Главные вкладки

    Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
    учебно-методический материал (4 класс) по теме

    Смолина Людмила Анфилофьевна

     

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности.

    Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художественных произведений.

    Задача обучающихся: сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  и выявить их различие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovest.docx27.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
    «Основы религиозных культур и светской этики»

    (модуль «Основы светской этики»)

    Тема: «Совесть»

    Цель: формирование представления о совести, стыде,  как о нравственной ценности.

    Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  через анализ художественных произведений.

    Задача обучающихся: сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  и выявить их различие.

    Оборудование: мультимедиапроектор,  тексты литературных произведений.

    Основные понятия и термины: совесть, стыд.

    Ход урока:

    1. Орг. момент

    Цель:  создание положительного эмоционального настроя.

    1. Актуализация опорных знаний.

    Цель: мотивация обучающихся на учебную деятельность

    Формируемые умения: умение осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    -Перед вами портрет писателя.

    -Знаком ли  вам этот писатель?

    -Это Аркадий Петрович Гайдар.

    -как вы думаете, какими чертами характера обладал этот человек?

    Аркадий Петрович Гайдар – любимый всеми писатель. Жизнь его  мы считаем необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь  «обыкновенной биографией в необыкновенное время». А жизнь его была необыкновенна:     14-летним мальчишкой он ушел добровольцем на фронт в Красную Армию. В 16 лет, окончив командирские курсы, командовал полком.

        Аркадий с детства не боялся ничего, не умел лгать, был справедливым и ответственным, любил играть в войну и очень любил, когда мама читала ему сказки и стихи А.С. Пушкина.

    Отвечают на вопросы.

    Узнают краткие сведения из  биографии писателя.

    1. Постановка учебной задачи

    Цель:    установка на учебное действие.    

    Формируемые умения: умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

    Сегодня мы познакомимся с одним произведением А. Гайдара, название которого вы пока не узнаете. Он озаглавил его по названию одного чувства, которое испытал главный герой. Нам предстоит узнать, какой заголовок получило это произведение.

    1. Решение поставленной задачи.

     Чтение и понимание текста «Совесть» , «Стыдно перед соловушкой»

    Цель: сопоставить  понятия «совесть», «стыд»  и выявить их смысловое различие через  анализ худ.  произведений.

    Формируемые умения:  овладение умениями смыслового чтения текстов,  умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

    Чтение учителем всего текста.

    Предъявление первичного понимания в форме свободного обмена мнениями:

    - Определите жанр произведения. Докажите свое мнение.

    - О чем нам рассказывается в данном тексте?

    (Версии фиксируются на доске.)

    - Посмотрим на первую версию. Что она нам называет?

    - Кто они?

    - Кто из них главный?

    - О чем говорит нам вторая версия?

    - Как литературным языком мы называем то, что происходило в рассказе?

    - О чем говорит нам 3 версия?

    - Теперь разберем подробнее версию о смысле произведения. В этом нам поможет вопрос, какое самое главное качество Нины автор показывает нам в рассказе?

    Определите это качество, обсудите версии  в команде и подтвердите их словами из текста.

    Проверка

    Выстроим ряд из ваших версий, соответственно развитию сюжета.

    - В самом начале Нина, какая? Выберите из версий, представленных на доске.

    -Что происходит с Ниной дальше, как она меняется?

    - Когда вы говорите, что Нина добрая, что вы имеете в виду?

    - Что происходит с Ниной дальше?

    -Как характеризуют Нину ее слезы в конце рассказа?

    - В результате чего  у Нины возникло чувство совести?

    - Почему это произошло после встречи  с мальчиком, он разве пристыдил ее или обидел?

    Что же такое совесть?

    Давайте, подумаем, когда у человека просыпается совесть?

    Прочитайте последние строчки. Как понимаете?

    - -Знакомо ли вам это чувство?

    -Что было бы, если бы люди не испытывали этого чувства?

    Итак, вернемся к задаче. Которая была перед вами поставлена перед чтением текста.

    Вспомните, как она звучала.

    - Автор озаглавил произведение по смыслу, по названию важного чувства, которое впервые проснулось у Нины. Подберите заголовок.

    Это рассказ, так как нет вымысла и волшебства; в произведении описывается всего один случай и мало персонажей.

    Версия 1. О Нине и мальчике.

    Она нам называет действующих лиц (на доске появляется табличка «действующие лица»).

    -Нина и мальчик.

    -Главная Нина.

    Версия 2. О том как Нина решила прогулять уроки.

    -О том, что происходило в рассказе.

    -Мы называем это сюжет (на доске появляется табличка «сюжет»).

    Версия 3. О том, что Нине стало стыдно, что она не пошла в школу.

    -В чем суть, смысл произведения.

    Работа в группах.

    (Версии фиксируются на доске. Проверяются все версии. Неправильные версии удаляются.)

    Дети выбирают версию, соответствующую настроению Нины в момент прогуливания.

    Нина -  прогульщица, Нина – ленивая, Нина – хитрая

    (версии фиксируются на доске под табличкой «действующие лица»).

    -Она становится доброй, заботливой.

    -Проводила мальчика (фиксируется версия под табличкой «сюжет»).

    (Фиксируется версия на доске под табличкой «смысл».)

    -Она плачет.

    -Ей стало стыдно, проснулась совесть.

    -В результате встречи с мальчиком.

    -Она поняла, как плохо она поступила, прогуляв уроки. Стыдно было перед самой собой.

    (На доске фиксируется «совесть».)

    совесть- это стыд перед самим собой.

    Объясняют смысл.

     Нам предстоит узнать, какой заголовок получило это произведение, по названию одного чувства, которое испытал главный герой

    Перед вами произведение В.А. Сухомлинского, прочитайте и подумайте какое чувство испытал здесь главный герой, как озаглавить этот рассказ?

    -может это тоже чувство совести?

    Были ли у вас такие случаи?

    -В рассказе главный герой чувство стыда испытала за какой поступок?

    -Бывает стыдно не за себя, а за других.

    Читают рассказ.

    -Главный герой испытал чувство стыда.

    - Стыд- это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свои поступки

    Отвечают.

    -За поступок подруги.

    Итог. Рефлексия.

    Цель: выделение и осознание обучающимся того, что  усвоено на уроке.

    Формируемые умения: способность характеризовать новые знания по предмету

    -По названиям, каких человеческих качеств  писатели озаглавили свои произведения?

    -Чем различны эти чувства?

    -Анализируя поступки девочек из двух произведений, можно ли сказать, что переживания  в результате которых, человек испытывает  совесть и стыд, являются движущей силой в процессе самовоспитания человека?

    Совесть и стыд.

    Стыд- это тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свои поступки, поведение, а  совесть- это стыд перед самим собой.

    дети рассуждают, доказывая  свои ответы 

    Что важного для вас было на уроке?

    Кому бы вы хотели сказать спасибо за работу? Почему?

    Отвечают.

    Домашнее задание

     Представьте, что Нина ведет личный дневник. Подумайте, какую запись она может сделать в этот день вечером.

    Разработчик:                                 Л.А. Смолина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)

    Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель:  формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...

    Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

    Модуль « Основы мировых религиозных культур»Класс:  4Урок: № 26Тема: Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Цель: Познакомить с основными христианскими праздниками....

    Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

    Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

    разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль " Основы мировых религиозных культур"

    Урок разработан по курсу " Основы религиозных культур и светской этики", где через понятие Родина идет знакомство учащихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основ...

    Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»

    Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...


     

    Комментарии

    Теслюк Марина Валентиновна

    спасибо.