Н. Н. Носов"На горке" 2 класс литературное чтение ФГОС Школа России
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок составлен с учётом требований ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н. Н. Носов «На горке»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова  «На горке».

Развивающая: развивать  мышление, память, воображение, речь.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду других людей, чувство дружбы.

Задачи:

  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию;
  • формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения;
  • формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев;
  • развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе;
  • формировать умение подбирать заголовки к заданным иллюстрациям (частям текста);
  • развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;
  • развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;
  • формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • развивать умение преобразовывать таблицу;

        

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия

Познавательные: пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и   значение произведения, понимать читаемое,  пользоваться  условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства;  строить связное высказывание; принимать и сохранять цель деятельности группы, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно - деятельностного метода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления

Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

Средства обучения: аудиозапись в формате MP3, экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н. Н. Носова, карточки для моделирования.

  1. Организационно - мотивационный момент

Основная задача этапа:  подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

                                      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейс-твия

                    УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, я хочу подарить вам кусочек своей души, а как учитель - искорку знаний. Передайте её друг другу (жму руку ученику, остальные передают её по кругу в группах)

-Садитесь. Вы видите, что мы сегодня работаем необычно.

-На уроке мы будем художниками, литераторами, артистами, критиками, строителями.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Речевая разминка.

-  Подготовим голосовые связки к работе. Перед вами слоги и дыхательная гимнастика, прочитайте их выразительно с разной интонацией.

Ну(интонация удивления), да (вопрос), эх(интонация сожаления), ах(восхищения)

-Для чего мы проводим речевые разминки?(выразительно читать, чтобы с интересом слушали другие)

Мы сегодня продолжаем знакомство с произведениями Н.Н. Носова. (Слайд с портретом Н. Н. Носова)

Установка:

- Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель?

- А сейчас уберите лишние!

  • Задание: (на карточках: «Фантазёры», «Вовка – добрая душа», «Незнайка на луне»,  «Живая шляпа»,  «Затейники», «Верёвочка»).  

-  На партах лежат карточки – работаете быстро.

-Прочитайте что вы подобрали  о Носове?

  • Карточка №1

- Сопоставьте фамилии и факты биографии.

Агния Львовна Барто

Николай Николаевич Носов

Самуил Яковлевич Маршак

  • Родился в Воронеже,  в семье талантливого изобретателя.
  • Родился в Киеве, в семье актёра. Сам был постановщиком мультфильмов. Первый рассказ написал для своего сына.
  • Нет такого мальчика или девочки, которые не могли бы с ходу прочитать стихи этого автора.

     -Прочитайте ответ.

  • Карточка № 2

- Расположите события по порядку. Расставьте цифры 1, 2…

  • Володя обернулся и увидел на полу возле комода шляпу.
  • Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
  • Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
  • Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.
  • Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять в шляпу.

       - Как называется рассказ?

       - Кто из ребят раскрыл секрет шляпы? (Вадик)

       - Загадку живой шляпы ребята разгадали. А вы любите разгадывать загадки? Посмотрите на доску.        

      -Перед вами снежинки, на них слоги. Составьте слова из слогов.(снежинки собираются в горку)

лы, ка, сан, жи, ток, ки, конь.

-Какое слово лишнее? Почему?

- В какое время года мы слышим эти слова? Мы сделали из снежинок ещё одно «зимнее» слово. Какое?

-Мы сегодня знакомимся с рассказом Н Носова «На горке» и стараемся ответить на вопросы

1)

 группа детей составляют кластер, убирая лишние слова

2)другая часть учеников выполняют задание на карточках.

Фронтальная, групповая

Регулятивные: планируют собственную деятельность.

Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу с взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: логические; анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни

Коммуникативные: строить связное высказывание

                                                        3. Этап изучения  нового учебного  материала

Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность              

                                                         

        Проблемный вопрос:

-  может ли строительство горки доставить радость? Можно ли исправить совершённые ошибки? Как нужно относиться к чужому труду? (Вопросы открываем на доске)

- Что же это такое,  горка?

 -У нас в гостях толковый словарь русского языка.

 -  «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь»

 - А ещё горкой называют полёт спортивного самолёта.

 - Существует понятие «Красная горка». Так в старину называли первую неделю после пасхальной.

 - Также можно увидеть горку сахара, соли, семечек и т. д.

 - О какой горке пойдёт речь у Носова? (снежной)

На доске слайд с названием. Включаем рассказ  (дети слушают)   Целеполагание

- Понравилось? Почему?

 - Как  читал мальчик? (выразительно)

- Вы прослушали театральную постановку. Читали артисты

«Постановка – это произведение сценического искусства, может ставиться как на театральной сцене, так и на радио»

-

Слушают произведение, прогнозируют развитие сюжета, отвечают на вопросы

Индивидуальная

Фронтальная

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

Коммуникативные: строить связное высказывание

Коммуникативные:  строить связное высказывание; находить нужную информацию через словари;

Личностные:  развитие познавательных интересов, учебных мотивов; допускать существование других точек зрения.

 - Определите жанр этого произведения.  Назовите  признаки. (на столах лежат карточки с признаками разных жанров) Слайд  (рассказ)

- Откройте страницу учебника 60.

- Прежде чем начнём читать, посмотрите на слайд:

Словарная работа (на слайде трудные слова)

- В тексте вам встретится слово «Дворницкая» Что обозначает это слово? (Помещение, где хранится инвентарь дворника: лопаты, грабли и т. д.)

-1группа подумает и скажет Что значит «мотает головой»,

2 группа- «нацепил коньки», 3 группа - «бух носом»?

-  Молодцы.

4. Физкультминутка выполняем движения, имитирующие лыжников, фигуристов и т.д.

- Прочитайте тему урока на доске: «Чему нас учат рассказы Н. Н. Носова? В конце урока мы должны ответить на этот вопрос.

учителя.

Обучающиеся объясняют значение слов, сохраняют учебную задачу.

5. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

- Читаем текст, даю установку:

-В каждой группе выберите по 2 чтеца. Они должны читать быстро и выразительно. Когда закончится логическая часть, вы прервётесь,  тогда литераторы придумывают заголовок, а критики дают оценку чтецу.  

1 часть.

- Что строили ребята?

-  Долго они работали?

-  Что они сделали после работы?

- Как вы назвали бы эту часть? (горка)

2 часть.

-  Каким вы  представляете Котьку? (хитрый)

-  Почему?

-  Как назовём эту часть? (Котька)

3 часть.

-  Что произошло, когда ребята ушли?

-  Понравилась ему горка? Радовался ли мальчик успехам чужого труда?

-  Почему не удалось прокатиться?

-  Что придумал Котька?

-  Получилось ли теперь прокатиться?

-  Как назовём эту часть? (Ошибка Котьки)

4 часть.

-  Когда прибежали  ребята, какие чувства у них возникли? Рассмотрите иллюстрацию. Как художники – иллюстраторы показали на рисунке, что ребята очень рассердились, а Котька испугался?

-  Вызывает ли улыбку этот рисунок? Почему?

-  Как назовём эту часть? (Возмущение; горка испорчена)

5 часть.

-  Исправил ли Котька ошибку?

-  Понравилось ли ему самому трудиться?

-  Понял ли он,  что чужой труд надо ценить? По каким словам понятно, что Котька стал переживать, что кто-нибудь может сломать горку?

-  Как назовём эту часть? (На ошибках учатся)

-  Кто помог Котьке стать лучше?

Какие в группах получились заголовки, прочитайте.

 

Делят текст на  логические части, понимают информацию,представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, переводят её в словесную форму; анализируют, обобщают, классифицируют

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: формирование умения ценить и принимать базовые ценности: «труд»

Познавательные: знаково-символические; логические;

Познавательные: пользоваться приёмами анализа  при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив

6. Этап применения  знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала

 -Вернёмся к вопросам на доске. Ответим на них.

Задание на размышление.

- Какие были ребята? Какой был Котька? На эти вопросы вы ответите, преобразовав таблицу «Характеристика литературного героя». Продолжаем  работать  в группах. Возьмите листочки с таким заголовком. В таблицу вы впишите то, что относится к Котьке и к ребятам (на слайде сравниваем работу детей с образцом)

-Художники в это время(1 группа рассматривает иллюстрацию учебника и отвечает на вопрос: как художник показал на иллюстрации настроение героев? 2 группа составляет картинный план; 3 группа художников рассматривает животных на картинке)

 

Итог: мы постарались дать краткую характеристику героям и выразили свое первое впечатление об этой истории.

Составляют модель, которая показывает как меняется настроение мальчиков в рассказе.

Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать ребят.

Затем подбирают предложенные учителем слова для характеристики героев.

Групповая

Познавательные УУД:

Знаково-символические: моделирование, преобразование модели;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

      3. Выберите пословицы, которые подходят к рассказу:

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«Умел ошибиться, умей и поправиться»

«Волков бояться - в лес не ходить»

« Любишь кататься, люби и саночки возить!»

« Поспешишь-людей насмешишь»

Вернёмся к теме нашего урока.  Чему нас учат рассказы Носова?

Уважай труд других людей!

Будьте трудолюбивы, играйте дружно!

Расставляют картинки по порядку на презентации.

Работают фронтально, подбирают заголовки к иллюстрации.

Личностные: допускать существование других точек зрения

                                                  7. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Домашнее задание: выберите себе выберите по желаниюПрочитать, рассказать рассказ «На горке» от своего имени, пересказать.

                                              8. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

- Мы узнали сегодня, что совместный труд приносит радость. Проверим это, построив свою горку. Для этого выберите те  пазлы, символы на которых подходят к нашему уроку  и соберите их. Один пазл от группы принесёт самый активный сегодня участник группы.

- У вас на парте снежки, прикрепите их на горку вверху, в середине, внизу, кто как ощущает себя по работе на уроке.

 -Продолжите предложение:

 Я сегодня познакомился с рассказом…

 Я узнал, что …

 Я справился со всеми …

 Я не понял …

 Я хочу похвалить…

Настроение после урока …

Ориентируются в нравственном содержании прочитанного, соотносят поступки с нравственными нормами; моделирование

Личностные: допускать существование других точек зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 1 класс - литературное чтение ФГОС "Школа России"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная   школа №2»,г. Юхнов Юхновского района Калужской области...

рабочая программа для 1 класса " Литературное чтение" УМК "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по литературному чтению УМК "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс литературное чтение УМК Школа России

Рабочая программа 3 класс литературное чтение УМК Школа России...

Рабочая программа 2 класс Литературное чтение УМК "Школа России"

Рабочая программа 2 класс Литературное чтение УМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование 2 класс Литературное чтение УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование 2 класс Литературное чтение УМК "Школа России"...

КТП 1 класс литературное чтение УМК "Школа России"

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению....