Главные вкладки

    Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург
    олимпиадные задания по чтению (4 класс) по теме

    Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-_proekt.docx20.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России».

    Тема: « Том Сойер – положительный или отрицательный герой?».

    Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ – ДС №624, Г. Санкт – Петербург.

    Цель:

    • учить характеризовать главного героя художественного произведения через его поступки

    Задачи:

    • научить детей делать выводы, обобщения, четко формулировать мысли и отстаивать свою точку зрения, рассуждать, аргументировать свои ответы
    • активизировать мышление учащихся, пробуждать интерес к читаемому
    • развивать умение выносить самостоятельные суждения и давать  оценку  поведению героев художественного произведения
    • способствовать воспитанию дружеского отношения друг к другу, уважению мнения других, умению договариваться через организацию совместной деятельности

    1. Введение в тему.

    Сегодня у нас урок – проект.

    -Чем этот урок будет отличаться от других?  ( В ходе урока мы создадим какой-то продукт)

    -Да, и это будут сочинения на темы: «Том Сойер – положительный герой»  или  « Том Сойер – отрицательный герой», которые вы создадите в творческих группах. На творческие группы вы разделитесь в соответствии со своим отношением к литературному герою.

    -Как вы думаете, придется ли в ходе работы над коллективным сочинением спорить, отстаивать свое мнение, убеждать товарищей?

     Ваша задача: убедить ребят из противоположной группы в своей правоте.

    -Что же вам придется делать?  (рассуждать, приводить доказательства, убеждать в своей правоте оппонентов)

         2. Домашнее задание.

    Дома вам нужно было разузнать о биографии М.Твена.

    -Где искали информацию?  Что можете сказать о жизни автора?

    - Повлияли ли события личной жизни автора повести  на описание характеров его литературных героев?  

     Да, многое, из того, о чем вы прочитали, М. Твен взял из своего детства.  Приведите примеры.

    События разворачиваются в городке под названием Санкт-Петербург. Раньше, в конце 19 века, в Америке, городкам любили давать громкие имена европейских городов. У них был и свой Париж и Санкт-Петербург, и другие… Так вот, этот городок очень похож на на родной городок писателя Ганнибал. Тетя Полли напоминает мать писателя, а друзья Тома- его детских товарищей. И самое главное: М. Твен рос в тех же условиях американского  провинциального городка,  что и его герои.

    -Легко ли было читать повесть? Каким языком она написана? (языком ребят). Все события проходят через чувства героев, их ощущения, определяются, описываются их словами.

    -Понравился ли вам главный герой?  Почему?  Делимся на творческие группы.

    3. Постановка учебной задачи.

    Сегодня нам нужно разобраться в характере Тома Сойера, посмотреть, как он ведет себя в различных жизненных ситуациях, и решить, какой это герой: положительный или отрицательный.

    4. Анализ текста.

    Откройте 1 главу.  Каким здесь представляется Том? (хитрый, выдумщик)

    - В том, что главный герой выдумщик и изобретатель мы убеждались не раз. Какой эпизод убедительно доказывает это? (Том красит забор)

    - 2 глава. Чтение эпизода по ролям. –Много ли простаков попалось на удочку ? (разбираем фразеологизм); - Как описывает автор этот эпизод? ( с юмором)

    - Кто с первых страниц противопотавляется Тому? (Сид – его родной брат)

    -Какой он? (примерный мальчик, тихоня, ябеда); -Как он живет? (по правилам, как положено, учится со старанием); -Нравится ли вам Сид? ( с ним скучно)

    -Любит ли учиться Том? Что он не любит делать особенно воскресным утром? (умываться, одеваться, а в школе опять зубрежка и непонятные стихи из Библии)

    -Вспомним, какая затея Тома, связанная со школой, потерпела неудачу. Перескажите эпизод. (Том хочет показать себя, выменивает билетики за выученный урок, их получается много, и ему в награду должны вручить Библию. Но его разоблачают. Автор эту главу заканчивает следующими словами: «Опустим завесу жалости над концом этой сцены») Тома преследуют неудачи в школе. Неужели он был таким ленивым, ничем не интересовался? (Тому тесен мир порядочного мальчика. Его стремления, мечты далеки от маленького городка)

    -Какие книги читал Том? ( о добром разбойнике Робин Гуде, об индейцах) Книги его воспитывали.  Какой Том хочет сделать свою жизнь? ( яркой, полной приключений, подвигов) ; - На кого хочет быть  похожим Том? (на добрых, справедливых, смелых героев); Значит в душе Том был добрым и справедливым.

    -Кого Том считал лучшим другом? Почему взрослые запрещали дружить с Геком? Вместе эти мальчишки ищут приключений. Что они делают по ночам? (ищут клад) Неожиданно для себя они стали богатыми, но спокойствия и удовлетворения им это не принесло, ребята жаждали приключений.

    -Какие еще проблемы волнуют Тома? (такие же, как и других мальчишек, в том числе и любовь). Кратко перескажем главу 3 «Занят войной и любовью». Да, Том ухаживает за Бекки. Какие чувства у вас вызывают эти ухаживания? ( нам смешно и весело); Всегда ли Том смешон в проявлениях своих чувств к девочке? ( совершает благородный поступок: берет вину на себя, терпит порку); Хватило бы у Сида характера вести себя как Том?

    5. Обобщение.

    Сегодня мы рассмотрели много различных ситуаций. Вспомнили о приключениях, которые выпали на долю Тома Сойера. Для чего мы это делали? (чтобы дать характеристику главному герою). Расскажите о Томе, используя опорные слова:

    Озорной, проказник, фантазер, непоседа, мечтатель, выдумщик, нежадный, любит читать, любит приключения. Волю, найдет выход из любой ситуации, ведет себя благородно, смело, мужественно, храбро

    - Хороший ли человек Том? Достоин ли он подражания?

    -Теперь вы уверены в своем мнении о Томе?

    6. Проект.

    Делимся на творческие группы, обсуждаем, составляем характеристику героя. Зачитываем свои сочинения.

    1 группа.

    Недавно мы прочитали замечательную повесть М.Твена «Приключения Тома Сойера». Главный герой- мальчик 13 лет. Мы его очень полюбили и хотим быть на него похожими. Он такой смелый, быстрый, бесстрашный, находчивый, всегда добивается своего. Том выдумщик и фантазер, с ним весело и интересно. Мы хотели бы подружиться с ним. Ведь Том Сойер никогда не предаст друзей, не бросит их в беде.

    2 группа.

    Нам дали задание прочитать повесть М.Твена «приключения Тома Сойера». Главным героем этой книги оказался мальчик, который нам совсем не понравился. Он постоянно лжет, на каждом шагу огорчает свою тетушку Полли. Он неблагодарен и жесток. Том ленивый и наглый мальчишка. Плохо и неохотно учится. Хвастун, к тому же, задира и драчун, который безнаказанно может обидеть любого, даже своего брата Сида. Мы считаем, что таких мальчишек нельзя делать главными героями художественных произведений, потому что они не могут служить примером для ребят.

    У ребят каждой группы своя правда. Можно ли однозначно дать оценку герою?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики "Сравнение и счет предметов" 1 класс (сентябрь). Разработала учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ-ДС № 624 Красник Светлана Анатольевна.

    Урок математики "Сравнение и счет предметов" в первом классе (сентябрь). Прилагается презентация в PowerPoint. Цель урока - закрепить представление детей о форме, величине предмета; развивать умение с...

    Календарно-тематическое планирование уроков по курсу "Литературное чтение" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

    В соответствии с Образовательной программой школы на изучение учебного предмета "Литературное чтение" в 4 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю ( при  34 учебных неделях)....

    Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса. Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280.

    Конспект и презентация урока окружающего мира для 2 класса, УМК " Школа России". Тема: " Про воду...". Составила: Седнева Татьяна Пвловна, учитель НБОУ СОШ №280 г. Санкт Петербурга....

    Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса. Тема: Родственные слова. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга

    Презентация и конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Школа России" по теме: "Родственные слова. Выделение корня в родственных словах". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №208 ...

    Календарное-тематическое планирование уроков по курсу "Литературное чтение " 2 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

    Учебно-тематический план№Наименование разделов и темВсего часов1 Самое великое чудо на свете12 Устное народное творчество123 Люблю природу русскую. Осень.74 Русские писатели155...

    Календарное-тематическое планирование уроков по курсу "Литературное чтение " 2 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

    Учебно-тематический план№Наименование разделов и темВсего часов Самое великое чудо на свете 1 Устное народное творчество 12 Люблю природу русскую! Осень 7 Русские пи...

    Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

    Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...