Основы религиозной культуры и светской этики Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»
план-конспект урока по орксэ на тему

Очирова Валентина Намуевна

Основы религиозной культуры и светской этики  Модуль «Основы мировых религиозных культур» План-конспект урока Тема урока «Россия – наша Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_-3.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРАГХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

_______________________________________________

671642, Республика Бурятия, с. Барагхан, ул. Ленина, 35. Факс: 8-301-49-92-2-94, тел.: 92-2-96; 92-2-94

Основы религиозной культуры и светской этики

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

План-конспект урока

Тема урока «Россия – наша Родина»

Разработала: Очирова Валентина Намуевна

учитель начальных классов

МБОУ «Барагханская СОШ»

Курумканского района

2012

УРОК № 1

Тема урока «Россия – наша Родина»

Цель: 

Создание условий для воспитания у учащихся патриотических чувств и этического сознания.

Задачи:

  1. Актуализировать важность понимания основных жизненных ценностей – Россия, Родина, патриот, Отечество, столица, Президент, государственные символы, малая родина.
  2. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение учащихся своему Отечеству,  к своей малой родине,.
  3. Развитие речевых и социально-коммуникативных навыков.

Виды деятельности: беседа, работа с таблицами, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах, творческие задания.

Основные термины и понятия: Россия, родина, малая родина,  патриот, отечество, столица, государственные символы.

Средства наглядности: выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города, толковый словарь Ожегова и т.д.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя о новом курсе, о его названии и необходимости.

        Дорогие ребята! Мы начинаем изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики» (название на доске). Мы с вами выбрали из 6 модулей модуль, которая называется «Основы мировых религиозных культур». В ходе изучения разных религий мы будем опираться на уже имеющиеся у вас знания о духовных ценностях разных культур. Поэтому ключевыми  словами будут – культура и этика. А ознакомление с основами мировых религий будет развивать в нас умение общаться на основе взаимного уважения, мира и согласия. Кроме того, в Конституции Российского государства, в котором мы живём, провозглашается светский характер обучения.

  1. Актуализация опорных знаний

 На доске помещены пословицы:

Она у человека мать, одна у него Родина

Человек без родины, что соловей без песни

 - Объясните смысл пословиц.

 - Что их объединяет? Чему они посвящены?

 - Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

3. «Открытие» учащимися темы и целей урока

(Ответы учащихся)

Обобщение ответов учащихся учителем

- Да,  сегодня мы поговорим о Российском государстве, России, нашей Родине.

      Что мы знаем о своей Родине, что представляет она для каждого из нас. Со словом «Родина» связано много жизненных ценностей -  Россия, Родина, Отечество, родители. Послушайте, как говорит о Родине Константин Дмитриевич Ушинский, русский писатель, педагог: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили с давних времён отцы и деды наши. Родиной мы называем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном для нас языке, и всё в ней для нас родное». Сегодня на уроке мы увидим, как велика и обширна наша Родина – Россия, услышим её звуки, почувствуем гордость за нашу великую державу. (звучит музыка, учитель читает стихотворение)

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.

Видишь звездочки Кремля?

Это – Родина твоя.

Школа, где твои друзья,

 Это Родина твоя!

Руки матери твоей,

 Звон дождей,

 Шум ветвей,

А в лесу смородина –

Это тоже Родина!

- Закройте глаза и прислушайтесь… Попытайтесь представить, что мы Родиной зовём? (Ответы учащихся)

- А теперь, ребята подумайте, с какими воспоминаниями у каждого из вас связаны слово «родина»? Свои ответы вы запишите в таблицу.

Запись в тетрадях  темы урока: “Россия –  наша Родина”  

Родина - это

Эта беседа с фиксацией результатов в таблице должна проходить очень быстро, так как это своеобразный старт для дальнейшей работы.

 В итоге мотивационного разговора таблица может иметь примерно такой вид:

Родина - это

Наша страна, родной край, земля, школа, село,  Москва, гимн, мир

Семья, мама, дом

природа, леса, луга, горы, речка

Обобщение ответов учащихся учителем

    - Наше государство - Российская федерация, самая большая страна в мире! Она широко раскинулась с запада на восток. Её границу с севера омывает Северный Ледовитый океан, с юга она - до Черного моря; с запада от Балтийского моря. С Востока - до Тихого океана. Она граничит со многими государствами. (рассказ сопровождается показам по карте). Мы все россияне! Мы – это русские, буряты, эвенки, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы и другие. Всего 128 разных народов.

- А какими другими словами можно назвать Родину? (Отечество, матушка)

- А почему мы называем Россию своей Родиной? (Ответы учащихся)

- Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она  вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на земле, и кроме России, других государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

- Мы должны любить свою Родину, гордиться ею, беречь её.

- Кого называют патриотом? Давайте найдем значение этого слова из толкового словаря Ожегова.  

- А какие символы имеются у нашего государства? Как вы понимаете слово «символ»?

( Это отличительный знак)

 - Самый главный символ – это герб. ( На слайде)

 - Что изображено на гербе России? (ответы детей)

 - Что обозначает двуглавый орел на гербе? (всегда на страже, смотрит в стороны границы)

 - Рассмотрите изображение флага. Впервые в России трехцветный флаг появился при Петре 1. Запомните расположение цветов.(закрывается изображение флага.)

 - А теперь вы составьте флаг из кусочков цветных полосок из конверта.

 - Молодцы!

 - Послушайте! (звучит фонограмма гимна России) ( Дети встают)

 - Что прозвучало? (гимн)

 - Гимн – это торжественная песня. Его слушают стоя. Когда звучит гимн? (На торжественных собраниях, на спортивных аренах во время чествования победителей)

 - Дома прочитаете и запомните слова гимна.

  1. Включается фонограмма песни «С чего начинается Родина?»

А с чего начинается Родина для каждого из нас? (несколько ответов учащихся)

  1. Работа в тетрадях

Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых даже, может быть, обозначено наше взросление:

Родители  братья, сестры  родственники  друзья  соседи  дом  двор  школа улица город   Россия (вместо  нужно поставить стрелочки)

- Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

- А почему мы зависим друг от друга? В чем мы зависим?

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И теперь мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого  в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

- Запишите в тетради слово «Отечество». Найдите в этом слове корень («отеч»). Слово «родина» и отечество» – это синонимы? (Безусловно). Давайте подберем к этому слову родственные слова. (Отец, отчество, соотечественник)

- Мы можем считать своими соотечественниками всех людей, все народы, живущие в нашей стране? (Безусловно, да).

- Какими своими соотечественниками, кроме Юрия Гагарина, вы гордитесь? Помните, что ими могут быть люди и не столь широко известные, но очень достойные.

- А победы и беды нас как соотечественников могут объединять? Можете привести примеры?

Прочитайте пословицу в учебнике

«Всякому мила своя сторона»

 - Объясните, как вы её понимаете?

 - Что для вас является родной стороной? (ответы детей)

 - Конечно же,  это наше село! В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. А где же находится наше село? Для этого мы заполним таблицу. ( На каждую парту дается карточка с таблицей)

Работа в парах

Село

Район

Республика

Страна

        Покажите на карте нашу республику - Бурятию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории Бурятии? Какие города вам известны? Назовите столицу Бурятии. Какие достопримечательности Улан-Удэ вы знаете?
Какие артисты, космонавты, писатели, композиторы, художники вам известны? Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью Бурятии  и России?  ( Ответы  детей сопровождаются  показом слайдов об Улан-Удэ). Бурятия – часть большой России.

  1. Закрепление основных понятий урока. Самостоятельная  работа учащихся Выполнение тестовых заданий.

Рефлексия:

1. Ты живешь в стране, которая называется:

1)Московия

2)Русь

3)Россия

2. Столицей нашей Родины является:

1) Улан-Удэ

2) Москва

3) Новосибирск

3.  Мы называем свою Родину Отечеством, потому что:

Соблюдаем традиции народа

Отцы и деды здесь работали и учились

Прадеды защищали нашу землю от врагов

Верны все ответы

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание: творческая работа учащихся - составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль "Основы мировых религиозных культур" технологическая карта урока "Россия - наша Родина"

Курс "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Основы мировых религиозных культур". Технологическая карта урока. Тема: "Россия - наша Родина". Цель: формирование целостного образа России,...

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы православной культуры" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "Милосердие и сострадание"

Урок познакомит обучающихся с понятием “милосердие и сострадание” как основой отношений между людьми, научит  выражать свои мысли, чувства, эмоции, создаст условия для свободного...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...