Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшего результата урока текст сказки не должен быть известен детям заранее, поэтому имеет смысл выбирать сказку не из учебника. Лексическая работа проводится предварительно подготовленными учениками. Оборудование рабочего места ученика: лист А4, части сказки, пронумерованные с обратной стороны, клей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока19.4 КБ
Файл текст сказки15.32 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1.ppt2.37 МБ

Предварительный просмотр:

   Конспект  урока литературного чтения

во 2 классе.

Сказки о животных. Воробей и лиса.

Цель:   Познакомить детей с русской сказкой «Воробей и лиса»

Задачи   1.Учить давать характеристику главного героя, сравнивать его с другими героями.

  1. Учить находить в сказке элементы быта русского народа
  2. Развивать речь учащихся, умение излагать собственную мысль.
  3. Учить детей работать в группах.

Ход урока.

 1.Организационный момент.

 2.Предварительная работа

  • Как называется раздел учебника, который мы с вами изучаем? (стр 46)
  • «Мир народной сказки».
  • С каким литературным жанром мы знакомимся на наших уроках?
  • Сказка.
  • Какие виды сказок вы знаете?
  • Бытовые, волшебные и сказки о животных.( презентация 1)
  • Приведите примеры бытовых сказок, которые мы с вами прочитали.
  • «Идэ». «Пых», «У страха глаза велики»
  • Волшебные:
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • Сказки о животных:
  • «Кукушка», «Хитрая лиса», «Лиса и журавль», «Зимовье»

  3.Основная часть

  -  Сегодня мы познакомимся с новой сказкой и сравним её с теми, что прочитали ранее. Дома вы должны были найти значение некоторых слов. Ваша помощь нам сегодня обязательно пригодится.

   Читать сказку мы будем не сразу, а по частям. Поэтому я прошу вас переворачивать листы только по моей команде, чтобы было интересно!

    Итак, сказка называется «Воробей и лиса» (презентация 2)

  • Как вы думаете, к какому виду относится эта сказка?
  • Сказки о животных.
  • Кто будут главными героями этой сказки?
  • Воробей и лиса.
  • Встречались ли вы раньше с этими героями?  В каких сказках?
  • Ответы :
  • Будут ли другие герои в этой сказке?
  • Пока нельзя предположить.

    Чтение 1 отрывка

Одно время воробей и лиса были лучшими друзьями. Куда лиса бежит, туда и воробей летит.

- Братец воробушек,- говорит как-то раз лиса,- хочешь, давай вместе посеем пшеницу?

- Хочу, кумушка.

Посеяли пшеницу. Выросла она, поспела. Пришла пора убирать урожай.

-Как вы думаете, как дальше поведёт себя лиса? А что будет  делать воробей?

- Лиса не будет работать, она обманет воробья

Чтение 2 отрывка

Воробей с лисой начали жать с самого утра. Но вот солнышко припекать стало,- а лиса-то была всем лентяйкам лентяйка, и надумала она схитрить.

  • Сначала, давайте объясним всем непонятные слова: что такое «жать пшеницу»
  • ответ ученика ( здесь и далее лексическую работу проводят сами ученики, получившие накануне задание найти в словарях значение неизвестных слов)( презентация 3)

            Жать — срезать серпом хлеб  и другие растения с корня, собирать урожай зерновых.

            Серп — инструмент для жатвы

   - Вы совершенно правильно решили, что лиса не собиралась жать пшеницу, она хотела схитрить.

       Как вы думаете, что она предложит воробью?

  • Ответы детей

    Чтение 3 отрывка

 - Братец воробушек,- говорит,- ты жни, а я пойду вон на ту горку, буду небо подпирать - боюсь, как бы оно не упало. Упадет небо - поломает нашу хорошую пшеничку.

- Иди, кумушка,- говорит воробей, а сам опять нагнулся - жнет себе да жнет.

Взошла лиса на пригорок. А тут как раз облако выплыло из-за гор. Села лиса, подняла лапы - будто облако подпирает.

  • Вы были правы! Лиса обманула воробья и ничего не делала. Трудно ли ей было держать небо?
  • Нет .
  • А воробью жать?
  • Да.

Физкультминутка ( изображаем как мы жнём и подпираем небо)

  • Как вы думаете, что будет дальше?
  • Воробей будет работать, а лиса — нет.

    Чтение 4 отрывка

   Воробей сжал ниву, убрал снопы, подмел гумно и говорит:

  • Иди, кумушка, давай молотить.
  • В этом маленьком отрывке много непонятных слов. Давайте обьясним их:
  • Нива — поле засеянное пшеницей ( презентация 4)

Сноп — связка, пучок колосьев пшеницы (презентация 5)

Гумн'о — участок земли, для хранения и обработки зерна (презентация 6)

Молотить — выбивать зерно из колосьев цепами.( презентация 7)

Цеп — инструмент для молотьбы

  • Посчитайте сколько дел сделал воробей?
  • Жал, снопы вязал, гумно подмёл и собрался молотить  - четыре .
  • А лиса?
  • Ничего!
  • Пойдёт ли лиса молотить?
  • Нет.
  • Что она будет делать?
  • Опять небо подпирать!

Чтение 5 отрывка

 - Молоти ты, воробушек-братик, а мне и нынче доведётся небо подпирать. Не то оно упадет да и погубит нашу хорошую пшеничку.

  •   Обмолотил воробей пшеницу и зовет лису:
  • Иди, кумушка, будем пшеницу делить.
  • Придет ли лиса пшеницу делить?
  • Да .
  • А как она её разделит? Кому больше даст?
  • Себе больше.
  • Что она скажет воробью?
  • Что небо держать тяжелее!
  • Проверим.

   Чтение 6 отрывка.

- Иду! - кричит лиса.

Прибежала. Взяла лиса меру и говорит:

  • Вот тебе, воробушек, мера, а мне причитается две меры. Ведь моя работа потяжелее твоей - я небо подпирала. К тому же я тебе старшей сестрой довожусь.

   - Вы были правы : она обманула воробья. Да еще она сестрой его назвалась. Зачем?

  - Чтобы воробей не смог ей отказать и послушал её.

  - Что будет дальше? Согласится ли воробей.

  Помните, в начале урока я спросила вас сколько героев будет в сказке?

  • Воробью кто-нибудь поможет.

    Чтение 7 отрывка.

Воробей проглотил обиду, забрал своё зерно и полетел восвояси. Увидела его собака и спрашивает:

- Ты что пригорюнился?

Рассказал ей воробей про своё горе. А собака разгневалась и говорит:

- Веди меня в лисицын амбар!

  • Что такое амбар?

Амбар — место для хранения зерна. (презентация 8)

  • Предположите, чем собака может помочь воробью.
  • Прогонит лису. Напугает.

       Чтение 8 отрывка

Привёл её воробей к амбару. Собака влезла туда и зарылась в зерно.

На другой день собралась лиса на мельницу - пшеницу молоть. Пришла она в свой амбар, стала сгребать зерно, видит - из него собачье ухо торчит. Подумала лиса: это что-то съестное - да и хвать ухо зубами. А собака как выскочит,да как бросится на лису. Лиса испугалась и — наутёк.    Только её и видели!

Физкультминутка.

  • Похожа ли эта сказка на те, что мы уже читали?
  • Да. На сказку «Заюшкина избушка».
  • Какие роли у зверей в этой сказке? Кто - простак, кто - хитрец, кто - помощник?
  • Воробей — простак, собака — помощник, лиса — хитрец.
  • Какой конец у этой сказки?
  • Счастливый.
  • Лиса в русских народных сказках обычно исполняет роль хитреца. Опишите  лису. Какая она?
  • Хитрая, лживая, рыжая.
  • Что она делает?
  • Обманывает, хитрит, обижает.
  • Придумайте предложение о лисе.

   –       Лиса хотела обмануть воробья.

  • Получилось это у неё?
  • Нет!
  • Только что мы с вами создали синквейн    (на доске  текст синквейна)                                                                                                                                                        

                                                                           Лиса

Хитрая, лживая

Обманывает, хитрит, обижает

Лиса хотела обмануть воробья.

Не вышло!

   - А сейчас попробуйте написать синквейн о воробье. В первой строке — понятие, во второй строке — два слова о том , какой он в этой сказке. В третьей — три слова о том, что делает воробей, в четвёртой — предложение о нём, а в пятой — вывод.

  1.   4.Работа в группах
  •    Создание четырёх синквейнов о воробье. Сравнение их с синквейном учителя ( презент. 9)

Воробей

Добрый,трудолюбивый

Работает, жнёт,молотит

Воробей сделал работу за двоих

Простак!

  •   5. Подведение итогов урока.Рефлексия

  6. Домашнее задание ( разноуровневое)

  *  Найти такую сказку( не обязательно русскую), где лиса — простак.

  *  Пересказать сказку «Воробей и лиса».



Предварительный просмотр:

                                              ВОРОБЕЙ И ЛИСА

Одно время воробей и лиса были лучшими друзьями. Куда лиса бежит, туда и воробей летит.

- Братец воробушек,- говорит как-то раз лиса,- хочешь, давай вместе посеем пшеницу?

- Хочу, кумушка.

Посеяли пшеницу. Выросла она, поспела. Пришла пора убирать урожай.

Воробей с лисой начали жать с самого утра. Но вот солнышко припекать стало,- а лиса-то была всем лентяйкам лентяйка, и надумала она схитрить.

- Братец воробушек,- говорит,- ты жни, а я пойду вон на ту горку, буду небо подпирать - боюсь, как бы оно не упало. Упадет небо - поломает нашу хорошую пшеничку.

- Иди, кумушка,- говорит воробей, а сам опять нагнулся - жнет себе да жнет.

Взошла лиса на пригорок. А тут как раз облако выплыло из-за гор. Села лиса, подняла лапы - будто облако подпирает.

Воробей сжал ниву, убрал снопы, подмел гумно и говорит:

  • Иди, кумушка, давай молотить.

  • Молоти ты, воробушек-братик, а мне и нынче доведётся небо подпирать. Не то оно упадет да и погубит нашу хорошую пшеничку.

  Обмолотил воробей пшеницу и зовет лису:

  • -Иди, кумушка, будем пшеницу делить.

- Иду! - кричит лиса.

Прибежала. Взяла лиса меру и говорит:

  • Вот тебе, воробушек, мера, а мне причитается две меры. Ведь моя работа потяжелее твоей - я небо подпирала. К тому же я тебе старшей сестрой довожусь.

Воробей проглотил обиду, забрал своё зерно и полетел восвояси. Увидела его собака и спрашивает:

- Ты что пригорюнился?

Рассказал ей воробей про своё горе. А собака разгневалась и говорит:

- Веди меня в лисицын амбар!

Привёл её воробей к амбару. Собака влезла туда и зарылась в зерно.

На другой день собралась лиса на мельницу - пшеницу молоть. Пришла она в свой амбар, стала сгребать зерно, видит - из него собачье ухо торчит. Подумала лиса: это что-то съестное - да и хвать ухо зубами. А собака как выскочит,да как бросится на лису. Лиса испугалась и — наутёк.                     Только её и видели!

Название

(ключевое слово)______________________________________________________________________

Какой он?

( 2 слова)______________________________________________________________________________

Что он делает?

( 3 слова)______________________________________________________________________________

Предложение о нем

______________________________________________________________________________________

Вывод_________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Мир народной сказки

Слайд 2
Бытовые
Волшебные
О животных

Слайд 3
Сказки

Слайд 4
«Воробей и лиса»

Слайд 5
Русская народная сказка

Слайд 6
Жать (пшеницу) - срезать серпом хлеб и другие растения с корняСерп - инструмент для жатвы

Слайд 7
Нива - поле, засеянное пшеницей или рожью

Слайд 8
Снопы - связка, пучок колосьев пшеницы

Слайд 9
Гумно - участок земли для хранения и обработки зерна

Слайд 10
Молотить - выбивать зерно из колосьевМолотили цепами

Слайд 11
Амбар

Слайд 12
-строение для хранения зерна, муки, припасов

Слайд 13
Воробей
Добрый, трудолюбивый
Воробей сделал работу за двоих.
Работает, жнет, молотит
Простак !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Аст...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)

Предмет: чтениеКласс: 2       Тема урока:  Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)Цели урока: формирование отвечать на вопросы учителя п...

Разработка урока по литературному чтению.1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"

Участвовала в районном фестивале открытых уроков. Надеюсь, материал кому-нибудь пригодится)) Методисты остались довольны))...