Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_svetskoy_etiki_4_klassy.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 998

                                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 (в 4 классах)

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)  автора А.Я. Данилюка

        Автор учебника А.Я.Данилюк

Срок реализации программы: 1 год

        

Автор: учитель начальных классов

Нагина  Марина Григорьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления  личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах

религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

           В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в

общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших

культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

                           ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

        Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос

совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую,

религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули

согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

 Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем

развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

                            Место комплексного учебного курса в учебном плане.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,

иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в политичной и

            многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя

            общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской

культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в

учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

- понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И

СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

        Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

        Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёхосновных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. Учебный модуль «Основы светской этики».

Требования к результатам обучения

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Требования к метапредметным результатам:        

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Основное содержание курса (34 часа)

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Оборудование

Характеристика деятельности учащихся

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч)

1

1

Россия – Родина моя.

Презентация  «Россия – Родина моя» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России (воспитание толерантности).

Исследовать культурные традиции Российской Федерации.

Усвоить общественные нормы нравственности и морали.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

II. Основы религиозных культур и светской этики. Часть I (16 ч)

2

1

Что такое светская этика?

Репродукция картины Рафаэля «Афинская школа» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить значение понятия «светская этика».

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Усвоить общественные нормы нравственности и морали.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3

2

Мораль и культура.

Презентация  «Культура» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «мораль», «культура» в различных источниках.

Познакомиться с  историей  развития представлений о нравственности и морали.

Познакомиться с основами светской морали, понимать ее значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе (воспитание толерантности).

Работать со взрослыми:составить свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в семье.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

3

Особенности морали.

Презентация «Мораль» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с  историей развития представлений о нравственности и морали – особом виде духовной культуры.

Приводить примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.

Готовиться к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

4

Добро и зло.

Презентация «Добро и зло» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с главными моральными понятиями в жизни человека «добро» и «зло».

Усвоить основные определения и понятия этики, культуры и морали.

Объяснять значение пословиц.

Приводить примеры поступков, которые учащиеся считают морально добрыми.

Понимать окружающих и сопереживать чувствам других людей (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

5

Творческая работа по теме «Добро и зло»:  поиск информации в различных источниках для создания  презентации «Добро и зло».

MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Осуществлять поиск информации в различных источниках для выполнения учебной задачи.

Грамотно оформлять ссылки на используемый Интернет-ресурс.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

6

Добродетели и пороки.

Презентация «Добродетели и пороки» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с двумя противоположными характеристиками личности – добродетель и порок.

Усвоить основные определения и понятия этики, культуры и морали.

Выяснить, как менялись представления о добре и зле в ходе истории человечества.

Работать со взрослыми:расспросить о знаменитых людях, представленных в учебнике с. 16-17, ответить на вопрос: почему они могут служить примером для подражания.

Уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

7

Творческая работа по теме « Добродетели и пороки»: коллективное создание презентации «Добродетели и пороки».

MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Осуществлять поиск информации в различных источниках для выполнения учебной задачи.

Грамотно оформлять ссылки на используемый Интернет-ресурс.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

8

Свобода и моральный выбор человека.

Отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «свобода».

Установить взаимосвязи между культурными, моральными традициями и поведением людей в различных жизненных  ситуациях.

Работать в паре:определить,  в какой ситуации морального выбора оказалась Чернавка.

Приводить примеры ситуаций морального выбора, в которых чаще  всего оказывается современный человек.

Осуществлять  поиск информации в справочной литературе  для выполнения учебной задачи.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

9

Свобода и ответственность.

Презентация  «Свобода и ответственность» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «ответственность».

Проанализировать высказывания знаменитых людей о свободе и ответственности.

Установить взаимосвязи между культурными, моральными традициями и поведением людей в различных жизненных ситуациях.

Работать в паре:выбрать из предложенных дел только те, за которые отвечают только учащиеся.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11

10

Моральный долг.

Отрывки из кинофильма «Тимур и его команда» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Усвоить понятие «моральный долг».

Выяснить, какие моральные обязанности есть у человека.

Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов.

Работать в паре: во время просмотра отрывков из кинофильма «Тимур и его команда»  определить, какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга.

Приводить примеры выполнения морального долга из различных источников.

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12

11

Справедливость.

Презентация «Справедливость» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «справедливость».

Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов.

Выяснить, по каким признакам можно судить о справедливости, какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым человеком.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13

12

Альтруизм и эгоизм. Создание презентации «Альтруизм и эгоизм» (сравнительная характеристика).

MacBook или ноутбук (для индивидуальной работы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «альтруизм», «эгоизм».

Проанализировать моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской и культуре и традициях других народов.

Заполнять таблицу «Альтруизм и эгоизм» (сравнительная характеристика).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

14

13

Дружба.

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «дружба».

Проанализировать важность соблюдения человеком нравственных и моральных  норм.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15

14

Что значит быть моральным?

Отрывки из мультфильмов «Сказка о попе    и работнике его Балде» и «Сказка о рыбаке и рыбке» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выявить критерии человека высоко нравственного.

Работать в паре:назвать героев сказок, имеющих добродетельные качества личности, и героев с порочными качествами.

Приводить свои примеры героев произведений с добродетельными и порочными качествами.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

16

15

Творческие работы учащихся. Представление творческой работы «Что такое этика».

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17

16

Обобщение знаний.  Игра-путешествие  по теме «Основы религиозных культур и светской этики» (часть I).

Презентация игры, составленной по материалам учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Использовать приобретенные навыки культуры поведения и общения  во время участия в игре-путешествии (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

III. Основы религиозных культур и светской этики. Часть II (12 ч)

18

1

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Презентация «Родословная» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Познакомиться с понятиями «род», «семья».

Выяснить (уточнить) происхождение своей фамилии (или фамилии родственников).

Работать  со взрослыми: интервьюировать взрослых о своей родословной.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19

2

Нравственный поступок.

Отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить, что такое поступок в этике.

Определить признаки нравственного поступка.

Проанализировать проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка.

Приводить примеры нравственных поступков, которые совершают современные люди.

Работать в паре:обсудить высказывание: «Цель оправдывает средства»

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20

3

Золотое правило нравственности.

Отрывки из кинофильма «Приключения Буратино»  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать высказывания древних философов.

Познакомиться с общим принципом для обоснования морали – золотым правилом нравственности.

Работать а в паре:оценить поступки главных героев сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21

4

Стыд, вина, извинение.

Репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Анализировать, какие чувства выражают лица персонажей картины Ф.  Решетникова «Опять двойка». Доказать свою точку зрения.

Объяснить значение пословиц.

Работать в паре: выяснить, что просьба о прощении – признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22

5

Честь и достоинство.

Отрывки из выступлений российской сборной на Паралимпийских играх в России  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «честь», «достоинство».

Объяснить значение пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

23

6

Совесть.

Просмотр отрывка из мультфильма по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «совесть».

Сравнить понятия «совесть» и «стыд» и выявить в чем их различие.

Охарактеризовать поступок Алеши из сказки, описать какое чувство испытал мальчик из-за своего поступка.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

24

7

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри»  и П. Корина «Александр Невский» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уточнить лексическое значение слов «богатырь», «рыцарь».

Перечислить качества, которыми обладали древнерусские богатыри.

Проанализировать отрывок древнегреческого мифа и определить героя, равного по силе и подвигам Илье Муромцу.

Выяснить, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь».

Привести примеры современных богатырей.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

25

8

Джентльмен и леди.

Презентация «Леди и джентельмены» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить, кого называли джентельменами   и леди.

Проанализировать высказывания И.В. Гете и А.П. Чехова,  определить и перечислить качества, которыми обладают  джентельмены  и леди.

Приводить примеры поведения леди и джентельменов.из художественной литературы и кинофильмов.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26

9

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Презентация «Образцы нравственности в культуре России в разное историческое время»  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слов «труженик», «патриот», «воин», «коллективист».

Познакомиться с понятием «патриотизм».

Работать в паре:выяснить, в чем должен выражаться патриотизм сверстников.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

27

10

Этикет.

Отрывок из мультфильма «Винни Пух» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «этикет».

Охарактеризовать поведение Винни Пуха в гостях у Кролика.

Работать в паре:прочитать отрывок из параграфа «Этикет» (с.56 – 57 учебника) и  заполнить таблицу «Правила этикета, которые должен знать каждый».

Определить, какие из правил, записанных в таблице, должен соблюдать каждый ученик.

Составить перечень правил школьного этикета.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

28

11

Праздники.

Отрывок из мультфильма «Винни Пух» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Выяснить лексическое значение слова «праздник».

Приводить примеры государственных, общественных, семейных праздников.

Работать в парах:заполнить таблицу «Что подарили ослику Иа  на день рождения друзья», отметить, приятно ли было получить ему такие подарки.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29

12

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Презентация Виталия Антонова «Герой нашего времени (доктор Рошаль)» (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уточнить лексическое значение слова «ценность».

Приводить примеры ценностей для человека.

Выяснить, что высшая ценностью для человека – его жизнь.

Работать в паре:заполнить таблицу «Нравственные ценности».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

IV. Духовные традиции многонационального народа России (5 ч)

30

1

Любовь и уважение  к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Составление календаря памятных дат  (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Проанализировать высказывания В.М. Шукшина и Н.В. Гоголя.

Составить из предложенных событий «Календарь памятных дат».

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

31

2

Творческие проекты учащихся «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мой друг».

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

32

3

Творческие проекты учащихся «Мое отношение к России»,  «С чего начинается Родина».

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную (воспитание толерантности).

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

33

4

Творческие проекты учащихся  «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

34

5

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Презентации учащихся (проектор, маркерная доска).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика»

Рабочая программа по «Основы религиозных культур и светской этики»(модуль «Светская этика»)разработана на основе:авторской программы А. И. Шемшуриной «Основы светской эти...