Рабочая программа 3 класс литературное чтение УМК Школа России
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа 3 класс литературное чтение УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3v.docx67.52 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные УУД:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные УУД:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                                                                                           

Содержание предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным,  учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,  драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

                                                                                        

                                                                                                                     Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Из них

изучение нового и закрепление

лабораторные, практические работы

контроль

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

2

Самое великое чудо на свете

4

2

2

3

Устное народное творчество

14

11

2

1

4

Поэтическая тетрадь 1

11

9

1

1

5

Великие русские писатели

24

22

1

1

6

Поэтическая тетрадь 2

6

5

1

7

Литературные сказки

8

6

1

1

8

Были-небылицы

10

9

1

9

Поэтическая тетрадь 3

6

5

1

10

Люби живое

16

15

1

11

Поэтическая тетрадь 4

8

5

2

1

12

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

11

1

13

По страницам детских журналов

8

6

1

1

14

Зарубежная литература

8

5

1

2

136

112

9

15

Учебная программа

Сроки изучения учебного материала (по неделям)

Раздел, тема, урок.

Практические, контрольные работы и другие виды контроля

Количество часов, отводимых на изучение темы.

Содержание урока

1

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч.) 1.Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй

1

Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Осознавать структуру учебника, систему условных обозначений.

1

Самое великое чудо на свете (4 часа) 2.Рукописные книги Древней Руси. Диагностическая контрольная работа.№1

1

Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг. Книга как особый вид искусства. Книга как источник

необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

1

3.Первопечатник Иван Фёдоров

1

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

1

4.О первопечатнике Иване Фёдорове.

1

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление).

2

5.Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».

Контрольный Тест №2

1

 Значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским

книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой, в том числе цифровыми словарями и справочниками.

Культура информационных источников как продолжение книжной культуры.

2

Устное народное творчество (14 часов)

6.Русские народные

песни.

1

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня. Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений. Восприятие на слух и понимание худ – х произведений разных жанров. Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

2

7.Шуточные народные песни.

1

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы  (колыбельные песни, потешки,  пословицы и поговорки, загадки),  узнавание, различение, определение основного смысла. Виды устного народного творчества: малые и большие жанры.

2

8.Докучные сказки.

1

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы  (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) , узнавание, различение, определение основного смысла.

Значение выражения «докучные сказки». Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Смысловые

особенности разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

3

9.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

1

Значение выражения «произведения прикладного искусства».

3

10.Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская

игрушка.

1

Значение выражения «произведения прикладного искусства».

3

11.Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка»

1

Значение выражения «волшебная сказка».. Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

3

12.Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1

Выделение главного в прочитанном.  Инсценирование сказки: распределение ролей, выбор диалогов. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов произведения, озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

4

13.Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Проверка техники чтения.

1

Значение выражения «волшебная сказка». Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному

чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),70

4

14.Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятий «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение

главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

4

15.Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

Определение особенностей текста волшебных сказок, Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

4

16.Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных  слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определени еглавной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

5

17.Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1

Особенности построения сказок.

5

18.Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

1

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

5

19.Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

Контрольная работа № 3

1

Систематизация и проверка своих знаний по данной теме.

5

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов).  20.Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы , классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы. Декламация стихотворных произведений  наизусть: умение заучивать с помощью иллюстрации и опорных слов. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

6

21.Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

6

22.Ф.И. Тютчев «Листья».

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. создание собственного текста на основе

художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

6

23.А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, Использование приёмов интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

6

24.А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловыхособенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Называть произведения русских поэтов.

7

25.И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

1

Осознание текста художественного произведения (видеть картины природы, сменяющие друг друга);

7

26.И.С. Никитин «Встреча зимы».        

1

Осознание текста художественного произведения (видеть картины природы, сменяющие друг друга);

7

27.И.З. Суриков «Детство».

1

Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

7

28.И.З. Суриков «Зима».

1

 Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

8

29.Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».  Контрольная работа № 4

1

Объяснение интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрирование стихотворения.

     

8

30.Первый снег.

1

Чтение стихотворения и прозаических произведений, передавая с помощью интонации настроение авторов. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

8

Великие русские писатели (24 часа)

31.А.С. Пушкин «За весной, красой  природы…».

1

Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Декламация стихотворных произведений. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

8

32.А.С. Пушкин «Уж небо осенью

дышало…».

1

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Наблюдение за рифмой и ритмом стихотворного текста.

9

33.А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного

паркета».

1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи,

9

34.А.С. Пушкин «Зимнее

утро».

Проверка техники чтения.

1

Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному

чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),

9

35.А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1

Понимание художественно-выразительного значения звукописи.

9

36.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи,

Чтение произведений вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и

речь.

10

37.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди».

1

 Знание содержание сказки А.С. Пушкина. Определение темы и главной мысли, Обсуждении прочитанного произведения.

10

38.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной  Царевне Лебеди».

1

Определение темы и главной мысли. Определение нравственного смысла литературной сказки.

10

39.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

Чтение произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.

10

40.И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове

1

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и

выразительные средства.

11

41.И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1

Басня — общее представление о жанре, особенностях построения и

выразительные средства.  

11

42.И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

Басня — общее представление о жанре, особенностях построения и

выразительные средства. Понимание содержания прочитанного,  Определение особенности басни, выделение морали басни в текстах. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

11

43.И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

Басня — общее представление о жанре, особенностях построения и

выразительные средства. Понимание содержания прочитанного,. Определение особенности басни, выделение морали басни в тексте.

11

44.М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительные средства. Сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове.

12

45.М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи,

Сравнение произведений живописи и произведений литературы.

12

46.М.Ю. Лермонтов «Утёс».

1

Определение настроения лирического стихотворения.

12

47.М.Ю. Лермонтов «Осень»

1

Произведения М.Ю. Лермонтова. Выразительное и осознанное чтение текста стихотворения.

12

48.Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

1

Рассказ — общее представление о жанре, особенностях построения и

выразительных средствах.

Сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове.

13

49.Л.Н. Толстой «Акула».

1

Соотнесение заглавия рассказа с темой и главной мыслью. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и

речь.

13

50.Л.Н. Толстой «Акула».

1

Произведения Л.Н. Толстого. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных

слов, произведения. Озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

13

51.Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

Произведения Л.Н. Толстого. Определение темы и главной мысли рассказа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь

13

52.Л.Н. Толстой «Лев и

собачка».

1

Произведения Л.Н. Толстого. Определение темы и главной мысли рассказа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

14

53.Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из

моря?»

1

Произведения Л.Н. Толстого. Определение темы и главной мысли рассказа. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки иречь.

14

54.Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Контрольная работа № 5

1

Значение слова «басня» Литературные жанры. Произведения русских поэтов и писателей. Средства художественной выразительности,

14

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)  55.Н.А. Некрасов «Славная осень!№

1

Адекватное понимание содержания звучащей речи, Прогнозирование содержание раздела.

14

56.Н.А. Некрасов

«Не ветер бушует над бором»

1

Чтение  стихотворения выразительно, выражая авторское настроение.

15

57.Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Нахождение среди стихотворений произведения с использованием текста-повествования. Характеристика героя произведения.

Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

15

58.К.Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

Чтение  стихотворения выразительно, выражая авторское настроение.

15

59.И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у

дороги»

1

Выразительное чтение стихотворения, передавая настроение автора. Использование приёмов интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

15

60.Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тет-

радь 2». Контрольная работа №6

1

Объяснение интересных выражений в лирическом тексте. Иллюстрирование стихотворения. Проверка  знаний.

16

Литературные сказки (8 часов)

61.Знакомство с литературными

Сказками

.Проверка техники чтения.

1

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,

построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текс Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному

чтению целыми словами вслух

16

62.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

1

Художественные особенности сказок: лексика,

построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

16

63.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

Использование приёмов выразительного чтения при перечитывании. Сравнение содержания народной и литературной сказок; определение нравственного смысла сказки. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных  слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

16

64.В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

Сравнение содержания басни и литературной сказки; Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки иречь.

17

65.В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

Авторское и собственное отношение к персонажам. Работа с иллюстрацией,

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорныхслов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода;

17

66.В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

Чтение сказки вслух и про себя, использование приёмы выразительного чтения. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

17

67.В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

Сравнение героев в литературной сказке, характеристика их, используя текст сказки. Определение авторского отношения к изображаемому. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,  выраженные через поступки  и речь.

17

68.Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа№7

1

Проверка себя и оценивание  своих достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

18

Были-небылицы (10 часов)

69.М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Прогнозирование  содержания раздела. Определение особенности сказки и рассказа, различие вымышленных событий и реальных.

18

70.М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

Чтение сказки выразительно по ролям Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,

составление плана

18

71.К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Наблюдение за развитием и последовательностью событий в тексте.

18

72.К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Эмоциональный характер читаемого произведения; Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,   выраженные через поступки и речь.

19

73.К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода;

19

74.А.И. Куприн «Слон».

1

Определение особенности рассказа, различие вымышленных событий и реальных.

19

75.А.И. Куприн «Слон»

1

Чтение рассказа, передавая с помощью интонации настроение автора. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя,   выраженные через поступки и

речь.

19

76.А.И. Куприн «Слон».

1

Составление плана  и пересказ текста подробно и кратко, выборочно.

20

77.А.И. Куприн «Слон».

1

 Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

20

78.Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

Контрольная работа № 8

1

Проверка себя и с оценивание своих достижений.

20

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)        

79.С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»

1

Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений Прогнозировать содержание раздела.

20

80.С. Чёрный «Воробей», «Слон»

1

Чтение стихотворения выразительно в лицах. Придумывание сказочных и реальных историй.

21

81.А.А. Блок «Ветхая избушка».

1

Произведения русских поэтов. Поэтическое изображение осени в стихах.

21

82.А.А. Блок «Сны», «Ворона».

1

Выразительное чтение стихотворения.

21

83.С.А. Есенин «Черёмуха»

1

Освоение основ смыслового чтения поэтического текста, выделение существенной информации.

21

84.Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»..

Контрольный Тест №9

1

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

22

Люби живое (16 часов) 85.М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Составление вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Краткий пересказ произведения (эпизод).Понимание нравственного  смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа. Прогнозирование содержания раздела.

22

86.И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

 Понимание нравственного смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа.

22

87.И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода;

22

88.В.И. Белов «Малька провинилась»

1

Понимание нравственного смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа. Сравнение своих  наблюдений за жизнью животных с рассказом автора. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

23

89.В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1

Понимание нравственного смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа. Сравнение своих  наблюдений за жизнью животных с рассказом автора.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

23

90.В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Определение жанра произведения.

23

91.В.В. Бианки «Мышонок Пик»

1

Сравнение  своих наблюдений за жизнью животных с рассказом автора. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

23

92.В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

24

93.Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

Понимание нравственного смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа.

24

94.Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

Построение логических рассуждения, проведение аналогии. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и

речь.

24

95.Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

Пересказывать произведение на основе плана. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных

слов, произведения. Озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

24

96.Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

Составление небольшого монологического высказывание с опорой на авторский текст. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части,

25

97.В.Л. Дуров «Наша Жучка».

1

Понимание нравственного смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа.

25

98.В.П. Астафьев «Капалуха»

1

Восприятие на слух художественных произведений разных жанров в исполнении учителя и учащихся.

25

99.В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

Понимание нравственного смысла рассказа. Определение основной мысли рассказа.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

25

100.Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Контрольная работа № 10

1

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи.

26

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

101.С.Я. Маршак «Гроза 26днём».

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Прогнозирование содержания раздела. Выразительное чтение стихотворения, используя  интонацию.

26

102С.Я. Маршак «В лесу над росистой

поляной…».

1

Чтение стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

26

103.А.Л. Барто «Разлука».

Проверка техники чтения.

1

Сравнение названия произведения и его содержание; выражение своего мнения. Чтение стихотворения выразительно. .Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному

чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),70

26

104.А.Л. Барто «В театре».

1

Сравнение названия произведения и его содержания;. Чтение стихотворения выразительно.

27

105.С.В. Михалков «Если».        

1

Осознанное чтение текст художественного произведения; определение  темы и главной мысли произведения;

27

106.Е.А. Благинина

«Кукушка», «Котёнок».

1

Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.

27

107.Проект: «Праздник поэзии»

1

Осознанное  и произвольное построение высказывания  в устной речи, соблюдая нормы построения текста

27

108.Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

 Контрольный Тест № 11        

1

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

28

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)

109.Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Произведения русских писателей. Соотношение пословицы и содержания произведения..

28

110.А.П. Платонов «Цветок на земле».

1

Осознанно и произвольно построение высказывания в устной речи, соблюдая нормы построения текста.  Характеристика главного героя.   Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

28

111.А.П. Платонов «Цветок на земле».

1

Рассказ о герое с опорой на словесный ряд. Чтение текста  по ролям

28

112.А.П. Платонов «Ещё мама».

1

Восприятие на слух художественного произведения; чтение вслух и про себя, осмысливая содержание. Характеристика главного героя. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

29

113.А.П. Платонов «Ещё мама».

1

Понимание содержания прочитанного. Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных

слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

29

114.М.М. Зощенко «Золотые слова».

1

Особенности юмористических произведений; выделение эпизодов, которые вызывают смех; определение отношения автора к событиям и героям.

29

115.М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

Смысл произведения, умение  поддержать диалог, вступить в дискуссию, оценить свой ответ. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

29

116.М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных слов, произведения. озаглавливание, пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

30

117.Н.Н. Носов «Федина

задача».

1

Произведения Н.Н. Носова. Прогнозирование содержание текста по заголовку; Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

30

118.Н.Н. Носов «Телефон».

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку; участие в диалоге;

30

119.В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1

Понимание особенностей юмористических произведений; выделение эпизодов, которые вызывают смех; Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

30

120.Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Контрольная работа № 12

1

Выделение в тексте главного  и второстепенного;

31

По страницам детских журналов (8 часов)

121.«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос.

31

122.Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи,

31

123.Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

1

Осознание проблем героев как своих.

31

124.Г.Б. Остер «Вредные советы».

1

Осознание содержания текста.

32

125.Г.Б. Остер «Как получаются

легенды».

1

Понятие  «легенда».

32

126.Р. Сеф«Весёлые стихи».

1

Адекватное понимание содержания звучащей речи

32

127.Создание сборника добрых  советов.

1

Сочинение  по материалам художественных текстов своего произведения (советы).

32

128.Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».

Контрольная работа № 13

1

Сообщение по теме, используя информацию журнала. Объяснение, как устроен журнал.

33

Зарубежная литература (8 часов)

129.Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. произведении.

33

130.Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи,

33

131.Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

33

132.Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Проверка техники чтения.

1

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному

чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),

34

133.Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

34

134.Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Контрольная работа №14

1

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

34

135.Проверка техники чтения.

1

 Проверка предметных и универсальных учебных умений.

34

136.Итоговая диагностическая работа.№15

1

Определять тему и главную мысль произведения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....