Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья»
методическая разработка (1 класс) по теме

Круглова Ольга Николаевна

 

Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья» на 2011-2015 уч.год.

 

 

      Цели и задачи:

Проект предполагает тесное взаимодействие родителей-детей и учителей.

 

Цельпроекта:

Укрепление семьи, возвращение к ее устойчивой единой форме путем обращения к народным традициям и обрядам.

Задачи проекта:

 

ü  Приобщать детей к традициям, помочь осознать глубинные связи поколений.

ü  Изучать историю своей Родины, через судьбы своих родственников, их участия в истории страны, воспитывать чувство гордости и любви к историческому наследию.

ü  Создать игровые основы клуба , где используются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок.

ü  Развивать средством игры дружеские отношения детей и их родителей,

ü  Обучать   детей и их родителей различным формам сотрудничества и партнёрства.

ü  Формировать основы здорового образа жизни и неприятия вредных привычек.

 

Основные этапы работы:

 

I этап.   Подготовительный этап

Задачи:

Ø  Изучение личностных особенностей ребят и их родителей (их интересов, запросов, индивидуальных особенностей характера)

Ø  Определение ценностных ориентаций семей

Ø  Создание устава клуба.

Ø  Подготовка к дальнейшей деятельности по проекту.

II этап и III этап. Основной этап

Задачи:

Ø  Реализация проекта  « Маленькие радости большого семейного счастья»

Ø  Создание условий для самореализации и самовыражения и детей и их родителей

Ø  Формирование навыков взаимодействия сотрудничества и сотворчества.

Ø  Сохранение родовой памяти, родословной, семейных традиций.

Ø  Изучение истории своей Родины,

                 через судьбы своих родственников, их участия в истории страны.

Ø    Изучение предметов быта наших предков, фольклора, 

                 рукоделия.

 

Ø    Изучение семейной атмосферы, окружающей ребёнка, его взаимоотношений с членами семьи. Оказание необходимой психологической помощи нуждающимся семьям.

 

Ø  Развитие межличностного общения путем возрождения семейного воспитания, организация и совместное проведение досуга родителей и детей, изучение творческого потенциала  детей и развитие  совместного семейного  творчества, развитие взаимопомощи и взаимопонимания.

Пути решения: исследовательские экспедиции, составление родословной  семей, вечера вопросов и ответов, игра- путешествие  « Сказания моего народа», посещение краеведческих музеев,  акция « Сделаем мир прекраснее»,

           презентация семейных альбомов, и т.д

 

IV этап.  Заключительный этап.

Задачи:

Ø  Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
Анализ эффективности взаимодействия родителей –детей и воспитателей.

Пути решения: летопись клуба, фотодневники.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ БОЛЬШОГО СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ»

Работы семейного клуба

«Созвездие СЕМЬЯ»

Воспитательная система

для начальной школы

                 

                                                             Выполнила:

                                                                 Круглова О.Н.

Человек, как звезда рождается

 Средь далёкой,  туманной млечности…

    «Как скучна наша жизнь, в ней мало радости, общения!»- так говорят многие, а задумывались ли мы о том, что нужно человеку для счастья? Иногда  бывает достаточно одной маленькой радости, для того,  чтобы сердце наполнилось теплом и жизнь – забила «ключом». А если эти «маленькие радости» соединятся в одном удивительном, неповторимом созвездии «СЕМЬЯ»,  сколько полезного и доброго они принесут людям, озаряя их своим светом « большого семейного счастья». Семья является величайшей ценностью во всех культурах. Именно, крепкая дружная семья всегда была хранительницей обычаев, традиций, обрядов своего народа. Также традиции можно назвать проявлением народной морали и вырабатывались они столетиями. Семья была нерушимой и создавалась раз и навсегда. К сожалению, для нашего времени очень характерна проблема кризиса семьи. Современную семью нередко можно сравнить с домом без фундамента. Обращение к семейным традициям, как источнику глубокой народной мудрости, образцу достойной связи поколений позволит изменить современный взгляд на семью, как нечто не очень ответственное, необязательное и недолговечное. Позволит понять извечную ценность единой, крепкой семьи и также огромную роль народных традиций в ее формировании для всех культур. Проект  работы семейного клуба «Созвездие СЕМЬЯ» направлен на сохранение родовой памяти, родословной, семейных традиций, формирование мировоззрения, навыков культуры, гражданской позиции личности, развитие межличностного общения путем возрождения семейного воспитания. Проект помогает приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, раскрыть и развить творчество и интеллектуальные возможности детей.

Проект направлен на формирование мировоззрения, навыков культуры, гражданской позиции личности. Проект помогает приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, раскрыть и развить творчество и интеллектуальные возможности детей.

1.Концептуальные основы.

Концепция проекта основана на возрождении приоритетности семейного воспитания и опирается на следующие идеи:

  1. Опоры на базовые потребности семьи и ребёнка в ней;
  2. Развитие личностных качеств каждого члена  в семье;
  3. Совместная деятельность взрослых и детей в процессе отдыха, общения, исследовательских экспедиций и т. д.;
  4. Формирование единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого  на основе личностного подхода;

При этом важным является формирование у родителей установки на развитие творческой деятельности путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей, на основе единых принципов:

  1. Гуманистической направленности, уважения уникальности и своеобразия каждого члена семьи, приоритетности его интересов, отношения к нему, как к части  человеческого и интеллектуального  потенциала государства;
  2. Признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану жизни  и здоровья своих детей;
  3. Взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество педагогов- детей- родителей;
  4. Преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного и краеведческо-патриотического воспитания ;
  5. Системности: только через системный подход к организации жизнедеятельности клуба, возможно, обеспечить целостность становления  и комплексность воспитания;
  6. Открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьёй, участие родителей в воспитательном процессе, доступность для родителей информации об эффективности работы

  1. Цели и задачи:

Проект предполагает тесное взаимодействие родителей-детей и учителей.

Цель проекта:

Укрепление семьи, возвращение к ее устойчивой единой форме путем обращения к народным традициям и обрядам.

Задачи проекта:

  1. Приобщать детей к традициям, помочь осознать глубинные связи поколений.
  2. Изучать историю своей Родины, через судьбы своих родственников, их участия в истории страны, воспитывать чувство гордости и любви к историческому наследию.
  3. Создать игровые основы клуба , где используются различные функции игры: познавательная, развивающая, формирование нравственных оценок.
  4. Развивать средством игры дружеские отношения детей и их родителей,
  5. Обучать   детей и их родителей различным формам сотрудничества и партнёрства.
  6. Формировать основы здорового образа жизни и неприятия вредных привычек.

Основные направления  работы клуба:

1.Кто мы и откуда родом?

Цель: Сохранение родовой памяти, родословной, семейных традиций.

2.Сердцу милая сторонка.

                  Цель: Изучение истории своей Родины,

                 через судьбы своих родственников, их участия в истории страны.

3. Неизвестное  или забытое.

                 Цель: Изучение предметов быта наших предков, фольклора,  

                 рукоделия.

    4. Свет моего созвездия.

Цель: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи. Оказание необходимой психологической помощи нуждающимся семьям.

 5. Содружество и  сотворчество.

Цель: развитие межличностного общения путем возрождения семейного воспитания ,организация и совместное проведение досуга родителей и детей, изучение творческого потенциала  детей и развитие  совместного семейного  творчества .

   

Механизм реализации

     Клуб « Созвездие СЕМЬЯ» предполагает объединение семей разного социального типа: многодетные, полные и неполные. Такое объединение направлено на  восполнение недостатка  семейного общения:  детей с другими детьми, детей со взрослыми. ( Дети, в неполных семьях,  испытывают недостаток общения-  с папами или мамами,  которые их  покинули. Мальчики, живущие без пап, подчас не умеют выполнять простые мужские обязанности: забить гвоздь, распилить доску и т.д.)                      

     Проект работы клуба предполагает сплочение и объединение семей совместной досуговой деятельностью, включающей в себя  исследовательские, поисковые задания по изучению традиций народа в целом и семей в частности; краеведческие экспедиции;  проведение ярмарки Ремесел, где каждая семья,  изучив подробно одно из ремёсел, проводит мастер-класс для других. Для расширения и обогащения своих знаний- предполагается посещение краеведческих музеев, составление родословной своей семьи; вечера вопросов и ответов, встреча со старожилами села.

             Клуб « Созвездие СЕМЬЯ» призван помочь семьям в нахождении каждым членом семьи собственного «Я» с одной стороны и объединение каждого «Я» в общее « СЕМЬЯ». Каждая звездочка «Я» должна найти своё место в семейном созвездии. Этому призваны помочь семейные конкурсы, составление летописи семьи, семейные праздники Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный и медовый спас и т.д.

         Здоровый образ жизни- он должен начинаться с совместных семейных прогулок, пробежек, мини соревнований. Клуб « Созвездие СЕМЬЯ» не хочет оставаться в стороне, каждое время года отмечено своим мероприятием: весенние старты, пикник листопада, лыжная прогулка, туристическая экспедиция.

        Любая семья живет в социуме и может стать агитатором добрых дел,  проведения социальных акций  и проектов.

        Каждое семейное «созвездие» составляет летопись своей семьи, фото-биографию; выпускает семейную газету.

         

Основные этапы работы:

I этап.   Подготовительный этап

Задачи:

  1. Изучение личностных особенностей ребят и их родителей (их интересов, запросов, индивидуальных особенностей характера)
  2. Определение ценностных ориентаций семей
  3. Создание устава клуба.
  4. Подготовка к дальнейшей деятельности по проекту.

II этап и III этап. Основной этап

Задачи:

  1. Реализация проекта  « Маленькие радости большого семейного счастья»
  2. Создание условий для самореализации и самовыражения и детей и их родителей
  3. Формирование навыков взаимодействия сотрудничества и сотворчества.
  4. Сохранение родовой памяти, родословной, семейных традиций.
  5. Изучение истории своей Родины,

                 через судьбы своих родственников, их участия в истории страны.

  1. Изучение предметов быта наших предков, фольклора,  

                 рукоделия.

  1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ребёнка, его взаимоотношений с членами семьи. Оказание необходимой психологической помощи нуждающимся семьям.

  1. Развитие межличностного общения путем возрождения семейного воспитания, организация и совместное проведение досуга родителей и детей, изучение творческого потенциала  детей и развитие  совместного семейного  творчества, развитие взаимопомощи и взаимопонимания.

Пути решения: исследовательские экспедиции, составление родословной  семей, вечера вопросов и ответов, игра- путешествие  « Сказания моего народа», посещение краеведческих музеев,  акция « Сделаем мир прекраснее»,

           презентация семейных альбомов, и т.д

 

IV этап.  Заключительный этап.

Задачи:

  1. Обобщение итогов деятельности;
    - Сбор отчетного материала;
    Анализ эффективности взаимодействия родителей –детей и воспитателей.

Пути решения: летопись клуба, фотодневники.

Мониторинг реализации проекта.

Формы проведения:

  1. Анкетирование
  2. Тестирование
  3. Наблюдение

Основные направления:

  1. Выявление  уровня психолого-педагогической компетентности.
  2. Выявление степени взаимодействия участников воспитательного процесса.
  3. Изучение  особенностей семей и межличностных отношений в них.
  4. Изучение мнения родителей по вопросам эффективности использования форм деятельности клуба.

Содержание и формы взаимодействия :

Направление

Формы работы

Сроки проведения

Кто мы и откуда родом?

  1. Составление родословной своей семьи « Древо жизни»
  2. Вечер вопросов и ответов
  3. Игра- путешествие

  « Сказания моего народа»

1 и 2 год реализации проекта.

3 год реализации проекта

4 год

Сердцу милая сторонка.

  1. Посещение краеведческих музеев.

  1. Встреча со                    старожилами села..

  1. Акция « Сделаем мир прекраснее»
  2. Презентация семейных альбомов

 « История моей семьи с судьбой России тесно связана»

  1. Краеведческая экспедиция

    «Городецкие просторы»

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2-3 год

4 год

Неизвестное  или забытое.

  1. Экспедиции «Самовар»,

 « Рукоделие наших бабушек»,

«Старинная кухня»

«Лоскутное шитье»

  1. Фольклорные посиделки
  2. Традиции и праздники

(Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный и медовый спас)

1 год

2год

3 год

4 год

Ежегодно

Свет моего созвездия

  1. Составление летописи семьи
  2. Индивидуальные консультации психолога и социального педагога

По особому плану

По особому плану

Содружество и сотворчество

  1. Проект « Сотворим добро»
  2. Фестиваль ремёсел
  3. Музыкальные семейные конкурсы

«Мама, папа, я- поющая семья»

  1. Спортивные мероприятия (Весёлые старты, Пикник листопада,Лыжная прогулка.

«Сказка зимнего леса», Туристическая экспедиция. «Удивительное рядом»

Ежегодно

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

а) Кадровое обеспечение

Для реализации данного проекта важнейшим этапом является подготовительный этап. Исходя из поставленных целей,  отбираются не только педагогические и профессиональные кадры, но и  семьи детей, способные на эффективное взаимодействие( особенно в начале становления работы клуба, для  агитации  и привлечения большего количества его членов). При подборе таких семей, важным условием является их желание сотрудничать, коммуникабельность, присутствие необходимых знаний, умений и навыков, неплохая физическая подготовка, активность.

Со стороны школы выделяются лучшие педагогические  и профессиональные кадры:

Наименование должностей

Численность

1

Классные руководители

3

2

Психолог

2

3

Социальный педагог

1

б) Методическое обеспечение

Для методической подготовки  старших членов клуба ( педагогов и родителей) проводятся:

  1. семинары- практикумы, тренинги по вопросам воспитания;
  2. консультации психолога;
  3. час «вопросов и ответов»
  4. совместные творческие капустники.
  5. педагогические обозрения по раскрытым проблемам
  6. выставки методической литературы.

в) Материально-техническое обеспечение

Работа клуба организуется на базе МБОУ «Бриляковская СОШ»

Материальное обеспечение

Техническое обеспечение

Создание попечительского совета родителей,  привлечение средств спонсоров.

Для проведения спортивных соревнований, игр - использование спортивного оборудования спортивного зала школы;

Для проведения интренет-общения с другими семейными  клубами- использования компьютерного класса.

Использование видеоаппаратуры для просмотра семейных видео.

Сотрудничество с родителями:

Организационная деятельность

Информационно-просветительская деятельность

Психолого-педагогическая деятельность

Досуговая деятельность

Создание родительского актива.

Включение родителей в процесс управления клуба.

Организация комиссий по работе  с трудными детьми.

Проведение семинаров-практикумов по вопросам воспитания.

Организация  выставок методической литературы.

Исследование родительско-детских отношений в рамках психолого -педагогического мониторинга.

Проблемно тематическое консультирование психолога.

Совместный досуг:

исследовательские экспедиции, Спортивные соревнования, праздники, конкурсы, диспуты, занятия по пропаганде ЗОЖ, семейные гостиные.

Совместные экскурсии, походы,

Создание творческих коллективов взрослых и детей.

Семейные мастер- классы.

Условия реализации проекта:

  1. Участие семей в новых сферах социального взаимодействия

 ( временный коллектив), активизирующие адаптационные возможности каждой личности.

  1. Методическое обеспечение деятельности.
  2. Информационное обеспечение деятельности( различные формы отображения хода реализации  проекта, информационные стенды, семейная газета).
  3. Аналитическое обеспечение хода реализации проекта ( своевременная диагностика особенностей реализации задач проекта, выработка  на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы)
  4. Создание необходимой материально-технической базы.

Ожидаемые результаты.

1. Для развития личности ребёнка.

  1. Удовлетворение в полноценном общении.
  2. Реализация интересов детей и их обогащение.
  3. Сформированность представлений у ребят об истории создания своих семей  и об участии семьи в истории родины.
  4. Осознание себя как значимой частички  своей семьи.
  5. Личностный рост ребёнка.

    2. Для развития воспитательной системы

  1. Совершенствование методик организации форм работы.
  2. Пополнение копилки форм работы.

 3. Для педагогов

  1. Повышение уровня педагогического мастерства
  2. Отработка модели взаимодействия пед. коллектива с родителями и их детьми в рамках реализации программы.

    4.Для  родителей

  1. Улучшение микроклимата в семье и взаимпонимания.
  2. Обучение родителей формам взаимоотношений с ребёнком
  3. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций

Перспективы развития проекта.

  Проект должен носить долгосрочный характер,  с учётом развития традиций, реализовываться в течении 4 лет.   План мероприятий корректируется  в начале каждого года.

Литература

  1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. М. «Просвещение», 1978.
  2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск»,2002 г.
  3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. М. «Просвещение», 1984.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. (1 – 4 кл.) М. 2003.
  5. Дереклеева НИ. Родительские собрания. (1 – 4 кл.). М. 2004.
  6. Дружинин И.А. Заботы и радости классного руководителя. М. «Просвещение»,1982.
  7. Журнал «Классный руководитель» (1997 – 2006 гг.)
  8. Иванов АВ. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитие его педагогической культуры. М. 2005.
  9. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. «Школьная пресса», 2002.
  10. Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов – на Дону: ТЦ «Учитель», 2001.
  11. Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988.
  12. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М. 1997.
  13. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. М. « Глобус» 2007.
  14. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М. « Школьная пресса», 2002.
  15. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М 2001.
  16. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2001.
  17. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М. 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система в начальной школе

Организация "Солнечная страна"со своим гимном, эмблемой, у каждого города свои знаки отличия (галстук,девиз,название) Здесь всё урезала.Вся презентация у меня на страничке в про школе.ру...

воспитательная система в начальной школе ( из опыта)

В презентации представлена воспитательная система , цели , задачи , структура, формы и т. д. В презентации показано обобщение по воспитательной работе в начальной школе, анализ работы за несколько лет...

Воспитательная система для начальной школы.

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспи...

Воспитательная система в начальной школе.

Человек не воспитывается по частям, он создаётся систематически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим мо...

Воспитательная система класса начальной школы "Мы - рядом, мы - вместе"

Авторская разработанная воспитательная система в рамках ФГОС для реализации в начальной школе ( с 1 по 4 класс)...

Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе.

Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе . Показано как это реализуется через уроки ритмики в начальной шко...