Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
статья

Табунова Ирина Паулисовна

Дипломная работа по воспитательной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

Тема:

«Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)»

 

Дипломную работу  подготовила:

Табунова Ирина Паулисовна

Должность:

учитель начальных классов

Содержание:

  1.  Педагогическая система как система воспитания --------------------- 3                                                            
  2. Отечественные воспитательные системы. ------------------------------- 6
  1. Обзор воспитательных систем   --------------------------------------- 6
  2. Воспитательная система общей заботы И. П. Иванова. ---------- 9

2.21 Биография Иванова.   ---------------------------------------------- 9

2.22 Суть воспитательной системы общей заботы. --------------- 10

2.23 Структура воспитательной системы. -------------------------- 12

          2.3. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы (В. А. Караковский)  ------------------------------------------------------- 17

                2.31 Биография В. А. Караковского.  -------------------------------- 17

                2.32 Суть воспитательной системы Караковского. --------------- 18

                2.33. Структура педагогической системы. -------------------------- 20

     3. Заключение.    ------------------------------------------------------------------ 25

Литература  ---------------------------------------------------------------------------- 28


1. Педагогическая система как система воспитания

     Образование и воспитание, как его составная часть, могут быть рассмотрены с точки зрения системного подхода. Педагогическая система школы – это целенаправленная самоорганизующаяся система, целью которой является включение подрастающих поколений в жизнь общества, развитие их как активных творческих личностей, приобщение к культуре общества.

     В основе педагогической системы лежит теоретическая концепция ведущей идеи, цели, задачи, принципы педагогической теории. Теоретическая концепция реализуется в трех взаимосвязанных подсистемах: воспитательной, дидактической и общественной. Связующим компонентом взаимодействия между педагогами и воспитанниками выступает педагогическое общение. Эффективность системы напрямую зависит от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совместной деятельности.

      Одним из главных факторов эффективной работы системы является единство со средой, с которой система взаимодействует, образуя целостность. Окружающая среда включает в себя микро- и макросреду. Микросреда – это микрорайон, населенный пункт, где происходит интеграция педагогической системы, макросреда – это общество в целом. Воспитательная система во многом способна подчинить окружающую среду своему влиянию. В таком случае школа становится реальным центром воспитания.

     Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности).

     Воспитательные системы целенаправленны, динамичны, способны к саморегуляции и самоорганизации. Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы. Она не задается сверху, а создается усилиями всех участников педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями и другими людьми. Воспитательная система школы явление не статическое, а динамическое, поэтому чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.

     Движущими силами воспитательной системы являются противоречия между:

 - замыслом лидера или лидирующей группы и реальным состоянием педагогического процесса

 - традициями и новациями

 - школой и окружающей средой.

      Воспитательные системы развиваются неравномерно, требуя корректировки, осуществляемой путем управления извне и саморегуляции. При этом следует руководствоваться принципом комплиментарности, суть которого состоит в умении сочетать порядок и беспорядок, интересные и рутинные дела, серьезность и шутку, заботу и строгость, предоставление свободы и непререкаемый тон распоряжений.

     Этапы развития воспитательной системы школы:

  1 Становление системы.

     Важнейшим условием этого этапа является прогностическая стадия. Она включает в себя разработку теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделирование ее структуры, связей. Цель этого этапа  - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников.

 2. Отработка системы.

     На этом этапе мы наблюдаем развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления. Окончательно определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления системы, отработка наиболее эффективных педагогических технологий.

3. Оформление системы.

     Главным фактором этого этапа является содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества.

4. Перестройка воспитательной системы.

     Происходит усиление дезинтегративных явлений, которые приводят к кризису воспитательной системы, нарастает недовольство видами деятельности, не хватает новизны, в жизни школы настает скука.

    В результате кризиса воспитательной системы возможны три вида сценария развития дальнейших перспектив:

 - происходит смена ведущих видов деятельности,

 - на базе прежней системы возникает новая, сохраняющая ценности и традиции старой системы,

 - исчезновение системы.

     Воспитательная система определяется наличием факторов существования:

 - упорядоченная жизнедеятельность школы,

 - наличие слаженного единого школьного коллектива,

 - интеграция воспитательного воздействия, концентрация педагогических усилий.

     Какова воспитательная система в работе, какова ее эффективность, можно определить по следующим критериям качества:

 - степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, принципов, лежащих в ее основе,

 - общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт.

     

 

2.Отечественные воспитательные системы.

2.1. Обзор современных педагогических систем.

     В современном мире существует много воспитательных систем. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Наиболее известные воспитательные системы:

 Воспитательная система Вальдорфских школ.

     Главной идеей этой системы является догма, отражающая в человеке целостность трех миров: физического, духовного и душевного. Становление личности осуществляется в гармонии с физическим, психологическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа – союз свободных людей, не зависящих ни от каких управленческих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители. В Вальдорфской школе нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм и методов образовательного процесса.

     В Вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. Педагог в школе учит воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз они должны пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом главный принцип трудового воспитания: видеть результат своего труда. Главное в образовании – развитие способности чувствовать, умение творить, созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.

Воспитательная система школ глобального образования.

      Ключевая идея заключается в том, что весь мир - это единое целое, огромная глобальная община, существующая в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех. В соответствии с этим цель школы глобального образования состоит в том, чтобы научить школьников:

 1) видеть планету в целом и отдельные ее аспекты как взаимосвязанные во всех элементах сложные системы;

 2) рассматривать свою национальную культуру как необходимую и органическую часть общемировой культуры, а в национальной культуре видеть и ценить элементы культуры общечеловеческой;

 3) осознавать себя как суверенную личность, члена семьи и общества, действующего субъекта исторического процесса;

 4) применять приобретенные в школе знания, способы деятельности, умения и навыки на практике, в конкретных делах по улучшению состояния социальной и природной среды.

Воспитательная система «Справедливое общество».

      Основной целью системы является продвижение воспитуемой личности от более низших к более высоким ступеням морального развития, а также улучшения морального климата школы. Главная идея системы: нравственное развитие личности зависит от умственных способностей, а нравственное становление идет по последующим восходящим ступеням. Для этого необходимы демократические взаимоотношения между педагогами и детьми. Системное воспитание включает детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципа справедливости и заботы друг о друге.

     Справедливое сообщество на улучшение морального климата школы. Ряд демократических процедур, существующих в школе: равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил, норм поведения, определение форм  поощрения и наказания. Собрания помогают разрешить конфликтные ситуации, анализировать дела. Участие в решении моральных дилемм повышают уровень нравственного развития учащихся.

Воспитательная система общей заботы.

     В основе этой системы лежит социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество.

Воспитательная система школы диалога культур.

     Здесь наблюдается углубленное освоения диалогизма как основого определения мысли. Основные положения системы: переход от идеи «образованного человека» к идее «культурного человека». Выпускник школы должен обладать не готовыми знаниями, умениями и навыками, а культурой их форм и преобразований. Школьное обучение предполагает углубленное освоение диалогизма как основное определение мысли вообще. Процесс обучения в школе строится не только как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли от исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало. Основное содержание курса – освоение превращений, в котором одна форма понимания переходит в другую.

     Главное в культуре – не предметы и знания, ценности и нормы, способность к мышлению и творчеству. Ученье не должно заучивать истины, а должно заниматься поиском исследований.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.

            Определенную роль в этой системе играет педагогическая концепция коллектива. При такой системе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманистических отношений. Здесь реально соотнесение педагогических целей развития личности и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности).

Воспитательная система школы-комплекса.

    Школа-комплекс – одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения.

     В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей и целей самих детей. Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика, оказывается значимой и для школы.

     Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Воспитательная система итальянского педагога Марии Монтессори

     Главной задачей, по мнению Монтессори, в воспитании является создание окружающей среды, способствующей естественному процессу саморазвития ребенка.

     Основные положения:

- обучение и воспитание должны проходить совершенно естественно  в соответствии с развитием личности, поскольку ребенок сам себя развивает,

 - девиз воспитательной системы: обращение ребенка к педагогу: «Помоги мне сделать это»

 - вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности

 - в организации воспитания необходимы учет сензитивности и спонтанности развития, единство социального и индивидуального развития,

 - в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах

 - сущность разума в упорядочении и сопоставлении

 - не надо обучать ребенка: необходимо предоставить ему условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры

 - сознание ребенка является «впитывающим», поэтому главное в воспитании – организовать окружающую среду.

     Остановимся на отечественных воспитательных системах и рассмотрим их более подробно.

2.2.  Воспитательная система общей заботы И. П. Иванова.

2.21. Биография.

     Игорь Петрович Иванов (1923-1992) - доктор педагогических наук академик Российской академии образования, профессор ГГПИ Герцена, лауреат премии Макаренко.

      После окончания философского факультета Ленинградского университета начал преподавать в школе, где ему поручили вести руководство классом, от которого отказались все педагоги. Он решил применить опыт Макаренко и убедился в действенности этой системы. Позже, работая в коммунистической организации, Иванов много ездил по стране и имел возможность хорошо изучить опыт творческой работы пионерских и комсомольских организаций в школе. Особенный интерес вызывала тимуровская работа, которая широко развернулась в стане в послевоенное время.

      Стремясь обобщить и внедрить в педагогической практике весь накопленный опыт, Иванов начал работать в НИИ педагогики, занимаясь научно-исследовательской работой. Продолжая работать научным сотрудником, он в 1956 году с группой единомышленников создает СЭН (союз энтузиастов). Это был уникальный социальный эксперимент, не знавший аналогов в истории. На базе школы Дворца пионеров и школьников Фрунзенского района в 1959 году была создана общая разновозрастная группа, объединившая педагогов и школьников разного возраста, получившая название КЮФ – коммуна юных фрунзенцев. В КЮФ начали вступать люди, не имевшие прежде отношения к педагогике, но заразившиеся интересными, новыми идеями, решившие посвятить себя работе с детьми.

     Позднее, сначала во Фрунзенском районе, потом и по всему городу, стали возникать неформальные объединения, называвшиеся КЮК – клуб юных коммунаров. Но в 1962 году Иванов был вынужден уйти из созданного им уникального неформального объединения.

2.22 Суть воспитательной системы общей заботы.

     Иванов первым из современных ученых открыто выступил против авторитарной педагогики, господствовавшей в стране в 50-80-е годы прошлого столетия. Эта педагогика основывалась на отношении к детям как к потребителям готового опыта и простого исполнения воли старшего. Он боролся за демокративную, гуманистическую педагогику, позволявшую наиболее полно раскрывать личность и ее лучшие качества.

     Иванов создал концепцию воспитательной работы, в основе которой лежит гуманистические принципы: уважение педагогов к школьникам, как к младшим товарищам, взаимная требовательность. Уважение основывается на осознанном понимании ребенком своих сильных и слабых сторон, на стремлении развивать достоинства и преодолевать недостатки. Взаимное уважение выражается в товарищеском требовании педагогов к детям и детей к педагогам. Педагогика общей заботы формирует отношение человека к жизни как к источнику общей радости, заботы, пользы. Эта педагогика подразумевает, что личность более старшего и опытного педагога не подавляет ребенка своим превосходством и авторитетом, а наоборот: действие происходит на равных товарищеских условиях.

     Признаками гуманистической личностно-ориентированной системы воспитания являются:

 - природосообразность – способность сохранять и воспринимать  мир детства

 - культуросообразность – способность ввести ребенка в культурную среду, обеспечить содержание воспитания

 - открытость – способность быть открытым обществу; сотрудничество с семьей, общественностью; включать детей в решение общественно значимых проблем

 - жизнетворчество – способность обеспечить ребенку позицию субъекта, обустраивающего собственную жизнь

 - педагогическая защита и поддержка – поддержка детей в решении их жизненных проблем и в индивидуальном развитии.

     Духовно-нравственное воспитание – педагогический принцип, направленный на усвоение учащимися нравственных чувств, формирование нравственного сознания, убеждений, привычек нравственного поведения.

     С философской точки зрения духовно-нравственное воспитание – сотворение поколения людей, умеющих и желающих творить Добро. Именно в общественной творческой заботе, деятельности на общую пользу, в товарищеском коллективе взаимоотношений воспитателей и воспитанников у детей формируются духовно-нравственные ценности, уважительное отношение к миру и к себе. Иванов убежден, что только при гуманистическо-демократическом воспитании возможно полное раскрытие и развитие творческих сил человека.

      В основе педагогики общей заботы лежат следующие принципы, позволяющие реализовать намеченные идеи, это: забота, комплексность, коллективизм, товарищество, социально значимая деятельность, мажор, игра, природосообразность, бескорыстие, эмоциональность, романтика, гуманизм.

       Иванов большое значение уделял именно коллективной работе и коллективным делам. Он считал, что только в коллективной работе, в команде, человек может полностью раскрыться, прочувствовать дух коллективизма, заражаясь энтузиазмом, желанием творить добрые дела.

       Как образуется команда? Некоторые считают, что команда формируется сама, в ходе совместной деятельности. Но практика, основанная на современном опыте, показывает, что команда не может образовываться самопроизвольно. К сожалению, вся накопленная информация, опыт, авторские разработки опираются на американские исследования. Отечественного подобного опыта образования команд у нас почти нет. Однако, в свое время А.С. Макаренко занимался исследованиями в области формирования команды, изучал и формулировал закономерности и механизмы ее образования. Позже  Игорь Петрович Иванов переработал и адаптировал к обычным условиям опыт Макаренко.

     Ключевой принцип формирования команды заключается в организации деятельности группы, направленной на общую заботу об окружающем мире, о людях, о самих членах группы. Важнейшим условием развития личности является уникальная формулировка, предложенная Макаренко, того, что труд является не работой, а заботой об окружающем мире. Игорь Петрович Иванов разработал уникальную систему развития личности в процессе коллективной творческой созидательной деятельности, целью которой является общая забота об окружающем мире.

     Коллективная деятельность предусматривает возникновение чувства социального единения, доверия, душевного подъема. Основная деятельность этой системы – коллективная творческая деятельность, направленная на служение людям, родине, на заботу о близких и далеких людях, о себе.

      Многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о друзьях; поиск лучших средств этой заботы, разносторонних дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – суть этой педагогической системы.

  1.  Структура коллективной творческой деятельности.

     Коллективно творческая деятельность или коллективно творческие дела – это изобретение И. П. Иванова. Коллективное оно потому, что готовится, планируется, совершается и обсуждается совместно с педагогами и воспитанниками. Творческое – потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз по-новому, решая жизненно важные задачи в каждом варианте событий по-разному.

    Существует несколько видов коллективной деятельности:

 - трудовая деятельность – создание материальных ценностей и трудовая забота

 - познавательная деятельность – открытие явлений и закономерностей мира и соответственно познавательная забота

 - художественно-эстетическая деятельность – укрепление здоровья, закалка, организация оздоровительно-спортивных работ

 - организационная деятельность – обеспечение условий для решения жизненно-практических воспитательных задач и, соответственно, организационная забота.

     Коллективно творческая деятельность имеет свою определенную структуру:

1 этап – предварительная работа

2 этап – коллективное планирование

3 этап – подготовка коллективных творческих дел

4 этап – проведение КТД

5 этап – подведение итогов КТД

6 этап – разработка ближайших последствий

      На предварительном этапе происходит самовоспитание воспитателей, целью которого является подготовка кадров, готовых работать в заданном направлении.

     На втором этапе происходит коллективное планирование. Коллективное планирование может начинаться с разведки дел и друзей, побуждающей детей ко взаимодействию с окружающей средой и ее социальный анализ. Планирование начинается с вопросов: «Для кого?» и «Зачем?», «Во имя чего?», «Что хотим изменить?», «Чего хотим добиться?». Общая цель коллектива должна быть согласована с индивидуальными целями каждого участника. Каждое мнение учитывается в общем коллективном мнении, что делает процесс целеполагания более эффективным. Коллективное планирование развивает умение слушать, уступать, договариваться, аргументировать. Атак же развивать социальную инициативу, активную позицию в процессе достижения цели, умение планировать.

     Формы коллективного планирования.

     Перед началом работы весь большой детский коллектив разбивается на более мелкие группы для удобства работы, обсуждения, отчетов. Далее проводится работа по планированию коллективно творческой деятельности. Планирование может проводиться в разных формах, чтобы участникам коллектива было интересно:

     1. Разведка – дело друзей. Ребятам поручается провести разведку с целью узнавания важных данных о том, кому нужна помощь, в каком объеме, может быть у кого-то есть потребности, о которых человек стесняется рассказать.

     2. Сбор – планирование, сбор – старт. Сбор нужен для коллективного обсуждения добытых в разведке данных, где каждый участник является значимым в коллективе, его мнение учитывается. Также происходит обмен мнениями, каждый может проявить себя, предложив свои методы для планирования коллективного дела.

     3. Взаимопередача карточек. Ребенок пишет на карточке свои пожелания, свои предложения по поводу какого-либо творческого дела. Дети обмениваются этими карточками, что-то зачеркивают, дополняют свое, в итоге карточка, обходя всех участников, содержит мнение каждого ребенка, учитывая все пожелания и способы исполнения дела.

     4. Дерево желаний. Учащиеся пишут на листах свои идеи, а затем они коллективно разбираются.

     5. Творческий отчет коллективов. Разбившись на малые группы, ученики проводят совещания в своих группах, учитывая мнения всех участников, затем на общее обсуждение выносится тема, содержащая  пункты:    Для кого? С кем вместе? Куда? Где? Что делаем? Кто организует?

     На третьем этапе происходит распределение обязанностей, подготовка необходимых материалов, проработка сценария действия. Дети, договариваясь, учатся уступать, прислушиваться к чужому мнению, выбирать самый оптимальный вариант действий.

     Четвертый этап – проведение коллективного творческого дела. Существует множество форм проведения коллективного творческого дела. Это может быть:

 - Пресс – конференция.

- Защита фантастических проектов.

- Ромашка.

- Вечер жанров.

- Турнир – викторина.

- Рыцарский турнир.

- Вечер неразгаданных тайн.

- Бой неуловимых.

     Этот этап самый длительный трудоемкий, требующий постоянных обсуждений, корректировок. 

Организация текущей деятельности выполняется в следующих формах:

- Органы самоуправления.

- Инициативная группа

- Творческая группа

- Экипаж

- Совет – дело (по одному от группы, все делают втайне)

- Совет коллектива.

- Соревнование

- Сбор по тревоге

- Телеграммы

     На пятом этапе происходит подведение итогов. Каждое звено, каждый участник имеет возможность высказаться по уже проведенному делу. Не менее важен этот этап, чем другие, потому, что правильно подведенные итоги, с разбором ошибок, с учетом пожеланий, ведет к росту социальной осознанности, к желанию сделать еще больше Добрых дел. 

Формы оценки результатов:

- Игра – испытание.

- Видеоклипы о прошедших событиях

- Разговор у свечи или тематический разговор

- Сбор – откровение или «расскажи обо мне»

- Письменная рефлексия

- Малоформативные газеты

    Воспитательная система подразумевает проведение коллективных праздников. Они могут быть приурочены к важным историческим датам, событиям, могут быть итоговыми по прошествии какой-нибудь темы. Например, ко Дню космонавтики учащиеся могут провести праздник в таком формате:

- Защита проекта.

- Выпускной экзамен.

- Полет.

- Возвращение.

- Подготовка выступления с результатами полета.

- Пресс – конференция.

     Проходя все эти этапы, воспитательный процесс совершает один полный цикл. Переходя к следующим циклам развития, происходит обогащение достигнутого прежде цикла. Важнейшим компонентом этой воспитательной системы являются отношения, складывающиеся между взрослыми и детьми.

      Межличностные отношения при коллективно творческой деятельности строятся по определенному алгоритму:

 - выдвижение конкретных воспитательных задач – раскрывать в каждом ребенке хорошее, вызвать интерес в коллективе друг к другу, сдружить ребят и сдружиться с ними,

 - развитие товарищеского общения с детьми во время уроков, на перемене, после уроков, на прогулке,

 - содружество микроколлективов по взаимной симпатии, интересам, дружбе; подготовить четвероклассников к сотрудничеству с первоклассниками

 - выделение из числа родителей, родственников и друзей учащихся помощников в коллективных делах

 - введение творческих поручений микроколлективам,

 - подготовка и проведение праздника Дружбы с взаимными подарками-сюрпризами

 - проведение общего сбора после осенних каникул, выборы командиров малых групп, планирование коллективно творческой деятельности.

     Выводы: воспитательная система общей заботы имеет яркое гуманистическое направление. Важной составляющей является уважительное отношение к детям. Основные идеи: коллективизм, содружество, труд, забота, взаимовыручка, взаимоуважение, ответственность, творчество. Основной формой деятельности этой системы  являются коллективные творческие дела.

     Все это благотворно сказывается на детском коллективе, укрепляя отношения между учащимися и вдохновляя их на новые творческие подвиги.

     Педагогическая система Иванова, основой которой являются отношения товарищества между старшими и младшими, творчество, гражданская забота и коллективная организованная деятельность, вбирает в себя ключевые достижения русской педагогики и отражает истину – культуру своеобразного русского народа. Коммунарство соответствует архетипу нашего народа.

   2.3. Воспитательная система В. А. Караковского.

2.31. Краткая биография

     Караковский Владимир Абрамович родился 14 февраля 193 году в Свердловске. Народный учитель СССР (1991), почетный доктор ЧГПУ, лауреат премии ленинского комсомола (1987), лауреат премии Президента РФ в области образования.

     После окончания ЧГПУ, работал учителем русского языка и литературы в челябинских школах, позже стал директором московской школы. В 1963 году начал применять методику коллективно творческого воспитания и продолжил ее применение уже в Москве. У Караковского была слава блестящего литератора, организатора, вдохновителя, он пользовался всеобщей любовью и уважением везде, где ему доводилось учится и работать.

     Основные педагогические идеи, которые отражают суть педагогической системы Владимира Абрамовича:

 - создание модели школы адаптивного, смешанного типа

 - обновление содержания образования, введение в массовые общие школы элементов гимназического образования

 - формирование и развитие школьной воспитательной системы гуманистического типа, основанной на общечеловеческих и отечественных ценностях

 - создание и реализация программ педагогического просвещения, развитие профориентации, допрофессиональной подготовки в классах.

     Главная цель, как считал Караковский – счастливый человек. «Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе», «Воспитание без уважения – подавление», «Мерой воспитания является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству», «Развивай в себе незаурядность, дети не любят «пирожков ни с чем», «Не занудствуй, не ной, не паникуй, лучше трудно, чем нудно», «Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей», «Дети должны быть лучше нас и жить они должны лучше» - все эти замечательные и мудрые изречения принадлежат Караковскому.

     Караковский написал несколько книг, оставив после себя труды для изучения новому поколению:

 «Грани воспитания»,

 «Без звонка на перемену»,

 «Стать человеком»,

 «Воспитание гражданина».

2.32. Суть воспитательной системы В. А.  Караковского.

     Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. В основу этой системы положена ведущая  идея, состоящая в том, что воспитание ориентировано на личность школьника, его интересы, способности. Определенную роль играет педагогическая концепция коллектива. Особую важность несут в себе идеи системности, комплексного воспитания, интеграция педагогических воздействий, необходимое коллективное творчество. Для всеобщего коллектива характерно отчетливое «мы» по отношению к школе.

      Караковский считал, что есть три силы, влияющие на жизнь школы:

  - Администрация школы и ее единомышленники.

  - Остальной педагогический коллектив.

  - Лидирующая группа старшеклассников.

     Владимир Абрамович предлагает использование в школе новых целей и принципов:

 - обучение и воспитание должно освещаться высокой целью. Из всех показательных оценок школы самой важной следует считать самочувствие в ней ребенка. Школа хороша, если в ней хорошо ребенку и взрослому.

 - воспитание и обучение эффективны там, где есть постоянная заинтересованность взрослых в ребенке. Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект заботы.

 - высокая требовательность к ученику должна включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения – подавление.

 - Обучение и воспитание взаимосвязаны. Одно проникает в другое. Обучая воспитанников, воспитателей, обучать – в этом целостность учебно – воспитательного процесса.

- Обучение и воспитание – это не однонаправленное действие, а взаимодополняющее. Воспитание основано на взаимопонимании, творчестве, содружестве единомышленников.

- Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и не шаблонны. Творчество учителя – важнейший признак педагогической культуры.

-  Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому это воздействие должно быть ярким, запоминающимся.

-  Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно если оно системно.

-  Главным инструментом социального воспитания является коллектив школы, действующий на демократической основе, гуманистических  принципах, представляющих союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и  общей ответственностью.

     Критерии оценки результативности системы:

 - социальная адаптация учащихся в жизни. Полученная в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование умений, навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

 - удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнью в школе. О его качестве можно судить по степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучие в жизни.

 - значимость учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящем в своем учебном заведении, но и в контексте с достижениями других образовательных учреждений города и области.

     Караковский считал, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к таким ценностям, которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности. Из всего списка общих ценностей он выделил 8: человек, семья, труд, знания, культура, отечество, Земля, мир и покой. Их значения раскрывается в воспитательном процессе следующим образом:

- Человек – абсолютная ценность, высшая субстанция.

- Семья – первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где заключены основы будущей личности.

- Труд – основное естественное условие жизни человека.

- Знание – результат разнообразного творческого труда. Знание учащихся – мера труда учителя.

- Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей.

- Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина.

- Земля – общий дом человечества, вступившего в 21 – ый век. Эта Земля людей и животных, природы.

- Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существования Земли, человеческой цивилизации.

2.33. Структура педагогической системы.

     Важнейшим условием является создание разновозрастного школьного коллектива, состоящего из более мелких коллективов, составных частей. Эти составные части различные по типу, величине и долговременности ребячьи объединения в системе существуют не сами по себе, а дополняют друг – друга, подчиняясь общим целям и задачам. В этом случае можно говорить о школе как о системе коллективов. Развитие школьного коллектива идет от простого малого коллектива к целой школьной системе.

   Только при этом условии может возникнуть сплоченный, разновозрастный общешкольный коллектив, который по мнению Караковского, является ядром школьной воспитательной системы.

   Непопулярность учебы у большинства ребят, узкая специализация и разобщенность учителей – предметников, замкнутые ячейки кабинетной системы, ориентация на знания не способствуют интеграции воспитательного воздействия. В сфере досуга наблюдается несколько иная картина: все ученики находятся примерно в равных условиях. Разнообразие и право выбора дают комфортные условия для раскрепощения личности.

    Эти наблюдения способствовали анализу и разработке нового подхода к процессу обучения. Важнейшим признаком воспитательной системы Караковского являются неформальные отношения между взрослыми и детьми. Отличительной чертой отношений между педагогами и школьники является то, что в этой сфере почти всегда возникают личные дружеские отношения. Дети и многие классные руководители отмечали, что для них наиболее важно свободное общение друг с другом вне урока. Ситуация, когда старшеклассники пьют чай в кабинете завуча с учителями -  совершенно естественна. Отсутствие конфликтов, тесное межличностное общение – характерная черта этих взаимоотношений.

     В педагогической системе Караковского большое внимание уделяется самостоятельности учащихся. Привлечение детей к общешкольным делам способствует выработке положительных качеств личности, таких как умение самостоятельно планировать, принимать решение, нести ответственность. Виды самоуправления в школе:

- Участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел школьного коллектива.

- Участие в работе педсоветов.

- Работа в постоянных и временных органах самоуправления.

- Выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений.

- Дежурство по школе классу, спецпосту.

- Деятельность советов классов.

- Деятельность дежурных командиров.

- Участие в работе лагерных сборов.

- Работа педклассов.

    Каждой весной во время весенних каникул проводится центральное по значению событие – весенний коммунарский сбор. Этот трехдневных сбор включает в себя комплекс коллективно – творческих дел. Все дела проводятся в условиях высокой интенсивности с обязательным выездом за город. Это мероприятие включает в себя разнообразные виды деятельности: искусство, труд, общение, различные формы досуговой деятельности – микроспектакли, газеты, песни. Главный особенностью является психологическая атмосфера. Сюда приезжают чтобы окунуться в особый мир, наполниться энергией этого праздника, ее теплой душевной атмосферой. Этот сбор является тем образом идеальной общины, что существует в сознании большинства людей, принадлежащий к российской культуре. Поэтому коммунарский сбор отвечает духовным потребностям человека.

    Весенний сбор является самой яркой школьной традицией. Он включает в себя интенсивную организаторскую работу, выполняемую школьниками самостоятельно. Старшеклассник – комиссар берет на себя функцию организатора, педагога и психолога.  Самое главное, что сбор показывается учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, формируя у воспитанников желание изменить обычную школьную жизнь. Сделать воспитание более совершенным.

    В системе Караковского создан промежуточный тип деятельности, занимающий позицию между весенним сбором и рутинной школьной жизнью. Это – общешкольные ключевые дела. Этот вид деятельности очень напоминает творческую деятельность коммунарского сбора, при этом ключевые дела тесно переплетаются с повседневными будничными делами. Общешкольные ключевые дела вносят в жизнь школы определенный ритм, упорядоченность, решают свои специфические задачи, например: ту – творческая учеба удовлетворяет потребности учеников в новых впечатлениях, в свободе общения. Дидактический театр -  активный познавательный интерес дает возможность самоутвердиться школьным интеллектуалам. Праздник песни удовлетворяет важнейшую потребность в сценическом самовыражении.

     Эффективность воспитательной системы проявляется в разнообразии форм учебно-воспитательной деятельности. Это могут быть:

- Разработка дидактических игр, создание игротеки.

- Организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, Математики и других предметов)

- Аукционы знаний.

- Проведение научно – познавательных экспедиций, конференций, брифингов

- Организация общешкольных познавательных игр.

- Деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей.

- Широкое развитие коллективной групповой и парных видов работ на уроке и после него.

- Проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров.

- Введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр.

- Разработка новых форм интегративных занятий (зачет и экзамен)

- Организация праздников в форме Читай – Город.

    Важной составляющей частью воспитательной системы является туристическая деятельность -  вокруг физкультурника образуется постоянная группа туристов, которая во время походов обрастает новыми школьниками из разных коллективов. Большие походы всегда становятся предметом обсуждения школьного коллектива: вывешиваются газеты с фото, идет устный обмен мнениями. Все это проявляется в психологическом климате отдельным классов и школы в целом. Туристическая деятельность таким образом укрепляет структуру воспитательной системы.

Выводы: основными идеями В. А. Караковского являются:

 - обязательное создание внутришкольного коллектива,

 - присутствие элементов самоуправления,

 - внедрение коммунарской методики, КТД,

 - воспитание должно быть системным, комплексным.

В системе Караковского преобладают такие методы воспитания как:

- Диалог.

- Групповая дискуссия.

- Метод педагогической ситуации.

- Создание условий для самореализации.

     Характеристика системы:

  1. Организационное строение школьного коллектива:

 - администрация, большой совет

 - авторитет директора

 - администрация школы и единомышленники

 - остальной педколлектив

 - лидирующая группа старшеклассников

2) творческий подход, стремление к необычному, оригинальному, порядочность, юмор – главные качества, необходимые педагогу.

3) использование коммунарской методики.

     Наибольший успех эта методика имеет тогда, когда она осуществляется не как простой набор операций, а как реализация гуманистической демократической педагогический концепции.

Заключение

     Отечественные воспитательные системы И. П. Иванова и В. А. Караковского показали свою состоятельность. Эти системы были разработаны, апробированы и с успехом внедрены в педагогическую деятельность многих учебных учреждений.

      Эти воспитательные системы разработали разные педагоги, но есть кое-что общее, объединяющее обе эти системы. Это идея коммунарства. Она является основой  и тем скрепляющим элементом, на котором держатся эти воспитательные системы.

      Караковский считал, что коммунарство:

-  Это жизненная концепция воспитания, энтузиазм, педагогическая вера.

- Это движение взрослых и детей, осуществляемое в определенных исторических рамках.

- Это организация, союз единомышленников.

- Это метод  конструирования педагогической реальности.

Черты коммунарства и его принципы:

- Обучение лучшей жизни происходит через включение в лучшие отношения.

- Яркая альтруистическая направленность, установка на постоянное добротворчество, абсолютное бескорыстие, привычка заботиться о людях и получать от этой заботы удовлетворение. Это позиция вырабатывает умение видеть нужды окружающих людей. Девиз коммунаров: «Наша цель – счастье людей»

- Пять – само:

- Самоорганизация.

- Самостоятельность.

- Самовоспитание.

- Самоуправление.

- Самоанализ.

- Неприятие иждивенничества, работа без расчета на взрослых, высокая личная ответственность за все, что происходит вокруг, активная позиция. При этом без насилия, добровольность, готовность подчиниться или взять ответственность.

- Новые взаимоотношения со взрослыми и педагогами. Потребность в старшем друге. В таких ситуациях пропадает ощущение возраста.

- Творчество -  черта любой деятельности. Стремление сделать любое дело интересным.

- Коллективизм в самом высоком смысле слова. Коммуна – союз единомышленников, братьев по духу, по борьбе за лучшую жизнь.

     Таким образом, коммунарство играет огромную роль в воспитании будущих поколений. Это развивает потребность в дружеских связях, в творчестве, в стремлении созидать, в способности сопереживать, помогать, трудиться и познавать. Почему это так важно именно сейчас? Ответ кроется в сегодняшней  социальной действительности.

     Современные трудности в работе с детьми и молодежью связаны с дефицитом воспитания в образовательном процессе, способствующего развитию социальной инфантильности, потребления, с отсутствием ответственности за себя и за окружающую жизнь отсутствие опыта коллективной работы, «живого» дела, индивидуализация, привели к имитации воспитания. На смену коллективизму пришло развлекательно-потребительское отношение к жизни. Недооценивание коллектива приводит к разрушительным последствиям.

     Сейчас можно наблюдать падение нравов, расслоение общества, духовную деградацию. Одной из главных причин является отсутствие той самой комунарской системы в социуме. Люди разрозненны, не объединены никакими идеями, не сплочены ни в какие коллективы. А ведь именно коллективная деятельность более эффективна.

     В 90-х годах началась перестройка. Все советские ценности были разрушены. Отойдя от коммунистического прошлого, наше общество быстро избавилось от идеи ведущей роли коллектива в развитии человека и общества. Двигателем прогресса общества и эффективного развития отдельной личности стали считать соперничество, а коллектив был признан средством подавления личности. Но общественные изменения, включающие в себя экономическое отставание от развитых стран, провалы в науке и образовании, позволили считать, что индивидуализм – тупиковый путь развития для общества и для отдельной личности.

     Опыт наиболее развитых стран показал, что лучших успехов в развитии экономики и общества достигли те страны, где управление обществом на принципы гуманизма и коллективизма. Глядя на сегодняшний печальный опыт развития отечественной экономики и общества в целом с его авторитарным стилем управления, мы можем убедиться, что этот стиль управления – бесперспективный.

     Современные специалисты в области управления предлагают командный стиль как наиболее эффективный. Этот стиль управления предполагает согласование целей организации и личных целей сотрудников.      С 90-х годов прошлого века свобода личности привела к разрушению системы отношений человека с обществом. Наиболее негативно это разрушение сказалось на системе воспитательной работы с детьми и молодежью.

     Сейчас можно наблюдать глубокое расслоение общества по всем параметрам: социальное, материальное, культурное, интеллектуальное, образовательное, национальное. Вместо жизненных принципов: «Один за всех и все за одного», «Кто, если не ты?», «Когда, если не сейчас?», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Сам погибай, а товарища выручай», на смену пришли другие: «Каждый сам за себя», «Оно тебе надо?», «Не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра», «Дайте все и сразу», «Спасайся, кто может».

     На смену коллективизму пришел индивидуализм. Теперь для большинства «казаться» важнее, чем «быть», в обществе процветает забота о себе, а не о мире, о людях и о себе.

     Вот почему педагогам и воспитателям важно знать и помнить, а еще лучше применять эти педагогические системы воспитания на практике. На долю воспитывающего педагогического сообщества ложится трудная, но осуществимая задача: приобщить подрастающее поколение к командной работе, показать, как это может быть интересно, продуктивно, ярко. Хочется, чтобы наши дети познали ту радость коллективизма в его лучших проявлениях, которую когда-то знали мы.

     

Литература:

  1. «Воспитывать коллективистов». М. Педагогика, 1992
  2. Иванов И.П. «Методика коллективного воспитания». М. 1990.
  3. Караковский В. А.«Воспитай гражданина». М. Московский рабочий,1987.
  4. Караковский В. А.«Чтобы воспитание было успешным». М. Знание, 1979.
  5. КараковскийВ. А. «Директор – учитель – ученик». М. Знание,1982.
  6. Аванесян И. Д. «Воспитание по Иванову: Вчера? Сегодня? Завтра? Проще простого?», СПб, Образование, 1996
  7. Иванов «Современный подход к воспитанию требует развития педагогики общей заботы», Воспитание школьников, 1991, №4.
  8. Караковский В.А. «Воспитательная система школы: проблемы упрвления» .Директор школы, 1997, №7.
  9. Дружинина В. Н. «Психология: учебник для гуманитарных вузов», СПб, 2008
  10. Леонтьев А.А. «Педагогическое общение», М. Педагогика, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья»

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья» на 2011-2015 уч.год.        Цели и задачи:Пр...

Воспитательная система в начальной школе

Организация "Солнечная страна"со своим гимном, эмблемой, у каждого города свои знаки отличия (галстук,девиз,название) Здесь всё урезала.Вся презентация у меня на страничке в про школе.ру...

воспитательная система в начальной школе ( из опыта)

В презентации представлена воспитательная система , цели , задачи , структура, формы и т. д. В презентации показано обобщение по воспитательной работе в начальной школе, анализ работы за несколько лет...

Гармоническое развитие возможностей обучающихся через дифференциацию и индивидуализацию на занятиях по танцевальному спорту в условиях гуманистической воспитательной системы

Главная задача в моем коллективе - создание и развитие гуманистической воспитательной системы, забота о формировании у родителей умения улавливать изменения в детях, расширение эмоциональной, духовной...

Гармоническое развитие возможностей обучающихся через дифференциацию и индивидуализацию на занятиях по танцевальному спорту в условиях гуманистической воспитательной системы

Главная задача в моем коллективе - создание и развитие гуманистической воспитательной системы, забота о формировании у родителей умения улавливать изменения в детях, расширение эмоциональной, духовной...

Проектирование и реализация гуманистической образовательной системы в современной школе.

Проектирование и реализация гуманистической  образовательной системы в современной школе....