Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе 

(с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ

«Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Предмет и УМК:   Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема учебного занятия:   Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат:   проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям. 

Урок построен по ФГОС с применением новых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе

(с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ

«Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Учитель начальных классов:   Любавина Лариса Анатольевна

Место работы:   МБОУ «СОШ №6» , г. Заинск, Республика Татарстан

Предмет и УМК:   Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема учебного занятия:   Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Тип урока:   открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат:   проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
  2. Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
  3. Развивать навык выразительного чтения по ролям
  4. На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
  5. Организовать самооценку обучающихся.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», словарь Ожегова, презентация

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся

Проверить Д.з.

ТАЙМД   РАУНД  РОБИН (слайд 3)

(слайд 4)

Уточнить знания о временах года,

о видах сказок в литературе

(слайд5)

КОНТИНИУС РАУНД   РОБИН

(обсуждение по очереди, начинает участник №3)

(слайд 6)

(слайд7)

Проверка

Организационный момент

+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

+Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова. 

+Девиз нашего урока:

«Было бы желание, а путь найдётся!» (слайд2)

Проверка Д.з.

- Откройте тетради на с.60 №2, объясните два выражения друг другу по кругу: «Всем вам крышка» и «Я один тут властелин».

Каждому участнику даётся 30 секунд на обсуждение каждого выражения. Начинаем с участника №1.

- А теперь на этот вопрос ответит…….

Ответ 1: Значение выражения "всем вам крышка"?

Выражение "Всем вам крышка" — это название рассказа Э. Шима, в котором  в занимательной форме рассказывается о замерзании водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибает зимой, так как водоёмы не промерзают до самого дна и жители водоёмов спокойно переживают зиму.

А в переносном смысле выражение означает предстоящие неприятности, что кого-то накажут, "всем вам конец", "будет вам плохо".

Ответ 2: …тот, кто обладает властью, повелитель Властитель дум.

Введение в тему

+Скажите, ребята, какие времена года вы знаете?

+Какое время года сейчас?

+Назовите названия осенних месяцев.

+Какой месяц идёт сейчас?

+Какие признаки осени вы наблюдали в природе?

+Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем».

- Что такое сказка?

- На какие группы делятся сказки? (народные и авторские)

- Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?

Улетела стрела и попало в болото.

А в том болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался мигом красивой, пригожей?

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться

Очень вкусная вода в ямке от копытца.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

- Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете?

- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… . Вот сколько сказок на свете.

Самоконтроль готовности к уроку

Высказывания детей

Объяснение девиза.

+Лето, зима, весна, осень.

+Осень.

+Сентябрь, октябрь, ноябрь.

+Ноябрь.

Ответы детей

+Месяц, после которого начинается зима.

(Сказка – это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях)

+ Те, которые сочинили писатели, называются  авторские.

А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются народными. 

(«Царевна-лягушка» рус.нар.сказка.)

(«Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин)

 («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рус.нар.сказка)

(«Три поросенка» в обработке С.Михалкова)

Много

Личностные

Коммуникативные

Познавательные (логические)

Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

(слайд 9)

+Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится  в Великом Устюге.

+О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 140 (слайд 8), прочитайте тему урока

+Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети?

+Какие дети могут быть у Деда Мороза?

+Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения?

+Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

+Для чего вам это нужно?

+Давайте наметим план наших действий

На доске:

-Познакомиться с произведением

-Узнать новое

-Научиться читать выразительно по ролям

+В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске)

+Что мы уже с вами сделали?

+О Деде Морозе (определяют тему урока)

+Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

+Да

Высказывания детей (предположения)

Ответы детей

+Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки

+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов

+1. Прочитать или прослушать сказку

+2. Перечитать сказку

+3. Поработать над содержанием сказки

+4. Подготовить выразительное чтение по ролям

+5. Оценить свою работу на уроке

+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий

Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

Регулятивные

3.Открытие новых знаний

Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку

СТЁ  ЗЕ  КЛАСС

(выпишите  подходящие слова)

(слайд 10)

ФИЗКУЛЬТМИ

НУТКА

(слайд 11)

(слайд 12)

(слайд 13)

+Какова наша 1 цель?

+Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя

- Слушание сказки (учебники закрыты)

- Первичное восприятие:

+Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)

Ликующее

Восторженное

Шутливое

Печальное

Весёлое

Праздничное

Радостное

Спокойное

Мечтательное

Грустное

+ Обоснуйте свой выбор.

+Какие чувства возникли в вашем сердце?

Изумление

Радость

Восторг

Восхищение

Грусть

Спокойствие

Сожаление

Печаль

Ликование

+ Обоснуйте свой выбор.

+Давайте проверим, что у вас получилось?

 - Проведите черту, задвиньте стульчики и под музыку прогуляйтесь по классу. Как музыка остановится, с кем встретились, поделитесь своими записанными словами. У кого этих слов нет, допишите после черты.

+Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

+ Какая 2 цель?

+Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос

+Какие непонятные слова встретились вам в этой сказке?

+Кто может объяснить значения этих слов?

+А если мы не знаем значение слова, как нам поступить?

+Сколько детей было у Деда Мороза?

+ Назовите, как их звали?

+Прочитайте в учебнике первый вопрос и дайте на него ответ

+Прочитайте второй вопрос и ответьте на него

+Каких детей вырастил Дед Мороз?  Какую пользу они принесут людям? Докажите.

+Прочитайте 3 вопрос и вопрос на доске

+Какова главная мысль сказки?

Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки?

+Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил  прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа»
(слайд 3)

+Как Снежинка пожалела Землю?

 +Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.

+Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.

+Познакомиться с произведением

+Мы хотим, чтобы вы прочитали

Дети выписывают подходящие слова

Высказывания детей

+Составить модель обложки

Ответы детей

+Перечитать сказку

Самостоятельная работа

 (чтение про себя)

+Познакомились со сказкой (пометить на доске)

+Узнать что – то новое

Ответы детей

Дети пробуют объяснить значение слов

+Найти его в словаре (работа со словарём)

+Четыре, три сына и одна дочка

+Ветер, Лёд, Иней и Снежинка

+Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитай ответ в тексте (ответы детей с зачитыванием – поисковая деятельность)

+Прочитай, какую работу сделали дети Деда Мороза (зачитывание)

Ответы детей

+Почему отец особенно похвалил Снежинку? «Почему Снежинка помогла больше всех»? (высказывания, предположения обучающихся)

+Служение людям, приносить только добро, пользу

+Я покрыла её белым снегом.

+Узнали много нового (пометить на доске)

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные (планирование сотрудничества)

Коммуникативные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

Коммуникативные

Познавательные (информационные – представление информации)

Познавательные (сравнение, анализ)

Регулятивные (удержание цели)

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные (извлечение информации)

Личностные

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться читать выразительно по ролям

+Какова наша последняя цель?

+ Что значит прочитать по ролям?

+Что значит прочитать выразительно?

 +Какую важную работу мы с вами проделали?

+Научиться читать выразительно по ролям

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка)

+Выразительность, исполнение роли

Помечают

Работа в группе

Выразительное чтение по ролям

Регулятивные

Регулятивные (контроль, оценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

5.Рефлексия

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

+Подведём итоги урока

+Какую сказку читали?

+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

+«Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести». (В. В. Бианки)

+Я предлагаю вам прочитать книги Андрея Усачёва «Школа снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке»

+На слайде снежинки.

+Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

всё знаю, могу помочь-  всё получилось, доволен своей работой

всё знаю, помочь не могу- не всё получилось, но могу работать лучше

затрудняюсь ответить-  ещё есть затруднения в работе

+ Выскажите друг другу пожелания

+Русскую народную сказку о природе «Дети Деда Мороза»

Ответы детей

Ответы детей

Самооценка

Личностные

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные

  1. Домашнее

задание

1) Подробный пересказ по плану (уч. с. 141);

2) РТс.62 зад. 1-4 (задания в тетради)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учебного занятия по теме "Части речи" 3 класс.

Учебное занятие по теме "Части речи" относится к блоку "Как устроен наш язык". 3 класс. Образовательная программа "Начальная школа XXI века". На занятии используются компетентностно - ориентированные ...

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза" (с применением новых технологий, совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНГАПУРСКИХ СТРУКТУР В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Целью сингапурской системы обучения является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке заде...