Урок внеклассного чтения "Путешествие в страну сказок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Артамонова Ольга Николаевна

Цель урок: обобщить знания детей по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена. На уроке используется мультимедийная презентация, ведётся работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_v_stranu_skazok.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

          УМК «Планета знаний»

Предмет – внеклассное чтение

Класс – 2

Тип урока – обобщение и систематизация знаний

Особенности данного урока:

  • данный урок является последним уроком по теме «Сказки Г.Х.Андерсена»;
  • на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся, продолжалась работа над развитием креативных способностей ребёнка
  • на уроке используется мультимедийная презентация, ведётся  работа в группах
  • приступая к изучению темы “Сказки Г.Х. Андерсена”, учитель предупреждает детей о предстоящем уроке, дает опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки Андерсена, подобрать эпизоды для инсценирования, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам, сочинить стихи

Тема урока: ««Путешествие в страну сказок»

Цель урока:

обобщить знания детей по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена 

Задачи:

  • дидактические: расширять и углублять представления  детей о сказках  Г. Х. Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение сказок Г. Х. Андерсена, анализ характеров главных героев, определение главной мысли;
  • воспитательные: на примерах героев сказок Г. Х. Андерсена воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, формировать умение работать в коллективе; воспитывать сознание ответственности за свои поступки; мысль о могуществе добра, любви, верности, силы дружбы;
  • развивающие: развивать творческий потенциал ребёнка; посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту,

Оборудование: 

компьютер, фрагменты иллюстраций художников по сказкам Г.Х. Андерсена, рисунки детей к сказкам Г.Х. Андерсена, 2 зонта, волшебная шкатулка.

План урока.

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас урок внеклассного чтения по сказкам Г.Х.Андерсена

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель:   Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Г.Х. Андерсена. Волшебный мир его сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

“Там сверкали бенгальскими огнями стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья”. (К.Г. Паустовский).

Сегодня у нас особенный урок: мы отправимся в путешествие в Сказочную страну и встретимся с героями Андерсена. Вам сегодня предстоит доказать не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете.

III. Вступительное слово учителя

Учитель:   Андерсен создал так много сказок, что нам понадобилось бы много времени для перечисления их. А уж о его героях и говорить нечего. Они любимы, вы их прекрасно помните, знаете.

А поможет нам приоткрыть дверь в этот чудесный мир сказок ... волшебная шкатулка

(На столике – два зонтика, шкатулка, в ней цветок, яйцо, осколок зеркала)

Учитель берёт два зонтика.

Учитель:    Узнаёте ли вы эти вещи? Кто их хозяин?

(ответы детей)

Учитель:     Похоже ли я на Оле-Лукойе? Почему?

(ответы детей)

Учитель:      Оле-Лукойе я стать не могу, но сказки рассказывать я умею. Сегодня я буду сказочницей. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я рассказываю свои сказки и истории только хорошим, добрым людям. Для вас я припасла очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королём, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.

           Это будет необыкновенная история. Слушайте ...

... Жил-был однажды в маленькой стране на берегу голубого моря бедный башмачник. Жена его стирала бельё и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын – Ганс. Бледный худенький мальчик. Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами, и лесам, слушать старинные сказки, песни.

     Иногда ... иногда и сами цветы рассказывали ему невероятные сказочные истории.

IV. Работа по содержанию сказок Г.Х.Андерсена

  1. «Дюймовочка»

Учитель достаёт из шкатулки цветок.

Учитель: Из какой сказки Г.Х.Андерсена этот прекрасный цветок, кто мог поместиться в этой чашечке?

(ответы детей)

Выходит Дюймовочка

Дюймовочка:  Ах, как долго я спала! Какие чудные сны видела! Я - Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка…….. Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, поэтому и назвали меня Дюймовочкой.  Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки - матрацем, а лепестки розы - одеяльцем. Все это было так мило!

        Но однажды ночью, когда я спала в своей колыбельке, через разбитое окно влезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и….. о  ужас! Взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад…….

Дюймовочка задает вопрос классу.

-А что произошло в сказке со мной дальше?

(ответы детей)

Учитель:   Какой же можно сделать вывод?

(ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО)

  1. «Гадкий утёнок»

Учитель:    Я продолжаю свою историю, и на свет появляется новый предмет

Учитель достаёт из шкатулки яйцо.

Учитель:      Что это? Из какой сказки?

(ответы детей)

Учитель:   Когда мальчик Ганс  подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом, но он понимал, что в маленьком городке ему не осуществить своей мечты, и когда ему исполнилось 14 лет, он покинул родительский дом и уехал в столицу Дании в город Копенгаген. Мама плакала. Она была прачкой и знала, как плохо быть бедным и как тяжело зарабатывать на жизнь. Он тоже плакал и на вопрос мамы: «Зачем?» Он ответил: « Чтобы стать знаменитым!»

Вначале судьба оказалась немилосердной к юноше, обошлась с ним так же, как с гадким утенком. Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?

 Об этом нам расскажет вторая группа. Кто у вас выступает?

Рассказ ученика

Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю. Однажды Ганса Христиана Андерсена попросили написать автобиографию, где он родился и кто его родители? Но у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал всё сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: «Гадкий утёнок». Так его однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырасти красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.

Очень сильное впечатление на меня произвёл следующий отрывок из сказки «Гадкий утёнок», послушайте его: «Утёнка охватила какая-то непонятная грусть, когда он увидел трёх прекрасных белых лебедя. «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня на смерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но всё равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичниц, да голод и холод зимой. И он опустился на воду  и поплыл на встречу прекрасным лебедям, а лебеди, завидев его, замахали крыльями, и поплыли прямо к нему. – Убейте меня! – сказал гадкий утёнок и низко опустил голову. И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё собственное отражение. Он был уже не гадким тёмно-серым утёнком, а красивым белым лебедем!

Я думаю, «Гадкий утёнок» - это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.

Учитель:  Понравился ли вам главный герой этой сказки?

Что хотел сказать нам Г.Х. Андерсен в этой сказке?

Чему научила нас эта история?

(ответы детей)

Учитель:  И в этой сказке ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ  ЗЛО

  1. «Снежная королева»

Учитель:   Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный юноша. Он стал сочинителем книг и сделался знаменитым. Его приглашали в знатные дома. Сам сказочник мечтал написать прекрасную сказку о Любви.

Вот ещё одна загадка.

Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.

Учитель:  Из какой сказки этот опасный предмет?

(ответы детей)

Учитель:  О чём это сказка?

(ответы детей)  О любви

Учитель:  А могла бы рассказать о любви Снежная королева?

(ответы детей)

Учитель:   Разве может о любви рассказать тот, у кого вместо сердца кусок льда?! Конечно, нет.

Герда:    Это могу сделать я – Герда.

(Тихо звучит музыка , она постоянно усиливается.)

Идет инсценировка из сказки «Снежная королева»

Кай складывает слово из кубиков льда.

 Входит Герда.

-Герда:    Кай! Милый Кай! Я нашла тебя.  Ты узнал меня, Кай? Это я – Герда. Наконец-то я нашла тебя. Тебе холодно? Ты как льдышка. Давай твои руки.

(Герда своим дыханием пытается согреть руки Кая)

Почему ты молчишь? Мы снова вернемся домой, нас ждет бабушка. Кай!

(Герда плачет, обнимая Кая)

-Кай: (как бы очнувшись ото сна) Герда?!  Милая Герда! Где же ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно?

-Герда: Пойдем скорее отсюда, пока не вернулась Снежная королева.

-Кай: Она не вернется. Твоя любовь и верность победили ее!

(Громко звучит музыка Грига «Песня Сольвейг»)

Учитель:    Когда я была маленькой, в конце этой сказки я плакала, плакала от счастья, что так хорошо всё закончилось.

  • Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду?
  • Как вы думаете, почему осколок попал Каю, а не Герде?

А если случилось такое несчастье, и осколок попал в чьё-то сердце, можно спасти человека? Что может спасти человека? (ответы детей)

Учитель:  И опять ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

  1. «Русалочка»

Учитель:    ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО  А всегда ли это так? Давайте вместе поразмышляем над этим вопросом. Вспомним героиню, которая погибла, превратившись в морскую пену. Кто это? (ответы детей)

Учитель: Она погибла, значит, зло победило? (ответы детей)

Учитель:   Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца! Нет, она не погибла, любовь делает её душу бессмертной.

В Дании, при входе в город Копенгаген со стороны моря, находится самая известная скульптура – Русалочка. Она перед вами. Да, да это та самая удивительная красавица, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.

V. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена

С помощью волшебной шкатулки мы вспомнили только несколько сказок Г.Х.Андерсена, но он их написал гораздо больше. Как вы думаете, сколько сказок он написал? (ответы детей)

Учитель: 170 сказок! Назовите сказки Андерсена, которые вы читали (ответы детей)

А теперь пришло время выяснить, на сколько хорошо вы знаете сказки Г.Х.Андерсена. И узнаем мы это при помощи блиц-опроса.

Я задаю вопрос, а каждая группа, посовещавшись, отвечает на них, записывая свой ответ.

1-ое задание. Блиц-опрос

1. Сколько принцесс-дочек было у морского царя?

2. Как звали сестру одиннадцати братьев?

3. «А ещё ты должна заплатить мне за помощь, - сказала ведьма. – И я недёшево возьму!» Что взяла ведьма за помощь у Русалочки?

4. Что должна была сделать Элиза, чтобы освободить своих братьев?

5. Когда русалочкам разрешалось всплыть на поверхность моря?

6. Что случилось с поленьями из костра, на котором хотели сжечь Элизу?

Учитель: Теперь проверим, на сколько правильны ваши ответы. Внимание на экран

Подведём итоги, подсчитаем правильные ответы.

VI. Физкультминутка

VII. Игра «Найди лишнюю»

Следующее задание будет отдельно для каждой группы. Задание найти «лишнюю» картинку. У каждой группы своя сказка, перед вами иллюстрации, найдите «лишнюю» и объясните свой выбор.

№ 1 «Дикие лебеди» (лишняя «Новое платье короля»)

№ 2 «Русалочка» (лишняя «Гадкий утёнок»)

№ 3 «Оле-Лукойе» (лишняя «Дюймовочка»)

Учитель:  Молодцы! Все поработали хорошо и доказали, что сказки вы любите и читаете.

VIII. Поэтическая страничка

Читая сказки, мы учимся сострадать, сопереживать, сочувствовать, сказки учат нас любить ближнего, иногда мы смеёмся, а иногда плачем... И когда эти чувства переполняют нас, в нас просыпается желание творить. В нашем классе есть дети, которые, прочитав сказки Г.Х.Андерсена, попытались выразить свои чувства в стихах.

1. Носов Данил

Есть такой писатель,

Писал он для детей.

Андерсен замечательный,

И знают его все.

Оловянного солдатика

Придумал он для нас,

И сказку о Русалочке

Читали мы не раз.

Про гадкого утёнка

Читают малышам.

И сказка про Дюймовочку

Нам снится по ночам.

Когда совсем стемнеет,

Тихий вечер за окном ...

Мы с детства очень любим

Слушать Ганса перед сном.

2.Трифонова Оля

Жил когда-то на свете сказочник-чудак,

Его Христианом Андерсеном звали.

Сочинил он сотни сказок,

И все мы их читали.

Героев его сказок

Мы знаем с малых лет.

Их помнят бабушки имамы,

Людей, не знающих их, нет.

3.Беляйкин Данила

Я проснулся как-то ночью,

Приоткрыл чуть-чуть глаза,

И о чудо, что такое?

Оле смотрит на меня.

«Что, дружок, тебе не спится?»

Вдруг услышал я в тиши.

«Спи, малыш, тебе приснятся

Ночью радужные сны.

Ты сегодня был послушным,

Не капризным, добродушным.

Закрывай скорее глазки

И смотри цветные сказки.

4.Шилова Ангелина

Есть в датских сказках какой-то секрет,

Дети их любят больше конфет!

Есть в них добро, есть зависть, любовь,

От чудных сюжетов кипит в венах кровь.

Дети не спят и не ложатся,

Хочется сказки конца им дождаться.

«Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Сон» ...

Кто написал это чудо?! Кто это? Он!!!

Андерсен Ганс – добрейший чудак!

Пусть на столе его вечный бардак.

В сердце проникнуть, сказкой занять,

Детскую душу сумел он понять!

5. Назаров Ярослав

Горстку отважных героев,

Что не сдаются ветрам,

Бережно держит в ладонях

Андерсен Ганс Христиан.

Герды, Русалки, Солдатика стойкого,

Может быть, нет на земле.

Но их поступки достойные –

Лучший пример детворе!

Учитель:      Молодцы! Кто знает, может быть  среди вас сейчас стоит будущий великий писатель, и о вашем таланте мы ещё услышим.

IX. Художественный салон

А сейчас мы отправляемся в художественный салон, где каждая группа подготовила свою персональную выставку.

Каждая группа представляет свои рисунки по сказкам «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Снежная королева»

Учитель:  Молодцы, ребята. Спасибо за вашу работу.

X. Итог урока

Подошёл к концу наш урок. Закончилась и наша сказка. Вот и Оле-Лукойе подсказывает мне, пора закрывать зонтики, заканчивать сказку. Великий сказочник Х.К.Андерсен ... Мне думается, что он не умер, а путешествует на своём ковре-самолёте. Облетает землю. Смеётся над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утёнке видеть прекрасного лебедя, растапливать лёд в сердцах.

         Сегодня он прилетал к нам. Посмотрите в окно! Видите, как поднимается в небо ковёр? До свидания, добрый сказочник, добрый друг, мудрец и волшебник! До новой встречи!

     Ребята, на каждом уроке я  получаю огромное удовольствие от общения с вами, но сегодня меня переполняют чувства  счастья, радости  и гордости за вас – моих учеников, наверное, потому что сегодня вы все замечательно работали.

XI. Домашнее задание. 

Написать сказку о каком-либо предмете 

XII. Рефлексия

Я бы хотела, чтобы у нас осталось что-то на память от этой встречи.  Предлагаю вам создать «Букет настроения», чтобы потом, спустя какое-то время, посмотрев на него, вспомнить этот удивительный день и героев сказок Г.Х.Андерсена. Вам понравился урок?  Каждый из вас выберет цветок, который соответствует вашему  настроению. А составлять мы будем его из роз. Кстати, в какой сказке Г.Х.Андерсена упоминались эти цветы?

Составление букета

Учитель:  Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну сказок» 4 класс

Цели:Воспитывать любовь к русскому фольклору.Обобщить знания детей о сказках.Создание в классе атмосферы добра и дружбы.Приобщить детей к чтению художественной литературы.Оборудование: выставка книг –...

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие в страну Сказок"

Внеклассное мероприятие проведено для учащихся начальных классов. Ничего нет  полезнее , как вновь окунуться в удивительный мир сказок, испытать на себе чудеса превращений, встретиться с любимыми...

Внеклассное мероприятие в 3 классе на тему:" Путешествие в страну сказок".

Цель. Развивать читательский интерес, речь, воображение; расширять знания учащихся о сказках; тренировать память; воспитывать любовь к литературе, бережное отношение к книгам, нетерпимость к чело...

Внеклассное мероприятие по физической культуре "Путешествие в страну сказок."

Мероприятие проводится в виде игры-эстафеты, в которой участвуют две команды, с одинаковым числом игроков. Эстафета будет состоять из шести этапов....

Внеклассное мероприятие для 3 класса "В стране сказок"

Внеклассное мероприятие для 3 класса "В стране сказок"...

Сценарий внеклассного мероприятия «Путешествие в страну сказок».

Цель: - ввести ребенка в мир знаний, познакомить со школой; Планируемые результаты:личностные:- приобретать положительное отношение к познавательной деятельности; - прививать любовь к знаниям, к ...

Урок Знаний "Путешествие в страну сказок"

Урок Знаний "Путешествие в страну сказок"...