Воспитательная система класса "Азбука вежливости".
материал (1 класс) по теме

В работе отражены цели, задачи, компоненты, формы и методы воспитательной системы. Отмечена работа с родителями и ожидаемый результат. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА « АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ »

Слайд 2

Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. Л.Н. Толстой

Слайд 3

Целевой ориентир системы - содействие развитию личности, способной к самовыражению и саморазвитию, содействие развитию индивидуальности учащихся. Цель воспитательной системы на 2009 - 2010 учебный год: создать условия для воспитания настоящего духовно – богатого, социально активного гражданина своей Родины; воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Слайд 4

Задачи: создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей; обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся; содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело; помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества. воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества

Слайд 5

Индивидуально-групповой компонент Функционально - деятельностный компонент Диагностико - аналитический компонент Пространственно-временной компонент

Слайд 6

Виды и формы воспитывающей деятельности Диагностика Направление воспитательной работы Работа с родителями беседы; игры; инсценировки; театрализации; обыгрывание ситуаций; составлении словаря добрых слов; внеклассные занятия; экскурсии; праздники. Исследование особенностей личности: общие сведения; способности; темперамент; уровень воспитанности. Исследование межличностных отношений. нравственно-эстетическое; гражданско-патриотическое; физическое воспитание; трудовое воспитание; экологическое; работа по ПДД и ОБЖ. родительские собрания; посещение семей; беседы; привлечение родителей к классным и школьным мероприятиям.

Слайд 7

Основной принцип воспитания: личностно-ориентированный подход к каждому ребенку .

Слайд 8

Этика общения Доброе слово, что ясный день. Ежели вы вежливы. Да здравствует мыло душистое. Когда идёшь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Подарок коллективу.

Слайд 9

Этикет Простые правила этикета. Повседневный этикет. Весёлые правила хорошего тона. Сказка об этикете Сказка об этикете (продолжение). Путешествие в страну этикета Просим к столу

Слайд 10

Этика отношений к окружающему Путешествие в волшебную сказку. Я могу быть волшебником. Маленькое дело лучше большого безделья. Любимый уголок родной Отчизны. У каждого народа свои герои. Мы соберём большой хоровод. Я люблю маму милую мою. Поздравляем наших мам. Люби всё живое.

Слайд 11

Этика отношений в коллективе Если радость на всех одна. Мой класс – мои друзья. Самолюб никому не люб. Поиграем и подумаем. О дружбе мальчиков и девочек. Путешествие в мир мудрых мыслей. Доброта, что солнце.

Слайд 12

Тематика родительских лекториев: Что значит «вежливый человек». Воспитание праздником. С любовью к природе. Особенности общения младших школьников. Трудности адаптации первоклассников в школе.

Слайд 13

Прогнозируемые результаты: Ребенок – маленький гражданин с активной жизненной позицией; обладает базовыми составляющими потенциала личности: коммуникативной умелостью, ценностью собственного «Я», своего достоинства, своего здоровья и здоровья других людей, уверенностью в себе, чувством долга, чуткостью, отзывчивостью.

Слайд 14

Будет выработана единая стратегия нравственного воспитания детей у родителей и педагогов. Педагогический процесс будет целостным и перспективным. Школа и семья будут действовать в тесной взаимосвязи. Ребенок – субъект отношений с людьми, миром и самим собой.

Слайд 15

Следовательно, на начальном этапе формирования системы воспитания классного коллектива целесообразно организовывать воспитательный процесс совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

(Слайд 1) 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Классный руководитель: Таранникова И. Ф.

(Слайд 2)

Из всех наук, которые должен знать человек,

                                    главная  есть наука о том, как жить, делая как можно

                                    меньше зла и как можно больше добра.

                                                                                                        Л.Н. Толстой

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания  учащихся, способствующий развитию личности и коллектива.

Для развития и воспитания учащихся 1 «Б» класса, я разработала воспитательную систему «Азбука вежливости». Система основана на программе нравственного воспитания учащихся «Этическая грамматика» (Шемшурина А. И.) и позволяет школьнику осмыслить простые нормы нравственности, постичь их гуманистический смысл, научиться жить среди людей, развивать творческие способности детей, их воображение, мышление, социально - адаптировать детей.

Название программы «Этическая грамматика». Почему «грамматика»? Как в грамматике любого языка есть правила, так есть они и в культуре общения. В начальной школе детям в яркой, образной, убедительной форме сообщаются эти главные правила, которые учат детей следовать им.

(Слайд 3)

Целевой ориентир системы    -      содействие развитию  личности, способной к самовыражению и саморазвитию, содействие развитию индивидуальности учащихся.

Цель воспитательной системы на 2009 - 2010 учебный год: 

создать условия для воспитания настоящего духовно – богатого, социально активного  гражданина своей Родины; воспитать нравственную личность, способную к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. 

(Слайд 4)

Задачи:

- создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития, самореализации и развития творческих способностей;

- обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

- содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

- помочь каждому ученику обрести свой образ посредством проявления творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного сообщества.

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества

Система этического воспитания включает в себя логически взаимосвязанные компоненты:

Методический инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся курс занятий;

Методика «этического заряда», используемая педагогом повседневно в ходе совместной деятельности и общения с учащимися;

Общеколлективная внеклассная деятельность, ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог «Школа вежливости». 

(Слайд 5)

Индивидуально-групповой;

Ценностно-ориентационный;

Функционально-деятельностный;

Пространственно-временной;

Диагностико-аналитический.

Индивидуально-групповой компонент состоит из:

Учителя;

Детей класса;

Родителей пока удалось задействовать не в полном составе, с удовольствие помогают в работе с детским коллективом.

Педагогов активно участвующих в воспитательном процессе - это классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, психолог.

Основное предназначение воспитательной системы, её целевой  ориентир  социальная адаптация детей  в окружающей действительности, содействии развитию личности детей  и формировании классного коллектива. Для выявления уровня  социальной адаптации детей были проведены рисуночные тесты (рисунок человека, дерева, семьи, несуществующего животного). Тесты выявили, что у 3 мальчиков повышен уровень агрессивности, у 2 детей повышен уровень тревожности.

Для наиболее оптимальных форм работы  и способов построения воспитательной системы был проведен тест по адаптации первоклассников к школе.

В сентябре-октябре тест показал, что в коллективе двое отверженных детей, работа направлялась на то, что б исправить сложившуюся ситуацию я рассказывала о положительных качествах этих детей, хвалила их, включала в игры, и к концу ноября наметилась положительная тенденция, один из мальчиков перестал быть отверженным.

Функционально-деятельностный компонент состоит из следующих элементов:

Формы и методы организации совместной деятельности и общения

Основные функции воспитательной системы.

(Слайд 6)

Органиграмма воспитательной системы

  

Виды и формы воспитывающей деятельности:

 

беседы;

игры;

исценировки;

театрализации;

обыгрывание ситуаций;

составлении словаря добрых дел;

внеклассные занятия;

экскурсии;

праздники.

 

Диагностика:

Исследование особеностей личности:

общие сведения;

способности;

темперамент;

уровень воспитанности.

 Исследование межличностных отношений.

Направление воспитательной работы:

нравственно-эстетическая;

гражданско-патриотическая;

физическое воспитание;

трудовое воспитание;

экологическое;

работа по ПДД и ОБЖ.

Работа с родителями.

 

 родительские собрания;

посещение семей;

беседы;

привлечение родителей к подготовке праздников.

В воспитательной системе класса один из основных принципов преемственность:

Кружковая работа связана с такими направлениями  как нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, работа по ПДД и ОБЖ, экологическое воспитание.

 Пространственно-временной компонент.

В классе мы пытаемся создать  комфорт и уют, укрепляем связь класса с другими учениками школы.

 Диагностико-аналитический компонент

Включает в себя критерии эффективности воспитательной системы. Но т. к. система класса находится на этапе становления, то об эффективности говорить рано.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников занятия проводятся 1 раз в неделю (в рамках классных часов) в увлекательной форме (диалога, игры, обыгрывания ситуаций, их анализа, эксперимента и творчества).

(Слайд 7)

Основной принцип воспитания: личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Правила  организации  коллективной жизнедеятельности:

Увлекательность деятельности.

Опора на личные интересы учащихся.

Участие каждого в достижении общей цели.

Сотворчество детей, педагога, родителей.

Содержание занятий строится по концентрическому принципу. Оно расширяется и углубляется с возрастом учащихся.

(Слайд 8)

В курсе выделены 4 раздела:

Воспитанность как этическая норма общения. Его педагогическая задача – воспитывать у школьников уважение, доброжелательность по отношению к людям.

(Слайд 9)

Этическая сущность этикета. Задача курса – знакомство с правилами поведения в общественных местах, отношения со старшими, сопоставление себя с другими людьми.

(Слайд 10)

Нормы этики в отношениях с окружающими. Задача курса – ознакомить детей с нормами этики в отношениях с окружающими.

(Слайд 11)

Этика отношений в коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки.

Занятия построены так, чтобы ребёнок без особых усилий, но последовательно овладевал этическими знаниями и умением их применять в своей жизни, общении с окружающими. Они тесно связаны с методикой «этического заряда». Это специальный методический приём: начиная день, высказать детям свою уверенность, что они будут доброжелательны  друг к другу, внимательны и уступчивы, постараются не обижать друг друга, что в классе не возникнет конфликтных ситуаций.

        Высказывая своё напутствие, мы настраиваемся на доброжелательную волну понимания и расположенности к детям.

        В таком же ключе заканчивается день. Перед тем, как отпустить детей домой, организуется этическая пятиминутка, посвящённая анализу происшедших конфликтов. Но не с целью морализирования, наказания или приклеивания ярлыков. На этой пятиминутке мы учимся поиску путей выхода из конфликта, предотвращения его.

Чтобы занятия этической грамматики и взаимосвязанные с ними приёмы «заряда доброты» и «моральной пятиминутки» расширили диапазон своего влияния на детей, открывается «Школа вежливости». Её занятия проходят в виде театрализованного представления, посвящённого проблемам воспитания этической культуры детей. Оно проходит раз в месяц и даёт возможность активно участвовать в нём всем зрителям-ученикам. Они решают предложенные педагогические задачи, разыгрывают ситуации, угадывают загадки, выполняют задания, играют.

По итогам наблюдения за поведением ребят в «Школе вежливости» ежемесячно отмечают специальными знаками – медальками, как классы, так и отдельных учащихся, отличающихся наилучшей воспитанностью.

Нравственная сторона личности формируется в непосредственных контактах с людьми. Если мы говорим о ребёнке, то это, прежде всего, контакты с родителями, близкими, сверстниками, педагогами, окружающими взрослыми. Они-то и представляют общественную среду для ребёнка как источник нравственных знаний. Их знания, убеждения о нравственной жизни в обществе, их опыт в первую очередь влияет на детей. Результаты проведённых исследований убеждают в том, что родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми (референтными) лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка. Этот факт необходимо учитывать при построении системы воспитательной работы с детьми и совершенствовании форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. В рамках реализации системы нравственного воспитания учащихся тематика родительских собраний тесно взаимосвязана с тематикой классных часов для учащихся и выстроена по тем же разделам.

(Слайд 12)

Первый год обучения

Тематика родительских собраний

Воспитанность как этическая норма общения. 

Что значит «вежливый человек».

Этическая сущность этикета.                                 Воспитание праздником

Нормы этики в отношениях с окружающими.                                                                          С любовью к природе.

Этика отношений в коллективе.                              Особенности общения младших школьников.            

Кроме этого, работа с родителями предполагает их активное участие в совместных проектах, коллективных творческих делах, праздниках, «Школе вежливости». Предполагается также издание брошюр для родителей по вопросам воспитания, проведение методических консультаций, проведение открытых уроков и занятий, различного рода анкетирование.

Ожидаемые результаты:

В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребёнка, формируется основа нравственного поведения, повышается познавательная мотивация, развивается способность и коммуникативные навыки к совместной деятельности с учителем и одноклассниками, что позволит при переходе на следующую ступень образования организовать обучение детей в соответствии с их личными склонностями и потребностями.

Формируется этическая и коммуникативная культура ребёнка, приобретается опыт коллективной жизни, формируется умение выстраивания взаимоотношений с окружающими на основе доброжелательного и уважительного отношения к другим людям, воспитывается трудолюбие и толерантность, что позволит в основной школе привлечь учащихся к реализации различных социальных проектов, общественно-полезному труду.

В процессе совместной деятельности детей и взрослых происходит регулируемый обмен нравственными ценностями. Организация родительского всеобуча и активное участие родителей в коллективных творческих делах повышает педагогическую культуру семьи, объединяет интересы детей и взрослых.

В ходе выполнения задач и, исходя из цели, поставленной на 2009 - 2010 учебный год, планируется: сплотить детей и сформировать коллектив, создать условия, способствующие коррекции и развитию личностных качеств детей, социально адаптировать их в школе и обществе, используя индивидуальный подход, вырабатывать положительную мотивацию к познавательной деятельности.

ВЫВОДЫ: Следовательно, на начальном этапе формирования системы воспитания классного коллектива целесообразно организовывать воспитательный  процесс  совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Источники:

  1. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся 1-2 кл. Л., 1991.63 с.
  2. http://nadegda.edu-kolomna.ru/metodkopilka/pedsovet/50.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Воспитательная система класса "АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ" ,

(Слайд 1)ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»Классный руководитель: Румянцева М.М.(Слайд 2)Из всех наук, которые должен знать человек, ...

Воспитательное мероприятие "Школа вежливости"

Воспитательное мероприятие "Школа вежливости"...

Сценарий воспитательного мероприятия «СТРАНА ВЕЖЛИВОСТИ»

Сценарий воспитательного мероприятия   «СТРАНА  ВЕЖЛИВОСТИ»...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...