Главные вкладки

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Хазова Ирина  Викторовна

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы М.Т. Студеникина"Основы светской этики".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovy_svetskoy_etiki_rabochaya_programma.doc326 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    ″Средняя общеобразовательная школа №7″

    Рассмотрено:                                                                                                           Согласовано:                                                      Утверждаю:

    Руководитель ШМО                                                                                               Заместитель директора по УВР                        Директор МБОУ "СОШ №7″

    ________________                                                                                                   _____________ Э.Э. Казимова                          _________  С.М. Левчева                          

    « _____» __________ 2012г.                                                                                    « ___» ___________ 2012г.                               Пр. № 138 от 01.09.2012г.                  

                                         

                                                                                       

    РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

      начального   общего образования

      по учебному предмету «  ОРКСЭ»

      для 4 «Б»  класса

    на 2012-2013 учебный год

                                                    Программу составила:

                                                        учитель начальных классов

                                                       Хазова  Ирина  Викторовна

    г. Троицк

    2012г

    Содержание

    1. Пояснительная записка                                                                    
    • статус программы
    • перечень нормативных документов, на основании которых составлена рабочая программа;
    • цель и задачи рабочей программы;
    • обоснование выбора программы, системы обучения и учебно-методического комплекса;
    • учебно-тематический план (описание и обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы). 

    2.Результаты освоения курса «Основы светской этики»

    3.Тематическое планирование

       4.Календарно-тематическое планирование                                    

    • планируемые и фактические сроки проведения учебных занятий;
    • наименование темы;
    • форма организации учебной деятельности;
    • количество часов;
    • домашнее задание;
    • корректировка и др.

    5.Перечень компонентов учебно-методического комплекса

    • учебный комплект (учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание),
    • учебно-методическое пособия,
    • цифровые образовательные ресурсы
    • учебно-методические пособия.

          6.Диагностика и мониторинг освоения курса ОРКСЭ

          7.Материально-техническое обеспечение

    Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Модуль « Основы светской этики».

    1.Пояснительная записка                                                                    

              Статус программы:     Рабочая программа по учебному предмету «ОРКСЭ» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» на 2012-2013 учебный год.  

     Основанием для разработки рабочей программы по учебному предмету «ОРКСЭ» являются следующие нормативные документы:

         - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта    общего образования,  утверждённый приказом Минобразования России от 05. 03. 2004 года № 1089  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

       -  Письмо  Министерства  образования  и науки Челябинской   области  от 26 августа 2011г.№ 103/5002 «Об изучении предметной  области  «Основы  духовно-           нравственной  культуры  народов  России»  в общеобразовательных   учреждениях  Челябинской  области,  апробирующих   ФГОС НОО»;

    -Приказ Министерства образования  и науки Челябинской области от  16. 06. 2011  года  №  04-997   «О  формировании учебных планов общеобразовательных учреждений  Челябинской области  на 2011-2012  учебный год»;

    - Приказ Министерства образования  и науки Российской  Федерации от 27.12.2012 № 2885,зарегистрирован Минюстом России от21.02.2012г рег №23290   «Об утверждении  федеральных перечней учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования  и имеющих  государственную аккредитацию,  на  2012-2013 учебный год».

    - Приложение 1 к письму  Министерства образования  и науки Челябинской области     18. 07. 2012  №  103/4275 «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году»

       - Приложение 1 к письму Министерства  образования и науки  Челябинской области  от  18.07.11г, №103/4275 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области  в 2011-2012  учебном году»;
    -Учебный план   МБОУ  «СОШ №7»  на 2012-2013 учебный год, приказ №138   от01.092012г  по МБОУ СОШ   № 7.

    - Положение о разработке и утверждении рабочих программ  учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), утверждённое директором  МБОУ  СОШ №7 (приказ №    от    135 от 01.09.2012

                Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы  М.Т. Студеникина «Основы светской этики».

               Модуль «Основы светской этики»   по авторской программе М.Т. Студеникина  обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из учебника для 4 класса и  программы  к   модулю  курса.

                                                 Общая характеристика учебного предмета

         В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

    В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

      Цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

      Задачи:

    • знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
    • развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
    • обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
    • формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
    • развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической  многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

         Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

     

    Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

      В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

     Место предмета в базисном учебном плане

        Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы светской этики» рассчитана на 34 часа.

    3. Результаты освоения курса «Основы светской этики»

    К результатам освоения программы курса следует отнести:

    Личностные результаты

    *Формирование основ российский гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    *формирование семейных ценностей;

    *становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    *формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    * развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    *развитие навыков сотрудничества

    Предметные результаты

    *Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

    *понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

    *формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

    * формирование первоначальных представлений об исторической роли этики в Российской культуре;

    * становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

    *осознание ценности человеческой жизни.

    Метапредметные результаты

    *Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    *готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

    * овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

    *умение осуществлять информационный поиск.

        К концу обучения  по данному курсу школьник должен

     *приобрести социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

    *получить опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

    *получить опыт самостоятельного общественного действия..

    3.  Тематическое планирование (34 часа)

           

    № п/п

    Наименование раздела, блока

    Количество часов по авторской программе

    Количество часов по рабочей программе

    1.

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

    1

    1

    2.

    Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

    16

    16

    3

    Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

      12

    12

    4.

    Духовные традиции многонационального народа России

    5

    5

    Итого

    34

    34


    Содержание курса

                 На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, сострадание и милосердие, мужество терпение и терпимость, правда и ложь, равнодушие и жестокость. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - его жизни.

               Изучая основы светской этики, дети знакомятся с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида. Ученики познакомятся с историей возникновения этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнают о происхождении тех или иных правил поведения, уяснят смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий.

              На уроках светской этики устанавливаются и реализуются межпредметные связи с русским языком, литературным чтением, изобразительным искусством и предметом « Окружающий мир»

              В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.        

              Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям  и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков  можно проводить  для всего класса.

               На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины.  У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.

                В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока  завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

               В 3 блоке продолжается знакомство с  основами светской этики. В содержании этого блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни, а также уделяется большое внимание формированию у обучающихся культуры общения со сверстниками и взрослыми, бережного отношения к родителям, правильного поведения в обществе. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока, как в историческом, так и современном  контекстах.

               Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других  модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка  и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».

    4.Календарно-тематическое планирование (34 часа)

    Тема

    Содержание

    Домашнее задание

    Требования к уровню подготовки учащихся

    Дата

    Кол-во часов

    по плану

    по факту

    по плану

    по факту

    1

    Введение в предмет

    Россия -  Родина моя

    Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина  - Россия, её географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.

    С. 6-12, подобрать пословицы о Родине

    Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

    Уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов.

    05.09

    2

    Этика и этикет

    Учебник  «Основы светской этики», его структура. Истоки родственных слов. Значение вежливости.

    С. 17-22, составить правила этикета

     Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский.

    Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них

    12.09

    3

    Этика и мораль

     Значение вежливости. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, её категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

    С. 22-24. Разбор ситуации с. 26

    Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры нравственность (мораль).

    Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам.

    19.09

    4

    Вежливость

    Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

    С. 27-32. Составить правила вежливости, помощь с. 33 №5

    Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

    Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

    26.09

    5

    Этикет приветствия

      Понятия здравствуйте, привет.      

    Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Этикет разговорной речи. Умение слушать друг друга.

    С. 36-38 разбор ситуации

    Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность.

    Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

    03.10

    6

    Добро и зло

    Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям.  

    С. 39-45

    Акция «Спешите делать добро»

    (подарки для будущих первоклассников

    Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, жадность, зло, тактичность, сдержанность.

    Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

    10.10

    7

    Благожелательность

    Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

    С. 45-49

    Составить дневник «добрых дел»

    Иметь представление о понятиях: благожелательность, бездушие.

    Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.

    17.10

    8

    Дружба и порядочность

    Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

    С. 50-56 вопрос №3

    Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.

    Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

    24.10

    9

    Отношения в классном коллективе

    Понятия – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

    С. 57-60, разбор ситуации с.60 №2

    Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстность, справедливость, ответственность.

    Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок.

    31.10

    10

    Честность и искренность

    Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

    С. 61-69, инсценирование корейской сказки «Честный мальчик»

    Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

    Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом.

    14.11

    11

    Гордость и гордыня

    Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

    С. 70-74. разбор ситуации №5

    Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

    Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за свои поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нём этические понятия гордость и гордыня.

    21.11

    12

    Обычаи и обряды русского народа

    Что такое обычай и обряд. Из истории русского обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью.  Особенности бракосочетания в современной России.

    С. 79- 83, сообщение о русских обрядах

    Иметь представление о понятиях: обычаях, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание.

    Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

    28.11

    13

     Этикет царского обеда.

    Этикет царского обеда.

    С. 85-86, составить меню царского обеда

    Иметь представление о правилах этикета за  столом.

    Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарём в конце учебника; составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

    05.12

    14

    Терпение и труд

    Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение  труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учёба – важнейший труд школьника.

    С. 87-92, с. 91 № 1

    Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

     Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды

    12.12

    15

    Моё любимое дело

    Подготовка творческого проекта

    Творческий проект

    Уметь составлять план сообщения; работать с разнообразными источниками информации.

    19.12

    16-17

    Моё любимое дело.

    Защита творческих проектов

    Творческий проект

    Уметь представлять и защищать свой творческий проект; уметь слушать одноклассников, задавать вопросы.

    26.12

    16.01

    18

    Семья

    Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи.

    С. 97-101, рисунок семьи

    Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.

    Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету

    23.01

    19

    Родословная семьи.

    Понятия род, родословная. Родословная семьи.

    Составить родословную своей семьи

    Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия.

    Уметь составлять родословную своей семьи.

    30.01

    20

    Семейные традиции

    Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

    С. 105-111, пословицы о семье

    Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

    Уметь: поддерживать дружеские отношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини – сочинение.

    06.02

    21

    Традиции моей семьи

    Семейная этика.

    Составить традиции своей семьи

    Уметь составлять рассказ о традициях своей семьи.

    13.02

    22

    Сердце матери

    Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям.

    С. 113-118, сочинение «моя мама»

    Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.

    Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

    20.02

    23

    Бережное отношение к родителям

    Бережное отношение детей к родителям, родным и близким.

    С. 118-119, принести семейное фото

    Иметь представление о понятиях: семья, счастье, забота, терпение.

    Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану.

    27.02

    24

    Правила твоей жизни

    Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приёма пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика.

    С. 123-127. составить правила своей жизни

    Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

    Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свою позицию, обосновать поступок.

    06.03

    25

    Культура общения со сверстниками и взрослыми

    Культура общения сверстников.  Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности

    С. 128-131 разбор ситуации с. 31

    Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость, личная безопасность.  Уметь:  определять свою позицию, обосновать поступок; относиться с вниманием к инвалидам, маленьким детям, престарелым, оказывать необходимую помощь, выполнять правила личной безопасности.

    13.03

    26

    Праздники народов России

    Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет

    С. 132-136 нарисовать рисунок к празднику

    Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, крещение.

    Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.

    20.03

    27

    Праздники народов России

     Курбан – байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести.

    С. 136-142

    Сообщение о национальных праздниках других народов

    Иметь представление о понятиях: праздник, религия,  мусульманство, буддизм, свобода совести.

    Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их религии; соблюдать этикет; пользоваться справочниками и словарями.

    03.04

    28

    Защитники Отечества

    23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с 13 до 20 в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17в., подвиги полководца А.В.Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.

    С. 143-148

    викторина

    Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

    Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

    10.04

    29

    Защитники Отечества

    Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почётная обязанность каждого мужчины. Подарочный этикет.

    С. 149-151

    Сообщение о русских полководцах

    Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

    Уметь: уважительно относиться к защитникам отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945-1945г.г.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

    17.04

    30

    Герои Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

    Экскурсия в городской музей.

    24.04

    31

    Итоговое повторение

    Основные знания и умения по этике и этикету.

    Подготовка к итоговым проектам

    Иметь представление о понятиях: основное содержание учебника, важнейшие понятия.

    Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания.

    08.05

    32-33

    Подготовка к обобщающему уроку

    Подготовка к итоговым проектам

    15,22.05

    34

    Обобщающий урок по курсу

    Защита творческих проектов

    29.05

    Право на корректировку календарно-тематического планирования  в целях обеспечения более высокого уровня  образовательного процесса  оставляю за собой.


    5.Учебно – методическое обеспечение курса

    1. Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.
    2. Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
    3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
    4. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010
    5. Мир словарей
    6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
    7. Энциклопедия «Вокруг света»

    6.Диагностика и мониторинг освоения курса ОРКСЭ 

    Опросный лист для учащихся 4-х классов 

    Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай - согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).

    «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

    «+3» - да, конечно (сильное согласие);

    «+2» - в общем, да (среднее согласие);

    «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

    «О» - ни да, ни нет;

    «-1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

    «-2» - в общем, нет (среднее несогласие);

    «-3» - нет, конечно (сильное несогласие);

    «-4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

    Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

    1.    Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.

    2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

    3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

    4. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

    5. Я способен с радостью выполнять разную работу.

    6. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.

    7. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю - ведь это не так уж и важно.

    8. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.

    9. Глупо рисковать ради другого человека.

    10. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

    11. Спортивные занятия - необходимость для здоровья каждого человека.

    12. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.

    13. Свои проблемы я стремлюсь решать самостоятельно, собственными силами.

    14. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.

    15. Мне повезло, что я живу именно в России.

    16. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.

    17. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.

    18. Физическим трудом занимаются одни неудачники.

    19.   Внешний вид - показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

    20.   Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.

    21.   Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.

    22.   Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.

    23.   Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

    24.   Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.

    25.   Я часто недоволен тем, как я живу.

    26.   Я не боюсь сделать ошибку, когда выбираю что-то в своей жизни.

    27.   Хорошо, когда у человека нет семьи и детей - так он чувствует себя более свободным.

    28.   Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.

    29.   Держать животных в передвижных зверинцах - бесчеловечно.

    30.   Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.

    31.   Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.

    32.   Нецензурные выражения в общении - признак бескультурья.

    33.   Учеба - занятие для заумных «ботаников».

    34.   Если ради справедливости надо убить человека - это нормально.

    35.   Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.

    36.   Большинство преступлений в нашем городе совершают люди, приехавшие к нам из других мест.

    37.   Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.

    38.   Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.

    39.   Я готов спорить с учителем, если считаю, что он не прав.

    40.   Я горжусь своей фамилией.

    41.   День Победы (9 мая) - праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.

    42.   Торговля животными, занесенными в Красную книгу, - неплохой способ заработать деньги.

    43.   К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.

    44.   Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.

    45.        Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного - ребенок тоже
    имеет        право высказаться.

    46.   Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.

    47.   Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.

    48.   Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.

    49.   Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

    50.   Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.

    51.   Мне тяжело знакомиться с новыми людьми я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.

    52.   Я хочу знать, зачем и ради чего я живу.

    53.   Рассматривать старые семейные фотографии - занятие для чудаков.

    54.   Мне не нравится, когда исполняется наш гимн - это скучно и приходится все время вставать.

    55.   Убирать чужой мусор на туристических стоянках - глупое занятие.

    56.   Уступить в споре - значит, показать свою слабость.

    57.   Хорошая учеба - это тоже важный и серьезный труд.

    58.   На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.

    59.   Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

    60.   Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.

    61.   Я помогу другому человеку, даже если очень занят.

    62.   Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

    63.   Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.

    64.   Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

    65.   Мои поступки чаще зависят не от меня самого, а от других людей.

    66.   Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.

    67.   Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.

    68.   Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.

    69.   Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.

    70.   Субботник по очистке территории дома или школы - бесполезное занятие.

    71.   Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого - ведь он уже взрослый.

    72.   Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.

    73.   Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

    74.   Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.

    75.   Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.

    76.   Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.

    77.   Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.

    78.   Я чаще всего соглашаюсь с мнением большинства.

    79.   Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.

    80.   Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.

    81.   Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.

    82.   Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо - его количество можно было бы уменьшить.

    83.   Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.

    84.   Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.

    85.   Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое, на это есть школа.

    86.   Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

    87.   Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.

    88.        Люди другой расы или национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

    89.    Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.

    90.    Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.

    91.    Когда я поступаю плохо, меня мучает совесть.

    Бланк для ответов

    1

    14

    27

    40

    53

    66

    79

    2

    15

    28

    41

    54

    67

    80

    3

    16

    29

    42

    55

    68

    81

    4

    17

    30

    43

    56

    69

    82

    5

    18

    31

    44

    57

    70

    83

    6

    19

    32

    45

    58

    71

    84

    7

    20

    33

    46

    59

    72

    85

    8

    21

    34

    47

    60

    73

    86

    9

    22

    35

    48

    61

    74

    87

    10

    23

    36

    49

    62

    75

    88

    11

    24

    37

    50

    63

    76

    89

    12

    25

    38

    51

    64

    77

    90

    13

    26

    39

    52

    65

    78

    91

    Фамилия, имя (указать по желанию)        

     

    Обработка результатов 

    Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

    1.     Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №1,14, 27, 40, 53, 66, 79. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 40, 79 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 14, 27, 53, 66 знак меняется на противоположный.

    2.  Характер отношений школьника к отечеству показывают его оценки высказываний № 2, 15, 28, 41, 54, 67, 80. При этом в ответах на вопросы № 15, 28, 67, 80 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 2, 41, 54 знак меняется на противоположный.

    3.  Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний № 3, 16, 29, 42, 55, 68, 81. При этом в ответах на вопросы № 29, 81 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 3, 16, 42, 55, 68 знак меняется на противоположный.

    4.        Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний № 4, 17, 30, 43, 56, 69, 82. При этом в ответах на вопросы № 4, 82 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 17, 30, 43, 56, 69 знак меняется на противоположный.

    5. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний № 5, 18, 31, 44, 57, 70, 83. При этом в ответах на вопросы № 5, 31, 44, 57, 83 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 18, 70 знак меняется на противоположный.

    6. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний № 6, 19, 32, 45, 58, 71, 84. При этом в ответах на вопросы № 19, 32 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 6, 45, 58, 71, 84        знак меняется на противоположный.

    7.        Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний № 7, 20, 33, 46, 59, 72, 85. При этом в ответах на вопросы № 20, 59 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 7, 33, 46, 72, 85 знак меняется на противоположный.

    8. Характер отношений школьника к человеку как таковому показывают его оценки высказываний № 8, 21, 34, 47, 60, 73, 86. При этом в ответах на вопросы № 47, 60, 73 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 8, 21, 34, 86 знак меняется на противоположный.

    9. Характер отношений школьника к человеку как Другому показывают его оценки высказываний № 9, 22, 35, 48, 61, 74, 87. При этом в ответах на вопросы № 22, 35, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 9, 48, 74, 87 знак меняется на противоположный.

    10. Характер отношений школьника к человеку как Иному, как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний № 10, 23, 36, 49, 62, 75, 88. При этом в ответе на вопрос № 10 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 23, 36, 49, 62, 75, 88 знак меняется на противоположный.

    11. Характер отношений школьника к своему телесному Я показывают его оценки высказываний № 11, 24, 37, 50, 63, 76, 89. При этом в ответах на вопросы №11, 50, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 24, 37, 76, 89 знак меняется на противоположный.

    12. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному Я показывают его оценки высказываний № 12, 25, 38, 51, 64, 77, 90. При этом в ответе на вопрос № 77 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 12, 25, 38, 51, 64, 90 знак меняется на противоположный.

    13. Характер отношений школьника к своему духовному Я показывают его оценки высказываний № 13, 26, 39, 52, 65, 78, 91. При этом в ответах на вопросы № 13, 26, 39, 52, 91 знак не меняется. В ответах же на вопросы № 65, 78 знак меняется на противоположный.

     

    1. Отношение к семье

    От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность семьи высоко значима для ребенка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

    От + 1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - семья представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но не всегда помнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - отношение к семье, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями - лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

    2. Отношение к Отечеству

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - старается не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) - можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи - это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране...»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память - это не то, за что можно получить дивиденды.

    3. Отношение к Земле (природе)

    От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое отношение.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

    4.        Отношение к миру

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает, что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не боится идти на уступки.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает, что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию, поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами, ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана», скорее всего, не откажется.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - можно предположить, что для подростка не существует альтернативы - переговоры или военная операция. Война для него может быть ценностью -с помощью нее можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять, для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа), и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.

    5.        Отношение к труду

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в любом случае подросток этого не стыдится.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа - удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

    6.        Отношение к культуре

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

    1

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань -силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

    7.        Отношение к знаниям

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - перед вами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается, казалось бы, в очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей).

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

    8. Отношение к человеку как таковому

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес рубят, щепки летят» - это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность человека может и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он скорее всего выберет первое.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой», - скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.

    9.        Отношение к человеку как Другому

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя «центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него - лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.

    10.        Отношение к человеку как Иному

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию, проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - склонен к признанию и принятию культурного плюрализма, уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных».

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от них пространство собственной жизни. Подросток не испытывает ни малейшего желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры.

    11.        Отношение к своему телесному Я

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.

    12.        Отношение к своему душевному Я

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.

    От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Он думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности все-таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других. Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него по последствиям. Оказавшись в одиночестве, начинает заниматься «мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным стремлением доминировать над окружающими.

    13.        Отношение к своему духовному Я

    От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по совести».

    От +1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни, однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться иными, более прагматичными регуляторами.

    От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) - более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его, поэтому предпочитает о своей совести не думать.

    От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) - ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии жизни, заложником могущественных и неподвластных ему внешних сил. Он боится и избегает любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и однозначность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большинства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь. Принцип его жизни - не высовываться.

    7.Материально-техническое обеспечение

    В 2012-13 учебном году 4 «Б» класс занимает кабинет № 15 на первом этаже в 2 смену.

    ОБЩИЕ ПРАВИЛА МАТЕРИАЛЬНОГО ОБУСТРОЙСТВА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КЛАССЕ.

    1. Функционирование каждого элемента предметного пространства
    2. Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала.
    3. Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю-

    лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса

    1. Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому.
    2. Полномочия(права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.

    ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

    1. Проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа
    2. Хорошее равномерное освещение кабинета
    3. Доска, ученические и учительские столы, а также стены с плакатами, ,тсо-всё чистое и протертое от пыли
    4. Широко открытые для света окна, а для особых случаев-наличие плотных штор
    5. Чистота пола и всего оборудования кабинета
    6. Чистая обувь, одежда, предметы, которыми пользуются дети.
    7. Наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски
    8. Отсутствие пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т.д.

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

    1. Ничего лишнего!
    2. Правило гармонии цвета
    3. Правило одного композиционного центра
    4. Правило единства фактуры
    5. Правило сочетания « верха и низа»
    6. Правило ритма

    Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

    Кол-во

    Примечания

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

    1

    Мультимедийный проектор

    1

    Экспозиционный экран

    1

    Размер не менее 150X150 см

    Компьютер

    1

    Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

    1

    Ученические столы с комплектом стульев.

    15

    Стол учительский с тумбой.

    1

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

    2

    Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

    1

    Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

    Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

    Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

    Рабочая программа по курсу: «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Светская этика» 4 класс

    Рабочая образовательная программа по курсу «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики» 4 класс...

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Светская этика».

    Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика» для 4 класса создана к УМК Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, Е.А. Ур...

    Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

    Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» («Основы светской этики»)

    Личностными результатами изучения предмета "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы светской этики") являются:1) формирование основ российской гражданской идентичност...

    Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")

    Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика") ...