Задания по литературному чтению, направленные на формирование общеучебных умений
учебно-методический материал (чтение) по теме

Скворцова Зоя Сергеевна

В данном материале содержатся упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения, для формирования правильности чтения, для расширения поля зрения, для развития выразительности чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по литературному чтению, направленные на формирование общеучебных умений

1. Упражнение для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка стриж;

Зелёный, синий, красный, жёлтый.

Липа, берёза, ель, сосна;

3. Какое слово лишнее и посему?

Красивый, синий, красный, жёлтый;

Молоко, сметана, творог, мясо;

Василий, Фёдор, Семён ,Иванов, Пётр;

Ель, сосна, кедр, осина.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковые количество букв;

Они одного рода;

Они состоят из двух слогов.

5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

Кара, лото, боксёр;

6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава;

7. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

Мак, липа, клён, ромашка, бёрёза, ландыш, дуб.

8. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник,

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

9. Какие буква, слог, слово лишнее.

А у р о ы

На ра ла ны та

Река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

1. Найди слова в слове.

Кустарник, шоколадка, гастроном.

2. Подбери пару.

загар занимательный

звонок золотистый

забор знаменитый

зубр зелёный

задача звонкий

земляника зрелый

3. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р.

4. Шарады.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда. (Картина)

5. Ребусы

Рона рота ка\ва кон\та

6. Загадки. (любые, которые подходят к теме урока).

7. Составьте слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м ма ти ма си ра му ло ка до.

Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

1. Составьте текст (перестановка предложений) Тексты подбираются к теме урока.

2. Составьте предложение (3-4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3. Закончи рассказ.

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

Четвёртая группа – работа с текстом (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

2. Упражнение для формирования правильности чтения

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

1. Назови картинки – 5 предметов (в II, III и IV кл. - количество увеличивается).

  1. Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх, закрыть. Перечислить все предметы.
  2. Опиши предмет.
  3. Повтори после меня (слова сходны по звучанию).
  4. Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.
  5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
  6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.
  7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
  8. Выбери из всех слогов – слоги-слияния, слоги со стечениями согласных, закрытые слоги.
  9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т. д.
  10. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й), (показать 5-6 предметов).
  11. Перескажи ранее прочитанный текст без предложения.
  12. “Фотоглаз”.
  13. Повтори скороговорку, предложение, текст.
  14. Заучивание четверостиший.

Вторая группа – упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мыль – мал – мял;

Мышка – мошка – мишка – миска.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые приставки, окончания.

Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, масло – смола.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;

Красное, белое ,голубое, чёрное, жёлтое;

Кукла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение “перевёртышей”

А роза упала на лапу Азора;

Иди искать такси, иди.

5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

3. Упражнения для расширения поля зрения

1. Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали:

2. Развитие поля зрения по вертикали:

3. Работа со словарными блоками, по вертикали в которых спрятано слово:

4. Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

Беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.

5. Наборы Т. Н. Федоренко.

Тексты зрительных диктантов.

6. “Фотоглаз”.

7. “Угадай-ка”.

Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.

8. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа проводится так: назвать слово которое отыскивается по определённому заданию, например в 3 столбике – второе внизу и т.д.

Вторая группа – упражнение для активизации органов речи.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;

б) слова трудные для произношения.

2. Скороговорки.

3. Чистоговорки.

4. Различные виды чтения:

а) чтение шёпотом, затем громко, затем про себя;

б) хоровое чтение;

в) чтение в парах;

г) чтение одновременно с ведущим;

д) чтение с убыстрением темпа;

е) чтение с переходом на незнакомый текст;

ж) чтение в темпе скороговорки;

з) чтение-“спринт”

и) жужжащее чтение;

к) скачкообразное чтение “Кенгуру”.

4. Упражнения для развития выразительности чтения

  1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
  2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
  3. Упражнения для дыхания.
  4. Упражнения для развития голоса.
  5. Упражнения для дикции.
  6. Чтение небольших стихов.
  7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
  8. Чтение по ролям, в лицах.
  9. Использование “памятки”:

а) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай чётко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.