Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
статья (4 класс) на тему

Алтунина Марина Александровна

Статья рассказывает о методических приёмах на уроках ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_altunina.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Школа №1245 учитель начальных классов Алтунина М.А.

Методологические приемы на уроках основ буддийской культуры в светской школе

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

        Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина своей страны. Большая роль в развитии мышления школьников отводится предметам гуманитарного цикла, среди которых не последнее место принадлежит истории (а это значит можно провести аналогию с преподаванием «Основ мировых религиозных культур»). Цель данного курса - сформировать у младшего школьника нравственное поведение, основанное на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также умении вести диалог с представителями других культур и мировоззрений.

        В свете требований ФГОС начального общего образования с новыми подходами к преподаванию курса ОРКСЭ являются:

культурологический, коммуникативный, деятельностный и личностно-ориентированный.

        Методы обучения в современной школе.

        Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств  правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Например: сравнение истинных ценностей в буддистской религии и близкой большинству учащихся христианской культуры. ( Буддизм. Праведные дела: следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела.  Христианство  10 заповедей  Христа: не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего и т.д.)

        Эвристические методы – методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы. Предлагается представление притчи без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться, а затем сравнение своей версии с авторским окончанием притчи; игры – загадки; работа с иллюстрациями.

        Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. На уроках ОРКСЭ можно показать учащимся, как каноны разных религий могут не противоречить общечеловеческим нравственным принципам, а напротив, помогать верующим воспринимать духовную составляющую мира. ( Тема исследования: «Моральные нормы в буддизме не как установление категорических запретов, а как  призыв  к добровольному отказу от порока».)

Проектирование – особый вид деятельности, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Метод проектов – ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.  Цель данного метода: углублять интересы учащихся, развивать способности разрешать проблемы, умение сотрудничать, воспитывать в себе терпение (умение прислушиваться к мнению других) и терпимость. (Тема проекта: «Возможно ли в современном мире следовать важной моральной заповеди буддизма – запрещение убивать любое живое существо?»)

Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Для решения воспитательных и учебных задач учитель может использовать следующие интерактивные формы: интерактивная экскурсия, видеоурок, КВН, круглый стол, викторина, творческая мастерская  и т.д. Для большей заинтересованности в изучении буддистской культуры в классе можно создать словарь терминов, галерею запомнившихся образов, разработать макет храма, Трипитака и т.д.

В результате изучения курса ОРКСЭ школьниками должно быть усвоено, что каждая религия и культура имеет свои ценности и вносит свой вклад в развитие человечества, но ни одна из них не может быть лучше другой, поскольку все они вместе составляют единое духовное наследие нашей страны и мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...