Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

 (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

(для четвертого класса)

      Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий] и на основе программ, разработанной авторами Р.Б. Амировым, О.В. Воскресенским, Т.М. Горбачёвой и другими под редакцией Шапошниковой Т.Д. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Пояснительная записка

Общая характеристика и ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа

Российской Федерации.

     В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

     Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.

     Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.   Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

     Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями.    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

   

Цель учебного курса ОРКСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания, входящего в учебный курс, должно обеспечить:

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Ключевые идеи программы.

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  •  Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  •  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  •  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

Формы, методы, технологии обучения

Формы организации образовательного процесса:

Групповая работа над проектом, практика деловых игр, анализ критических ситуаций, тренинги практических навыков

      Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; работа с книгой; работа по заданному образцу, конструктивные, требующие творческого подхода)

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования, игровые, информационные, деятельностного метода, развитие общеучебных умений

Требования к уровню подготовки обучающихся

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Программа включает следующие разделы:

  1. Знакомство с новым предметом ОРКСЭ
  2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях
  3. Иудаизм
  4. Христианство
  5. Ислам
  6. Буддизм
  7. «Золотые правила нравственности»

         Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками- экскурсиями

     При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются. Для определения уровня духовно- нравственного воспитания школьников изучающих мировые религиозные культуры, на начальный и заключительные уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят, насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.

Формы контроля

Формой промежуточного контроля является выполнение тестов и различных творческих заданий. Форма итогового контроля - защита проектов.

     Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 4 классе.

Содержание программы

4 класс (34часа)

Знакомство с новым предметом ОРКСЭ (3 ч)

Россия - наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Не совсем обычный урок. Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира».

Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 ч)

Древние верования и религиозные культы. Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Иудаизм (5 ч)

Представление о Боге в иудаизме. Мир и человек в иудаизме. Тора и заповеди. О чем говорит иудейский Закон. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.

Христианство (6 ч)

Представление о Боге и мире в христианстве. Представление о человеке в христианстве. Библия - священная книга христиан. Православие. Католицизм. Протестантизм.

Ислам (5 ч)

Представление о Боге и мире в исламе. Пророк Мухаммед. Коран и Сунна. Столпы ислама. Праздники ислама. Священные города и сооружения ислама.

Буддизм (4 ч)

Жизнь Будды. Учения Будды. Духовные наставники и священные сооружения буддизма. Священные тексты буддизма.

«Поведение итогов» (6 ч)

«Золотое правило нравственности». Не совсем обычный урок. Интересный разговор. Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.


Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
(4 класс, 34 часа)

Дата

Тема

Основное содержание

Основные понятия

Словарная работа

Творческая работа,  учебно-исследовательская, проектная  деятельность

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Тема: Россия — наша Родина

Россия как государство.

Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений.

А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества.

Родословная. Родословное древо.

Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.

ПД: Построение схемы родословного древа.

Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.

Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий.

Вечные вопросы человечества. Религия и наука.

Этика как часть философии. Нравственный закон

в светской и религиозной жизни.

Вариативное содержание: диалог религиозных деятелей в современном мире.

Культура, духовные ценности,

религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции.

Духовные ценности, обычаи,

традиции, философия, этика.

Урок 3. Тема: Не совсем обычный урок.  Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Религиозные разногласия

и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных

религий в Астане.

Представители различных религий о необходимости мирного диалога. Единство лидеров мировых

религий в важнейших вопросах мирного сосуществования. Значение образования и просвещения в деле достижения взаимопонимания. Обращение участников III съезда лидеров мировых и традиционных религий к мировому сообществу.

Съезд лидеров мировых и традиционных религий, диалог, взаимопонимание.

ТР: Сочинение-миниатюра «Что я

хочу пожелать людям всего мира...».

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

Урок 4. Тема: Древние верования и религиозные культы

Изучение  культуры  прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники.

Древние религиозные культы. Культ богиниматери. Культы почитания природы.

Фетиши и предметы религиозного культа. Обряды и ритуалы. Обряд инициации.

Религиозные практики. Шаманство.

Вариативное содержание: мифология о сотворении и устройстве мира. Древние божества и персонажи мифов и легенд. Мифы африканских народов «Антилопа и черепаха», «Испытание сном».

Мифы, легенды, сказания, фетиш, обряд, ритуал, шаманство.

Археология, археолог, культ,

обряд, ритуал.

ТР: Иллюстрации к уроку

Урок 5. Тема: Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии

Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представления о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге.

Вариативное содержание: бумеранг и его символический смысл

Аборигены, картина мира.

Аборигены.

УИД: История, культура и природа Австралии.

Урок 6. Тема: Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки

Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце.
Вариативное содержание: календарь ацтеков и «Камень Солнца».

Майя, ацтеки, инки, цивилизация.

Цивилизация.

УИД: Культура древних цивилизаций Северной и Южной Америки.

Урок 7. Тема: Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии

Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре.
Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы.
Японский календарь. Легенда о мышке, которая первой увидела солнце.
Вариативное содержание: изображение божеств в японской традиции. Кукла дарума.

Синтоизм.

Экзотика, экзотичный.

УИД: Куклы в традиционной культуре Японии.

Урок 8. Тема: Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Культ природы в верованиях
древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.
Вариативное содержание: божества славянской мифологии. Славянские мифы.

Славяне, капище, идолы.

Соотечественник, идол.

УИД: Верования древних славян в русском фольклоре.

Раздел 3. Иудаизм

Урок 9. Тема: Представление о Боге в иудаизме

Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представления о Боге в иудаизме.
Символы иудаизма: Маген-Давид и Менора.
Вариативное содержание: притча о том, почему Бог не может быть видим.

Иудаизм, евреи, Маген-Давид, Менора.

Иудаизм, евреи.

УИД: Географические и природные особенности, культурные и исторические достопримечательности.

Урок 10. Тема: Мир и человек в иудаизме

Представления о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат.
Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир.
Значение семьи и брака в иудейской традиции.
Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.
Вариативное содержание: отношение к богатству и бедности в иудейской
традиции.

Шаббат, Тора, душа.
Межмодульные связи: религиозные представления
о происхождении мира и человека.

Свобода воли.

Урок 11. Тема: Тора и заповеди

Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание.
Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы.
История дарования Торы еврейскому народу.
Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники Песах, Суккот и Шавуот.
Десять заповедей как основа Завета. Содержание и смысл десяти заповедей.
Скрижали Завета и Ковчег Завета. Строительство и разрушение Иерусалимского Храма. Стена
Плача.
Вариативное содержание: путь евреев в Землю обетованную, чудо с манной небесной.

Тора, Пятикнижие, Земля обетованная, пророк, заповеди, Завет.
Межмодульные связи: пророки в различных религиозных культурах; заповеди.

Пророк.

УИД: Пророк Моисей.

Урок 12. Тема: О чем говорит иудейский Закон

Правило Гилеля. Еврейские
мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему.
Вера в приход Мессии и Царство справедливости.
Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции.
Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Правила кашрута.
Отношение к природе и живым существам в иудаизме.
Вариативное содержание: правила благотворительности в иудаизме.

Мессия, цдака, кашрут.
Межмодульные связи: «золотое правило» Гилеля.

Благотворительность.

Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба.
Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской
общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.
Вариативное содержание: особенности облачения
для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи.

Бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.
Межмодульные связи: обряды, ритуалы, священные сооружения.

Совершеннолетие, община.

УИД: Традиционные иудейские праздники.

Раздел 4. Христианство

Урок 14. Тема: Представление о Боге и мире в христианстве

Христианство и его распространение в мире.
Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм.
Представления о Боге в христианстве. Библия.
Представления о сотворении мира и человека в христианстве. Христианские представления о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.
Вариативное содержание: история возникновения и время возникновения христианства.

Христианство, Библия.
Межмодульные связи: представления о сотворении мира и человека в различных религиозных культурах.

Мироздание.

Урок 15. Тема: Представление о человеке в христианстве

Первые  люди  Адам  и  Ева.
Христианские представления о грехе. Иисус Христос — Спаситель.
Основные заповеди христианства. Заповеди о любви к Богу и ближнему. Человеческая жизнь и достоинство, как важнейшие ценности христианской религии. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке.
Вариативное содержание: грехопадение Адама и Евы и изгнание из рая.

Спасение, любовь.

Межмодульные связи: заповеди, представление о грехе в различных религиозных культурах, любовь как основа жизни и духовного самосовершенствования.

Грех, заповеди, доблесть, патриотизм.

ТР: Поделка «Как люди
выражают свою любовь».

Урок 16. Тема: Библия — священная книга христиан

Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий.
Содержание Ветхого Завета. Содержание Нового Завета.
Принятие христианства  на Руси. Распространение православия.
Вариативное содержание: евангелисты и апостолы.

Библия, Ветхий Завет и Новый Завет.

Библия.

Урок 17. Тема: Православие

Православная церковь. Правила жизни православных верующих.
Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство.
Православное богослужение. Православные молитвы. Правила молитвы в храме.
Православные священно- и церковнослужители.
Православные иконы, почитание икон верующими.
Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.
Вариативное содержание: язык православного богослужения.

Православие, церковь, священнослужители, церковнослужители, икона.
Межмодульные связи: православие.

Патриарх, священнослужители,
церковнослужители.

УИД: Традиционные православные праздники.

Урок 18. Тема: Католицизм

Государство Ватикан и Папа
Римский. Католические священно- и церковнослужители.
Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в изобразительном искусстве.
Католическое искусство.
Особенности католического богослужения.
Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.
Вариативное содержание: орган и органная музыка в католическом богослужении.

Католицизм, Ватикан

Католицизм.

УИД: Государство Ватикан.

Урок 19. Тема: Протестантизм

Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания в протестантизме. Проповедническая и миссионерская деятельность протестантских пасторов.
Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство.
Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма
в мире.
Вариативное содержание: протестантские  благотворительные организации и их деятельность.

Протестантизм, миссионерство,
баптизм, лютеранство, адвентизм.

Протестантизм, проповедник,
миссионер.

Раздел 5. Ислам

Урок 20. Тема: Представление о Боге и мире в исламе

Ислам. Мусульмане. Распространение ислама в мире. Представления о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога.
Коран о создании Вселенной, жизни и людей.
Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.
Вариативное содержание: представление о равенстве мужчин и женщин в исламе.

Ислам, мусульмане, Коран.
Межмодульные связи: представления о происхождении мира и жизни в разных религиозных культурах; ислам.

Ангелы, джинны.

Урок 21. Тема: Пророк Мухаммед

Первые люди Адам и Хава.
Пророки в исламе. Пророк Мухаммед — «печать пророков».
История жизни пророка Мухаммеда. Учение и проповеди пророка Мухаммеда.
Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».
Вариативное содержание: труд в системе ценностей ислама.

Пророк, джихад.

Самосовершенствование.

УИД: Великая Отечественная война в истории России.

Урок 22. Тема: Коран и Сунна

Коран — священная книга
мусульман. Сунна — предание о жизни пророка Мухаммеда. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман.
Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Великие исламские ученые.
Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.
Вариативное содержание: исламская медицина.

Коран, Сунна.

Гостеприимство.

Урок 23. Тема: Столпы ислама. Праздники ислама

Пять столпов ислама. Шахада.
Намаз, правила намаза.
Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешения во время поста. Праздник Ураза-байрам.
Закят, его значение в жизни мусульманской общины.
Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.
Вариативное содержание: совместная молитва мусульман в мечети.

Шахада, намаз, Рамадан, Ураза-байрам, закят, хадж, Курбан-байрам.

Милостыня.

Урок 24. Тема: Священные города и сооружения ислама

Мекка, мечеть Аль-Харам,
Кааба. Черный камень и легенды о его происхождении.
Медина, переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммеда.
Иерусалим, мечеть Аль-Акса.
Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство.
Символы ислама. Правила поведения в мечети.
Вариативное содержание: каллиграфия в художественной культуре ислама. Исламские притчи.

Мекка, Кааба, Медина, мечеть.

Каллиграфия, панно, фриз.

УИД: Священные сооружения ислама на территории
России.

Раздел 6. Буддизм

Урок 25. Тема: Жизнь Будды

Буддизм — старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сиддхартхи. Четыре встречи. Испытания Сиддхартхи
в джунглях. Решение о выборе срединного пути.
Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме.
Проповеди Будды, первые слушатели Будды.
Вариативное содержание: последователи и ученики Будды. Первые буддийские монастыри и университеты.

Буддизм, срединный путь, просветление.
Межмодульные связи: буддизм.

Срединный путь.

Урок 26. Тема: Учение Будды

Четыре благородные истины
буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий.
Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова.  Условия накопления положительной кармы. Нирвана.
Джатаки — истории о перерождениях Будды.
Представления о сансаре.
Принцип ахимсы — ненасилия, основанного на любви и доброте.
Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.
Вариативное содержание: восемь символов буддийского учения. Колесо сансары.

Четыре благородные истины, карма, нирвана, джатаки, сансара, три драгоценности буддизма.

Благородные истины, символ.

Урок 27. Тема: Духовные наставники и священные сооружения буддизма

Распространение буддизма.
Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы.
Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее устройство. Потала, внешний вид и внутреннее устройство и убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.
Вариативное содержание: ступы.

Лама, Потала, бодхисаттва.

Далай-лама, дацан, Сандаловый Будда.

УИД: Буддийские монастыри и жизнь буддийских монахов. Традиционные буддийские праздники.

Урок 28. Тема: Священные тексты буддизма

Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит.
Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путем».
Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.
Вариативное содержание: Дхаммапада и Гирлянда
джатак. Буддийские притчи.

Трипитака

Санскрит.

Раздел 7. Подведение итогов

Урок 29. Тема: «Золотое правило нравственности»

Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности.
Религиозные культуры и светская этика о путях
самосовершенствования человека.
«Золотое правило нравственности» в различных
религиозных культурах.
Жизнь по нравственным  законам в современном
мире.
Вариативное содержание: Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».

Общечеловеческие ценности.
Межмодульные связи: этика, самосовершенствова-
ние, религиозные культуры.

ТР: Иллюстрации к уроку.

Урок 30. Не совсем обычный урок. Интересный разговор

Ценности, объединяющие
различные религиозные культуры. Красота.
Памятники мировой религиозной культуры, их
художественная и культурная значимость для современного человека.
«Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России.
Иерусалим — город трех религий.
Стамбул: христианские и исламские священные сооружения.
Шедевры европейского католического
искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.

Красота, культура, культурные
ценности.

Уроки 31—34. Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

Тематическое планирование

Раздел

Дата

Содержание

Характеристика видов деятельности

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

Урок 1. Тема: Россия — наша Родина

Урок 2. Тема: Духовные ценности человечества. Культура. Религия

Урок 3. Тема: Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира»

Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса.

Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными

культами.

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий.

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства

и ислама.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с описанием содержания священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их

с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценке произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы

разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по

отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях

Урок 4. Тема: Древние верования и религиозные культы

Урок 5. Тема: Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии

Урок 6. Тема: Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки

Урок 7. Тема: Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии

Урок 8. Тема: Саша рассказывает о верованиях древних славян.

Раздел 3. Иудаизм

Урок 9. Тема: Представление о Боге в иудаизме

Урок 10. Тема: Мир и человек в иудаизме

Урок 11. Тема: Тора и заповеди

Урок 12. Тема: О чем говорит иудейский Закон

Урок 13. Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме

Раздел 4. Христианство

Урок 14. Тема: Представление о Боге и мире в христианстве

Урок 15. Тема: Представление о человеке в христианстве

Урок 16. Тема: Библия — священная книга христиан

Урок 17. Тема: Православие

Урок 18. Тема: Католицизм

Урок 19. Тема: Протестантизм

Раздел 5. Ислам

Урок 20. Тема: Представление о Боге и мире в исламе

Урок 21. Тема: Пророк Мухаммед

Урок 22. Тема: Коран и Сунна

Урок 23. Тема: Столпы ислама. Праздники ислама

Урок 24. Тема: Священные города и сооружения ислама

Раздел 6. Буддизм

Урок 25. Тема: Жизнь Будды

Урок 26. Тема: Учение Будды

Урок 27. Тема: Духовные наставники и священные сооружения буддизма

Урок 28. Тема: Священные тексты буддизма

Раздел 7. Подведение итогов

Урок 29. Тема: «Золотое правило нравственности»

Урок 30. Тема: Не совсем обычный урок. Интересный разговор.

Уроки 31—34. Тема: Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся


Литература для обучающихся.

  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие под редакцией Шапошниковой Т.Д. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5): Учебник.-М.: Дрофа, 2016.
  2. Шапошникова Т.Д., Савченко К.В. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2016.  

Литература для учителя.

  1. Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачёва Т.М. и другие. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс (4-5), : Методическое пособие для учителя.-М.: Дрофа,2012.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., и др. Электронное приложение к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (1 CD). М.- Просвещение, 2012 г.
  3. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. Книга для учителя. М.- Просвещение,  2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программа по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по предмету"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур"

Ø  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;Ø  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивн...