Нетрадиционный урок литературы по разделу поэтическая тетрадь "Времена года"
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Бекетова Елена Геннадьевна

Обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь» в виде нетрадиционного урока. Данный материал показывает, как можно интересно провести урок литературного чтения в 4 классе, изучая поэзию XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnyy_urok_literatury.doc60 КБ
Office presentation icon vremena_goda_3.ppt1.56 МБ
Microsoft Office document icon krossvord.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок литературы

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

Цель: обобщение знаний обучающихся по разделу «Поэтическая тетрадь»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с поэзией начала – середины XX века.
  2. Учить детей бережно, чутко относиться к родной природе, родному краю.
  3. Учить понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла.
  4. Развивать творческие способности, воспитывать любовь к книге, интерес к чтению поэзии.
  5. Создать условия для развития грамотной, выразительной речи обучающихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы (слайд 1)
  3. Мы с Вами сегодня отправляемся в путешествие на ковре-самолёте.
  1. Первая остановка.

Идёт фотоколлаж с пейзажами весны (слайд 2).

Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 3):

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель: Молодцы!

Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение о весне.

Ученики: находят стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Ученик: читает выразительно стихотворение.

Учитель: Почему вы решили, что стихотворение о весне? (название «Весна в лесу»)

Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.

Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.

Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?

Ученик 1: Яр – глубокий заросший овраг

Ученик 2: Свирелка, свирель – дудка из дерева, тростника.

Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 4):

  1. Где по словам поэта, тепло?

    (И тепло на мягком мху…)

  1. Где по словам поэта обтаял снег?

    (Снег обтаял под сосною…)

  1. Как будет стучать дятел?

(Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудный…)

  1. Что станет делать медведь?

(И медведь с хребтом багровым

Встанет щуряся, в лому

По болотам, по дубровам

Побродить с тягучим рёвом

И с очей согнать дрему.)

  1. Куда уйдет поэт?

(В яр дремучий до зари…)

  1. Кого описывает поэт в конце стихотворения?

(Как гуляет перед бором

Чудный странничек в кустах…) 

Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…

  1. Вторая остановка.

Идёт фотоколлаж с пейзажами лета (слайд 5).

Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 6):

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Лето)

Учитель: Молодцы!

Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение о лете.

Ученики: а такого стихотворения нет.

Учитель: Правильно ребята, поэтому возьмите лист на столе и найдите стихотворение о лете.

Ученики: находят стихотворение Ф.И. Тютчева «Смотри, как роща зеленеет».

Ученик: читает выразительно стихотворение.

Учитель: почему вы решили, что стихотворение о лете? (роща зеленеет…)

Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.

Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.

Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?

Ученик 1: Сумрак – полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы

Ученик 2: нега – удовольствие, наслаждение, блаженство, упоение.

Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 7):

1.Чем облита роща?

(Палящим солнцем облита…)

2. От чего веет негой?

(От каждой ветки и листа!)

3. Как поэт описывает деревья?

(Смотри, как роща зеленеет…

Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником…)

4. Что предлагает поэт, войдя в рощу?

(Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником…)

5. Что до нас доходит с вышины?

(И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины…)

Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…

  1. Физкультминутка (слайды 8, 9, 10).

  1. Третья остановка.

Идёт фотоколлаж с пейзажами осени (слайд 11).

Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 12):

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят...  (Осень)

Учитель: Молодцы!

Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение об осени.

Ученики: находят стихотворение Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Ученик: читает выразительно стихотворение.

Учитель: Почему вы решили, что стихотворение об осени? (название «Золотая осень»)

Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.

Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.

Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?

Ученик 1: чертог – большое парадное помещение с пышным убранством

Ученик 2: каталог – составленный в определенном порядке перечень каких-нибудь однородных предметов.

Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 13):

  1. Что поэт называет сказочным чертогом?

    (Осень. Сказочный чертог…)

  1. С чем поэт сравнивает осенний лес?

    (Как на выставке картин…)

  1. С чем поэт сравнивает зарю?

 (И зари вишнёвый клей…)

  1. Какое сравнение использует поэт при описании клёнов?

 (В желтых клёнах флигеля

Словно в золочёных рамах…

  1. Почему по словам поэта, нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно?

 (Где нельзя ступить в овраг,

  Чтоб не стало всем известно:

  Так бушует, что ни шаг

  Под ногами лист древесный.)

Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…

  1. Четвертая остановка.

Идёт фотоколлаж с пейзажами зимы (слайд 14).

Учитель: Для того что получить разрешение на посадку мы должны угадать загадку (слайд 15):

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (Зима)

Учитель: Молодцы!

Учитель: А сейчас найдите в учебнике стихотворение о зиме.

Ученики: а такого стихотворения нет.

Учитель: Правильно ребята, поэтому возьмите лист на столе и найдите стихотворение о зиме.

Ученики: находят стихотворение А.С. Пушкина «Идёт волшебница зима».

Ученик: читает выразительно стихотворение.

Учитель: почему вы решили, что стихотворение о зиме? (название «Идёт волшебница зима…)

Учитель: А теперь докажите, найдя соответствующие строки в стихотворении.

Ученики: находят и зачитывают строки из стихотворения.

Учитель: дети вы обратили внимание на выделенные слова, кто объяснит значение слов?

Ученик 1: брега – покатые берега реки.

Ученик 2: пелена – сплошной покров, заволакивающий собой что-либо со всех сторон.

Учитель: Ребята, чтобы нам отправиться в путешествие, мы должны ответить на следующие вопросы (слайд 16):

  1. Как описывает поэт приход зимы?

(Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов…)

  1. Как поэт назвал зиму?

(волшебница зима, матушка-зима…)

  1. Кто дохнул, завыл, тучи нагоняя?

(Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл…)

  1. С какой рекою у поэта брега?

(Брега с недвижною рекою…)

  1. Чему рады мы в конце стихотворения?

(Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы...)

Учитель: Молодцы! Мы отправляемся дальше…

  1. Решаем кроссворд (слайд 17, 18).
  • Учитель раздает по одному листу с кроссвордом на каждый ряд.
  • Ученики решают командами (по рядам).
  • После того как учащиеся решили кроссворд, они меняются листами между рядами (первый ряд  второму; второй  третьему; третий  первому).
  • Подведение итогов по двум категориям: быстрое выполнение и правильность решения.

Учитель: Молодцы! Ребята мы заканчиваем наше путешествие и возвращаемся в класс.

  1. Подведение итогов и выставление оценок.
  2. Домашнее задание (слайд 19):

Подготовиться к контрольной работе. Учебник с. 4 – 15.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт.

Слайд 3

Где по словам поэта, тепло? Где по словам поэта обтаял снег? Как будет стучать дятел? Что станет делать медведь? Куда уйдет поэт? Кого описывает поэт в конце стихотворения?

Слайд 4

Солнце печёт, Липа цветёт. Рожь поспевает, Когда это бывает?

Слайд 5

Чем облита роща? От чего веет негой? Как поэт описывает деревья? Что предлагает поэт, войдя в рощу? Что до нас доходит с вышины?

Слайд 6

Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Слайд 7

Что поэт называет сказочным чертогом? С чем поэт сравнивает осенний лес? С чем поэт сравнивает зарю? Какое сравнение использует поэт при описании клёнов? Почему по словам поэта, нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно?

Слайд 8

Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал?

Слайд 9

Как описывает поэт приход зимы? Как поэт назвал зиму? Кто дохнул, завыл, тучи нагоняя? С какой рекою у поэта брега? Чему рады мы в конце стихотворения?

Слайд 10

Домашнее задание Подготовиться к контрольной работе. Учебник с. 4 - 15



Предварительный просмотр:

1

2

 

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

8

9

10

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

  1. Большое парадное помещение с пышным убранством.
  1. «Пришла без красок
    B без кисти
    И перекрасила все листья.»
  1. Автор стихотворения «Золотая осень».
  1. «Я раскрываю почки, в зелёные листочки. 
    Деревья одеваю, посевы поливаю, 
    Движения полна, зовут меня ...» 
  2. «Дел у меня немало - я белым одеялом 
    Всю землю укрываю, в лёд реки убираю, 
    Белю поля, дома, а зовут меня ...» 
  3. Автор стихотворения «Весна в лесу»

По горизонтали:

  1. «Зеленеют луга,
    В небе - радуга-дуга.
    Солнцем озеро согрето:
    Всех зовёт купаться ...»
  1. Полумрак, неполная темнота, при которой можно еще различать предметы
  2. Автор стихотворения «Идёт волшебница зима…»
  3. Автор стихотворения «Смотри, как роща зеленеет…»
  1. Что зеленеет?
  2. Дудка из дерева, тростника.
  3. Чему мы рады в стихотворении «Идёт волшебница зима…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2" (3 класс, УМК "Школа России").

Игровая технология широко используется в начальных классах. Она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, что важно для младших школьников.  Урок-игра по теме "Поэтическая ...

Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2"_литературное чтение_3 класс

Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь 2" проходит в форме игры. Класс делится на команды. Предварительно обсуждаются правила поведения в группе, сообщаются правила игры. На третьем слайде ка...

Конспект урока "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Презентация к уроку -обобщению по разделу Поэтическая тетрадь "1 ,литературное чтение 3 класс(2 часть учебника) автор Климанова Л.Ф

Данная разработка позволит провести урок обобщения по разделу интересно и разнообразно...

Конспект по литературному чтению "Урок-викторина по разделу поэтическая тетрадь" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь».Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведениям, изученны...