Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по УМПК "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая пргограмма по литературному чтению с  предметными, личностными результатами и УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Пояснительная записка97.5 КБ
Microsoft Office document icon Рабочая программа376.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                

УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ Видновской  СОШ №2

              _________/Т.А.Самохина/

«___»__________2013г.  

Рабочая программа учебного курса

«Литературное чтение»

(базовый уровень)

для  3 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна.

2013 г.

                                              г.Видное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса для  3 А класса составлена в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по курсу «Литературное чтение»  и авторской программы Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева  (М.: Баласс, 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.  

Общая характеристика  

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. В 3-ем классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и  доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения и з литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов ХХ века, доступные для детского чтения; современную детскую литературу. При составлении учебника авторы учитывали принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны быть сформированы как предметные, так и универсальные учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа будет эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и предоставлена возможность для их реализации.

Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения литературному чтению  будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом нужно понимать, что на первом месте стоит эффективное достижение целей, обозначенных Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. 

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  • овладение функциональной грамотностью;
  • овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  • овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  • определение и объяснение своего эмоционально*оценочного отношения к прочитанному;
  • приобщение к литературе как искусству слова;
  • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1*й класс – «Капельки солнца*»; 2*й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2*х ч.; 3*й класс – «В одном счастливом детстве», в 2*х ч.; 4*й класс – «В океане света», в 2*х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.

За основу взят  традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Техника чтения

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдениием необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания;

 5) переход к осознанному правильному чтению целыми словами.

Формирование осознанного чтения про себя; осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи

3-й класс. Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Основное содержание Примерной основной образовательной программы по литературному чтению и авторской программы для учащихся отражено в рабочей программе.

Основные цели и задачи

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,

сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико*литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы рабочая программа по литературному чтению составлена на 140 часов в год ( из них 8 резервных часов), 4часа в неделю, в том числе:

–  на проведение проверочных работ – 12 ч;

–  написание сочинений – 7 ч;

–  проведение библиотечных уроков – 3 ч;

–  проведение уроков внеклассного чтения – 15 ч.

Обоснование внесённых изменений

Учитывая специфику класса, мы внесли незначительные изменения в разделы

«Прощание с летом» и 2. «Летние путешествия и приключения». Работу над разделом «Прощание с летом» мы сократили до 4 часов (в авторской программе 6 часов), так как произведения, изучаемые в этом разделе хорошо знакомы детям, они были прочитаны летом. Это книги  В. Драгунского «Денискины рассказы» и Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот». Раздел «Летние путешествия и приключения» мы сократили до 16 часов (в авторской программе 19 часов), так повести С. Голицына «Сорок изыскателей» и И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы» и рассказ Б. Емельянова  «Игра» очень заинтересовали детей, были хорошо и понятны и проанализированы.

 В 3 раздел «Природа летом»  добавили 1 час, стало 10 часов (в авторской программе 9 часов). Мы добавили 1 урок для изучения творчества С. Есенина.

Резерв 12 часов

Рабочая программа реализует цели и задачи Образовательной программы школы

Количество контрольных работ

Программой не предусмотрено проведение контрольных работ

Основное содержание

3-й класс – 140 ч (4 часа в неделю)  

Прощание с летом (4 ч).  

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (15 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

1 резервный час.

Природа летом (7 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

1 час резервный

Уроки и переменки (11 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

1 час резервный

«Глухая пора листопада…» (8 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (19 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

1 час резервный

«Поет зима, аукает…» (12 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (9 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека. 

1 час резервный

День смеха (4 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О, весна, без конца и без краю…» (8 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. 

1 час резервный

День Победы (5ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

1 час резервный

Родная земля (5 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

2 часа резервных

Итого резервных часов: 10  

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по математике и авторской программой курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • составлять устные и письменные описания;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование 

№ п/п

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

План и

сроки

прохождения программы

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Прощание с летом - 4 часа

1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»

Чем отличается новый учебник? Как построен?

Какие добрые советы даёт Г. Сапгир? Кого напоминает Светлый день в своих поступках?

учебник, обложка, титульный лист, аннотация, содержание

Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров  слова;  отвечать  на вопросы по содержанию, оцени- вать  свои эмоциональные реак- ции, с помощью учителя фор- мулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр  (рассказ,  повесть, сказка,  стихо- творение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие выска- зывания.

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту. Составлять план текста. Выделять   ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя. Пересказывать  текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы. 

 

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

02.09 День Знаний

03.09

2

Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

Что такое рассказ? Чем рассказ отличается от других литературных  жанров? Что такое «гордость»? Чем можно гордиться?

литературные жанры, рассказ, гордость

04.09

3

«Взрослая»  жизнь  дяди  Фёдора,  Матроскина  и   Шарика  (Главы  из   повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

Что такое «сказочная повесть»? Чем сказочная повесть отличается от других литературных жанров?

сказочная повесть

05.09

4

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

Что такое «стихотворение»? Чем стихотворение отличается от других литературных жанров? Какие изобразительно-выразительные средства используют поэты в своих стихотворениях?

стихотворение, поэзия

09.09

Раздел 2. Летние  путешествия и приключения – 15 часов

5

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

Что такое «путешествие»? Для чего люди отправляются в путешествие? Какие поступки называют «благородными»?

стихотворение, строфа, поэзия, благородство

См. выше

См. выше

10.09

6

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Что такое «повесть»? Чем повесть отличается от других литературных жанров? Кто такие «изыскатели»?

повесть, главы, герои повести, изыскатели

См. выше

См. выше

11.09-

7

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

Какие они – настоящие изыскатели?

повесть, главы, герои повести, изыскатели

12.09

8

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

Что такое « повесть»? Какова тема и идея главы из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»?

повесть, главы, герои повести,

16.09

9-10

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

О чём и о ком писал Марк Твен? Что такое «роман»? Чем роман отличается от других литературных жанров? Во что верят и играют мальчишки?

роман

17.09-18.09

11

Внеклассное чтение по разделам 1–2. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

О ком писал А. Гайдар? Когда игра становится жизнью?

повесть

19.09

12

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

Что такое «рассказ-быль»? Как слава пришла к А. Гайдару?

рассказ-быль

23.09

13-14

Превращение кота  Ворюги в кота  Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

Как кот Ворюга превратился в милиционера?

рассказ, повествование от первого лица

24.09-25.09

15

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома  (К.  Паустовский. «Жильцы старого дома»)

Для чего автор рассказал нам о жильцах старого дома? В чём необычность жизни жильцов старого дома?

рассказ

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать   (устно)    рассказ- характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение),  соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать  сочинение о  личных впечатлениях после  предварительной подготовки.

Творческая деятельность Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрирование текста. Сочинять сказки,  рассказы, стихотворения.

См. выше

См. выше

26.09

16

Обобщение. Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)

Что объединяет произведения 2-го раздела? Какие по жанру произведения собраны в разделе? Какое произведение особенно запомнилось? Почему?

кроссворд

30.09

17

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2

01.09

18

 Обучающее сочинение. Сбор материала

Как написать сочинение? Что такое сочинение-повествование? Что такое «тема», «замысел»? Для чего служат «ключевые» (опорные) слова? Как собирать материал по теме сочинения?

сочинение, повествование, тема, замысел, план, ключевые слова, вступление, основная часть, заключение

02.10

19

Развитие речи. Обучающее сочинение

03.10

20

Резервный урок

Раздел 3. Природа  летом – 7 часов

21

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За  поворотом»

В чём секрет поэтического мастерства С. Есенина? Похожи ли чем-то, созвучны стихотворения Б. Пастернака и С. Есенина?

содержание, разделы, поэзия, поэт, стихотворение, строфа, олицетворение

14.10

22

Краски и звуки лета  (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

Что значит «оживить природу»? Какими приёмами пользуется А. Чехов для передачи красок и звуков лета? Как М. Пришвин делает свои открытия в природе?

фрагмент, сравнение, герой-рассказчик

15.10

23

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Что такое «автобиографическое произведение»? Кто такой «рассказчик»?

Отчего же так хорошо летним утром? Как отвечает на этот вопрос автор?

повесть, повествование, рассказчик, глава, автобиографическое произведение

16.10

24

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Как вести диалог с автором? В чём спасительная сила летней грозы (по мнению автора)?

повесть, повествование. рассказчик, глава, автобиографическое произведение, диалог с автором

См. выше

См. выше

17.10

25

Картины летнего дня  (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

Что такое «стихотворение в прозе»? Что можно прочитать «между строк»?

Какой же летний день у И. Бунина? Почему у И. Тургенева в стихотворении 2 голубя, а у И. Бунина роза одна?

проза, рассказ, стихотворение в прозе (рифма, ритм, настроение, интонация, мелодия и т. д.), цикл

21.10

26

Урок-практикум по  развитию читательских  умений. В.  Бианки  «Неслышимка» (работа в тетради)

тренинг, тест

22.10

27

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

Как определять жанр прочитанных произведений? Как «узнавать» автора по его произведениям?

литературные жанры

23.10

28

Резерв. (Тренинговая работа в форме теста по развитию читательских умений)

Раздел 4. Уроки и переменки – 11 часов

29

Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

В чём «необычность» школы Э. Успенского?

описание, повествование, стихи, проза, отрывки из повестей, фрагмент

24.10

30

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)

Тренинг по развитию читательских умений в тестовой форме  на материале стихотворения Б. Заходера «Перемена»

тренинг, тест

28.10

31-32

Легко ли быть  Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

Что значит «влиять» на кого-либо? Кто такой Песталоцци? Легко ли быть Песталоцци?

глава

См. выше

См. выше

29.10-30.10

33-34

Путь  в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

Кто виноват в том, что кот стал вредным? Что такое «сказочная повесть»? Кому открыт путь в Страну невыученных уроков? Почему?

сказочная повесть, глава

См. выше

См. выше

31.10-05.11

35-37

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5–12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

Какие испытания  в Стране невыученных уроков выпали на долю Виктора Перестукина? Наказали Витю учебники или спасли? Почему Вите удалось преодолеть трудности и пройти испытания?

сказочная повесть, глава

06.11-07.11,

11.11

38

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

В чём особенность стихов О. Григорьева? Какие проблемы поднимает О. Григорьев в своих произведениях?

поэт, поэзия, ритм, рифма, мелодия и т.д.

12.11

39

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

Обобщение в форме беседы и игры по прочитанным произведениям.

13.11

40

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.

Обсуждение самостоятельно прочитанных глав из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» или повести Э.Успенского «Школа клоунов» или др.

14.11

41

Резервный урок

Раздел 5. «Глухая пора листопада…» - 8 часов

42-43

Введение в раздел.

Такая разная осень... (Стихотворения А.  Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...»)

Как увидеть, рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок? Как поэты «оживляют»природу? Для чего?

содержание, раздел, живопись, музыка, литература, поэзия

25.11

44

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

Как отличить тип «описание»? Заслуживает ли старый дом К. Паустовского, где он проводил время в Мещёре, описания? Что К. Паустовский вкладывает в понятие «Мой дом»?

описание, пейзаж, рассказ, план рассказа

См. выше

См. выше

См. выше

26.11

45

Стихи о «близости снега». (Г.  Сапгир «Четыре конверта», Д.  Самойлов «Перед снегом»)

Кто же авторы письма? Что можно узнать из стихотворения-игры?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

27.11

46-47

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)

Какое таинство природы сумел нарисовать К. Паустовский в своём рассказе? Почему рассказ автор назвал «Прощание с летом»?

эпитеты

28.11-02.12

48

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

Обобщение в форме игры. Цель: доказать, опираясь на прочитанные произведения, что осень бывает разная.

03.12

49

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

Урок знакомства с современными детскими журналами

журнал

04.12

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» - 18 часов

50

Введение  в   раздел.  Стихотворения  Г.   Сапгира   «Леса-чудеса»,  В.   Берестова «Сказка»

Какие чудеса есть в лесах? Почему все дети любят сказки?

стихотворение - сказка

См. выше

См. выше

См. выше

05.12

51

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

На что намекают сказки?

сказка, сказочные приметы

09.12

52-53

Какие ещё   бывают сказки?  (Сказки  «Никита-Кожемяка» и  «Как  мужик  гусей делил»)

Какие мудрые мысли есть в этих сказках?

сказка, сказочные приметы

10.12-11.12

54-55

Мир  волшебной сказки.  (Стихотворение Б. Гребенщикова и др.  «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

В чём отличительные особенности волшебной сказки? Чему учат сказки?

группы сказок: волшебные, анималистические, бытовые, богатырские, народные сказки, авторские сказки

12.12, 16.12

56-57

За что награждают в сказках? (Ш. Перро  «Ослиная шкура»)

За что награждают в сказках?

волшебная сказка, сказочные приметы

17.12-18.12

58-59

Может ли  оловянный солдатик быть  стойким? (Г.  Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Может ли  оловянный солдатик быть  стойким?

волшебная сказка, сказочные приметы

19.12,

23.12

60-61

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

Чему учит сказочная повесть А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»?

сказочная повесть, приметы сказочной повести

См. выше

См. выше

См. выше

24.12-25.12

62

Сказка для  театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

Как пишут сказки для театра?

пьеса-сказка, действующие лица, ремарка, действия

26.12

63

Резерв

64

Сказка для  театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

Как пишут сказки для театра?

пьеса-сказка, действующие лица, ремарка, действия

09.01

65-66

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

Проверка знания народных и авторских сказок, знания текстов сказок и умения узнать сказку по её героям, знания определения пьесы и её признаков, умения связной письменной речи

13.01-14.01

67

Внеклассное чтение по разделу 6

Анализ самостоятельно прочитанных глав из книг А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», В. Губарева «Королевство кривых зеркал», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15.01

68-69

Обучающее сочинение

Подготовка к сочинению сказки: выбор типа сказки (волшебная, анималистическая, бытовая), выбор героев, сюжета, морали

16.01,

20.01

Раздел 7. «Поёт зима,  аукает...» - 12 часов

70

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает...», «Пороша»)

Какие звуки зимы можно услышать? Какие краски увидеть?

 поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д., эпитеты

См. выше

См. выше

См. выше

21.01

71

«Подарки»  зимы.  (Стихотворения К.   Бальмонта  «Снежинка»,  И.   Бродского «Вечером»)

Какие подарки может преподнести нам зима?

Какие приёмы использует автор для описания снежинки (олицетворение)?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д., эпитеты, олицетворение

22.01

72-73

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц  «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда  Мороза»)

Когда и для кого секрет бывает настоящим? От кого же надо защищать Деда Мороза?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

23.01, 27.01

74

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот  в сапогах» (работа в тетради)

Урок-практикум по развитию читательских умений.

28.01

75-76

Зимние впечатления. (Стихотворения Б.  Пастернака «Снег   идёт»,  А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

Какие чудеса можно увидеть в зимнем городе?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

См. выше

См. выше

См. выше

29.01-30.01

77-78

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

О чём пишет В. Бианки? Какой идеей проникнуты все его произведения? Как вести диалог с автором?

диалог с автором, идея произведения, замысел

03.02-04.02

79

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

Что объединяет все произведения раздела? На какие группы можно разделить все произведения 7 раздела? Какие произведения особенно запомнились? Почему?

05.02

80

Обучающее сочинение

Подготовка к сочинению по материалам тетради

(с. 45-46)

06.02

81

Внеклассное чтение по разделу 7

По итогам чтения произведений о зиме проводится урок по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» или по рассказам В. Бианки или по др. произведениям по выбору

10.02

Раздел 8. Животные в нашем доме – 9 часов

82

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»

Могут ли животные быть друзьями?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

См. выше

См. выше

См. выше

11.02

83-84

У каждого – своё место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

Предварительная работа. Составление рассказа по предложению «Мы все вздохнули свободно, когда  наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок» с целью понимания идеи произведения.  Почему у каждого должно быть своё место в природе?

рассказ, фактуальная и подтекстовая информация

См. выше

См. выше

См. выше

12.02-13.02

85-86

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Чем же замечательны собаки, о которых рассказал В. Драгунский?

 глава из книги

24.02-25.02

87-88

Каждый ли клёст может стать  капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

Каждый ли клёст может стать  капитаном?

рассказ, повествование от первого лица, диалог с автором

26.02-27.02

89

Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

Почему у Ю. Мориц несколько стихотворений про маленькую лошадку пони?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

 03.03

90

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

Обобщение в виде устного журнала «Добро в твоём сердце». Проверка знаний текстов произведений, их авторов, уровня развития связной письменной речи.

устный журнал

04.03

Раздел 9. Мы с мамой и папой – 12 часов

91

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все  в порядке», «Если был  бы я девчонкой»

Что нового узнали о Э. Успенском? Нужны ли такие стихотворения детям?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

См. выше

См. выше

См. выше

05.03

92

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

Что по вашему «взрослая жизнь»? На что хотел обратить внимание взрослых и внимание детей автор этим произведением?

рассказ

06.03

93

Подарки –  это  серьёзное дело.  (Ю.  Коринец. Глава «Подарки под  подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

Согласны ли вы с мнением, что подарки – это серьёзное дело? Как надо выбирать и дарить подарки?

повесть, главы из повести, стихотворение

11.03

94-95

Во что нельзя «играть»? (И. Дик  «Красные яблоки»)

Во что нельзя «играть»? Почему рассказ называется «Красные яблоки»? О чём просит задуматься нас автор?

рассказ

12.03-13.03

96-97

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Что такое взаимопонимание? О чём хотел рассказать автор в этом серьёзном произведении?

рассказ

17.03-18.03

98

Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)

Почему для героя день был хорошим?

См. выше

См. выше

См. выше

19.03

99-100

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда  становится явным)

Какая проблема волнует автора? Почему мама не наказала Дениску?

20.03,

24.03

101

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или  творческая работа-сочинение о своей семье

Для урока внекл. чт.: прочитать и обсудить рассказы о животных В. Чаплиной, Б. Житкова,Ю. Коваля или др. по выбору; прочитать и обсудить произведения о семье, о матери  стихи А. Барто, Е. Благининой, рассказы Е. Пермяка, В. Драгунского или др. по выбору.

Подготовка к сочинению о своей семье: «Моя семья», «История моей фамилии», «Рассказ дедушки», «С папой на рыбалке», «Однажды вечером», «Когда я был маленьким», «Золотые руки моей бабушки»

Типы речи: описание, рассуждение, повествование.

Части текста: вступление, основная часть: развитие действия, кульминация, концовка, заключение.

Жанры: воспоминания (мемуары), сюжетная зарисовка, интервью, письмо.

Тема сочинения, замысел

25.03

102

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

Обобщение в форме альбома «Мы с мамой и папой». Проверка знаний произведений и их авторов, героев прочитанных произведений, умения связной письменной речи

26.03

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...» - 9 часов

103

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

Как музыка и музыканты влияют на человека, на его душу, на его всю жизнь?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

См. выше

См. выше

См. выше

27.03

104

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Как рождается музыка?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

См. выше

См. выше

См. выше

31.03

105-106

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

В чём волшебная сила бессмертной музыки?

 поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

07.04-08.04

107

Резерв

108-109

Сказка о маленьком Моцарте (Г.  Цыферов. Фрагмент из  книги «Тайна запечного сверчка»)

Какую тайну открыл сверчок Вольфгангу? Почему именно ему?

сказка, быль

 09.04-10.04

110-111

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

Какими бывают встречи с писателями?

рассказ

14.04-15.04

112

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

Чтение сочинений о музыке, чтение писем к писателям.

Проверка знаний текстов прочитанных произведений и их авторов, проверка умения вычитывать концептуальную информацию из текстов, проверка умения выразить своё отношение к прочитанному и грамотно его оформить в письменной речи

16.04

Раздел 11. День смеха – 4 часа

113

Введение в раздел. Стихотворения Г.  Сапгира «Смеянцы»,  «Людоед и принцесса, или  Всё наоборот»

Что значит «Иметь чувство юмора»? какие приёмы использует поэт в стихотворении «Смеянцы»? В чём особенность построения стихотворения «Людоед и принцесса, или  Всё наоборот»

юмор

См. выше

См. выше

См. выше

17.04

114-115

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Легко ли смеяться над собой? Кому живётся лучше: человеку, обладающему чувством юмора или тому, кто не имеет этого чувства?

рассказ

См. выше

См. выше

См. выше

 21.04-22.04

116

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю.  Мориц  «Малиновая кошка»)

Нужны ли весёлые стихи-двустишия?

двустишия

23.04

Раздел 12. «О, весна,  без конца и без краю...» - 8 часов

117-118

Введение в раздел. Как приходит весна  (Стихотворения А. Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принес издалёка...»)

Как приходит весна, по мнению авторов? Какой приём используют авторы для описания прихода весны? (олицетворение)

олицетворение

См. выше

См. выше

См. выше

28.04

119-120

Озорные  стихи  о  весне.  (Стихотворения  В.  Маяковского  «Тучкины  штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши  Чёрного «Зелёные стихи»)

Кто пишет озорные стихи? Какую цель преследуют авторы?

стихотворение

29.04-

30.04

121

Проверка уровня развития читательских умений (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

На материале текста а. Н. толстого «Весна» проверяются читательские умения

05.05

122

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

Кто такой Б. Окуджава? Как нарисованы картины весны в стихотворении  Б. Окуджавы «Весна»

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д. музыкант, композитор

См. выше

См. выше

См. выше

06.05

123-124

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

Викторина по юмористическим детским произведениям. Проверка умения соотнести название произведения и его автора, понимание смысла ключевого выражения раздела 11-го – «чувство юмора» и умения связно формулировать мысль в письменной форме и т. д.

07.05-08.05

125

Резервный урок

Раздел 13. День Победы – 5 часов

126

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

О чём пишет  А. А. Ахматова? Почему День Победы «праздник со слезами на глазах»? почему это стихотворение открывает этот раздел?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д.

См. выше

См. выше

См. выше

 12.05

127-128

Трудная тема  – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Почему трудно писать о войне? Что хотел сказать Драгунский своим юным читателям в этом рассказе? Почему рассказ так называется?

рассказ, герои

13.05-14.05

129

Стихи о  войне. (В.  Высоцкий «Он  не  вернулся из  боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

Кто такой В. Высоцкий? О чём и о ком он писал и пел? Что объединяет все произведения урока?

поэт, поэзия, стихотворение-игра, ритм, рифма, мелодия и т.д. музыкант, композитор, актёр

15.05

130

Внеклассное чтение по разделу 13

Анализ самостоятельно прочитанных произведений: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С Алексеев «Они защищали Москву»,    Н. Надеждина «Партизанка Лара»

Знакомство с новой книгой:  К. Симонов «Сын артиллериста», В. Катаев «Сын полка»                       

19.05

131

Резервный урок  

Раздел 14. Родная  земля – 5 часов

132

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

Что такое Родина, Отечество, Отчизна? О чём хотел рассказать автор читателям? В чём признаться?

корысть-бескорыстие

См. выше

См. выше

См. выше

20.05

133

Что  такое Родина? (В.  Бахревский, Г.  Цыферов. Фрагмент из  книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Что  такое Родина? Что такое «малая родина» и «большая Родина»? о чём просит автор задуматься? Что объединяет произведения К. Паустовского, В.  Бахревского, Г.  Цыферова, Б. Окуджавы?

21.05

136

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

К чему призывает автор произведения7 Как вы думаете, изменится ли жизнь на земле, если люди будут чаще улыбаться? Как связано название учебника с идеей прочитанного произведения?

22.05

137

Заключительный урок  внеклассного чтения

По усмотрению учителя

26.05

138

Проверка техники чтения вслух и понимание незнакомого текста

27.05

139-140

Резервные уроки

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Материалы по Федеральному государственному образовательному стандарту:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  3. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Список литературы для учителя

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  2. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В., Яковлева М. А. Уроки литературного чтения по учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
  3. Рабочие программы. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

 Список литературы для учащихся

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. В одном счастливом детстве: книга для чтения в 3 классе. – Части 1 и 2. – М.: Баласс, 2013.

2. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 3 класс. – М.: Баласс, 2013.

3. Толковый словарик к учебнику по литературному чтению «В одном счастливом детстве» для 3-ого класса. – М.: Баласс, 2013

Технические средства 

  • АРМ учителя: документ-камера. МФУ.  Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Система опроса и тестирования. CD диски  
  • Ноутбуки      
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.

СОГЛАСОВАНО

                        Протокол  заседания ШМО

учителей начальной школы

от «30» августа 2013 г. № ___.

Руководитель ШМО  _______ /Мареева О.Н./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР: ______ /Мордвинова И.Н./

«30» августа 2013г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основепрограммы по учебному предмету «Литературное чтение» Образовательной системы «Школа 2100»  рекомендуемой Министерством об...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс ОС "Школа 2100"...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Школа 2100"

рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на весь учебный год из расчета 4 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа-2100"

Программа рассчитана  на 102 часа за учебный год (3 часа в неделю)....

Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа-2100"

Программа рассчитана  на 102 часа за учебный год (3 часа в неделю)....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ОС "Школа 2100"

Данная рабочая программа по литературному чтению во 2 классе составлена с определением основных видов деятельности обучающихся. В тематическом планировании обозначены решаемые проблемы, понятия, предм...