рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Лилия Минсагировна Зайдулина

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_orkse.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»

«Рассмотрено»                                «Согласовано»                                 «Утверждено»

Руководитель МО МОУ               Заместитель директора                  Директор МОУ                                     ______ Л.М. Зайдулина                   по МР_____Л.В. Перфильева          ________ Т.А. Демьянова        

Протокол №1 от _____2013г.          ________________2013г.                 ______________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОРКСЭ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ДЛЯ 4 КЛАССА

(уровень: базовый)

Разработчик программы учитель начальных классов Лилия Минсагировна Зайдулина.

Первая квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе авторской программы, разработанной А.Я. Данилюк.

Программа начального общего образования системы «Школа России».

2013-2014 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» для ІV класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики / сост. А.Я. Данилюк. – М.: Издательство «Просвещение», 2012.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для учителя, справ. материалы для общеобразоват. учреждений/ [В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.]; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.
  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: книга для родителей/ А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи изучения учебного предмета.

  • дать представление об основных нормах нравственности, первичные представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
  • формировать общественно – значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
  • изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.
  • развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
  • формирование качеств гражданина и патриота России;
  • воспитание духовно – нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты)

Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно- нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:

  • Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки

поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

  • Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
  • Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле,

чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

Описание места учебного предмета

«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» в учебном плане

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом, рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном пане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю).

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Описание ценностных ориентиров
в содержании учебного предмета

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  •  Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  •  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  •  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  •  Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
  •  Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
  •  Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  •  Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
  •  Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность.

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.

Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.

В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:

- диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;

- приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;

- актуальность;

- вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);

- опора на самостоятельность мышления учащихся;

- деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;

- соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;

- органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»

основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -

как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  •  общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

Кроме того, важно также иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности, учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно- этического знания.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

Самоконтроль;

Фронтальный контроль;

Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуальной теме в рамках курса.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование курса

Тема урока

Цель (конкретного урока)

Содержание

(в т.ч. понятия и

термины)

Формы деятельности (опыт

деятельности учащихся)

Домашнее задание

1

Россия – наша

Родина.

Тип урока – изучение

нового материла

-развивать

коммуникативные

компетенции,

-способствовать

Воспитанию национального

самосознания,

формированию интереса к изучению предмета.

-углубить знания

(государственная

символика, герои и

великие люди России и

т.д.)

Россия – наша Родина-

Полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфессио-нального народа России

Основные термины и

понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные

символы, толерантность.        

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, работа с

иллюстративным

материалом,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Найди материал об

известном человеке (по выбору). Подготовь

рассказ о нѐм. Объясни,

почему ты выбрал именно

этого человека.

Ответь на вопросы в

пособии-стр.5

2

 Стартовая диагностика  

основывается на результатах мониторинга общей готовности к изучению предмета в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

Анкетирование и опрос обучающихся.

3

Что такое светская

этика?

Тип урока – изучение

нового материла

способствовать

формированию

первоначальных

представлений о светской этике, о традиционных

религиях, их роли в

культуре, истории и

современности России

Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни

человека.

Основные термины и

понятия: культура, мораль, этика

беседа, комментированное

чтение, устный творческий

рассказ на тему, работа с

иллюстративным

материалом, самостоятельная работа с источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Ответь на вопросы в

пособии-стр.7 Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее

содержание. Подготовь вопросы по содержанию

статьи.

4

Мораль и культура.

Тип урока –

комбинированный

-развивать представления

о значении нравственности

и морали в жизни

личности, семьи;

Способствовать развитию готовности слушать собеседника

Образцы нравственности

в культурах разных

народов Принципы

морали. Нормы морали

Основные термины и

понятия: мораль

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, подготовка вопросов

по содержанию текста,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Ответь на вопросы в

пособии-стр.9

5

Особенности морали.

Тип урока –

комбинированный

-способствовать

формированию умения

правильно оценивать себя и других; воспитывать

доброжелательность,

уважительное отношение друг к другу.

Особенности морали как особого вида духовно-практической культуры;

Методика создания

морального кодекса в

школе.

беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи

Ответь на вопросы в

пособии- стр.11

6

Добро и зло.

Тип урока – изучение

нового материла

-способствовать

формированию у детей

представления о добре и

зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;

Добро и зло.

Основные термины и

понятия: Добро, зло,

гуманность

беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи.

Ответь на вопросы в

пособии- стр.13, создай свою копилку добрых дел и проиллюстрируй их.

7

Добро и зло

Тип урока –

комбинированный

-способствовать

формированию умения

правильно оценивать себя и других; воспитывать

доброжелательность,

уважительное отношение друг к другу.

Добро и зло.

Основные термины и

понятия: Добро, зло, гуманность

беседа, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи

Ответь на вопросы в

пособии- стр.15

8

Добродетели и

пороки.

Тип урока - изучение

нового материла

-способствовать созданию

представлений о понятиях

добродетель и порок.

Взаимосвязь добродетеля

и добра, порока и зла.

Основные термины и

понятия: Добро, зло,

добродетель, порок.

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи, подготовка

рассказа

Ответь на вопросы в

пособии- стр.17,

Подготовь рассказ с

примерами

добродетельных и

порочных поступков.

9

Добродетели и

пороки.

Тип урока –

комбинированный

-способствовать развитию

представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство

Долг и совесть. Честь и достоинство Основные

термины и понятия:

Добро, зло, добродетель, порок, чувство собственного

достоинства

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи, подготовка

рассказа

Ответь на вопросы в

пособии- стр.19, 21.

10

Свобода и моральный

выбор человека.

Тип урока –

комбинированный

мотивировать на развитие

самостоятельности и

личной ответственности за свои поступки,

Высшие нравственные

ценности. Идеалы.

Принципы морали.

Основные термины и

понятия: Свобода.

Моральный выбор.

Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи, подготовка

рассказа

Ответь на вопросы в

пособии- стр. 23,

Подготовь рассказ с

Примерами поступков,

предполагающих

свободный выбор

человека.(или подбери примеры из произведений,

прочитанных на уроках чтения).

11

Свобода и

ответственность.

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать

самостоятельность и

личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о

нравственных нормах

- способствовать

пониманию значения

ответственности в жизни человека.

- формировать умения

планировать, самоконтроля и оценки учебной деятельности

Ответственное поведение.

Свободный выбор

личности. Отношения ответственности.

Работа в группах, анализ

ситуационных заданий,

беседа, комментированное чтение.

Планирование работы,

контроль, рефлексия.

Подобрать примеры из литературы, в которых описывается ответственное

поведение человека.

Рисунок, иллюстрирующий

ответственность человека.

12

Моральный долг.

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

- способствовать

формированию умения

слушать и вести диалог

- формировать умения

высказывать и отстаивать свою собственную точку

зрения

Долг. Моральный долг.

Моральная обязанность.

Благодарность. Мораль

защитника Отечества.

Работа в группах, анализ

ситуационных заданий,

беседа, комментированное

чтение.

Игра: как бы я повел себя в

этой ситуации

Самостоятельная работа

«Составить предложение со словом долг».

Подобрать пословицы, в

которых говорилось бы о долге человека.

Приведи примеры ситуаций на тему: «Протяни руку

помощи…»

13

Справедливость.

Тип урока –

комбинированный

- формировать навыки

работы с текстом

- мотивировать учащихся на восприятие понятия справедливость через анализ текстов

- способствовать развитию

доброжелательности и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Справедливость.

Моральные правила

справедливого

человека.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, работа в

группах с источниками

(сказками), анализ текстов.

Придумать рассказ о

справедливом и

несправедливом

человеке (или приведите

примеры из сказок).

14

Альтруизм и эгоизм.

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор

- способствовать

формированию умения

слушать и вести диалог

- формировать умения

высказывать и отстаивать свою собственную точку

зрения

Альтруизм. Эгоизм.

Разумный эгоизм.

Беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему. Самостоятельная

работа «Найти и выписать

определения альтруизма и

эгоизма»

Кого из героев сказок

Ш.Перро «Золушка» и В.Губарева «Старик Хоттабыч» можно назвать

альтруистом, эгоистом?

Обоснуй свой ответ.

15

Дружба.

Тип урока –

комбинированный

- способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в учебной ситуации

- мотивировать учащихся на поиск путей решения проблемы

- формировать навыки

работы в группе

- способствовать осознанию этического чувства «дружба», его значимости в жизни каждого.

Добродетельные

отношения. Дружба.

Избирательность.

Бескорыстность. Методика

создания морального

кодекса в школе (классе).

Проблемная ситуация:

моральный кодекс чести

класса. Беседа, групповая

работа.

Проблемная ситуация: моральный кодекс чести класса. Беседа, групповая работа.

16

Что значит быть

моральным?

Тип урока –

комбинированный

- мотивировать учащихся на личностный выбор-

способствовать

формированию умения

слушать и вести диалог-

формировать умения

высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения

Добро и зло. Добродетель.

Свобода. Моральный

выбор. Моральные нормы.

Что значит «быть

нравственным» в наше время?

Самостоятельная работа

«Продолжить предложение «Быть моральным – это

значит…»

Написать мини-сочинение

сочинению «Быть

моральным – это значит…»

17

Род и семья – исток

нравственных

отношений в истории

человечества

Тип урока –

комбинированный.

- способствовать

формированию понимания, что семья – основа моральных устоев человека.

- уметь объяснить

происхождение слова семья, род.

Род. Семья. Фамилия.

Родословная. Родовой герб

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, составление

плана, подготовка

творческой беседы с

членами семьи

Выполнить задания из пособия для учащихся.

Создать родовое древо или родовой герб в виде

иллюстрации, презентации, другое. О каких традициях семьи это говорит?

18

Нравственный

поступок.

Тип урока -        

комбинированный

- изучить основные

категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие

Поступок. Нравственный

поступок. Мотив. Цель

поступка. Средства

достижения цели.

Действие. Результат.

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи

Выберите поступок

любимого героя какого-либо

произведения.

Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка.

Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать

моральным.

Вместе с родителями

Обсудите утверждение

«Цель оправдывает

средства». Согласны ли вы с этим утверждением.

Обоснуйте свою точку зрения.

19

Золотое правило

нравственности.

Тип урока -

комбинированный

мотивировать учеников на принятие законов

нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире

- уметь приводить примеры применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни

Золотое правило

нравственности. Честь.

Достоинство

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, подготовка

творческой беседы с

членами семьи

Вместе с родителями

попытайтесь оценить

поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.

Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

20

Стыд, вина и

извинение.

Тип урока -

комбинированный

- изучить основные

категории этики, к которым относятся: добро и зло,

дружба и порядочность,

честность и искренность,

честь и достоинство,

доверие и доверчивость,

сострадание и милосердие

Стыд. «Ложный стыд».

Вина. Раскаяние.

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, работа с

толковым словарем,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из

пособия).

21

Честь и достоинство.

Тип урока -

комбинированный

- формировать общественно значимую мотивацию детей, их поступков, адекватную

оценку собственного

поведения и поведения

товарищей

Честь. Достоинство.

Кодекс чести.

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, работа с

толковым словарем,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Подбери две-три пословицы,

в которых бы говорилось о чети и достоинстве.

22

Совесть.

Тип урока -

комбинированный

-уметь формулировать

разницу между понятиями

стыд и совесть

- знать какие компоненты

имеет совесть

- уметь приводить примеры

ситуаций, в которых они (или герои литературных

произведений) испытывали

стыд или им было совестно.

- уметь составить план

статьи из пособия для

учащихся

Совесть. Стыд.

Размышления. Чувства,

Воля.

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, самостоятельная

работа с источниками

информации, составление

плана, подготовка

творческой беседы с членами семьи

Расскажи членам семьи и

друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

23-24

Образцы

нравственности

Тип урока -

комбинированный

- дать представление об

основных нормах

нравственности, первичные

представления о морали,

- способствовать

воспитанию культуры

поведения с опорой на

представления о

положительных поступках

людей

Нормы-образцы

нравственного поведения в

культуре

беседа, комментированное

чтение, устный рассказ на

тему, работа с

иллюстративным

материалом,

самостоятельная работа с

источниками информации,

подготовка творческой

беседы с членами семьи

Расспроси своих близких

(маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

25

Образцы

нравственности в

культуре Отечества.

Тип урока -

комбинированный

- способствовать

формированию понимания

и мотивировать на принятие ценностей: Отечество, нравственность, патриотизм;

- формировать навыки

смыслового чтения,

осознанного построения

речевых высказываний,

умение осуществлять

информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

- развивать умение слушать собеседника и вести диалог.

Нормы-образцы

нравственного поведения в

культуре России:

труженики, патриоты,

воины, коллективисты.

беседа, комментированное

чтение, работа с

иллюстративным материалом, устный рассказ на тему (вопросы и задания из

учебника), самостоятельная

работа с источниками

информации (СМИ, справочная, энциклопедии).

Обсуди с родителями, кого из наших современников

можно назвать героями,

защитниками Отечества,

тружениками,

коллективистами,

патриотами. Запиши в

тетрадь (таблица).

26

Этикет.

Тип урока - комбинированный

-познакомить с основными

нормами и правилами этикета, - способствовать

осознанию их значения в

выстраивании

конструктивных отношений в семье и обществе;

-мотивировать на

саморазвитие этических

чувств как регуляторов

морального поведения.

Этикет и его значение.

Правила этикета для каждого.

беседа, комментированное

чтение, работа с иллюстративным

материалом, ситуации –

пробы, работа в тетради

«Правила этикета»

Вместе с родителями

составьте (дополните) перечень правил этикета,

которые должен соблюдать школьник (любой человек).

27

Семейные праздники.

Тип урока -

комбинированный

-познакомить с историей

возникновения праздников,

-сформировать

представление о значении

праздника в жизни человека,

- способствовать

формированию образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

- развивать

доброжелательность и

эмоциональную

отзывчивость.

История возникновения

праздников. Значение

праздника в жизни

человека. Выбор подарка –

ответственное дело.

виртуальная экскурсия

«Праздники у разных

народов»; устный рассказ на

тему, ситуации-пробы

«Подарок».

Сообщение на тему

«Необычный» праздник в нашей семье (небольшая презентация).

28

Жизнь человека –

высшая нравственная

ценность.

Тип урока -

комбинированный

- способствовать

пониманию значения жизни человека как высшей ценности,

- формировать

логические действия

анализа и обобщения,

построения рассуждений,

отнесения к известным

понятиям;

- мотивировать на готовность признавать

Возможность существования

различных точек зрения и

права каждого иметь свою

собственную; излагать свое

мнение и аргументировать

свою точку зрения.

Понятие - Ценности.

Жизнь человека – высшая

ценность: для самого

человека, его близких,

общества, мира.

Уникальность,

неповторимость жизни.

беседа, комментированное

чтение, анализ

рассмотренного материала,

обобщение (вывод)

чтение, анализ

рассмотренного материала,

обобщение (вывод)

Рисунок на тему «Жизнь

важна для каждого»

29

Любовь и уважение к

Отечеству.

Тип урока – урок

обобщения

- способствовать

формированию основ

российской гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою Родину,

российский народ и

историю России,

- мотивировать на личную

ответственность за свои

поступки на основе

представлений о

нравственных нормах,

- способствовать

укреплению веры в Россию.

Категории любви.

Любовь – основа нашей жизни. Любовь и уважение

к Отечеству.

беседа, комментированное

чтение, размышление на

тему.

Подбери примеры (из

истории, литературы)

беззаветного служения

Отечеству.

30

Итоговая диагностика и мониторинг освоения курса ОРКСЭ.

31

Подготовка творческих

проектов.

Тип урока – урок

систематизации

знаний

- учить определять общую

цель и пути ее достижения,

- формировать умение

договариваться и

распределять роли в

совместной деятельности,

- способствовать развитию

способности принимать и

сохранять цели и задачи

учебной деятельности;

поиска средств ее

осуществления;

- формировать умения

планировать,

контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и

условиями ее реализации;

- определять наиболее

эффективные способы

достижения результата;

вносить соответствующие

коррективы в их

выполнение на основе

оценки и учета характера

ошибок.

Повторение основных

содержательных моментов курса.

Проект и этапы работы

над ним. Определение

темы для индивидуальных

творческих работ на

основе анализа

пройденного материала.

Формирование групп

учащихся для выполнения

групповых проектов, выбор

тем, разработка плана

работы над проектом.

Определение содержание

проектной работы.

Варианты тем: «Значение

нравственности и этики в

жизни человека и

общества», «Мое отношение

к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к

России», «С чего начинается

Родина», «Герои России»,

«Вклад моей семьи в

благополучие и процветание

Отечества», «Мой дедушка

– защитник Родины», «Мой

друг» и др.

Работа над проектом (по

индивидуальной теме)

32-34

Итоговая презентация

творческих проектов

учащихся.

Тип урока – урок

обобщения

-способствовать развитию

умения слушать и

признавать возможность

существования различных

точек зрения и права

каждого иметь свою

собственную;

- учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- обобщить знания, понятия и представления о

ценностно-смысловых

мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

Повторение основных

содержательных моментов

курса.

Презентация творческих

проектов учащихся по

индивидуальным темам.


Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

1. Интернет-ресурсы.

1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx 

2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО 

http://orkse.ipkro-38.ru/

3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/

2. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

3. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012.

4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...