Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Корчагина Татьяна Алексеевна

    Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Администрация города Дзержинска Нижегородской области

    Департамент образования Администрации города Дзержинска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя  школа № 4»

    (МБОУ СШ № 4)

    «Согласовано»

    Руководитель ШМО

    ___________/Р.Н. Закирова/

    Протокол № _______

    от «__»____________2016г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    МБОУ СШ №4    

    _____________/О.Д. Дюжакова/

            

     «__»____________2016г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СШ №4

    _______________/Е.Н. Урусова/

    Приказ № от «__»____2016г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по курсу

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    модуль

    «Основы мировых религиозных культур»

    4 класс

    на 2016 - 2017  учебный год

                     

     

                                                 

                                           Автор-составитель:

                                 Т.А. Корчагина,

                                     учитель ОРКСЭ

    г. Дзержинск, 2016

    Пояснительная записка

            Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от  1 февраля 2012г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
    • Поручение Президента Российской Федерации от     2 августа 2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
    • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632).  

    Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и мировых религиозных культур в России.

    «Основы мировых религиозных культур» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

          В МБОУ СШ№4 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определёны модули учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемые для изучения: «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».

           УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и  обеспечен учебником А.Л. Беглова  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.

    Программа курса составлена,  на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

    Программа адресована учащимся 4-х классов; объём учебного времени, отводимого на изучение  – 1 час в неделю, всего 35 часов.

    Общая характеристика учебного курса:

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Основные задачи учебного курса:

    •знакомство учащихся с основами мировых религиозных культур;

    •развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    •обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    •развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

           Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

           Освоение школьниками учебного содержания  модуля «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

    •понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    •формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

    •формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

    •знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    •укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

    Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями мировых религиозных культур, раскрытие содержания и смысла мировых религиозных культур в нашем современном обществе.

         Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

     Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение»,  «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

         Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора обучающегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

    Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность; отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

          Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    •общая историческая судьба народов России;

    •единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

           При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

    Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

    • Технологии диалогового взаимодействия:

    -технология рефлексивного чтения;

    -технология обсуждения проблем;

    -технология взаимного обмена заданиями.

    • Познавательно-исследовательские методы:

    -беседа-распознавание;

    -диалог-сравнение;

    -исследовательский проект.

    • Методы обратной связи:

    -интерпретация;

    -загадки-притчи;

    -проблемная пресс-конференция;

    - разговор с замещённым собеседником.

    • Игровые и деятельностные методы:

    - игра-испытание;

    - ролевая игра;

    - продуктивный труд.

    Формы обучения

    • Классно-урочные занятия.
    • Групповая форма обучения.
    • Внеурочные занятия.  
    • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностный,  творческой форме.
    • Экскурсии.

    Формы контроля

         Основной формой контроля обучающихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.

    Формы контроля и возможные варианты его проведения:

    Индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  

    • устный    опрос;
    • домашняя     работа (поисковая,  творческая);
    • самостоятельная    работа   (воспроизводящая, вариативная,  эвристическая).

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Личностные результаты:

    • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
    • развитие этических чувств;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
    • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
    • осуществлять информационный поиск;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

    Предметные результаты:

    • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
    • знакомство с основами религиозной морали;
    • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Требования к  уровню подготовки учащихся

          На уроках по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, мировые религиозные культуры, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

          В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться: мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории мировых религиозных культур, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей. К концу учебного года  учащиеся должны:

             Знать / понимать

                 Уметь

              Применять

    Знать историю возникновения и распространения мировых религиозных культур. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие  календарь его символы, святых, праздники  мировых религиозных культур.  Знать развитие мировых религиозных культур, их развитие в истории России.

    Умение слушать собеседника, вести  диалог. Уметь описывать различные явления мировых духовных традиций и культур. Уметь приводить примеры явлений мировых религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их.  Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

    Применять  полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения мировых религиозных культур  в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

    Содержание тем учебного курса ОРКСЭ

     модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Количество часов на изучение программы           33

    Количество часов в неделю                                      1

    Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

    Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Тематический план учебного курса                 Тематическое планирование

    Период обучения

    Количество часов

    № п/п

    Наименование раздела

    Кол-во часов

    1 триместр

    12

    1

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

    1

    2 триместр

    9

    2

    Основы  мировых религиозных культур

    26

    3 триместр

    12

    3

    Духовные традиции многонационального народа России

    6

    Итого

    33

    Итого

    33

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

    Блок 2. Основы мировых религиозных культур. (26 часов)

    Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. (6 часов)

    Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.

    Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержание модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

    Учебно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ

    модуль «Основы мировых религиозных культур»

    Учитель: Корчагина Татьяна Алексеевна.

    Учебник: А.Л. Беглов. ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур, 4-5 классы, Москва «Просвещение», 2012.

    Программа: А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, (35ч, 1ч в неделю). М. «Просвещение», 2010.

    Дополнительная литература:

    • Книга для учителя. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. «Просвещение», 2010;
    • Книга для родителей. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я. Данилюк. «Просвещение», 2010;
    • Поурочное планирование уроков ОРКСЭ модуль ОМРК;
    • С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991;
    • Учебник добра. «Знамя мир», Томск, 1996;
    • А.Лопатина, М. Скребцова. Книга  для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996.

    Оснащенность уроков:

    • интерактивная доска;
    • компьютер;
    • презентации к урокам ОРКСЭ модуль ОМРК.
    • видео и аудио записи к урокам ОРКСЭ модуль ОМРК.

    № п/п

    № в теме

    Тема урока

    Средства наглядности. Использование ИКТ

    Домашнее

    задание

    Дата проведения

    Коррек

    ция

    план

    4А,4Б

    факт

    1 триместр (12 часов)

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

    1

    Россия – наша Родина

    Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России,  презентация «Россия – наша Родина», аудио песня  «С чего начинается Родина», гимн РФ

    С.4-5,читать, синквейн «Родина»

    07.09

    Блок 2. Основы мировых религиозных  культур.  (26 часов)

    1

    Культура и религия

    Фотографии и изображения храмов, репродукции картин:

    К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век»

    С.6-7, читать, синквейн «Религия»

    14.09

    2

    Культура и религия

    Фотографии и изображения  храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»

    С.8-9, читать, синквейн «Культура»

    21.09

    3

    Возникновение религий. Иудаизм.

    Презентация. «Возникновение религий»

    С.10-11,читать, словарь новых слов

    28.09

    4

    Возникновение религий. Ислам. Христианство.

    Презентация. «Возникновение религий»

    С.12-15, читать, таблица основатели мировых религий

    05.10

    5

    Священные книги религий мира. Буддизм. Иудаизм.

    Иллюстративный материал-фотография  священных книг, Презентация «Священные книги»

    С. 16-18, читать, таблица  священные книги

    12.10

    6

    Священные книги религий мира. Ислам. Христианство.

    Иллюстративный материал-фотография  священных книг, Презентация «Священные книги»

    С.18-21, читать, таблица священные книги

    19.10

    7

    Хранители предания в религиях мира

    Презентация «Хранители предания

    в мировых религиях»

    С.22-23, читать, таблица хранители мировых религий

    26.10

    8

    Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Христианство

    Презентация. «Добро

    и зло» Интерактивная доска слайды со словарными определениями

    С.24-25, читать, словарь  новых слов, сочинение «Добро»

    09.11

    9

    Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Ислам. Иудаизм. Буддизм.

    Презентация.

    «Добро и зло»

    С.26-27, читать, словарь  новых слов

    16.11

    10

    Человек в религиозных традициях мира

    Презентация «Человек в религиозных традициях мира»

    С. 28-29, читать, синквейн «Молитва»

    23.11

    11

    Священные сооружения. Иудаизм. Христианство

    Презентация. «Священные сооружения»

    С. 30-31, читать, таблица священные сооружения

    30.11

    2 триместр (9 часов)

    12

    Священные сооружения. Буддизм. Ислам

    Презентация «Священные сооружения»

    С. 32-33, читать, таблица священные сооружения

    07.12

    13

    Искусство в религиозной культуре. Христианство. Ислам.

    Презентация «Искусство в религиозной культуре»

    С. 34-35, читать, словарь новых слов

    14.12

    14

    Искусство в религиозной культуре. Иудаизм Буддизм

    Презентация «Искусство в религиозной культуре»

    С. 36-37, читать, словарь новых слов

    21.12

    15

    История религий в России

    Презентация «История религий в России»

    С. 40-46, читать

    11.01

    16

    История религий в России

    Презентация «История религий в России»

    С.46-51, читать, таблица виды христианства

    18.01

    17

    Религиозные ритуалы.  Обычаи и обряды

    Презентация «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

    С.52-55, читать, сочинение «Традиции нашей семьи»

    25.02

    18

    Религиозные ритуалы.  Обычаи и обряды

    Презентация «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды»

    С.55-57, читать,  словарь  новых слов

    01.02

    19

    Паломничества и святыни

    Презентация «Паломничества и святыни»

    С.58-61, читать, таблица  паломничества

    08.02

    20

    Праздники и календари

    Презентация «Праздники и календари»

    С.62-65, читать, таблица праздники

    15.02

    3 триместр(12 часов)

    21

    Праздники и календари

    Презентация «Праздники и календари»

    С.66-67, читать, таблица  праздники

    22.02

    22

    Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

    Презентация «Религия и мораль»

    С.68-69, читать, эссе «Заповеди в моей жизни»

    01.03

    23

    Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

    Презентация «Религия и мораль»

    С.70-71, читать, сочинение «Милосердие»

    15.03

    24

    Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

    Интерактивная доска, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур»

    С.72-73, читать, синквейн  «Заповеди»

    29.03

    25

    Семья

    Интерактивная доска,

    Эл. пособие, Семья

    С.74-75, читать, эссе «Моя семья»

    05.04

    26

    Долг, свобода, ответственность, труд

    Интерактивная доска Презентация «Долг, свобода»

    С.76-77, читать,  словарь новых слов

    12.04

    3. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов)

    1

    Любовь и уважение к Отечеству

    Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация

    С.78-79, читать, синквейн  «Отечество»

    19.04

    2

    Творческие работы учащихся

    Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

    http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

    http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

    Подготовить творческую работу по выбранной теме

    26.04

    3

    Творческие работы учащихся

    Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

    http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

    http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

    Подготовить творческую работу по выбранной теме

    03.05

    31.

    4

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся

    Творческие работы детей

    Подготовить сообщение по выбранной теме

    10.05

    32.

    5

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся

    Творческие работы детей

    Подготовить сообщение по выбранной теме

    17.05

    33.

    6

    Подведение итогов

    Итоговая презентация

    С.38

    24.05

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие  объекты и средства материально-технического обеспечения:

    оборудование: ученические толы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

    технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

    -классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

    -демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, интерактивная доска);

    -вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности);

    экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

    дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

    библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

    -учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и — нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики);

    -специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре);

    -научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера  по различным темам курса;

    -хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    -документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

    -энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, -биографии религиозных деятелей и значимых персоналий);

    -религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

    -художественные альбомы, содержащие иллюстрации к  разделам курса;

    печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010.

    2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов.- М.: Просвещение, 2012.

    3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2010.

    4.Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

    Список литературы

    1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.:  Просвещение, 2010.

    2.Электронное приложение к учебному пособию А.Л. Беглова. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5.

    3.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

    4.Энциклопедическая и справочная литература.

    5.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.

    6.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М.Просвещение, 2010.

    7.Ресурсы школьной библиотеки.

    8.Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru          http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

    Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов...

    Рабочая программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики 4 класс»

       Рабочая программа составлена на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М....

    Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...