«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Цель:

 

Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.

 

Задачи:

 

-Смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в школе путём активизации деятельности воспитателей;

 

-Содействовать формированию у педагогов научно обоснованных представлений о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания;

 

-Определить пути и способы освоения воспитателями технологии моделирования воспитательной системы в классе.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doklad.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

На  тему: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством  моделирования и построения воспитательных систем класса».

                                                      Учителя начальных классов МБОУ «СОШ  № 1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

                  г. Буинска РТ  Исаевой Л.А.

2016 Г.

Цель:

Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.

Задачи:

-Смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в школе путём активизации деятельности воспитателей;

-Содействовать формированию у педагогов научно обоснованных представлений о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания;

-Определить пути и способы освоения воспитателями технологии моделирования воспитательной системы в классе.

 

 А.С. Макаренко писал : « Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего.  Человек воспитывается не по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных.»

         Для совершенствования процесса воспитания посредством моделирования и построения воспитательных систем класса необходимо знать, что:

Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Целесообразность создания воспитательной системы класса

     1.Ребенок – сложная целостная система, он должен развиваться в условиях интегрированного воспитательного процесса, где все компоненты взаимосвязаны.

     2.Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, содействующая его личностному росту.

     3.Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределять свои усилия при организации воспитательного процесса в классе.

     4.При создании воспитательной системы формируется «лицо» класса, его индивидуальный облик.

     5.Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Воспитательная система класса- это целостная совокупность взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию всех членов классного коллектива

 

 Хотелось бы выделить   компоненты  воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.

1.Индивидуально-групповой компонент

2.Ценностно-ориентационный

3.Функционально-деятельностный

4.Пространственно-временной

5.Диагностико-результативный

Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы компонентов)

I. Индивидно-групповой компонент.

1. Классный руководитель.
2. Учащиеся класса.
3. Родители учащихся.
4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный компонент.

1. Цели и задачи воспитания.
2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент.

1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
2. Основные функции воспитательной системы.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-временной компонент.

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-результативный компонент.

1. Критерии эффективности воспитательной системы.
2. формы, методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.

Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель.

В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса.

Направление воспитательной работы:

Модель ракета

  • Художественно-эстетическое  (“Первое сентября”, “Посвящение в первоклассники”, “День матери”, “Веселый новый год”, “День Святого Валентина”, конкурс “Минута славы”, Прощание с Азбукой);
  • Гражданско-патриотическое (посещение музея , конкурс рисунков к 23 февраля, классные часы, День Победы);
  • Здоровьесберегающее  (антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов);
  • Спортивное  (акции “За здоровый образ жизни”, районные спартакиады, дни здоровья);
  • Профориентационое  (районный марафон по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение Вузов города, беседы с преподавателями Вузов, экскурсии на предприятия города).

В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.

Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.

Заключение

Наши дети – это наша старость. 
Правильное воспитание – 
это наша счастливая старость, 
плохое воспитание - это наше будущее горе, 
это наши слезы, 
это наша вина перед другими людьми, 
перед всей страной.

А.С. Макаренко

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация воспитательной системы школы

презентация воспитательной системы школы"СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА"...

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы

Мастер-классТема « Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы»...

Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом ...

ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА (ВСК).

Школа-это не только учеба, но и внеклассная работа с праздниками, концертами, с экскурсиями,поездками....

Особенности построения воспитательной системы класса в начальной школе

ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...