Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Косинцева Вера Владимировна

Рабочая программа по курсу " Основы религиозных культур и светской этики" (модуль "Светская этика")  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа по ОРКСЭ244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативно-правовой основой разработки рабочей программы для 4 класса  и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является  Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Программа предмета «Основы религиозных  культур и светской этики»  модуль  «Основы светской  этики»  составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основной  образовательной  программой начального  общего  образования  школы  (учебным  планом  начального  общего  образования  на  2017-2018  учебный  год из  программы)  и обеспечена учебно-методическим комплектом:

Программа:   Т.Д. Шапошникова,  К.В.  Савченко  Рабочая  программа для  общеобразовательных  учреждений.  4  класс «Основы религиозных  культур  и  светской  этики». –  Москва  «Дрофа»,  2013.

Учебник:  А.А.  Шемшурин,  Н.М.  Брунчукова,  Р.Н.  Демин,  К.В. Савченко,  Т.Д. Шапошникова Учебник  «Основы  светской  этики»,  4  класс.  –  Москва  «Дрофа»,  2013.

Методическое  пособие  для учителя:  И.Б. Катышева,  К.В. Савченко,  Т.Д. Шапошникова  «Основы  светской  этики» методическое  пособие  к  учебнику  А.А.  Шемшурина,  Н.М. Брунчуковой,  Р.Н.  Демина  и др. «Основы  светской  этики»,  4  класс. –  Москва  «Дрофа»,  2013.

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Содержание данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

- знакомство  обучающихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения.

 Учебный предмет  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики.  Модуль  «Основы светской  этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия предмета – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса  «Основы  религиозных культур  и  светской  этики».  

Содержание программы   призвано актуализировать совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.  

Актуальность  изучения  предмета.

Учебный предмет (Модуль «Основы светской этики») создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Содержание курса  строится на основе:

- системно-деятельностного подхода;

- системного подхода к отбору содержания;

Предмет играет важную роль как в расширении  образовательного кругозора  обучающихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании  предмета, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

-общая историческая судьба народов России;

-единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Модуль «Основы  светской  этики» согласуется с  другими  модулями курса «Основы религиозных  культур  и  светской  этики»  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Специфика  учебного  предмета.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса предлагается для изучения один из шести учебных модулей.    

Курс «Основы религиозных культур и светской этики», имеет  комплексный характер, знакомит  школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, содержание всех модулей подчинено воспитанию личности гражданина России посредством приобщенияего к нравственным и мировоззренческим ценностям..Курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения один из модулей, получат общие представления и о содержании других модулей.

Содержание группируется вокруг базовых национальных ценностей: Отечество, семья, культурная традиция.

Рабочая программа предполагает использование следующих методов обучения:

- методы организации и осуществления учебной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учения;  

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

- дидактической системы деятельностного метода;

- проблемно-диалогического обучения;  

- технология коллективного способа обучения;

- технология оценивания образовательных достижений;

- технология проектной деятельности;

- технология развития критического мышления.

Содержание материала представляется как индуктивным, так и дедуктивным методом.  При этом весь теоретический материал сопровождается большим количеством аргументов, создаются условия для рассуждения детей, активно привлекаются результаты наблюдения обучающихся. Основными методами  при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. Кроме того, предполагается использование  разнообразных методов и форм обучения:

-  эвристические беседы;

-  различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);

-  учебные и социальные проекты;

-  уроки-экскурсии;

-  деловые и ролевые игры;

-  практикумы;

-  различные викторины и другие конкурсные события;

-  творческие мастерские.

При организации учебного процесса на уроках используются следующие формы обучения: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, коллективные.

Для достижения планируемых результатов используются материальные средства обучения: учебники, таблицы, средства наглядности, учебно-технические средства.

Основные способы освоения содержания программы: репродуктивный и творческий.

В обучении используются следующие группы методов: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, использование цифровых образовательных ресурсов); практические (работа с учебными текстами, таблицами, контурными картами, словарями и справочниками).

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки образовательных результатов по данной программе.

Используются следующие виды контроля: текущий,  тематический, итоговый.

Виды  и  формы  текущего контроля: поурочный устный опрос,  тестовые,  творческие  задания. В процессе изучения материала  по предмету предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки к проекту обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Тематический  контроль  осуществляется  по  окончании  каждого  раздела  в  форме  презентации  творческой  работы.  

Итоговый  контроль  осуществляется  в  форме  творческой  работы.

Механизмы формирования универсальных учебных действий.

Для формирования определённых  федеральным государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться предусмотрено системное прохождение каждым учеником основных этапов формирования любого умения, а именно:

1) приобретение опыта выполнения УУД;

2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);

3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;

4) контроль.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных занятий. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации.

Отбор и структурирование содержания предмета, организация процесса изучения  этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм позволит достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой.

Содержание учебников направлено на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся.

Основные направления

Ценности

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от поурочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Общая характеристика учебного предмета

Данная  программа  построена в соответствии со следующими принципами: личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности, принцип развития, принцип комфортности; культурно ориентированные принципы – принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип; деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития), принцип опоры на процессы спонтанного развития, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В процессе изучения  предмета предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и

коллективными. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

Предмет  находит  своё  взаимодействие  практически  со  всеми  предметами,  заявленными  учебным  планом  4 класса  на 2017-2018  учебный  год.  В  содержательном  плане  он  предполагает  реальные взаимосвязи  с  предметами:  

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций,  природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности,  творческих  заданий.  

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.  

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии  с  Учебным  планом начального  общего образования  МБОУ СОШ №2 г. Советский на  2017-2018  учебный  год  (из  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  школы) предмет  «Основы  религиозных  культур  и  светской этики» (модуль:  «Основы  светской  этики») изучается в 4  классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени  за  учебный  год составляет 34 часа.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним  из результатов обучения является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

      Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

 Обучение детей по программе  предмета  «Основы религиозных культур и светской этики».  Модуль  «Основы  светской  этики»  направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик  получит  возможность научиться:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи.  

Ученик   получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Ученик  получит  возможность  научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик  получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные  результаты

Ученик  научится

Ученик  получит  возможность научиться

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

- формирование общих  представлений  об  исторической  роли  традиционных  религий  в  становлении российской  государственности;

-  формирование  первоначального  представления  об  отечественной  культурной  традиции  как  духовной основе  многонационального  многоконфессионального  народа  России;

-  осознание ценности  человеческой  жизни.

Содержание учебного предмета

Знакомство с новым предметом. 2часа  

Россия –  наша  Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

Знакомство с основами этики. 2часа  

Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность.

Этические учения о добродетелях. 5  часов 

Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость. Представление творческих работ по теме.

Этика о нравственном выборе. 7 часов 

Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя. Представление творческих работ по теме.

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. 3 часа Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика (экскурсия).

Нравственный закон человеческой жизни. 4 часа 

Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение.

Этика об отношении людей друг к другу. 6 часов 

Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности». Представление творческих работ по теме.

Как сегодня жить по нравственным законам.  5 часов 

Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н.Толстого.


Тематическое  планирование

№ п/п

Наименование разделов  и тем

Всего  часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Знакомство с новым предметом

2

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

2

Знакомство с основами этики

2

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства.

3

Этические учения о добродетелях

5

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранной теме.

4

Этика о нравственном выборе

7

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранной теме.

5

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

3

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранной теме.

6

Нравственный закон человеческой жизни

4

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

7

Этика об отношении людей

6

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

8

Как сегодня жить по нравственным законам

5

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.  Выполняют  творческие  работы.

ИТОГО:

34


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения

План

Фактически

Предметные

Метапредметные универсальные учебные действия

I. Знакомство с новым предметом ( 2 ч)

1

Россия –  наша  Родина.

Знать что такое Родина.

Уметь объяснять, что связывает всех людей живущих в одной стране, почему человеку необходимо знать свои корни.

Познавательные:  извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения.  

Коммуникативные: ориентируются в своей системе знаний, делают выводы на основе обобщения знаний

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

Знать что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия.

Уметь объяснять, что включает в себя религиозная культура, почему мы должны внимательно относиться к духовным ценностям.

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других.

II. Знакомство с основами этики (2 ч)

3

Диалог о философии и этике.

Знать что такое этика.

Уметь объяснять, кого называют философами, что изучает этика.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

 Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, извлекают информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме

4

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

Знать что такое мораль.

Уметь объяснять, кого называют философами, что изучает этика

Регулятивные:

формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст учебника, ведут « диалог с автором».

III. Этические учения о добродетелях( 5 ч)

5

Что такое добродетель.

Знать что такое добродетель, порок.

Уметь объяснять, кого называют философами, что изучает этика

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

 Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, извлекают информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме

6

Учение Аристотеля о добродетелях.

Знать что такое добродетель, порок.

Уметь объяснять, кого мы называем «добродетельный человек»

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:  извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст учебника, ведут « диалог с автором».

7

Нравственные качества.

Знать лучшие нравственные качества человека.

Уметь объяснять, какого человека  мы называем честным, как проявляется честность в нашей повседневной жизни.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

 Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, извлекают информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме

8

Терпение и терпимость.

Проверочная работа №1 «Нравственные качества»

Знать что такое терпимость.

Уметь объяснять, какое поведение свидетельствует о терпимости.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные:  извлекают информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения.  

9

Презентация творческих работ

Знать как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации.

Уметь искать требующуюся литературу, работать с книгой, свести всю найденную информацию в общий текст, оформить работу.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию .

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

IV. Этика о нравственном выборе  (7 ч)

10

Суд над Сократом.

Знать о жизни великого древнегреческого философа и мыслителя Сократа.

Уметь объяснять, какую жизнь Сократ считал Достойной.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

 Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, извлекают информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме

11

Убеждения.

Знать что такое убеждения.

Уметь объяснять, что такое убеждения человека и зачем они ему нужны.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию .

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

12

Нравственный выбор.

Знать что такое нравственный выбор.

Уметь объяснять, как мы понимаем выражение «быть человеком»

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

 Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, извлекают информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме

13

Совесть. Долг.

Знать что такое совесть, долг.

Уметь рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст учебника, ведут « диалог с автором».

14

Ответственность.

Знать что такое ответственность.

Уметь объяснять, что означает выражение «отвечать за кого-то или за что-то».

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: находят ответы на вопросы в иллюстрациях, извлекают информацию из иллюстраций, текстов.

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме

15

Этика о воспитании самого себя. Проверочная работа№2 «Нравственный выбор».

Знать что человек сам может воспитывать в себе нравственные качества.

Уметь объяснять, что необходимо человеку для самосовершенствования.  

Регулятивные:    определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

16

Презентация творческих работ.

Знать как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации.

Уметь искать требующуюся литературу, работать с книгой, свести всю найденную информацию в общий текст, оформить работу.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию .

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

V. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч)

17

Справедливость.

Знать что такое справедливость, кто такой Мо Ди.

Уметь объяснять, как мы понимаем справедливость, в каких поступках людей мы её видим.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

18

Государство, основанное на справедливости

Знать  кто такой Конфуций.

Уметь объяснять, как мы понимаем слова «самообразование», как связаны между собой самообразование и самосовершенствование.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

19

Государство. Светская этика.

Знать  что такое государство, символы государства.

Уметь объяснять признаки государства, законы совместного проживания людей.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст учебника, ведут « диалог с автором».

VI. Нравственный закон человеческой жизни  (4 ч )

20

Нравственный закон. Десять заповедей

Знать  что такое заповедь, скрижали, какие заповеди были даны людям через порока Моисея.

Уметь рассказать, что такое «Десять заповедей» или «закон Моисея»

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

21

Заповеди любви.

Знать  в чём проявляется любовь.

Уметь формулировать своими словами главную заповедь  христиан о любви.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст учебника, ведут « диалог с автором».

22

Любовь – основа жизни.

Знать  в чём проявляется любовь.

Уметь формулировать своими словами главную заповедь  христиан о любви.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

23

Прощение.

Проверочная работа №3 «Заповеди любви»

Знать  что считается прощением.

Уметь рассказать, почему прощение называют «лучшее лекарство от обиды».

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

VII. Этика об отношении людей друг к другу (6 ч)

24

Древнегреческие мыслители о дружбе.

Знать  что говорили древнегреческие мыслители о дружбе.

Уметь рассказать, за что ценим дружбу.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

25

Этика об отношении к другим людям и самому себе

Знать что говорится об отношениях к другим людям в разных религиях.

Уметь рассказать, что в человеческих взаимоотношениях осуждается всеми религиозными этическими учениями, а что считается необходимым.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: читают вслух и про себя текст учебника, ведут « диалог с автором».

26

Как мы относимся к другим людям.

Знать что говорится об отношениях к другим людям в разных религиях.

Уметь рассказать, что в человеческих взаимоотношениях осуждается всеми религиозными этическими учениями, а что считается необходимым.

Регулятивные:  проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные:  строить логические рассуждения, проводить аналогии.

 Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения..

27

Мысли и поступки. Слова и речь.

Знать  что все слова и мысли человека имеют в жизни последствия. .

Уметь объяснять связь между словами и поступками.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему, составляют план решения проблемы.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию .

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

28

Милосердие.

Знать  что такое «милосердие»

Уметь, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным, какие существуют дела милосердия.

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

29

Золотое правило «нравственности»

Знать  какие слова стали называть «золотым правилом нравственности» .

Уметь объяснять своими словами золотое правило «нравственности».

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники  информации.

Коммуникативные: отделяют новое от известного, выделяют главное, составляют план о богатствах родной Югры.

VIII. Как сегодня жить по нравственным законам  (5 ч)

30

Нравственные законы в современном мире.

Знать  что такое «бескорыстие»

Уметь объяснять какой поступок можно назвать бескорыстным.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

31

Альберт Швейцер.

Знать  что такое «бескорыстие»

Уметь объяснять какой поступок можно назвать бескорыстным.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники  информации.

Коммуникативные: отделяют новое от известного, выделяют главное, составляют план о богатствах родной Югры.

32

Этическое учение Л.Н.Толстого.

Знать  что такое «душа»

Уметь объяснять, почему Л.Н. Толстой считал душу самым главным в человеке.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

33

 «Идти дорогою добра»

Проверочная работа № 4 «Золотое правило нравственности»

Знать  что такое «добро»

Уметь объяснять, как понимают выражение «добро создаётся людьми».

Регулятивные: формулируют цели урока.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию. 

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.

34

Презентации творческих работ

Знать как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации.

Уметь искать требующуюся литературу, работать с книгой, свести всю найденную информацию в общий текст, оформить работу.

Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные: добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики "( модуль" Основы светской этики"). 4 класс.

Основы светской этики34 часа в год, при 1 часе в неделюА.И.Шемшурина  «Основы религиозных культур  и светской этики. Основы светской этики» Программа составлена в соответствии с ...