Главные вкладки

    Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Быкова Елена Павловна

    Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением христиан к природе и её охране. Урок может быть полезен учителям начальной школы в преподавании курсов учебных предметов "Окружающий мир"(4 класс), "Основы религиозных культур и светской этики" (4 кл.), ОДКНР (5 кл.)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)

    в 4 классе (УМК «Школа России»)

    Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

    Цель урока: способствовать расширению представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы, дать представление о взглядах христиан на природу и её охрану.

    Тип урока: интегрированный урок по окружающему миру и основам православной культуры; урок открытия новых знаний.

    Формируемые универсальные учебные действия:

    Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выявлять известное и неизвестное

    Регулятивные УУД: совместно с учителем формулировать учебную задачу, принимать и сохранять её, высказывать свою версию происходящего, выполнять задания по плану, оценивать качество и уровень усвоения материала.

    Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, учитывать разные мнения

    Личностные УУД: осознавать свое единство с окружающим миром, проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

    Основные термины и понятия: экология, экологические проблемы, экологическая катастрофа, экологические организации, ответственность, милосердие, правила бережного отношения к природе, охрана природы.

    Методы и приёмы: метод постановки проблемы, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.

    Формы проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс, Часть 2; Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 класс, магнитная доска, карточки для опорной схемы, конверты с пословицами, бумажный силуэт дерева по количеству обучающихся.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I.Организованное  начало урока.

    Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

    Раз, два, три –

    слушай и смотри!

    Три, два, раз –

    мы начнём сейчас!

    Настраиваются на деловой ритм, включение внимания.

    II.Введение в тему урока.

    Фронтальная работа

    -Здравствуйте! Приятно видеть вас здесь, пусть вам будет интересно, познавательно!  Удачи!

    -Предлагаю вам прослушать песню  «Просьба» (слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой).

    -Подумайте, почему она так звучит.

    –Объясните название (Вывешивает на магнитную доску карточку со словом «Природа») 

    (на слайде последовательно появляются такие же карточки)

    -К чему призывает нас она?

    -А к кому обращена эта песня-просьба?

    (Вывешивает карточку со словом «Человек».)

    -Как вы считаете, почему слова природа и человек стоят рядом?

    -Как должен поступать человек, чтобы природа продолжала существовать?

    (Вывешивает карточку со словом «Охрана».)

    -Подумайте и скажите, с какая наука включает в себя все понятия нашей опорной схемы?

    - Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой.

    -Чему учит нас экология?

    «Эйкос»-дом, «логос»-наука

    Фронтальная работа

    Слушают музыкальное произведение, эмоционально выражают своё отношение к музыке.

    -Тревожная, грустная музыка.

    -Просит беречь природу.

    -К человеку.

       

      Работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы

    - Они между собой связаны, взаимодействуют, зависят друг от друга.

    Беречь, защищать, охранять.

    -Экология.

    - Экология учит нас, как надо беречь свой дом-  нашу планету.

    III. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи, целей урока.

    -Мы знаем с вами уже, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались.

    Фронтальная работа

    -Какая наука помогла нам узнать о жизни первобытных людей? Что она изучает?

    Чем занимаются учёные- историки?

    -Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?»

    Как вы считаете, кем человек должен стать для природы?

    -Выскажите предположения, какая тема сегодняшнего урока?

    -Да, наша тема сегодня-

    «Мир глазами эколога»

    -История. Археология.

    История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.

    Фронтальная работа

    Рассказывают, в чём заключается работа археологов и ученых-историков.

    Читают отрывок из статьи учебника «Сын или покоритель?»

    Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.

    Отвечают на вопрос, высказывают предположения, определяют тему урока;

    IV.Физкультминутка

    Руки подняли и покачали -

    это деревья в лесу,

    руки согнули,

    кисти встряхнули-

    ветер сбивает росу.

    В стороны руки,

    плавно помашем –

    это к нам птицы летят,

    как они сядут,

    тоже покажем-крылья

    сложили назад.

    Повторяют движения вместе с учителем.

    V. Изучение  нового  материала

    - Предлагаю представить себя экологами, чтобы разузнать о некоторых экологических проблемах и выяснить, существуют ли пути их решения, чтобы защитить нашу Землю.

    Групповая работа

    Каждый ряд будет рассматривать одну из проблем, позже группы поделятся с остальными сведениями, полученным из статьи учебника:

    «Как защитить океан от загрязнения?» - 1  ряд

     «Проблема  исчезновения  тропических  лесов» - 2 ряд

     «Проблема  мусора» - 3 ряд

    Групповая работа

    Учащиеся делятся на три группы, обсуждают в группе, отвечают на поставленные вопросы.

    Ответы учащихся.

    После непродолжительной подготовки выступают по одному представителю от группы , рассказывают то, что узнали.

    VI. Знакомство с отношением христиан к проблемам природы, милосердное отношение к животным. Закрепление изученного материала.

    Фронтальная работа

    -Почему же это происходит с нашей планетой?

    - Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту.  Ответственность за эти негативные изменения лежит на человеке.

    -Как вы понимаете, что такое ответственность?

    - Православные христиане считают, что человек должен держать ответ перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

    Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна.

    -Чтобы знать, как защищать природу, охранять, необходимо изучать её законы, трудиться.

    В жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от обидчиков. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за беззащитных существ.

    В Библии сказано «Блажен человек, который и животных милует».

    Выясняет значение слов «блажен», «милует»

    В Христианстве есть много примеров удивительной дружбы Святого человека с животными, которые могут служить для нас образцом   милосердия, доброты.

    Так Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя, что стало началом их дружбы. 

    А Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Власий считается покровителем животных, к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью.

    Индивидуальная работа

    -А у кого из вас есть домашние животные? Как вы к ним относитесь?

     Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм.

     Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению

    Фронтальная работа

    -Её разрушает деятельность человека.

    ответы детей

    Отвечают на поставленные вопросы

    Индивидуальная работа

    Рассказы детей (2-3 человека)

    VII.Обобщение и систематизация знаний.

    Групповая работа

    Задание «Найди пару». Предлагается работа– соединить «начало» и «конец» пословиц, объясните их смысл. После выполнения задания проверка по эталону.

    Рощи да леса – всему миру краса.

    Возле леса жить – голодному не быть.

    Растения – земли украшение.

    Сломать дерево недолго, вырастить- годы

    Срубили деревья – прощай птицы.

    Судьба природы – судьба Родины

    Мы с вами сегодня смотрели на мир глазами эколога, узнали об ужасных экологических катастрофах узнали о том, как христианам всегда должно относиться к природе, чтобы сохранить её для нас и будущих поколений, поработали с пословицами- мудростью народа.

    -Что нужно делать для сохранения природы?

    Работа в парах

    Перед вами листочки в форме силуэтов деревьев, поработайте в парах, поразмышляйте и запишите на них ответ на этот вопрос.

    • Что вы написали?

    Групповая работа

    Те же группы получают конверты с пословицами, по 2 на группу. Соединяют части, обсуждают, дают пояснения.

    Находят соответствие начала предложения с концом. Проверяют по эталону.

    Сверяются с образцом на слайде.

    Ответы учащихся:

    Ответы учащихся:

    Под запись песни «Лесной марш» (Музыка: Ю.Чичков. Слова: П. Синявский ).

     работают в парах, обсуждают, записывают. Предлагают варианты:

    Работа в парах

    Вступают в диалог с учителем

    VIII. Итог урока. Рефлексия.

    Фронтальная работа

    -Над чем заставил задуматься урок?

    -Каким же должно быть отношение людей к природе?

    Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. Оберегая природу, человек сохраняет жизнь на Земле.

    Мы можем и должны сохранять всё живое на Земле.

    -А пока давайте посадим новый лес из наших деревьев (прикрепим на доске). Поделитесь своими впечатлениями об уроке, что затронуло струны ваших душ?

    Фронтальная работа

    Ответы учащихся:

    прикрепляют рядом с опорной схемой,

    говорят о том, что взволновало.

    Использованная литература:

    1. Плешаков А.А.. «Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 1. 4-е издание (комплект из 2 книг)», — М.: Просвещение, 2017.
    2. Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 класс — М.: Просвещение, 2018.

    Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций — М. : Просвещение, 2016.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

    Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

    Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

      Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год

    Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

    Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

    Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

    Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

    Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...