Азбука вежливости
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_vezhlivosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по литературному чтению в 1-ом классе.

Тема:

Азбука вежливости

(по технологии А. Кушнира)

с использованием мультимедийной установки

Сценарий урока.

  1. Учитель. Ребята, тема нашего урока «Азбука вежливости» - (на экране).
  • А какие вежливые слова Вы знаете?
  • Какого человека можно назвать вежливым?

Знаете, в русском орфографическом словаре Ожегова написано:

(на экране) –

Вежливый – значит соблюдающий правила приличия, учтивый человек.

  1. Учитель. Перед Вами - (на экране) – стихотворение А.Л. Барто.

Один ученик читает, остальные следят глазами (можно использовать приём проецирования «пальчика на экран»).

Текст стихотворения:

Друзья, вот вам на всякий случай,

Стихи о школьнике одном:

Его зовут, … .  А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае – «здорово!»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошёл… Пока! Всего!»

Учитель. Ребята, а какие слова приветствия Вы знаете? Знаете, слова «здравствуй», «до свидания» - очень интересные!

Вдумайтесь!  

(на экране) –

Здравствуйте – мы желаем человеку здоровья, здравия.

До свидания – до скорого свидания, мы надеемся на скорую встречу.

Учитель. Людям приятно слышать эти слова.

  1. Учитель. А что же такое этикет?

(на экране) –

Этикет – установленный порядок поведения.

Учитель. Какие правила этикета Вам известны?

Вот некоторые из них :

(ниже на экране) – (выборочное чтение учащимися):

  1. Перед тем, как войти в дом – вытри хорошенько обувь, чтобы не наследить.
  2. Не входи в комнату, не постучавшись.
  3. Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах.
  4. Встречаясь со знакомыми - здоровайся первым.

Учитель. Какими правилами мы можем дополнить этот список? (Чтение учителем с применением приёма «дотрагивания»).

  • Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И наверно не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет!

  • За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали? Сколько раз?

  • Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы;

Но я ещё повторю всё равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

- Ребята, каких бы правил мы  с Вами не коснулись, в главном, они всегда напоминают о том, что надо уважать окружающих, считаться с ними.

4. Учитель.  Посмотрите, какой случай произошёл с одной девочкой Галей:

(на экране обыгрывается ситуация).

Автор: Одна девочка возмущённо жаловалась маме.

Девочка: - Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт меня Галькой!

Мама: - А ты его как зовёшь? – спросила мама.

Девочка: - Я его вообще никак не зову, - ответила вежливая девочка, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Учитель. Да, ребята, право на уважение имеет лишь тот человек, который уважает других людей.

  1. Чтение стихотворения по учебнику со стр.117 «Вежливый ослик».

(Один ученик читает, остальные следят.)

Ученик. Ребята, как можно охарактеризовать поведение ослика?

(на экране – изображение ослика,

ниже : добрый, злой, приветливый, невежливый, шутник, обманщик, недоброжелательный, воспитанный).

  • Какие слова можно отнести к ослику?

  1. Учитель. А сейчас, ребята, я предлагаю Вам прочитать ещё одну сказку, которая называется «Аист и соловей!» (См. Приложение).

(Текст на экране, чтение учителем, можно озвучить заранее.)

  1. Учитель. Внимание! Экспресс – опрос! (Вопросы могут быть на экране. Предлагаются вопросы по содержанию двух прочитанных текстов.)

1. Ослик улыбался окружающим?                                +

2. Он здоровался?                                                +

3. Ослик обзывал других зверей?                                +

4. Автор советует быть похожим на ослика?                -

5.Аист хотел стать первой птицей-музыкантом?        +

6. Аист вежливо повёл себя, прилетев к мудрому

человеку?                                                                -

7. Мудрый человек научил соловья пению?                +

8. Соловей был приветлив?                                        +

9. А ты всегда ведёшь себя вежливо?

Самопроверка. Предлагается «ключ» к 8 вопросам.

  1. +.  2. + .3. + . 4. - . 5. + . 6. - . 7. + . 8. + .

Учитель. Оказывается, ребята, вежливость и такт – украшают не только людей, но помогают и животным.

  1. Учитель. А вот ещё одна жизненная ситуация.

Представьте, что Вы находитесь в общественном транспорте. Вам

скоро выходить и надо пройти к выходу. Как Вы обратитесь к стоящим рядом людям?

(На экране – 3 варианта ответа. Чтение вслух.)

  1. Разрешите пройти.
  2. Извините, можно пройти?
  3. Пропустите меня, я выхожу.

Учитель. А какой ответ выберите Вы?

  1. Учитель. А сейчас наши  ребята прочитают ещё одно стихотворение С.Я. Маршака «Урок вежливости» (См. Приложение). (Текст стихотворения на экране, чтение учащимися.)
  • А Вы как считаете, неужели мишка и останется таким на всю жизнь? Какие советы можно ему дать?

Заключение.

  1.  Учитель. Ребята, в заключение нашего занятия мне хочется обратиться к словам испанского писателя XVI века Мигеля Сервантеса (на экране):

«Ничего не ценится нами так дорого, и не достаётся так дёшево, как вежливость…»

И может быть, для кого-то из Вас эти слова станут жизненным девизом:

Будьте вежливы!

Урок закончен.

Приложение.    С. Я. Маршак.

             

            Урок вежливости.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести:

В гостях, медведь,

Нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,

А кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

А старых уважай

И бабушку-медведицу

В туман и гололедицу

До дома провожай!

Так мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести… .

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым. 

Он кланялся соседям –

Лисицам и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овёс.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести… .

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

Аист и Соловей.

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый мудрый Человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья.

Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первой в мире птицей-музыкантом. Он так спешил, что вбежал к Мудрецу в дом и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

  • Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!

Но Мудрец  решил сначала научить его вежливости. Он вывел Аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

  • Нужно делать вот так!
  • Всё ясно! – Обрадовался Аист.
  • Это и есть музыка?!

И улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в

дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. Он обучил Соловья всему, что знал сам.

С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом. А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:

- Эй, слышите! Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого Мудреца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа учащихся 1-А класса "Азбука вежливых слов"

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энерге...

рабочая программа "Азбука вежливости" 1-4 класс

программа для работы во внеурочное время с 1 по 4 класс...

Воспитательная система класса "Азбука вежливости".

В работе отражены цели, задачи, компоненты, формы и методы воспитательной системы. Отмечена работа с родителями и ожидаемый результат....

Азбука вежливости.

Классный час то теме "Вежливость"....

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

Урок развития речи.Азбука вежливости. Как написать письмо.2 класс ПНШ

Урок развития речи носит личностн-ориентированную направленность, включает задания на формирование УУД....