Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Фокина Наталья Александровна

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от данного индивида абстрактные планы. Такая школа уважает личностное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создаёт благоприятные условия для самоопределения в развитии.
Уроки  модуля "Основы светской этики" формируют нравственные качества личности, так как дают возможность по воспитанию определённых привычек поведения, которые составляют фундамент качеств личности. В системе гуманистического воспитания, направленного на становление школьника субъектом собственной жизни, достоинство личности становится ключевым новообразованием и определяет общий процесс в развитии. Достоинства личности характеризуются осмыслением и объективной самооценкой своей социальной значимости как Человека, эмоциональным проживанием потребности в укреплении и развитии на основе самоуважения и резистентности, также этической саморегуляцией своих действий и поступков, мобилизацией волевых усилий, позволяющих вести себя достойным образом в любых жизненных обстоятельствах.

Представляю конспект открытого урока ОРКСЭ.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_po_teme_druzhba_i_poryadochnost.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

МОДУЛЬ «Основы светской этики»

Тема урока: Дружба ( второй урок).

4 класс

Учитель начальных классов высшей категории  Фокина Н. А. МБОУ № 144 города Челябинска

Цель урока: дать возможность детям учится  дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.

Задачи : показать ценность и необходимость дружбы; определить какими качествами должен обладать настоящий друг; развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общечеловеческими ценностями; формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.

Предметные результаты:

-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей:  честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.

Метапредметные результаты:

 

-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

Личностные результаты:

- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся, эмоциональный настрой

Игровое упражнение: “Привет!”  или  «Круг приветствия»

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”. Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Тот, с кем приветствовались последним,  на уроке будет «толкователем слов».

  1. Определение цели и задачи урока

Вставьте слово в высказывание Джозефа Аддисона  (Толкователь слов: Аддисон Джозеф, английский поэт и сатирик, жил в 17 веке)

Доска     « Смысл истинной …………… в том, что радость она   удваивает, а страдание делит пополам ».

- Что мы сегодня должны узнать, чему научится? Для чего?

  1. Повторение. Проверка домашнего задания.

- Что означает слово дружба?  (ответы детей, поиск определения в учебнике)

Учащиеся читают стихотворение

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

- Назовите пословицы и поговорки о дружбе, которые вы нашли дома.

4. Углубление знаний по теме

Игра «Собери пословицу». (Работа в группах).

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 4 пословицы.

Друг верен, во всем измерен.

 Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

  Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 4 пословицы, разыграв мини- сценку.

 Друга ищи, а найдешь – береги.

Друга на деньги не купишь.

Дружный табун волков не боится.

Самопроверка ( слайд)

- Подберите однокоренные слова к слову дружба  (дружелюбный, дружественный, дружить, дружный, дружок, друг, подруга).

Толкователь слов: друг – это человек, который связан с тобой дружбой, близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов.

Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.

- Что можете сказать о согласных звуках в этом слове? (они звонкие)

Вот какое звонкое, яркое, крепкое слово.

Продолжите предложение «Друг – это тот, кто ………»

- Кто узнал историю о дружбе от своих родителей? Расскажите её нам.

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

  1. Контроль над  усвоением знаний учащихся

- Сейчас я прочитаю вам рассказ  В. Осеевой (Валентина Александровна Осеева-Хмелёва (1902—1969) — советская детская писательница)  «До первого дождя». Вам необходимо внимательно слушать и ответить на вопросы после прочтения.

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Какие правила дружбы нарушила Маша? (с. 54 – 55)

          - Какая пословица выражает главную мысль рассказа? ( Друг познаётся   в беде.)

(В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи» - прочитайте и поделитесь впечатлением о прочитанном)

Создание проблемной ситуации.

-Как выяснить, дружные ли вы ребята?

Игрa «Мост»
На полу из скамeек, дощечек, листов картона и т.д. дeлаетcя «мостик».
Учитель раccказывает историю о том, как на мостy встpетилиcь две упpямые козы и не смогли разойтись, потому что ни oднa из них не хотeла уcтупить дорогу другой.
Два ученика oдновременно переходят через «мocтик» так, чтобы никто из них не упал «в реку». Пo «мостику» навстречу друг другу могут пeриходить не только два чeловека, но и две группы игроков.
Чтобы не упасть, pебята дрyжески и заботливо помогают друг другу, меняются местами, прoпускают дpуг дpyга..

 Как пахнет дружба? (ваши ощущения)

- Какая она на ощупь?

- На вкус?

- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

- С какими животными можно связать слово дружба?

- Какие краски вы возьмете, чтобы “нарисовать” дружбу?

- Кто узнал историю о дружбе от своих родителей? Расскажите её нам.

  1. Рефлексия

- А вы бы хотели иметь такого надёжного и преданного  друга?

- У кого есть настоящий друг?

- Предлагаю составить объявление с заголовком «Ищу друга».

На доске качества человека, выберите те, которыми должен обладать ваш друг:

вспыльчивого, глупого, лживого, ненадёжного, хитрого, корыстного, равнодушного, безразличного, искреннего, заботливого, верного, вежливого, отзывчивого, честного, доброго, смелого, чуткого (Толкователь слов), надёжного, бескорыстного (слова напечатаны).

- Какой частью речи являются эти слова? Что обозначают эти имена прилагательные? Достоинства и недостатки.

           - Имеет ли значение цвет кожи или разрез глаз, рост или вес для дружбы?

          - Кто считает, что обладает этими достоинствами?

     Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймёт наше настроение, наши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, утешит и поддержит в трудную минуту, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы.

  1. Подведение итогов работы на уроке.

- Для кого урок пролетел быстро? Почему?

- Для кого он показался долгим? Почему?

7. Ритуал прощания.

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.

Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....