РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Корчагина Татьяна Алексеевна

Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015-2016_rabochaya_programma_orkse_opkdoc.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

Управление образования Администрации города Дзержинска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 4»

(МБОУ СШ № 4)

«Согласовано»

Руководитель МО

___________/Р.Н. Закирова/

Протокол № ___ от «__»

___________________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СШ №4

___________/О.Д. Дюжакова/

        

 «__»__________________2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СШ №4  

___________/Е.Н. Урусова/

Приказ № от «__»_______2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль

«Основы православной культуры»

4 класс

на 2015 - 2016  учебный год

                 

                                               

                                       Автор-составитель:

                                 Т.А. Корчагина,

                                  учитель ОРКСЭ

                                   

г. Дзержинск, 2015

Пояснительная записка

        Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от  1 февраля 2012г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  • Поручение Президента Российской Федерации от     2 августа 2009г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632).  

Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трёх основных тематических разделов. Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический раздел (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

 В МБОУ СШ № 4 на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определёны модули учебного курса ОРКСЭ в 2015-2016 учебном году, предлагаемые для изучения: «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур».

     УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и обеспечен учебником А.В. Кураева  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012г.

Программа курса составлена,  на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2010.

Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение  – 1 час в неделю, всего 36 часов.

Общая характеристика учебного курса:

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса:

• знакомство учащихся с основами православной культуры;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена Мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

       Освоение школьниками учебного содержания  модуля «Основы православной культуры», должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

     Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

 Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение»,  «духовность (душевность) и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

      Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

•единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

       При изучении комплексного учебного  курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается  интеграция с предметами   «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

- игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.
  • Групповая форма обучения.
  • Внеурочные занятия.  
  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ обучающихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностный,  творческой форме.
  • Экскурсии.

Формы контроля

     Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

Индивидуальный       контроль    (контроль   учителем):  

  • устный    опрос;
  • домашняя     работа (поисковая,  творческая);
  • самостоятельная    работа   (воспроизводящая, вариативная,  эвристическая).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

  • формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
  • осуществлять информационный поиск;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
  • знакомство с основами религиозной морали;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Требования к  уровню подготовки учащихся

      На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.

      В результате обучения  в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться: мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.

К концу учебного года обучающиеся должны:

         Знать / понимать

             Уметь

          Применять

Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.

Умение слушать собеседника, вести  диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.  Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Применять  полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Содержание тем учебного курса ОРКСЭ

 модуль «Основы православной культуры»

Количество часов на изучение программы           35

Количество часов в неделю                                      1

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):

        Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду.  Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Тематический план учебного курса       Тематическое планирование

Период обучения

Количество часов

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1 триместр

12

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

2 триместр

11

2

Основы  православной культуры

27

3 триместр

12

3

Духовные традиции многонационального народа России

7

Итого

35

Итого

35

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

Блок 2. Основы православной культуры. (27 часов)

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (7 часов)

Блоки 1 и 3 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.

Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов учащиеся получают возможность ознакомиться с основным содержание модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Учебно-тематическое планирование уроков курса ОРКСЭ

модуль «Основы православной культуры»

Учитель: Корчагина Татьяна Алексеевна.

Учебник: А.В.Кураев, ОРКСЭ Основы православной культуры, 4-5 классы, Москва «Просвещение», 2012.

Программа: А.Я. Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы, (35ч, 1ч в неделю). М. «Просвещение», 2010.

Дополнительная литература:

  • Книга для учителя. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. «Просвещение», 2010;
  • Книга для родителей. Основы религиозных культур и светской этики. А.Я.

     Данилюк. «Просвещение», 2010;

  • Поурочное планирование уроков ОРКСЭ модуль ОПК;
  • С.Лагерлёф. Легенды о Христе. «Международная книга», Москва, 1991;
  • Учебник добра. «Знамя мир», Томск, 1996;
  • А.Лопатина, М. Скребцова. Книга  для занятий по духовному воспитанию. «Солид», Москва. 1 Книга, 1995. 2Книга, 1996.

Оснащенность уроков:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентации к урокам ОРКСЭ модуль ОПК;
  • видео- и аудио- записи к урокам ОРКСЭ модуль  ОПК.

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Средства наглядности. Использование ИКТ

Дом. задание

Дата проведения

Коррек

ция

план

факт

1 триместр (12 часов)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1час)

1

Россия – наша Родина

Символы  России: флаг, герб, гимн РФ, карта, портреты государственных деятелей, героев России, презентации «Россия – наша Родина», - аудио запись Гимна РФ

С.4-5,читать, синквейн «Родина»

02.09.15

Блок 2. Основы православной культуры.  (27 часов)

1

Культура и религия

Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»

С.6-7, читать, синквейн «Культура»

09.09.15

2

Человек и Бог в православии

Иллюстрации  икон (Троица, Спас и др.), классическая  музыка  

С.8-11,читать, словарь новых слов

16.09.15

3

Православная молитва

Молитва «Отче наш», аудио запись

С.12-15, читать, эссе«Молитва»

23.09.15

4

Библия и Евангелие

Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя

С.16-19, читать, словарь новых слов

30.09.15

5

Проповедь Христа

Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин.

С.20-23, читать, синквейн «Доброта»

07.10.15

6

Христос и Его Крест

Изображение православного Креста, аудио записи

С.24-27, читать,  словарь новых слов

14.10.15

7

Пасха

Презентация «Пасха»

С.28-31, читать, синквейн  «Пасха»

21.10.15

8

Православное учение о человеке

Презентация «Православное учение о человеке»

С.32-35, читать, эссе «Моя Душа»

28.10.15

9

Совесть и раскаяние

Интерактивная доска слайды со словарными определениями слов

Презентация «Совесть и раскаяние»

С.36-39, читать, словарь новых слов

11.11.15

10

Заповеди

Презентация «Десять Заповедей»

С.40-41, читать, эссе «Заповеди»

18.11.15

11

Милосердие и сострадание

Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIVв.», презентация

С.42-45, читать, сочинение «Милосердие»

25.11.15

2 триместр (11 часов)

12

Золотое правило этики

 Репродукция картины ВД Поленова «Христос и грешница», презентация

С.46-47, читать, составить пять правил неосуждения

02.12.15

13

Храм

Презентация «Храмы», иллюстрации соборов

С.48-51, читать, сочинение «Храм моей Души»

09.12.15

14

Икона

Образ Богоматери ,Символика иконы, презентация «Икона»

С.52-55, читать, синквейн со словом «Икона»

16.12.15

15

Обобщающий урок

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

С.38-39, читать, выбрать тему творческой работы, с.3, рисунок «Мой Ангел», (А4)

23.12.15

16

Как христианство пришло на Русь

Географическая карта, презентация, Интерактивная доска, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»

С.58-61, читать, сочинение «Новогодняя сказка»

13.01.16

17

Подвиг

Интерактивная доска, презентация

С.62-63, читать, синквейн «Подвиг»

20.01.16

18

Заповеди блаженства

Интерактивная доска, презентация

С.64-67, читать, сочинение «Моё счастье»

27.01.16

19

Зачем творить добро?

Интерактивная доска иллюстрации: «Мучения апостола Петра» «Мучения апостола Андрея», презентация

С.68-69, читать, эссе «Радость»

03.02.16

20

Чудо в жизни христианина

Иллюстрации Владимирская Богоматерь, презентация

С.70-71, читать,  словарь новых слов

10.02.16

21

Православие в Божием суде

Эл. пособие, иллюстрации: «Страшный суд. Византийская икона 12 в». презентация

С.72-75, читать, эссе «Добрый человек»

17.02.16

22

Таинство Причастия

Эл. пособие, иллюстрации: Леонардо да Винчи. « Тайная вечеря, 1495-1497», презентация

С.76-79, читать, словарь новых слов

24.02.16

3 триместр(12часов)

23

Монастырь

Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»

С.80-83, читать, словарь новых слов

02.03.16

24

Отношение христианина к природе

Эл. пособие, иллюстрации: «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.», «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.», презентация

С.84-85, читать синквейн  «Природа»

09.03.16

25

Христианская семья

Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», презентация

С.86-87, читать, эссе «Моя семья»

16.03.16

26

Защита Отечества

Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петербург», презентация

С.88-91, читать, сочинение «Святые защитники Отечества»

30.03.16

27

Христианин в труде

Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.», презентация

С.92-93, читать, эссе «Мой труд»

06.04.14

3. Духовные традиции многонационального народа России (7 часов)

1

Любовь и уважение к Отечеству

Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация

С.94-95, читать, синквейн  «Отечество»

13.04.16

2

Творческие работы учащихся

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Подготовить творческую работу по выбранной теме

20.04.16

3

Творческие работы учащихся

Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/

Подготовить творческую работу по выбранной теме

27.04.16

32

4

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по выбранной теме

04.05.16

33

5

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по выбранной теме

11.05.16

34

6

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

Творческие работы детей

Подготовить сообщение по выбранной теме

18.05.16

35

7

Подведение итогов

Итоговая презентация

С.56-57

25.05.16

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» должны быть в наличии следующие  объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические толы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):

-классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

-демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, интерактивная доска);

-вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности);

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику: электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

-учебно-методические комплекты, обеспечивающие преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы образования основ религиозных культур и светской этики);

-специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литера туре);

-научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера  по различным темам курса;

-хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

-документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии религий мира);

-энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий);

-религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах);

-художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2010.

2.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012.

3.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2010.

4.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

Список литературы:

1.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.:  Просвещение, 2010.

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

3.Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, Интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

4.Энциклопедическая и справочная литература.

5.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2010.

6.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М.Просвещение, 2010.

7.Ресурсы школьной библиотеки.

8.Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ: http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru           http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...

рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы исламской культуры»), 4 класс

Рабочая программа  составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также  выбора ими учебного предмета «Основы исламской культуры&raqu...