Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Корчагина Татьяна Алексеевна

    Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 2015-2016_rabochaya_programma_orkse_opkdoc.doc220.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация города Дзержинска Нижегородской области

    Управление образования Администрации города Дзержинска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя  школа № 4»

    (МБОУ СШ № 4)

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    ___________/Р.Н. Закирова/

    Протокол № ___ от «__»

    ___________________2015г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    МБОУ СШ №4

    ___________/О.Д. Дюжакова/

            

     «__»__________________2015г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СШ №4  

    ___________/Е.Н. Урусова/

    Приказ № от «__»_______2015г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по курсу

    «Основы религиозных культур и светской этики»

    модуль

    «Основы православной культуры»

    4 класс

    на 2015 - 2016  учебный год

                     

                                                   

                                           Автор-составитель:

                                     Т.А. Корчагина,

                                      учитель ОРКСЭ

                                       

    г. Дзержинск, 2015

    Пояснительная записка

            Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от  1 февраля 2012г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
    • Поручение Президента Российской Федерации от     2 августа 2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
    • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632).  

    Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

    «Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

     В МБОУ СШ № 4 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определёны модули учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемые для изучения: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур».

         УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и обеспечен учебником А.В. Кураева  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.

    Программа курса составлена,  на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

    Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение  – 1 час в неделю, всего 36 часов.

    Общая характеристика учебного курса:

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Основные задачи учебного курса:

    • знакомство учащихся с основами православной культуры;

    • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

           Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

           Освоение школьниками учебного содержания  модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:

    • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

    • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

    • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

    • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

    • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

    Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

         Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

     Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение»,  «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

    Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

          Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

    • общая историческая судьба народов России;

    •единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

           При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

    Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

    • Технологии диалогового взаимодействия:

    -технология рефлексивного чтения;

    -технология обсуждения проблем;

    -технология взаимного обмена заданиями.

    • Познавательно-исследовательские методы:

    -беседа-распознавание;

    -диалог-сравнение;

    -исследовательский проект.

    • Методы обратной связи:

    -интерпретация;

    -загадки-притчи;

    -проблемная пресс-конференция;

    - разговор с замещённым собеседником.

    • Игровые и деятельностные методы:

    - игра-испытание;

    - ролевая игра;

    - продуктивный труд.

    Формы обучения

    • Классно-урочные занятия.
    • Групповая форма обучения.
    • Внеурочные занятия.  
    • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ обучающихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностный,  творческой форме.
    • Экскурсии.

    Формы контроля

         Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.

    Формы контроля и возможные варианты его проведения:

    Индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  

    • устный    опрос;
    • домашняя     работа (поисковая,  творческая);
    • самостоятельная    работа   (воспроизводящая, вариативная,  эвристическая).

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Личностные результаты:

    • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
    • развитие этических чувств;
    • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
    • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
    • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
    • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
    • осуществлять информационный поиск;
    • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

    Предметные результаты:

    • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
    • знакомство с основами религиозной морали;
    • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
    • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Требования к  уровню подготовки учащихся

          На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

          В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться: мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

    К концу учебного года обучающиеся должны:

             Знать / понимать

                 Уметь

              Применять

    Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.

    Умение слушать собеседника, вести  диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.  Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

    Применять  полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

    Содержание тем учебного курса ОРКСЭ

     модуль «Основы православной культуры»

    Количество часов на изучение программы           35

    Количество часов в неделю                                      1

    Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

            Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.  Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Тематический план учебного курса       Тематическое планирование

    Период обучения

    Количество часов

    № п/п

    Наименование раздела

    Кол-во часов

    1 триместр

    12

    1

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

    1

    2 триместр

    11

    2

    Основы  православной культуры

    27

    3 триместр

    12

    3

    Духовные традиции многонационального народа России

    7

    Итого

    35

    Итого

    35

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

    Блок 2. Основы православной культуры. (27 часов)

    Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (7 часов)

    Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.

    Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов учащиеся получают возможность ознакомиться с основным содержание модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

    Учебно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ

    модуль «Основы православной культуры»

    Учитель: Корчагина Татьяна Алексеевна.

    Учебник: А.В.Кураев, ОРКСЭ Основы православной культуры, 4-5 классы, Москва «Просвещение», 2012.

    Программа: А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, (35ч, 1ч в неделю). М. «Просвещение», 2010.

    Дополнительная литература:

    • Книга для учителя. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. «Просвещение», 2010;
    • Книга для родителей. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я.

         Данилюк. «Просвещение», 2010;

    • Поурочное планирование уроков ОРКСЭ модуль ОПК;
    • С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991;
    • Учебник добра. «Знамя мир», Томск, 1996;
    • А.Лопатина, М. Скребцова. Книга  для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996.

    Оснащенность уроков:

    • интерактивная доска;
    • компьютер;
    • презентации к урокам ОРКСЭ модуль ОПК;
    • видео- и аудио- записи к урокам ОРКСЭ модуль  ОПК.

    № п/п

    № в теме

    Тема урока

    Средства наглядности. Использование ИКТ

    Дом. задание

    Дата проведения

    Коррек

    ция

    план

    факт

    1 триместр (12 часов)

    Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

    1

    Россия – наша Родина

    Символы  России: флаг, герб, гимн РФ, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «Россия – наша Родина», - аудио запись Гимна РФ

    С.4-5,читать, синквейн «Родина»

    02.09.15

    Блок 2. Основы православной культуры.  (27 часов)

    1

    Культура и религия

    Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»

    С.6-7, читать, синквейн «Культура»

    09.09.15

    2

    Человек и Бог в православии

    Иллюстрации  икон (Троица, Спас и др.), классическая  музыка  

    С.8-11,читать, словарь новых слов

    16.09.15

    3

    Православная молитва

    Молитва «Отче наш», аудио запись

    С.12-15, читать, эссе«Молитва»

    23.09.15

    4

    Библия и Евангелие

    Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя

    С.16-19, читать, словарь новых слов

    30.09.15

    5

    Проповедь Христа

    Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин.

    С.20-23, читать, синквейн «Доброта»

    07.10.15

    6

    Христос и Его Крест

    Изображение православного Креста, аудио записи

    С.24-27, читать,  словарь новых слов

    14.10.15

    7

    Пасха

    Презентация «Пасха»

    С.28-31, читать, синквейн  «Пасха»

    21.10.15

    8

    Православное учение о человеке

    Презентация «Православное учение о человеке»

    С.32-35, читать, эссе «Моя Душа»

    28.10.15

    9

    Совесть и раскаяние

    Интерактивная доска слайды со словарными определениями слов

    Презентация «Совесть и раскаяние»

    С.36-39, читать, словарь новых слов

    11.11.15

    10

    Заповеди

    Презентация «Десять Заповедей»

    С.40-41, читать, эссе «Заповеди»

    18.11.15

    11

    Милосердие и сострадание

    Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIVв.», презентация

    С.42-45, читать, сочинение «Милосердие»

    25.11.15

    2 триместр (11 часов)

    12

    Золотое правило этики

     Репродукция картины ВД Поленова «Христос и грешница», презентация

    С.46-47, читать, составить пять правил неосуждения

    02.12.15

    13

    Храм

    Презентация «Храмы», иллюстрации соборов

    С.48-51, читать, сочинение «Храм моей Души»

    09.12.15

    14

    Икона

    Образ Богоматери ,Символика иконы, презентация «Икона»

    С.52-55, читать, синквейн со словом «Икона»

    16.12.15

    15

    Обобщающий урок

    Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

    http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

    http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

    С.38-39, читать, выбрать тему творческой работы, с.3, рисунок «Мой Ангел», (А4)

    23.12.15

    16

    Как христианство пришло на Русь

    Географическая карта, презентация, Интерактивная доска, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»

    С.58-61, читать, сочинение «Новогодняя сказка»

    13.01.16

    17

    Подвиг

    Интерактивная доска, презентация

    С.62-63, читать, синквейн «Подвиг»

    20.01.16

    18

    Заповеди блаженства

    Интерактивная доска, презентация

    С.64-67, читать, сочинение «Моё счастье»

    27.01.16

    19

    Зачем творить добро?

    Интерактивная доска иллюстрации: «Мучения апостола Петра» «Мучения апостола Андрея», презентация

    С.68-69, читать, эссе «Радость»

    03.02.16

    20

    Чудо в жизни христианина

    Иллюстрации Владимирская Богоматерь, презентация

    С.70-71, читать,  словарь новых слов

    10.02.16

    21

    Православие в Божием суде

    Эл. пособие, иллюстрации: «Страшный суд. Византийская икона 12 в». презентация

    С.72-75, читать, эссе «Добрый человек»

    17.02.16

    22

    Таинство Причастия

    Эл. пособие, иллюстрации: Леонардо да Винчи. « Тайная вечеря, 1495-1497», презентация

    С.76-79, читать, словарь новых слов

    24.02.16

    3 триместр(12часов)

    23

    Монастырь

    Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»

    С.80-83, читать, словарь новых слов

    02.03.16

    24

    Отношение христианина к природе

    Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.», «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.», презентация

    С.84-85, читать синквейн  «Природа»

    09.03.16

    25

    Христианская семья

    Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», презентация

    С.86-87, читать, эссе «Моя семья»

    16.03.16

    26

    Защита Отечества

    Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петербург», презентация

    С.88-91, читать, сочинение «Святые защитники Отечества»

    30.03.16

    27

    Христианин в труде

    Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.», презентация

    С.92-93, читать, эссе «Мой труд»

    06.04.14

    3. Духовные традиции многонационального народа России (7 часов)

    1

    Любовь и уважение к Отечеству

    Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация

    С.94-95, читать, синквейн  «Отечество»

    13.04.16

    2

    Творческие работы учащихся

    Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

    http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

    http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

    Подготовить творческую работу по выбранной теме

    20.04.16

    3

    Творческие работы учащихся

    Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

    http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

    http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

    Подготовить творческую работу по выбранной теме

    27.04.16

    32

    4

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся

    Творческие работы детей

    Подготовить сообщение по выбранной теме

    04.05.16

    33

    5

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся

    Творческие работы детей

    Подготовить сообщение по выбранной теме

    11.05.16

    34

    6

    Итоговая презентация творческих проектов учащихся

    Творческие работы детей

    Подготовить сообщение по выбранной теме

    18.05.16

    35

    7

    Подведение итогов

    Итоговая презентация

    С.56-57

    25.05.16

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

         Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие  объекты и средства материально-технического обеспечения:

    оборудование: ученические толы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

    технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

    -классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

    -демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, интерактивная доска);

    -вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности);

    экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

    дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

    библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

    -учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы образования основ религиозных культур и светской этики);

    -специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре);

    -научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера  по различным темам курса;

    -хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    -документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

    -энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий);

    -религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

    -художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

    печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010.

    2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.

    3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2010.

    4.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

    Список литературы:

    1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.:  Просвещение, 2010.

    2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

    3.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

    4.Энциклопедическая и справочная литература.

    5.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.

    6.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М.Просвещение, 2010.

    7.Ресурсы школьной библиотеки.

    8.Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru           http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

    Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

    Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс

      Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

    Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

    Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...