Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мухина Елена Борисовна

 Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана концепция «Системное построение процесса воспитания» (авторы: Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский),  где воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности,  как наиболее полно отвечающее принципам системного построения воспитания в условиях лицейского класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_sozdaniya_mvsk.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Эффективность функционирования лицея как интеллектуальной организации зависит от степени интеграции системы управления знаниями и компонентов воспитательной системы лицея.      

По определению Л.И. Новиковой, воспитательная система (ВС) – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, создание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И. Новикова,1996).

Конечно, целостный организм не может быть одномерной системой, это многоуровневое образование, подразумевающее в своей структуре дальнейшее самоподобное  развитие. Как дерево, укрепив свою корневую систему, выбрасывает ствол с ветвями, которые осваивают пространство новыми фрактально подобными им структурами-веточками, так и воспитательной системе школы, имея в своей основе гуманистическую концепцию воспитания, необходимо продолжать себя на других уровнях, как вовне, так и вглубь, транслируя идеи, цели и принципы отношений на микро- и макро-  пространство социума.

В моей практике воспитателя начальной школы был опыт создания модели воспитательной системы класса.  Для построения своей модели воспитательной системы в качестве теоретической базы я выбрала концепцию «Системное построение процесса воспитания» (авторы: Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский),  где воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности,  как наиболее полно отвечающую принципам системного построения воспитания в условиях лицейского класса.

Свою педагогическую миссию в современных условиях стремительно развивающейся информационной инфраструктуры  я вижу в том, чтобы помочь своим воспитанникам выработать нравственные ориентиры и критерии для осуществления самостоятельного жизненного выбора.  Для этого я считаю необходимым  создать условия для подготовки  сознания   маленького человека к восприятию и переработке  полезной и нужной информации;  постараться выстроить внутри детской души  защитные стены хорошего вкуса, сложенные из точно подобранных блоков   наследия человеческого разума и сокровищ мировой культуры.  Поэтому модель воспитательной системы класса получила название  «СО-БЫТИЕ» - Станем Образованными Благонравными Интеллектуальными Единомышленниками.

Цель модели воспитательной  системы  класса (МВСК) «СО-БЫТИЕ»  -  создание со-бытийной общности детей, родителей, педагогов наряду с воспитывающей средой и воспитательным пространством для всестороннего гармоничного развития личности учащихся.

Необходимо отметить, что включенность модели воспитательной системы класса как субъекта в воспитательную систему лицея является необходимым условием не только успешного функционирования и  развития самой системы, но и благоприятно сказывается на установлении и развитии внешних связей класса (социальные партнеры),  на освоении внутренней и внешней среды школы (другие классы, кружки, секции, детские объединения и т.п.).  Тем самым,  расширяется объем и характер деятельности класса, поле взаимоотношений на межличностном и  групповом уровнях. Это не только обогащает классную жизнь, но и ставит класс в ситуацию соотнесения, заставляет его действовать как единую общность, как коллектив.

 Модель воспитательной системы класса «СО-БЫТИЕ»  была разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечала их интересам и потребностям и учитывала результаты  психолого-педагогической характеристики классного сообщества, составленной в соответствии с рекомендациями член-корр. РАО, д.п.н., профессора, руководителя Центра теории воспитания ИТИП РАО Селивановой Н.Л.

Основной идеей моей воспитывающей деятельности является социализация детей, т.е. подготовка их к нравственной жизни, нравственным принципам, нравственному общению и конкурентоспособности, успешности во всей предстоящей жизни в условиях глобальной информатизации общества  через формирование позитивного эмоционального коммуникативного опыта в разных сферах деятельности на основе построения гуманных отношений, как главного механизма воспитания личности.

Например, МВСК среди прочих функций (интегрирующей, защитной, реабилитирующей, ориентационной) выполняла и  корректирующую функцию. В условиях школы повышенного образовательного статуса, коей и является лицей №87, она призвана была создавать и создавала   предпосылки для корректировки определенных качеств личности младших школьников, в первую очередь эгоцентризма, чувства исключительности, которые нередко формируются  у детей одаренных в какой-то области знаний (в моем классе это было 20% учащихся).  Это функция должна реализовываться за счет того, что воспитательная система предполагает взаимодействие микрогрупп и творческих объединений учащихся, результатом которого является возникновение вертикальных и горизонтальных связей класса, что позволяет достаточно часто ставить как класс, так и его членов в ситуацию соотнесения. В свою очередь для детей непреуспевающих в каком-либо виде деятельности, чаще всего учебной (таких воспитанников также примерно 20%),  система, таким образом, позволяет создавать ситуацию успеха, повышая самооценку учащихся и мотивацию к дальнейшему саморазвитию.

В соответствии с программой развития лицея как интеллектуальной организации системообразующей  деятельностью модели  воспитательной системы класса выбрана познавательная деятельность. Воспитательная система в этом случае призвана создать условия для обогащения учащихся дополнительными знаниями, компенсировать содержание их деятельности, односторонность которой порой возникает при дифференциации обучения.[1] Это как нельзя лучше соответствует интересам и потребностям учащихся  начальной школы нашего лицея – интеллектуальной организации.

В.А. Караковский  считал, что деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы, рассматриваемые как совокупность научнообоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным.[2] 

В ВС нашего лицея существуют такие педагогические (воспитательные) комплексы как школьные ключевые дела и проектные линии, в которых участвуют все субъекты системы. Это День знаний, День учителя, День пушкинского лицея, День рождения лицея, Посвящение в лицеисты, фестиваль песни «Битва хоров», праздник «Гордость школы», Экономическая игра, «По секрету всему свету», «Спешите делать добро», «Школьный парк» и др. Для МВСК такие дела тоже являются системообразующими, что укрепляет ее интеграцию в воспитательную систему школы.  Внутри классной системы задействованы такие комплексы, как ключевые дела и детские объединения: ИТМ «Зри в корень», благотворительный спектакль по сказкам А.М. Горького «Живите дружно!», «Новогодняя сказка», «Весенний концерт», «Поклонимся великим тем годам», «Тайна имени», КВН «Что за прелесть эти сказки!»; социальный проект «ЧП 3 «б»,  клуб по интересам «Шесть верных слуг», ДОО «Клуб юных краеведов «Сундучок», проектная линия «СемьЯ»  и др.

Модель воспитательной системы класса являлась основой для разработки следующих видов программ:

комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности, - это «Программа развития классного коллектива на 2011-2014 уч.г. «ЗНАЙКА»

тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности – это «Программа  сопровождения и поддержки адаптации учащихся 1 «б» класса и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Выше радуги» на I полугодие 2010-2011 уч.года» , «Программа развития познавательного интереса учащихся в области краеведения «Мой любимый город» на 2011-2012 уч.год», «Программа развития познавательного  учащихся в области краеведения «Родина – истории секреты» на 2012-2013уч.год», «Программа ДОО «Клуб юных краеведов «Сундучок» 2013-2014 уч.год»

образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня – это «Программа организации классного самоуправления «Школа волшебников» на 2011-2014 уч.год», а так же этапы «Программы развития классного коллектива «Знайка» с 1 по 4 класс:

     для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;

     для 2 – 3-го класса – образовательные  программы, формирующие  ценностное отношение к социальной реальности;

     для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия; 

образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности – это «Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности «Исследователь» на 2011-2014 уч.год».

Создание модели воспитательной системы класса - не самоцель. Она создавалась  и совершенствовалась в целях личностного развития младших школьников  и зависела, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей. 

Модель воспитательной системы класса «СО-БЫТИЕ»  помогала мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательный процесс, сосредоточить усилия на решении наиболее важных педагогических проблем,  сонаправить  вектора  действий  учителей, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это, несомненно, способствовало повышению эффективности и результативности педагогической деятельности в классе, достижению более существенных результатов в духовно-нравственном, интеллектуальном  и  физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов, что еще раз подтвердило тезис Л.И. Новиковой и В.А. Караковского «Воспитание эффективно, если оно системно».


[1] Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С.451

[2] Караковский В. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования, -М.:НМО «Творческая педагогика»,1992. –С.10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

модель воспитательной системы

Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты - Гражданин России ». законы жизни класса, направления воспитательной р...

Модель воспитательной системы "Я друг"

В данной презентации я представила цели и задачи, поставленные передо мной для сплочения коллектива....

Модель воспитательной системы класса.

В помощь классному руководителю....

Модель воспитательной системы класса

•Воспитательная система  класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компон...

Модель воспитательной системы класса

Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями,  манерой поведения. Дети, которые приходят к нам в класс тоже неодинаковые: у каждого свой характер, темперамент, стиль поведения....