд, вина и извинение. Тип урока - комбинированный | - изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие | Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия). |
21 | Честь и достоинство. Тип урока - комбинированный | - формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей | Честь. Достоинство. Кодекс чести. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи | Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве. |
22 | Совесть. Тип урока - комбинированный | -уметь формулировать разницу между понятиями стыд и совесть - знать какие компоненты имеет совесть - уметь приводить примеры ситуаций, в которых они (или герои литературных произведений) испытывали стыд или им было совестно. - уметь составить план статьи из пособия для учащихся | Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля. | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались. |
23-24 | Образцы нравственности Тип урока - комбинированный | - дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, - способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. |
25 | Образцы нравственности в культуре Отечества. Тип урока - комбинированный | - способствовать формированию понимания и мотивировать на принятие ценностей: Отечество, нравственность, патриотизм; - формировать навыки смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; - развивать умение слушать собеседника и вести диалог. | Нормы-образцы нравственного поведения в культуре России: труженики, патриоты, воины, коллективисты. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из учебника), самостоятельная работа с источниками информации (СМИ, справочная, энциклопедии). | Обсуди с родителями, кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества, тружениками, коллективистами, патриотами. Запиши в тетрадь (таблица). |
26 | Этикет. Тип урока - комбинированный | -познакомить с основными нормами и правилами этикета, - способствовать осознанию их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; -мотивировать на саморазвитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Этикет и его значение. Правила этикета для каждого. | беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, ситуации – пробы, работа в тетради «Правила этикета» | Вместе с родителями составьте (дополните) перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник (любой человек). |
27 | Семейные праздники. Тип урока - комбинированный | -познакомить с историей возникновения праздников, -сформировать представление о значении праздника в жизни человека, - способствовать формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, - развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость. | История возникновения праздников. Значение праздника в жизни человека. Выбор подарка – ответственное дело. | виртуальная экскурсия «Праздники у разных народов»; устный рассказ на тему, ситуации-пробы «Подарок». | Сообщение на тему «Необычный» праздник в нашей семье (небольшая презентация). |
28 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Тип урока - комбинированный | - способствовать пониманию значения жизни человека как высшей ценности, - формировать логические действия анализа и обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - мотивировать на готовность признавать Возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Понятие - Ценности. Жизнь человека – высшая ценность: для самого человека, его близких, общества, мира. Уникальность, неповторимость жизни. | беседа, комментированное чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) | чтение, анализ рассмотренного материала, обобщение (вывод) Рисунок на тему «Жизнь важна для каждого» |
29 | Любовь и уважение к Отечеству. Тип урока – урок обобщения | - способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, - мотивировать на личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - способствовать укреплению веры в Россию. | Категории любви. Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение к Отечеству. | беседа, комментированное чтение, размышление на тему. | Подбери примеры (из истории, литературы) беззаветного служения Отечеству. |
30 | Итоговая диагностика и мониторинг освоения курса ОРКСЭ. | ||||
31 | Подготовка творческих проектов. Тип урока – урок систематизации знаний | - учить определять общую цель и пути ее достижения, - формировать умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности, - способствовать развитию способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; - формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок. | Повторение основных содержательных моментов курса. Проект и этапы работы над ним. Определение темы для индивидуальных творческих работ на основе анализа пройденного материала. | Формирование групп учащихся для выполнения групповых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Определение содержание проектной работы. Варианты тем: «Значение нравственности и этики в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др. | Работа над проектом (по индивидуальной теме) |
32-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Тип урока – урок обобщения | -способствовать развитию умения слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - обобщить знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. | Повторение основных содержательных моментов курса. | Презентация творческих проектов учащихся по индивидуальным темам. |
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Интернет-ресурсы.
1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО
3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/
2. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
3. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Шкаф для хранения карт, таблиц.
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012.
4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...