Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Резук Татьяна Ивановна

Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРАХЛОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                         

Рассмотрено  

на  заседании ШМО

__08. 2016 г., протокол №1

______________________

Согласовано

Зам. по УВР ________/______________/  

___________2016 г.

Утверждено

приказом по МБОУ Брахловской СОШ  от___08.2016  г. №

____________________________

____________________________

   

Рабочая программа   курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль « Основы светской этики»)

для   4 класса

на 2016 -2017 учебный год

Учитель: Резук Татьяна Ивановна

                      Пояснительная записка

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для  4 класса разработана  на основе  требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Брахловской СОШ с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует   учебному плану, календарному  учебному графику и расписанию  учебных занятий   учреждения  на 2016-2017 учебный год.

При разработке и реализации рабочей  программы  используются   программы  и учебники:

      1. Авторская программа  по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)  А. Я. Данилюка. М.: Просвещение, 2012

    2. Данилюк А.Я.«Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России.  Основы  религиозных  культур  и    светской  этики.   Основы  светской  этики.  4-5  классы»  М.  :  Просвещение,  2012

       Программа  обеспечена  учебно-методическими  пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными  и  интернет – ресурсами в соответствии с перечнем   учебников и учебных   пособий   на 2016-2017 учебный год для реализации  основной образовательной  программы  начального  общего  образования МБОУ Брахловской СОШ   

      В учебном плане учреждения на изучение курса  «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе  выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). На основании заявлений родителей курс «ОРКСЭ» представлен модулем «Основы светской этики». В соответствии  с календарным учебным графиком и  расписанием занятий (на 01.09.2016г)  изучить содержание программы планируется  за 34  часа.    

       Корректировка Рабочей программы  проведена  за  счёт  объединения  изучаемых тем, что  отражено   в  тематическом планировании.

На___________за_________________ часов, т.к _____________________________________________

______________________________________________________________________________________

На __________за_________________ часов, т.к _____________________________________________

______________________________________________________________________________________

                               

 

                                             

Планируемые результаты освоения учащимися IV класса учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Требования к метапредметным результатам:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

-знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

-осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» относятся:

  • взаимные вопросы и задания групп,
  • взаимообъяснение,
  • беседа,
  • интервью,
  • драматизация (театрализация). 

       Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:

  • составление словаря терминов и понятий,
  • составление галереи образов,
  • использование информационных технологий.  

        Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.

                       Содержание    учебного курса

Содержание модуля «Основы светской этики» представлено 4 блоками.  

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия.

  На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

 В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

  В 3 блоке продолжается знакомство с основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном контекстах.

  Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося.

Блок №1

Тема1.Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

                 Блок №2

Тема 2.Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Тема 3.Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Тема 4.Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Тема 5-6.Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Тема 7.Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Тема 8-9.Свобода и моральный выбор человека. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Тема 10.Свобода и ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Тема 11.Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Тема 12.Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Тема 13Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Тема 14.Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Тема 15. Дружба. Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Тема 16-17.Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

              Блок №3

Тема 18.Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Тема 19.Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Тема 20.Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Тема 21.Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Тема 22.Что такое честь. Что такое достоинство.

Тема 23.Что такое совесть. Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Тема 24.Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Тема 25.Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Тема 26.Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Тема 27.Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Тема 28.Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Тема 29.Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема 30.Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

               Блок №4

Тема 31-34 итоговая презентация творческих проектов.

Тематический план

Темы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.

Патриотические ценности и нравственный смысл межкультурного и межнационального диалога

5

5

2.

Знания о светской этике.

16

16

3.

Основы светской этики.

13

13

Итого:

34

34

Тематическое планирование

п/п

 Дата

проведения

Содержание: наименование раздела, тема урока

Примечание

По

плану

Факти-

чески

Блок №1

1

1.Введение. 1час

 Россия – наша Родина

Знать, что такое человеческие ценности

Уметь определять, что для человека является ценностью, приводить примеры из жизни, сказок

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

Блок №2

2

Что такое светская этика?

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали

Творческая работа «Составление предложений со словами культура»

3

Мораль и культура

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку.

4

Особенности морали

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно – нравственной культуры»

5

Добро и зло

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

6

Добро и зло

7

Добродетели и пороки

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

8

Свобода и моральный выбор человека

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор»

9

Свобода и моральный выбор человека

10

Свобода и ответственность

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

11

Моральный долг

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных в том числе и религиозных традициях.

Самостоятельная работа «Составить предложения со словом долг».

12

Справедливость

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

13

Альтруизм и эгоизм

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»

14

Что значит быть моральным?

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть  моральным – это значит…»

15

Дружба

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

16

Творческие работы учащихся

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы

17

Презентация творческих работ

Выступление учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

Блок №3

18

Род и семья – исток нравственных отношений

Род, фамилия, семья.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 38,39

19

Нравственный поступок

Поступок, нравственный поступок.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 40,41

20

Золотое правило нравственности

Самостоятельная работа «Найти и выписать определение «Золотое правило нравственности».

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 42,43

21

Стыд, вина и извинения

Стыд, вина.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 44,45

22

Честь и достоинство

Честь, достоинство.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 46,47

23

Совесть

Совесть.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 48,49

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Богатыри, правила честного поединка. Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 50, 51

25

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Рыцари, джентльмены, леди.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 52,53

26

Джентельмен и леди

Труженик, патриот, воин, активист

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 54, 55

27

Этикет

Этикет, об одежде, о значении речи в этикете, правила этикета. Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 56,57

28

Семейные праздники

Праздники. Возникновение праздников. Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 58,59

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Жизнь человека. Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 60,61

30

Подведение итогов.

Любовь и уважение к отечеству

Работа с текстом, выполнение поставленных задач страница 62 -63

Блок №4

31

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Что такое этика?»

Участвуют в диспутах, учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

32

Проект: «Мой дедушка-защитник Родины»

33

Итоговая презентация творческих проектов

34

Итоговая презентация творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...