Поэзия доброты в творчестве А.Л.Барто
учебно-методический материал по чтению на тему

Тимонина Гульнара Ринатовна

Материал для уроков чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_dobroty_a.barto_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Поэзия доброты в творчестве А.Л. Барто

I. Введение

Сегодня никого не удивить сообщением о том, что дети читают все меньше и меньше. Как сохранить интерес к чтению, как упрочить уважение к книге? Этот вопрос стоит не только перед учителями, но и перед работниками библиотек. Не секрет, что дети сегодня чаще прибегают к помощи компьютера, где почти всегда находят ответы на все свои вопросы. А «услужливые» составители компьютерных программ предложат их вниманию краткое содержание, а точнее «выжимки» из любого произведения.

Поэтому начинать прививать интерес к чтению, уважение к слову надо  с дошкольного возраста, а укреплять его с самого раннего школьного возраста. Эффективнее  всего будет обращаться к творчеству известных любимых с дошкольного возраста авторов, таких так – Маршак С.,  Чуковский К.,  Михалков С., Барто А., Осеева В. и др. Обращаться  к тем произведениям, которые дети знают, любят и содержание которых им понятно. При этом нужно не забывать, что чтение любого произведения должно стать открытием для ребенка он обязательно должен узнавать, что-то новое.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, в чьем детстве не звучали бы стихи А. Барто.  В 2006 году Агнии Львовне Барто исполнилось бы 100 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти, но поэзия Барто по – прежнему современна, интересна и понятна любому малышу.

Для формирования интереса к чтению родной литературы у обучающихся  я использую произведения А.Л. Барто.

II. «Поэзия добрых дел»

Для того, чтобы сформировать и закрепить интерес у обучающихся начальных классов к поэзии А.Л. Барто я использую различные формы и методы работы (вербальные, наглядные, игровые, индивидуальные, групповые).

Сегодня я расскажу о ряде мероприятий, посвященных жизни и творчеству Агнии Львовны Барто и адресованных учащимся начальных классов.

Час интересных сообщений «Всем детям ровесница»

Учащимся предлагается приготовить сообщение о жизни или о творчестве А. Барто (самостоятельно или с помощью родителей, учителя или библиотекаря). Учащиеся рассказывают интересные сведения об авторе и ее деятельности, читают стихи, демонстрируют рисунки, книги, которые они читали, когда были совсем маленькие. К этому мероприятию оформляется тематическая полка «Я читаю стихи Агнии Барто», где представлены книги  и портрет А. Л. Барто. Участвуя в таком мероприятии, дети с неподдельным интересом знакомятся с творчеством автора своих любимых стихов. Одним из сообщений было сообщение о деятельности А. Барто в послевоенные годы.

Этот период деятельности поэтессы очень заинтересовал обучащихся поэтому была организованна проектно-исследовательская деятельность. Дети собирали материал из разных источников (книги, периодические издания, Интернет). В результате выполнена  электронная презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», которая отражает важную и значительную деятельность Агнии Львовны – поиск людей.  В презентации представлены сведения о том, как была организована радиопередача «Найти человека», демонстрируются первая обложка «Звенигорода» и фотография Нины – первого ребенка, которого удалось найти А. Барто. Современным учащимся  интересен этот период деятельности А. Барто. Дети умеют сопереживать героям «Звенигорода», с интересом слушают истории из передачи «Найти человека». Мне кажется,  это очень важно, что дети не остаются равнодушными к таким историям. Они задумываются о своем поведении по отношению к родителям и родным, ставят себя на место тех потерявшихся во время войны детей. И имя А.Л. Барто после знакомства с презентацией «Найти человека» ассоциируется у детей теперь уже не только со стихами из цикла «Игрушки».

По прежнему очень эффективна такая форма мероприятий, как громкие чтения «Стихи детям». Громкие чтения включают в себя небольшую беседу о жизни и творчестве автора и выразительное чтение стихотворений, как ведущей, так и обучащимися. Очень хорошо проходит игра во время громких чтений: «Я начну, а вы продолжите», в которую очень часто играла сама поэтесса.

На протяжении нескольких дней  в библиотеке работает книжная выставка «Если вы попросите я Вам расскажу», которая состоит из трех разделов: «Игрушки», «Я расту», «Труден бой самим с собой». Книги с этой выставки пользуются повышенным спросом. Так же на выставке присутствуют игрушки, рисунки, поделки, отзывы о стихах А. Барто.

Постепенно рисунков набирается много и я организовываю выставку рисунков «Иллюстрация к стихотворениям А. Барто».

Рисунки у детей добрые, светлые, индивидуально выразительные. В них так легко узнаются стихи Барто. Просматриваются погружение в тему, атмосфера соучастия, радости от деятельности. С помощью рисунка дети выражают свои впечатления о прочтенном.

         Увлекательная игра – поиск «Имена от А до Я», цель которой поиск личных имен, встречающихся в стихотворениях Агнии Барто. Задача каждого участника игры – собрать все стихотворения Барто  о своем личном имени. Может оказаться, что таких нет, но без поиска участник этого не узнает. Таким образом, дети вновь становятся исследователями стихотворений А. Барто. Они более глубоко и осмысленно познают творчество Агнии  Барто.

Тем учащимся, у которых в процессе поиска оказалось, что в стихах Барто не упоминаются их имена, я предложила составить кроссворд «Имена».

Литературный праздник «Путешествие в страну веселого детства», посвященный творчеству Агнии Барто.

Оформление зала: выставка книг "Поэзия доброты», портрет А. Л. Барто, рисунки с выставки «Иллюстрация к стихотворению А. Барто», на полках  игрушки; щит, изображающий школьную доску.

Действующие лица: ведущая, ВОВКА— «добрая душа»,  ТАМАРА и ТАНЯ из стихотворения «Мы с Тамарой», две СИНИЦЫ, герои стихотворения |«Три очка за старика». Этот  праздник имеет как развлекательный моменты, так и познавательные. В обзоре творчества А. Барто  была использована презентация «Поэзия добрых дел или найти человека», а так же кроссворды, составленные самими учащимися и инсценировка стихотворения «Три очка за старичка». Дети  принимали активное участие в подготовке и проведении литературного праздника.

III. Заключение

Говоря о поэзии А.Л. Барто, можно говорить о преемственности поколений. Неустареваемость произведений! Стихи А. Барто всем хорошо известны: их помнят и цитируют не только дети, но и взрослые. Я считаю, что работу по формированию интереса к чтению необходимо вести комплексно используя различные формы и методы работы. Обязательно должны присутствовать наглядные и игровые формы, а так же  исследовательская деятельность. Книга несет не только информацию, но еще и эстетическую  ценность, как один из видов искусства – необходимо подчеркнуть в процессе формирования интереса к чтению. По результатам проведенных мероприятий можно сделать следующий вывод: учащиеся с неподдельным интересом знакомятся с произведениями автора. Творчески  подходят к изучению деятельности А. Барто (готовят сообщения, оформляют рисунки, выполняют поделки, составляют кроссворды).

Дети заслуживают самых прекрасных стихотворений, серьезных тем. Агния Барто в своем творчестве запечатлела целую эпоху в истории культуры детства, само же ее творчество является достоянием детства нынешнего. И наша задача всесторонне раскрыть это достояние перед детьми.

Своими достижениями считаю:

  • Сформирована группа обучащихся начальных классов из 10 человек, которые являются постоянными участниками всех вышеперечисленных мероприятий, активными читателями.
  • 32 обучающихся начальных классов приняли участие в выставке рисунков.
  • По сравнению с началом  учебного года на  43% увеличилось посещение библиотеки обучающимися начальных классов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агния Львовна Барто //Я познаю мир. Дет. энцикл.: Литература. — М., 1999. — С. 44—46.

2. Барто Агния Львовна // Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3-х частях. — 4.1. — М., 1998. — С. 44—47.

3. Барто Агния Львовна // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей. — М., 1999. — С. 17—19.

4. Барто Агния Львовна// Кузнецова Н. И. и др. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. — М., 1995. — С. 10—12.

5. Барто А. Л. Немного о себе // Вслух про себя: Сборник статей и очерков советских детских писателей. — М., 1975. —С. 22—23.

6. Барто А. Л. Записки детского поэта. — М.: Сов. писатель, 1976.

Всем детям ровесница // Разумневич В. Л. Книги на всю жизнь. — М.: 1975. — С. 57—86.

7. Заикина А. и др. Умные кроссворды. — М.: Лист, 1999.

8. ПолозоваТ. Праздники для детей. К 90-летию со дня рождения А.Л. Барто. // Начальная школа, 1996, — № 6. — С. 64—67.

9. Соловьев Б. И., Мотяшов И. П. Агния Барто: Очерк творчества. — М.: Дет. лит., 1979.

10. Смирнова В. О творчестве Агнии Барто // Барто А. Стихи детям. — М., 1981. — С. 6—14.

11. Сухин И. Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки. — М.: Новая школа, 1998.

12. Химина 0. С. Поэзия доброты // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. — 1998. — №8.— С. 121—123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество А.Л.Барто

Рассказ о жизни и творчестве А.Л.Барто...

Сценарий праздника «Поэзия доброты Агнии Львовны Барто»

Праздник посвященный 105 летию Агнии Барто...

Конспект урока чтения по творчеству Агнии Барто "Поэзия доброты"

Данный урок знакомит с биографией и творчеством известной писательницы Агнии Барто....

«Поэзия доброты Агнии Львовны Барто»

Вызвать интерес к чтению произведения А.Л.Барто,Расширять словарный запас ребенка. Развивать умение слушать и слышать, мышление, речь детей. Воспитывать чувство коллективизма...

Открытый урок по литературному чтению. «Поэзия доброты» А.Л. Барто "Снегирь"

Данный материал разработан в помощь учителям начальных классов. Целевая аудитория - 4 класс.  На уроке дети вспоминают жизнь и творчество А. Л. Барто, знакомятся с произведением « Снегирь&r...