Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Минибаева Гульсина Вализановна

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.chteniya_3_kl._pnsh.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературному чтению

Подготовила: Минибаева Г.В.

«Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал».

Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.

В сказке "Черепаха, кролик и удав- маха» ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха- кролику. Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле (отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток, использует животных, не испытывает к ним никакой благодарности). Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае- представление о справедливости. В сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении и нуждается в помощи. Обсуждаемая глобальная проблема и ход событий одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а   благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, даром жизни.

Ход урока

  1. Организационный момент

Пора, друзья, урок начать,

Ведь дорога минутка каждая:

Нас дело ждёт немаловажное –

О сказках многое узнать!

  1. Актуализация знаний

-Вспомните, что вы уже знаете о сказках. Чему мы научились? (Определять жанр сказки и временной период.)

-Вспомните, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию (Самые древние сказки объясняют откуда всё в мире происходит, сказки – цепочки; Просто древние сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость; Менее древние сказки учат быть добрым и справедливым; Бродячие сказки рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.

  1.  Подготовка к восприятию

Мы стали умнее,

Мы многое знаем,

 И можем мы сказки сравнить

Сегодня мы сказки ещё почитаем,

Чтоб время создания определить.

  1.  Работа по теме урока

Учитель читает текст на стр.84 до сказки.

- О чём рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

- Какое название дали таким сказкам? (Менее древние сказки.)

Познакомимся с одной из них.

- Сказку какого народа мы будем читать? (Кубинскую народную сказку.)

- Найдём на глобусе, где находится эта страна.

- Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав- маха».)

- Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на стр.84-88)

- Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это самостоятельно.

- Кто герои этой сказки?

- Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

 - Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

- А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова («Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.)

- Кто помог разрешить спор? (Мул и вол.)

- Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

- Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Она умная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

- Докажите словами из текста.  Какой план у неё возник? Прочитаем.

(Дети читают отрывок на стр.88 по ролям.)

- Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман, благородство и великодушие героев.)

- Кто умный и хитрый? (Черепаха.)

- Кто благородный и великодушный? (Кролик.)

- Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказке, б) к просто древней сказке, в) к менее древней сказке? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)

- Докажите свою точку зрения.

- Кто запомнил сказку и может её пересказать?

- Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать.

УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ              ВСТРЕЧА С МУЛОМ                     ДОГОВОР

    КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ                ВСТРЕЧА С ВОЛОМ

             УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА                             УДАВ СНОВА В ЯМЕ

                                           ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ

- Легко ли было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

- Найдите их и зачитайте.

- На какую сказку похожа эта сказка по построению? (На сказку- цепочку.)

-Прочитайте информацию на плакате Летучей мыши.

VII. Зрительная гимнастика

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной индийской сказкой.

Откройте учебник на стр.89 и прочитайте её название. (Хитрый шакал.)

- Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя, просто древняя или менее древняя?

-Прочитаем и узнаем.

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на стр.89-95.)

-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

- Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)

- Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

- Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

- Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

- Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:

  • в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
  • за благородный поступок героя хотят съесть;
  • возникает спор;
  • герои обращаются за помощью к третьему лицу;
  • спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
  • в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.

- Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

- На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

- Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр…»

-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог человеку.)

- Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

- О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

- Вам понравился шакал?

- Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось спасти человека?

- Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)

- Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

- А какое его качество доказывает, что он герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

VIII. Работа в тетради для самостоятельной работы

(Выполнение №11(стр. 22-25).)

IX. Рефлексия

 («Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из предложенных ему цветных квадратов:

  • зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё нонравилось;
  • жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти ответ;
  •  красный – тебе было трудно.

Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

X. Подведение итогов урока

- Какие сказки сравнивали? (Кубинскую сказку «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийскую сказку «Хитрый шакал».)

-Какие выводы сделали? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)

XI. Домашнее задание

Пересказ индийской сказки «Хитрый шакал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"

Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...

Сравнительный анализ освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.

В настоящее время в преподавании школьных предметов встают вопросы интеграции, в частности в преподавании иностранного языка актуальны вопросы межпредметных связей. В грамматике английского...

Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....

Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха"

Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха" Литературное чтение. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Урок по литературному чтению «Хитрый шакал» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…») Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка). Задачи: 1) образо...

Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".

Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....