Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")
методическая разработка (4 класс) по теме

Павлова-Пластовец Н.В.

Данный материал разработан мной и одобрен методистами курса ОРКСЭ для применеия в работе с учениками 4-5 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль "Основы мировых религиозных культур")

Развитие экономических, политических и культурных отношений между разными странами и народами способствовало возникновению мировых религий. Появились сходства и параллели в культурном развитии человечества.

В связи с этим встает вопрос, как именно преподавать знания религии младшим школьникам? Как объяснить им проблему отношений между разными религиями, ведь каждая из них претендует на исключительное право на истину?

Важно понимать, что изучение курса ОРКСЭ не вступает в противоречия с религиозным образованием, оно прекрасно может существовать параллельно с ним, выступать, как его пропедевтика. Именно этот предмет в состоянии помочь учителям, а через них и школьникам, решить сложные вопросы отношения к «другому-чужому», весьма критические для современного общества, в духе толерантности и взаимного уважения.

И буддизм является одной из таких мировых религий, призванный, как и остальные религии, раскрывать душевный потенциал человека, его внутренний духовный мир, обогащая его знанием, прошлым опытом и миролюбием. Буддизм – то, что возникло на основе учения Будды, жившего 2560 лет назад в Индии и практики этого учения миллионами последователей. Буддизм можно рассматривать как набор методов и практик, позволяющих детям стать способными видеть все таким, каким оно есть, здесь и сейчас. В Буддизме нет догм, и мы вправе задавать любые вопросы. В конечном итоге учение Будды нацелено на полное развитие и свободу тела, речи и ума. Буддизм проповедует духовную свободу, философию ненасилия.

Сегодня Буддизм существует в виде десятков разных традиций и школ, передающих наследие Будды, его взгляды и мировоззрение, позволяющих строить образование на нравственных критериях – ненасилие, сострадание.

Что для меня особенно близко в Буддизме? - принцип равностности. Этот принцип поможет с успехом решить такую актуальную проблему, как воспитание толерантности в моем многонациональном классе.  

Начиная работу над курсом я составлю для себя карту понятий и терминов, применимых к буддизму: (аскетизм, абсолют, абстракция, теократия).

Раскрывая на уроках тему «Буддизм», я планирую придерживаться следующего плана:

  1. Исторические условия и идейные истоки возникновения буддийской религии;
  2. Жизнь Будды и его «пробуждение в нирване»;
  3. Учение буддизма;
  4. Возникновение буддийской общины. Монахи и миряне;
  5. Первые храмы, изображения Будды;
  6. Буддийский священный канон. Письменные памятники буддизма;
  7. Распространение буддизма в России.

Уроки по теме «Буддизм» желательно проводить с использование политической карты Азии или карты «Религии мира». Принимая во внимание психологические и физиологические особенности развития младшего школьника, рассказ о жизни Будды можно проиллюстрировать фрагментами художественного фильма Б. Бертолуччи «Маленький Будда».  Так же можно использовать фрагменты литературы и поэзии, демонстрацию произведений изобразительного искусства, прослушивание музыкальных фрагментов. Это делает уроки красивыми, поэтичными и доступными для понимания младшими школьниками.

Эти формы организации учебного процесса эффективны только в сочетании с грамотным словом учителя, который руководит наблюдениями учащихся и отвечает на возникающие вопросы.

Уроки по буддизму должны проходить максимально ярко, не следует избегать подробностей и деталей, почерпнутых из многочисленных преданий о легендарной жизни царевича Гаутамы. Учащимся о его жизни можно рассказать в виде красивой восточной сказки романтического повествования. В подготовке к такому уроку учителю поможет книга Р. Пишеля: «Будда, его жизнь и учения». Рассказ о жизни Будды можно сопровождать заранее подготовленной презентацией.

Особенностью уроков по буддизму является то, что каждый ученик может постараться «примерить» на себя учение этой религии. Соотнести свои собственные представления о жизни с тем, чему учил Будда. Ученикам можно предложить для обсуждения в группах или индивидуально, следующие вопросы:

  1. Закройте глаза. Какая картинка, мысль всплывают у вас в памяти, когда произносят: «Буддизм»?
  2. В какой момент повествования вам было скучно, грустно?
  3. А когда испытывали светлые и радостные чувства?
  4. Возникло ли у вас желание помочь Будде в его поисках?
  5. О чем бы вы хотели его спросить?
  6. Кому из своих близких вы посоветуете узнать о жизни Будды. Почему?
  7. Хотите ли больше узнать о Буддизме?

Применяя данную методику (безоценочного интервью) необходимо учитывать возраст, характер участников опроса, подбирать вопросы, наиболее точно раскрывающие проблему урока. При использовании данного метода нужно грамотно организовать работу – учащиеся сидят в круге, каждый из них по очереди высказывает свое мнение. Это создает особую, доверительную атмосферу. Дети не боятся высказывать свои личные чувства, эмоции и мысли.

Так же вопросы о содержании учения буддизма могут быть изучены с применением элементов самостоятельной работы, которая может заключаться в групповой работе (4 – 5 человек) по анализу первоисточников. Эти методы позволяют осуществлять системно-деятельностный подход к обучению в рамках нового образовательного стандарта.

Среди современных образовательных технологий широкое распространение получил метод проектов. Проектную деятельность я планирую использовать при изучении темы: «Распространение буддизма в России». Конечный продукт проекта может быть организован в виде обычной экскурсии в Московский Буддийский Центр или музей Востока или виртуальной экскурсии по буддийским храмам. Так же конечным продуктом проекта могут быть детские презентации и видеофильмы по теме. Использование данного метода на уроке позволяет познакомить учащихся с большим объемом информации.

Такие методические приемы как споры и дискуссии на уроках по буддизму, помогут учащимся лучше усвоить факты и сформировать понятийный аппарат на уровне творческого постижения материала.

Ключом к методике преподавания буддизма должно стать признание права каждого ученика на выражение собственных мнений, не проявляя агрессии, уважая мнение других.  

Говоря о буддизме, следует отнести его к религии опыта, где для того, чтобы получить понимание, нужно сначала попробовать, как на нас влияет та или иная практика, в отличии от религии веры, где нужно в первую очередь верить.

Таким образом, буддизм, являясь религией не веры, но опыта, соединяет в себе философский взгляд и силу психологических методов для поддержания необходимого уровня культуры и образования младшего школьника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Основы мировых религиозных культур и светской этики

В файле размещена рабочая программа по новому курсу в 4 классе "Основы мировых религиозных культур и светской этики"...

Рабочая программа "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: "Основы мировых культур и светской этики", автор Данилюк А. В....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках основ мировых религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)»

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонациональ...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...