Урок литературного чтения по теме: "Сравнение образов главных героев" в сказке Л.Жарикова "Дуб и ветер".
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Блохина Ольга Владимировна

Урок литературного чтения по Л.Жарикову "Дуб и ветер".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 «В» классе на тему:

« Сравнение образов главных героев сказки Л.Жарикова «Дуб и Ветер».

Цели урока:

  • Приобщать детей к искусству. Обогащать мир чувств, эмоций.
  • Расширять представления детей средствами искусства о красоте, хрупкости окружающего мира, о любви, как главном законе жизни. Развивать читательские умения, речевые навыки, мышление, воображение.
  • Воспитывать культуру восприятия художественной литературы на примере сравнения двух противоположных образов сказки.

Ход урока.

  1. Орг.момент. (Слайд №1)
  2. Вступительное слово учителя:

- Начинаем наш урок литературного чтения. Тема урока: «Сравнение образов главных героев сказки Л.Жарикова «Дуб и ветер». (Слайд №2)

- Давайте вспомним, чем всегда мы занимаемся на наших уроках литературного чтения? (Учимся правильно читать сложные слова, скороговорки, разбираем домашнее задание по пройденному произведению, читаем, рассказываем наизусть стихи, басни, рассуждаем на разные темы, сочиняем стихи, сказки и т.д.)

- А сегодня давайте сделаем наш урок необычным. Что бы вы хотели сделать на этом уроке? (Давайте испечём пирог!)

- Да, это интересная идея. Но как же мы на уроке можем испечь пирог, не имея никаких продуктов и духовки?

Но мы можем выйти из этого положения, ведь можно испечь литературный пирог! Он будет у нас многослойным, очень содержательным и красивым! Вот таким! (Слайд №3)

- Как вы думаете, чем мы можем наполнить каждый слой нашего литературного пирога? (Нашими знаниями, умениями, нашей работой по изучению богатого мира литературы).

3. Первый этап урока. Первый слой пирога. (Надпись: «сложные слова, скороговорки»). (Слайд №4).

Чтение сложных слов, скороговорок по карточкам.

4. Второй этап урока. Второй слой пирога. (Надпись: «домашнее задание») (Слайд №5).

Разбор статьи «Ветер». Выборочное чтение: (Слайд №6).

  • Что такое ветер?
  • Почему мы его не видим, а слышим?
  • С какой стороны горизонта дует ветер?
  • Почему над землёй почти всегда дует ветер?
  • К какому жанру мы отнесём это произведение?
  • В каком жанре неодушевлённые предметы становятся одушевлёнными?

Проверка написанных сказок о ветре.

Наше творчество (Слайд №7).

  • Жил-был ветер…
  • Однажды, когда ветер…
  • Как-то раз ветер…
  • Это случилось, когда ветер…
  • Я хочу рассказать вам сказку о ветре…

Физкультминутка «Испечём пирог» (Слайд №8).

5. Третий этап урока. Третий слой пирога (Слайд №9).

Знакомство с новым произведением.

- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя Леонида Жарикова. Это отец народного артиста Российской Федерации Евгения Жарикова (Слайд №10). Послушаем о нём.

 Некоторые сведения из жизни писателя (рассказывает ученица).

Леонид Михайлович Жариков
(Илья Милахиевич Жариков)

(1911 - 1985)

Писатель, автор произведений для детей и юношества ("Повесть о суровом друге",

"Червонные сабли", "Пашка Огонь", "Судьба Илюши Барабанова").

Отец народного  артиста  РСФСР Евгения Жарикова.

Родился в семье рабочего-каменщика.
...Голод и нищета погнали в Донбасс на заработки отца Жарикова - уроженца бывшей Орловской губернии. Вначале он скитался по шахтам. А потом удалось наняться на завод к Джону Юзу. Как большинство русских крестьян, отец был умельцем, мастером на все руки. Это помогло ему приобрести редкую для того времени профессию каменщика по огнеупорным печам. Так и остался старший Жариков в шахтерском крае, построил землянку в рабочем поселке Юзовке.
Здесь в 1911 году на Пятнадцатой линии и родился Илюша Жариков. Мы не оговорились, именно Илюша. Дело в том, что мать и отец хотели назвать сына Леней, но по церковным книгам ближайшим святым был Илья, и поп не захотел нарушать установленных порядков. Однако всю жизнь мальчика звали Леней. Так это имя и закрепилось за ним.
Первой отрадой в детстве была неоглядная шахтерская степь да речка Кальмиуе. А любимым развлечением - походы на завод, книги, которые читала детям мать Александра Афанасьевна. Она и была первым учителем сына.

Летом 1920 года мать и отец умерли. В следующем году после горьких странствий мальчик оказался в Калуге в семье дяди - Петра Николаевича Жарикова. Летом пас коров, зимой учился. В Калуге вступил в пионеры.
В Донбасс вернулся уже повзрослевшим пятнадцатилетним подростком и поступил на бывший Юзовский завод учеником токаря. А потом комсомольская ячейка механического цеха мобилизовала нескольких парней и девушек для культурной работы в деревне. Окончив в Мариуполе учительские курсы, с путевкой комсомола Леонид Жариков приехал на хутор Весело-Ивановский, в сельскую школу.
А потом снова завод, рабфак, музыкально-театральный институт в Киеве. А еще через несколько лет, когда в местном журнале был напечатан первый рассказ, - путевка в Литературный институт имени Горького в Москве. ...

Леонид Жариков  начал печататься в 1936году. Литер. интересы прочно связаны с Донбассом. Автор сборника рассказов «Красные зори» (1955), повести «Снега, поднимитесь метелью!» (1942),  сборников  очерков «Огни Донбасса» (1958), «Песня о шахтерах» (1961), «В большом походе» (1962).

Писатель умер в 1985 году в возрасте 74 года.

Запись в тетрадь Фамилии автора и название нового произведения.

Беседа по заголовку сказки.

- Какие мысли у вас возникают, видя заголовок сказки? (Слайд №11)

О чем может рассказать нам сказка, имея такой заголовок?

Почему именно этих персонажей представляет автор в своём заголовке?

Слушание сказки (Читают ученики в лицах).

Беседа по содержанию (Слайд №12).

Поговорим о ветре…

  • Какие бывают ветры?
  • Как Ветер в сказке пытался запугать Дуб?
  • К кому обращался Ветер за помощью?
  • Покорился ли Дуб Ветру?
  • Почему же злые силы не смогли одолеть Дуб?
  • Подберите слова, которые характеризуют Ветер.

Запись в тетрадь признаков, характеризующих ветер в сказке (Слайд №13).

- Выберите нужные слова, которые точно характеризуют Ветер. Запишите.

Чтение ученицей стихотворения о ветре.

Ветер
Автор:  Дмитрий Сучков

Зашумели березы листвою,
Полетели обрывки коры,
Ветер, вторя волчьему вою,
Раздувает сильнее костры.

Прижимая к земле поляны,
Не покошенных трав луговых,
И лишь только дубы - истуканы,
Не боятся порывов таких.

Захотел показать свою волю,
Предвещая к ночи ураган,
Полоснул по пшеничному полю
Как Турецкий, кривой ятаган.

Загордившись от  этой картины,
Разглядел средь березовых рощ
Тонко стволые девы – осины,
Им решил показать свою мощь.

Крепко гнутся деревья и стонут,
Но ломаться совсем не хотят,
И свирепый ветер был тронут,
Поутих, пожалел, пусть стоят.

И в порыве растройства, сердечном,
Разревелся из тучи дождем,
Мне напомнив о добром, о вечном,
О природе, что в крае родном.

Поговорим о Дубе…(Слайд№14).

  • Что мы знаем о дубе?
  • Какие силы ранили дуб в сказке, но не одолели его?
  • Что помогло дубу выстоять против всех напастей?
  • Каким показался тебе Дуб в сказке?
  • Подберите слова, которые характеризуют Дуб в сказке?

Запись в тетрадь признаков, характеризующих Дуб в сказке (Слад №15).

- Выберите нужные слова, которые точно характеризуют Дуб. Запишите.

Чтение стихотворения о дубе учеником.

Дуб.

Тот дуб на скрещенье дорог,
Стоит он – совсем одинок,
Он стар, даже слышит едва,
О чем ему шепчет трава…
Тому уже тысяча лет –
Мальчишка, а может быть, дед,
Веселый, а может быть – нет,
Оставил навечно свой след.
Он ямку копал – напевал,
Он желудь землей засыпал.
Кем был он? Неважно, кем был:
Он жизнь, он природу любил.
Остался в земле его пот.
Летели столетья, и вот
Поднялся, могуч и высок,
Тот дуб на скрещенье дорог.
Здесь путник – который уж век! –
Находит приют и ночлег.
И песню листвы и ветвей
Он вспомнит под крышей своей.
А если обрушится дождь –
По листьям проносится дрожь,
И ливень сильней и сильней,
Но сухо у старых корней.
Здесь дремлют в тени косари
В полуденный зной до зари,
Здесь лунною ночью одним
Мечтать хорошо молодым.
Бывает в той местности вдруг
Бело от буранов и вьюг,
И если б не дуб, то пути
Сквозь белый костер не найти.
Мой предок далекий, мой друг!
Я славлю тепло твоих рук;
Вот памятник – бронзы прочней –
В честь юности вечной твоей!
Уж если живет человек –
Пусть память продлит его век,
Пусть каждый оставит свой след –
Глубокий, на тысячу лет!

Знакомство с картинами художника И.Шишкина «Дубы», «Дубовая роща», «Сосны, освещенные солнцем» (Слайд №16).

4 этап урока. Последний слой пирога (Слайд №17).

Наша поэзия.

Учащиеся читают свои стихи и загадки о дубе и ветре.

Заключение.

-Получился ли у нас наш литературный пирог, который мы придумали? (Слайд№18)

Все ли мы выполнили на уроке? Все ли этапы урока мы проработали?

- Оказывается, ребята, если сильно захотеть, то всё можно осуществить, даже испечь пирог на уроке литературного чтения. И он будет самым вкусным, сладким и полезным в наших мечтах и представлениях (Слайд№19).

-Вы работали очень хорошо на уроке, молодцы! А наших гостей благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Урок литературного чтения Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс

Урок чтения во 2 классе по учебникам Свиридовой В. Ю. (программа развивающего обучения Занкова Л. В.) Содержание урока развивает первичные исследовательские навыки младших школьников: в процессе опред...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович"...

Конспект урока литературного чтения "Рубрика "Поговорим о самом главном": беседа на нравственную тему А. Платонов "Цветок на земле""

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя: формирование п...