Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"
рабочая программа (4 класс) по теме

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модули «Основы светской этики»,

«Основы мировых религиозных культур»

на 2012/2013 учебный год

 

                                                       Составила: Лузгина Наталья Михайловна

                                                                             учитель начальных классов

  Пермь, 2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  

модули «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»,

«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Пояснительная записка

1. Общие положения

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции стало актуальным.

Рабочая  программа  курса ОРКСЭ модуль «Светская этика» для 4 класса разработана на основе авторской Программы образовательных учреждений   Данилюк А.Я.

Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является распоряжение  Правительства Российской Федерации от 28.01.12 № 84-р о введении его во всех субъектах РФ с 2012/13 учебного года.  В соответствии с приказами МИНОБРНАУКИ РФ от 01.02.12 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.04 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для ОУ  РФ, реализующих программы общего образования», курс ОРКСЭ с 1 сентября 2012/2013 учебного года включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов.

 

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6.        Основы светской этики.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Основной принцип, заложенный в содержании курса – общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

В образовательном учреждении МАОУ «СОШ №1» города Перми на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определены модули учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году, предлагаемые для изучения -  «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур».

2. Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

     Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи  учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

3. Результаты освоения учебного курса

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотиваций к труду, работе на результат, бережному отношению к моральным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их исполнение на основе оценки и учета характера ошибок, понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять поиск и обработку информации.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • осознание ценности человеческой жизни.

4. Основное содержание модулей

Учебный модуль «Основы светской этики»

 Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

5. Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Преподавание основ светской этики строится с учетом  таких подходов, как:

  • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
  • активизация познавательной активности школьников;
  • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся

Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся.

Мотивационные условия изучения курса расширяются за счет использования наглядности нового качественного уровня:  учебные пособия  на печатной основе,   электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы,  оригинальные документы,   произведения художественной литературы и т.п.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, применяются следующие методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В начальной школе наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. К эвристическим методам добавляются и элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики  и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы светской этики» могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение проводится в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. При организации и проведении беседы на уроке учитель применяет способы установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Некоторые виды учебной деятельности учащихся проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями. Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождается краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации. На уроке, завершающем изучение курса, проходит презентация галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Возможно проведение экскурсии по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повышает учебную мотивацию, но и  способствует развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока, самостоятельно его оформить. Одним из важнейших преимуществ ИКТ-технологий на уроке по гуманитарным дисциплинам являются их адресность и ситуативная  локализованность. Обратившись за помощью к сети Интернет и средствам мультимедиа, учитель и дети получают возможность отбора материала, наиболее адекватного для восприятия конкретного класса.

Обращение на уроке к пространственным искусствам – живописи, скульптуре, архитектуре позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого, осуществить процесс «свертывания» информации. Рассматриваемые сюжеты и образы должны быть репрезентативны и выражать основные идеологические, эстетические и этические доминанты изучаемой духовной культуры, которые реконструируются в результате эстетической рефлексии учащихся.

Мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом, на минимальном объёме информации необходимо стремиться достичь максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации в целом и отдельных кадров на уроке должна отражать методическую логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на концепцию урока.

При работе с иллюстративным материалом предпочтителен индуктивный метод, то есть выведение общих принципов на основе конкретных наблюдений над единичными артефактами; следовательно, эти артефакты должны быть тематически и сюжетно взаимосвязаны.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени. ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, их использование должно быть мотивировано, прежде всего, необходимостью и целесообразностью. При этом необходимо оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Важно иметь в виду, что на стимуляцию познавательной деятельности и творческой активности учащихся в учебном процессе влияет внеурочная работа, которую необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям в сфере религиозно-этических знаний.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения выбранного модуля данного курса.


Календарно-тематическое планирование курса «Основы светской этики»

4 класс, 34 часа (1 час в неделю)

I четверть (9 часов)

Тема урока

Цель урока

Понятия, термины

Домашнее задание

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1

Россия – наша Родина

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

Россия, родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность

На выбор: интервью с членами семьи по вопросам (прилагаются); найти материал об известном человеке, прославившем семью, город, страну, обосновать выбор, подготовить рассказ о нем.

II. Основы светской этики (16 часов)

2

Что такое светская этика

Формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях и их роли в культурном наследии, истории и современной России

Этика, культура, мораль, философия, нравственность, светский

Подготовить вопросы по содержанию статьи учебника для взаимопроверки

3

Мораль и культура

Формирование представлений о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи.

Мораль, культура

Составить с родителями свод моральных норм, принятых в семье

4

Особенности морали

Формирование умения   делать нравственный выбор, правильно оценивать свои и чужие поступки    на основе представлений о  моральных нормах.

Моральные нормы

Стр. 11, 3-4 вопросы

5

Добро и зло

Формирование  представлений о добре и зле

Добро, зло, гуманность, идеал

На выбор: подобрать пословицы о добре и зле, обосновать выбор; придумать синквейны «Добро» или «Зло»

6

Добро и зло

Формирование умения анализировать свои поступки и поступки окружающих, делать нравственный выбор в пользу добра

Добро, зло, гуманность, идеал

Создание «Копилки добрых дел»

7

 Добродетели и пороки

Формирование понятий добродетель и порок.

Добро, зло, добродетель, порок

Записать качества личности, свойственные добродетельному человеку, подобрать к ним антонимы.

8

 Добродетели и пороки

Развитие представлений о понятиях добродетель и порок, честь и достоинство.

Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

Ответить на вопросы с.19, 21

9

Свобода и моральный выбор человека

Формирование представления о свободе как основе нравственного выбора человека.

Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

На выбор. Интервью с родителями «Приходилось ли вам делать моральный выбор?». Нарисовать рисунок, сюжет которого предполагает необходимость морального выбора.

II четверть (7 часов)

10

Свобода и ответственность

Формирование осознанного отношения к своим поступкам, и понимания ответственности за свои действия.

Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

На выбор: Приходилось ли вам или вашим родным находиться в ситуации морального выбора?  Составить синквейн к слову «Свобода»

11

Моральный долг

Формирование мотивации к осознанному выполнению своих моральных обязанностей.

Моральный долг. Моральная обязанность.

Составить «ромашку» - «Моральный долг – это…»

12

Справедливость

Формирование понятия «справедливость» и ее роли в отношениях между людьми.

Справедливость. Моральные правила справедливого человека

Работа в группе: зачитать отрывок (или инсценировать) произведение о несправедливом отношении к герою(ям), объяснить почему вы так считаете.

13

Альтруизм и эгоизм

Формирование представления о понятиях альтруизм и эгоизм

Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

Вопросы и задания на с.31 учебника

14

Дружба

Формирование представления о дружбе, как важнейшей нравственной ценности.

Добродетельные отношения. Дружба.

На выбор. Сочинение о  лучшем друге.  Подобрать пословицы о дружбе, объяснить их значение, соотнести с случаем из жизни.

15

 Что значит быть моральным?

Обобщение знаний детей о морали и нравственности

Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Составить «ромашку» - «Быть моральным – это значит…»

16

 Подготовка творческих проектов

Обобщение полученных знаний, понятий, представлений о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

Работа над проектом по индивидуальной теме

III четверть (10 часов)

17

Творческий отчет. Подведение итогов

Обобщение полученных знаний, понятий, представлений о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

III. Духовные традиции многонационального народа России (17 часов)

18

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека

Род. Семья. Фамилия. Родословная

На выбор: 1.Составь рассказ о происхождении свое фамилии 2. Создай с родителями герб семьи

3. Составь  родословную семьи

19

Нравственный поступок

Формирование представления о признаках нравственного поступка.

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат

Стр.41 задание 2

20

Золотое правило нравственности

Формирование  осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении

Золотое правило нравственности.

Оценка поступков одного из литературных героев с точки зрения ЗПН

21

Стыд, вина, извинение

 Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению

Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

На выбор: подобрать сказки, рассказы  по теме   или составить  рассказ самим.

22

Честь и достоинство

Создание условий для осознания и прочувствования таких традиционных духовно-нравственных ценностей, как честь и достоинство.

Честь. Достоинство. Кодекс чести. 

На выбор. 1.Подобрать пословицы по теме, объяснить их смысл. 2. Люди каких профессий  с честью и достоинством выполняют свой долг. (объяснить свой выбор)

23

Совесть

 Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «стыд» и «совесть»

Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.

Групповая работа. Подобрать произведения по теме, обосновать свой выбор, инсценировать или зачитать отрывок.

24

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Формирование культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей

Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Вместе с родителями составить свод правил поведения современного «богатыря»

25

Джентльмен и леди

Выявление и обоснование модели поведения, соотносящейся в обществе с понятиями «леди и джентльмен».

Джентльмен. Леди

Эссе на темы: «Так поступают настоящие джентльмены» «Настоящая леди – это…»

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

Формирование понятий труженик, патриот, коллективист, являющихся образцом основных норм нравственного поведения

Нравственность, культура. Культура России. Патриот. Коллективист. Труженик

Обсуди с родителями: кого из наших современников можно назвать героями, защитниками Отечества, есть ли такие люди в твоей семье.

IV четверть (8 часов)

27

Экскурсия патриотической направленности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России

Подготовить рассказ на тему «Наибольшее впечатление на меня произвело…»

28

Этикет

Формирование понятия «этикет», правила которого основаны на уважении к другим людям

Этикет. Образец. Правила этикета.

Стр.57 задание 3 (совместно с родителями)

29

Семейные праздники

Формирование понятия о празднике, как одной из форм сохранения культурных традиций страны

Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.

Проекты: «Семейные увлечения», «Традиции моей семьи» « Семейный праздник»

30

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Осмысление понятия «ценность человеческой жизни» в разных аспектах

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. 

Написать эссе по теме, взяв эпиграфом одну из мудрых мыслей на стр.61

31

Любовь и уважение к Отечеству

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

Подобрать примеры беззаветного служения Отечеству членов семьи, либо из истории, литературы

32

Подготовка творческих проектов

Обобщение знаний, понятий, представлений о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

Работа над проектом по индивидуальной теме

33-

34

Итоговая презентация творческих проектов

Обобщение знаний, понятий, представлений о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры

Календарно-тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур»

4 класс, 34 часа (1 час в неделю)

I четверть

Тема урока

Цель урока

Понятия, термины

Домашнее задание

1

Россия – наша Родина

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

Россия, родина, патриот, Отечество, столица, президент, государственные символы, толерантность, культурные традиции

На выбор: интервью с членами семьи по вопросам (прилагаются); найти материал об известном человеке, прославившем семью, город, страну, обосновать выбор, подготовить рассказ о нем.

2

Культура и религия

Формирование понятия «религия»

 Религия. Ритуал. Мировые религии. Национальные религии.

Стр.7 задания  5,6

3

Культура и религия

Формирование уважительного отношения к мировым и национальным религиям,  как части мировой культуры и истории

Культура, религия

На выбор: стр.9 задание 3; подготовить сообщение об одном из памятников духовной культуры

4

Возникновение религий

Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира, возникновением иудаизма

Пантеон. Многобожие. Завет. Храм

На выбор: стр.11 ответить на вопросы; составить кроссворд по теме

5

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

Знакомство с основными мировыми религиями и их основателями

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм

 Составить подробный план к статье учебника по вариантам.

6

Священные книги религий мира

Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

Веды. Авеста. Типитака

На выбор: обсудить с родителями вопрос на стр.17; сочинить синквейн «Книга»

7

Священные книги религий мира

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки.

На выбор: подготовить сообщение об одной из священных книг; составить кроссворд по теме (работа в парах)

8

Хранители предания в религиях мира

Знакомство с хранителями преданий в религиях мира

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама

Составить кроссворд по теме

9

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Формирование представлений о грехе, покаянии, воздаянии в религиозных традициях мира

Грех. Грехопадение. Покаяние.

Подобрать пословицы, высказывания великих людей по теме

II четверть (7 часов)

10

Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния

Формирование представлений о грехе, покаянии, воздаянии в религиозных традициях мира

Грех. Грехопадение. Покаяние.

Стр. 24-27, ответить на вопросы с.27

11

Человек в религиозных традициях мира

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра.

На выбор: подготовить ответы вопросы с.29     учебника;

12

Священные сооружения

Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска

На выбор: составить фотоколлаж священных сооружений Перми и подготовить доклад об истории создания одного из  них; нарисовать одно из священных сооружений, объяснить назначение различных частей этого сооружения

13

Священные сооружения

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

14

Искусство в религиозной культуре

Икона. Каллиграфия. Арабески

15

Искусство в религиозной культуре

Семисвечник. Способы изображения Будды

16

Творческие работы учащихся

III четверть (10 часов)

17

Презентация творческих работ

18

Религии России

Формирование представления об истории распространения основных мировых религий на территории России

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты

 

Подготовить вопросы по статье учебника (работа в парах)

19

Религии России

С. 51 учебника, ответить на вопросы 6,7

20

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Обряды, ритуалы, таинства

21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

Обряды, ритуалы, таинства

22

Паломничества и святыни

Паломничество. Реликвия. Мощи. Хадж. Кааба.

23

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.

24

Календари религий мира. Праздники в религиях мира

Курбан-байрам. Ураза-байрам. Вишакха. Пуджа. Дончод-хурал. Салаалган

25

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Притча

26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Бодхисаттва

IV четверть (8 часов)

27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Формирование способности сознательно выстраивать     отношение к себе и  другим , к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

На выбор: сочинение-рассуждение по теме, рассказ о проявлении милосердия в жизни или в художественной литературе

28

Традиции и верования народов Прикамья.

Формирование уважительного отношения к традициям и верованиям многонационального и многоконфессионального населения Пермского края

29

Экскурсия. «Религиозная культура Перми»

30

Семья

Формирование понятий «семья» и «семейные ценности» через отношение к ним традиционных религий России

31

Долг, свобода, ответственность, труд

Формирование понятий «долг», «свобода», «ответственность», «труд» через отношение к ним различных религий  

Задание на стр.77

32

Любовь и уважение к Отечеству

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России

Государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

Подобрать примеры беззаветного служения Отечеству членов семьи, либо из истории, литературы.

Подготовка проектов по индивидуальным темам

33-

34

Презентация творческих проектов


Список литературы

Для учащихся

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2012. – 63 с.: ил.

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: электронное учебное пособие. (CD-Диск)

Дополнительная литература.

  • Андерсен Г.Х., Снежная королева.
  • Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
  • Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
  • Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
  • Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
  • Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
  • Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
  • Пушкин А.С., Сказка о попе  и его работнике  Балде.
  • Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • Перро Ш., Золушка.
  • Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.

Для учителя

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010 – 239 с.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2010 – 24 с.

Для родителей

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ( модуль "Основы светской этики") 4 класс

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" для 4 класса составлена на основе учебной программы курса "Основы религиозных культур и светской этики" (автор А.Я. Данилюк)...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по предмету"Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур"

Ø  Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;Ø  Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивн...

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...