Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Быкова Елена Павловна

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением христиан к природе и её охране. Урок может быть полезен учителям начальной школы в преподавании курсов учебных предметов "Окружающий мир"(4 класс), "Основы религиозных культур и светской этики" (4 кл.), ОДКНР (5 кл.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

в 4 классе (УМК «Школа России»)

Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Цель урока: способствовать расширению представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы, дать представление о взглядах христиан на природу и её охрану.

Тип урока: интегрированный урок по окружающему миру и основам православной культуры; урок открытия новых знаний.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выявлять известное и неизвестное

Регулятивные УУД: совместно с учителем формулировать учебную задачу, принимать и сохранять её, высказывать свою версию происходящего, выполнять задания по плану, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, учитывать разные мнения

Личностные УУД: осознавать свое единство с окружающим миром, проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Основные термины и понятия: экология, экологические проблемы, экологическая катастрофа, экологические организации, ответственность, милосердие, правила бережного отношения к природе, охрана природы.

Методы и приёмы: метод постановки проблемы, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.

Формы проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс, Часть 2; Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 класс, магнитная доска, карточки для опорной схемы, конверты с пословицами, бумажный силуэт дерева по количеству обучающихся.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организованное  начало урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Раз, два, три –

слушай и смотри!

Три, два, раз –

мы начнём сейчас!

Настраиваются на деловой ритм, включение внимания.

II.Введение в тему урока.

Фронтальная работа

-Здравствуйте! Приятно видеть вас здесь, пусть вам будет интересно, познавательно!  Удачи!

-Предлагаю вам прослушать песню  «Просьба» (слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой).

-Подумайте, почему она так звучит.

–Объясните название (Вывешивает на магнитную доску карточку со словом «Природа») 

(на слайде последовательно появляются такие же карточки)

-К чему призывает нас она?

-А к кому обращена эта песня-просьба?

(Вывешивает карточку со словом «Человек».)

-Как вы считаете, почему слова природа и человек стоят рядом?

-Как должен поступать человек, чтобы природа продолжала существовать?

(Вывешивает карточку со словом «Охрана».)

-Подумайте и скажите, с какая наука включает в себя все понятия нашей опорной схемы?

- Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой.

-Чему учит нас экология?

«Эйкос»-дом, «логос»-наука

Фронтальная работа

Слушают музыкальное произведение, эмоционально выражают своё отношение к музыке.

-Тревожная, грустная музыка.

-Просит беречь природу.

-К человеку.

   

  Работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы

- Они между собой связаны, взаимодействуют, зависят друг от друга.

Беречь, защищать, охранять.

-Экология.

- Экология учит нас, как надо беречь свой дом-  нашу планету.

III. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи, целей урока.

-Мы знаем с вами уже, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались.

Фронтальная работа

-Какая наука помогла нам узнать о жизни первобытных людей? Что она изучает?

Чем занимаются учёные- историки?

-Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?»

Как вы считаете, кем человек должен стать для природы?

-Выскажите предположения, какая тема сегодняшнего урока?

-Да, наша тема сегодня-

«Мир глазами эколога»

-История. Археология.

История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Фронтальная работа

Рассказывают, в чём заключается работа археологов и ученых-историков.

Читают отрывок из статьи учебника «Сын или покоритель?»

Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

Отвечают на вопрос, высказывают предположения, определяют тему урока;

IV.Физкультминутка

Руки подняли и покачали -

это деревья в лесу,

руки согнули,

кисти встряхнули-

ветер сбивает росу.

В стороны руки,

плавно помашем –

это к нам птицы летят,

как они сядут,

тоже покажем-крылья

сложили назад.

Повторяют движения вместе с учителем.

V. Изучение  нового  материала

- Предлагаю представить себя экологами, чтобы разузнать о некоторых экологических проблемах и выяснить, существуют ли пути их решения, чтобы защитить нашу Землю.

Групповая работа

Каждый ряд будет рассматривать одну из проблем, позже группы поделятся с остальными сведениями, полученным из статьи учебника:

«Как защитить океан от загрязнения?» - 1  ряд

 «Проблема  исчезновения  тропических  лесов» - 2 ряд

 «Проблема  мусора» - 3 ряд

Групповая работа

Учащиеся делятся на три группы, обсуждают в группе, отвечают на поставленные вопросы.

Ответы учащихся.

После непродолжительной подготовки выступают по одному представителю от группы , рассказывают то, что узнали.

VI. Знакомство с отношением христиан к проблемам природы, милосердное отношение к животным. Закрепление изученного материала.

Фронтальная работа

-Почему же это происходит с нашей планетой?

- Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту.  Ответственность за эти негативные изменения лежит на человеке.

-Как вы понимаете, что такое ответственность?

- Православные христиане считают, что человек должен держать ответ перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна.

-Чтобы знать, как защищать природу, охранять, необходимо изучать её законы, трудиться.

В жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от обидчиков. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за беззащитных существ.

В Библии сказано «Блажен человек, который и животных милует».

Выясняет значение слов «блажен», «милует»

В Христианстве есть много примеров удивительной дружбы Святого человека с животными, которые могут служить для нас образцом   милосердия, доброты.

Так Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя, что стало началом их дружбы. 

А Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Власий считается покровителем животных, к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью.

Индивидуальная работа

-А у кого из вас есть домашние животные? Как вы к ним относитесь?

 Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм.

 Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению

Фронтальная работа

-Её разрушает деятельность человека.

ответы детей

Отвечают на поставленные вопросы

Индивидуальная работа

Рассказы детей (2-3 человека)

VII.Обобщение и систематизация знаний.

Групповая работа

Задание «Найди пару». Предлагается работа– соединить «начало» и «конец» пословиц, объясните их смысл. После выполнения задания проверка по эталону.

Рощи да леса – всему миру краса.

Возле леса жить – голодному не быть.

Растения – земли украшение.

Сломать дерево недолго, вырастить- годы

Срубили деревья – прощай птицы.

Судьба природы – судьба Родины

Мы с вами сегодня смотрели на мир глазами эколога, узнали об ужасных экологических катастрофах узнали о том, как христианам всегда должно относиться к природе, чтобы сохранить её для нас и будущих поколений, поработали с пословицами- мудростью народа.

-Что нужно делать для сохранения природы?

Работа в парах

Перед вами листочки в форме силуэтов деревьев, поработайте в парах, поразмышляйте и запишите на них ответ на этот вопрос.

  • Что вы написали?

Групповая работа

Те же группы получают конверты с пословицами, по 2 на группу. Соединяют части, обсуждают, дают пояснения.

Находят соответствие начала предложения с концом. Проверяют по эталону.

Сверяются с образцом на слайде.

Ответы учащихся:

Ответы учащихся:

Под запись песни «Лесной марш» (Музыка: Ю.Чичков. Слова: П. Синявский ).

 работают в парах, обсуждают, записывают. Предлагают варианты:

Работа в парах

Вступают в диалог с учителем

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Фронтальная работа

-Над чем заставил задуматься урок?

-Каким же должно быть отношение людей к природе?

Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. Оберегая природу, человек сохраняет жизнь на Земле.

Мы можем и должны сохранять всё живое на Земле.

-А пока давайте посадим новый лес из наших деревьев (прикрепим на доске). Поделитесь своими впечатлениями об уроке, что затронуло струны ваших душ?

Фронтальная работа

Ответы учащихся:

прикрепляют рядом с опорной схемой,

говорят о том, что взволновало.

Использованная литература:

  1. Плешаков А.А.. «Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 1. 4-е издание (комплект из 2 книг)», — М.: Просвещение, 2017.
  2. Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 класс — М.: Просвещение, 2018.

Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций — М. : Просвещение, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

  Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...