Главные вкладки

    Ю.Нагибин. "Зимний дуб"
    план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

    Сударкина Татьяна Васильевна

    Конспект цикла уроков по литературному чтению.Программа Эльконина-Давыдова. Автор учебника Матвеева Е.И.

    Тема цикла уроков:Тема понимания в отношениях взрослых и детей в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»

    Цели: анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_lit._cht._nagibin_zimniy_dub_4_kl.doc100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Урок по литературному чтению

    4 класс

    Программа Эльконина-Давыдова

    Автор учебника Матвеева Е.И.

    Тема цикла уроков:

    Тема понимания в отношениях взрослых и детей

    в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»

    Цели:

    - анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;

    Задачи:

    Предметные:

    -включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ;

    -помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

    Личностные:

    -высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

    - участвовать в   диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

    Метапредметные:

    - преобразовывать  и интерпретировать  информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

    Урок 1

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения.

    Цель: прогнозирование содержания текста

    Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб».

    - Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя?

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?

    - Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?

    - Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

    - Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

    Выслушиваются ответы детей.

    2 этап. Постановка цели урока.

    Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока.

    С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина?

    Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения

    3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст

    Учитель читает первую часть рассказа.

    Вопросы во время чтения

    «Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось»

    -Почему молодой учительнице нравился мороз?

    «Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик?

    «Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»?

    Слушают чтение учителя.

    -Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице.

    -Специалист по объездке лошадей.

    Кубанка-мужской головной убор.

    4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

    -Как вы думаете, с какой целью автор открывает повествование пейзажем?

    -Каким образом встреча в поле характеризует героиню?

    -Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).

    Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице»

    Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, — и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно — Анна Васильевна»

    5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст

    Задача: поиск информации и понимание прочитанного

    Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора.

    «И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения?

    Презентация слайд №13

    «И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..»  Когда страх можно назвать смешным?

    Дети читают по цепочке вторую часть рассказа.

    -Это названия головных уборов.

    -Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины.

    Этап 6. Оценка информации

    Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

    -Как АВ относится к своей работе?

    -Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

    -Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком»

    -Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде?

    -Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она

    перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..."»

    -« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»

     Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы»

    -Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям..», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.»

    Этап 7. Итог урока

    Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?  

    Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа?

    А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

    А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание.

    Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно.

    Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе.

    2 урок

    Тема: «Характеры героев рассказа»

    1 этап

    Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    На прошлом уроке мы начали знакомство с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб». На какие вопросы мы пытались ответить?

    Дома вы дочитали рассказ до конца и теперь уже можете ответить наверняка на эти вопросы.

    -Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

    Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях.

    Назовите героев произведения Ю.Нагибина.

    Учитель фиксирует ответы на доске.

    -Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

    Выслушиваюся ответы детей.

    -Анна Васильевна и Савушкин. (Если дети не назовут в числе героев зимний дуб, спросить, почему не назвали)

    Задача 1: определять тему частей текста

    Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. Определите тему каждой из частей

    - Тема 1 части: тропинка в школу ( или «напоённый светом январский денёк»)

    Тема 2 части:  урок русского языка в 5-а классе.

    Тема 3 части: разговор учительницы с учеником

    Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья»)

    Задача 2: находить в тексте конкретные  аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде.

    Проверим, насколько внимательно вы читали начало рассказа. Ответьте кратко на вопросы. 

    (Приём в форме опросника прямого вопроса)

    -Как звали молодую учительницу-героиню рассказа?

    -Сколько ей было лет?

    -Сколько лет она проработала в школе?

    -Какой предмет преподавала?

    -Как относились к молодой учительнице ученики и их родители?

    -К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром?

    -Какую тему проходили ученики?

    -Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок.

    -Какой пример существительного привёл герой рассказа?

    -Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую?

    Заготовьте оценочную линеечку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подтвердите ответы цитатами. (Приём поискового чтения)

    Дети записывают в тетради ответы на вопросы.

    -Анна Васильевна

    -24 года

    -Два года

    -Русский язык

    -Уважительно

    -5 «а»

    -Имена существительные

    -Савушкин

    -Зимний дуб

    -Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок.

    Взаимопроверка.

    Подтверждение ответов цитатами.

    (За каждую быстро найденную цитату ученики ставят себе в тетради плюс. Ученики,набравшие больше всего плюсов, получают «5»)

    Задача 3: понимать информацию, представленную в неявном виде

    Вы сейчас отвечали на мои вопросы, легко находя подтверждения своим ответам в тексте. А вот теперь попробуйте ответить на вопросы, на которые нельзя найти прямые ответы в рассказе. И всё-таки ответить на них можно. Предлагаю разбиться на группы для обсуждения ответа в течение 1 минуты. (Приём в форме хитроумных вопросов)

    Вопрос 1. Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?

    Вопрос 2. Кем работала мама Савушкина?

    Объединяются в группы для обсуждения ответов.

    - 45 минут: «От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса»

    - Санитаркой  при санатории: «Она вспомнила мать Савушкина — "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками»

    Этап 2. Работа с текстом: оценка информации

    Задача 1: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

    Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)

    Просмотр презентации. Зачитывание цитат.

    Физкультминутка.

    Задача 2: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

    Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)

    Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке.

    Ответы фиксируются на доске.

    -Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них?

    -А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?

    -Каким мы видим Савушкина?

    Возможные наводящие вопросы:

    «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна»  Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?

    -Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»).

    «Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она)

    -Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

    -Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная

    Савушкин: добродушный, рассеянный

    -АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью»

    Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"»

    -Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку»  Внимательный, заботливый.

    -АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес…» «Анна Васильевна заинтересовалась следами……азартно спросила…..» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус…» самокритичная «Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, — Можно ли яснее признать свое бессилие?»

    Этап 4. Итог урока

    Мы провели с вами большую работу. Но вот вопрос: можно ли назвать зимний дуб героем рассказа- так и остался открытым. Почему  же автор назвал рассказ именно так? Об этом поговорим на следующем уроке.

    А что вам нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку?

    Выслушиваются ответы детей. Возможные варианты: перечитать заключительную часть рассказа, в которой описывается зимний дуб и встреча с ним АВ. Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

    3 урок

    Тема «Роль природы в жизни человека»

    1 этап. Постановка цели урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Сегодня у нас заключительный урок по изучению рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб» Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?

    Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека?  Как  при помощи слова  создается образ?

    Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Нам предстоит проделать очень большую работу.

    Этап 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Дома вы рисовали рисунки. Давайте посмотрим, какаим вы представили зимний дуб.

    Учитель просит подобрать цитаты к рисункам одноклассников.

    На доску вывешиваются детские рисунки.

    Находят цитаты к рисункам.

    - Мы перечитали описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

    - Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

    - Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

    - Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

    -Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

     

    -Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?

    -Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?

    -Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись. (Просмотр презентации:слайд № 10, 11)

    -Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках.

    -Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно.

    -Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех.

    -"Просто дуб  – что! Зимний дуб – вот это существительное!"

    -"…Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.

    -Да, изменилось. Она подумала о мальчике как  о «чудесном и загадочном человеке»

    3 этап. Обобщающая беседа по прочитанному.

    -Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?

    -Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?

    -Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?

    -Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?

    -Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

    -Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?

    -Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?

    - Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней?

    -Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

    -Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам

    4 этап. Итог урока

    -Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

    -Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"

    Тема понимания в отношениях взрослых и детей в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»...