Цикл уроков по произведению Ю.Нагибина "Зимний дуб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бродникова Наталья Петровна

Тема понимания в отношениях взрослых и детей

в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Урок по литературному чтению

4 класс

Программа Эльконина-Давыдова

Автор учебника Матвеева Е.И.

Тема цикла уроков:

Тема понимания в отношениях взрослых и детей

в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»

Цели:

- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;

Задачи:

Предметные:

-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации ;

-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Личностные:

-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

- участвовать в   диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Метапредметные:

- преобразовывать  и интерпретировать  информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

Урок 1

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения.

Цель: прогнозирование содержания текста

Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб».

- Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?

- Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?

- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?

- Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

Выслушиваются ответы детей.

2 этап. Постановка цели урока.

Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока.

С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина?

Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения

3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст

Учитель читает первую часть рассказа.

Вопросы во время чтения

«Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось»

-Почему молодой учительнице нравился мороз?

«Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик?

«Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»?

Слушают чтение учителя.

-Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице.

-Специалист по объездке лошадей.

Кубанка-мужской головной убор.

4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

-Как вы думаете, с какой целью автор открывает повествование пейзажем?

-Каким образом встреча в поле характеризует героиню?

-Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).

Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице»

Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, — и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно — Анна Васильевна»

5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст

Задача: поиск информации и понимание прочитанного

Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора.

«И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения?

Презентация слайд №13

«И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..»  Когда страх можно назвать смешным?

Дети читают по цепочке вторую часть рассказа.

-Это названия головных уборов.

-Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины.

Этап 6. Оценка информации

Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

-Как АВ относится к своей работе?

-Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

-Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком»

-Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде?

-Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она

перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..."»

-« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»

 Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы»

-Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям..», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.»

Этап 7. Итог урока

Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?  

Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа?

А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание.

Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно.

Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе.

2 урок

Тема: «Характеры героев рассказа»

1 этап

Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Деятельность учителя

Деятельность ученика

На прошлом уроке мы начали знакомство с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб». На какие вопросы мы пытались ответить?

Дома вы дочитали рассказ до конца и теперь уже можете ответить наверняка на эти вопросы.

-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях.

Назовите героев произведения Ю.Нагибина.

Учитель фиксирует ответы на доске.

-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

Выслушиваюся ответы детей.

-Анна Васильевна и Савушкин. (Если дети не назовут в числе героев зимний дуб, спросить, почему не назвали)

Задача 1: определять тему частей текста

Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. Определите тему каждой из частей

- Тема 1 части: тропинка в школу ( или «напоённый светом январский денёк»)

Тема 2 части:  урок русского языка в 5-а классе.

Тема 3 части: разговор учительницы с учеником

Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья»)

Задача 2: находить в тексте конкретные  аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде.

Проверим, насколько внимательно вы читали начало рассказа. Ответьте кратко на вопросы. 

(Приём в форме опросника прямого вопроса)

-Как звали молодую учительницу-героиню рассказа?

-Сколько ей было лет?

-Сколько лет она проработала в школе?

-Какой предмет преподавала?

-Как относились к молодой учительнице ученики и их родители?

-К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром?

-Какую тему проходили ученики?

-Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок.

-Какой пример существительного привёл герой рассказа?

-Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую?

Заготовьте оценочную линеечку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подтвердите ответы цитатами. (Приём поискового чтения)

Дети записывают в тетради ответы на вопросы.

-Анна Васильевна

-24 года

-Два года

-Русский язык

-Уважительно

-5 «а»

-Имена существительные

-Савушкин

-Зимний дуб

-Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок.

Взаимопроверка.

Подтверждение ответов цитатами.

(За каждую быстро найденную цитату ученики ставят себе в тетради плюс. Ученики,набравшие больше всего плюсов, получают «5»)

Задача 3: понимать информацию, представленную в неявном виде

Вы сейчас отвечали на мои вопросы, легко находя подтверждения своим ответам в тексте. А вот теперь попробуйте ответить на вопросы, на которые нельзя найти прямые ответы в рассказе. И всё-таки ответить на них можно. Предлагаю разбиться на группы для обсуждения ответа в течение 1 минуты. (Приём в форме хитроумных вопросов)

Вопрос 1. Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?

Вопрос 2. Кем работала мама Савушкина?

Объединяются в группы для обсуждения ответов.

- 45 минут: «От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса»

- Санитаркой  при санатории: «Она вспомнила мать Савушкина — "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками»

Этап 2. Работа с текстом: оценка информации

Задача 1: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)

Просмотр презентации. Зачитывание цитат.

Физкультминутка.

Задача 2: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)

Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке.

Ответы фиксируются на доске.

-Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них?

-А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?

-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы:

«— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна»  Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?

-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»).

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она)

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

-Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная

Савушкин: добродушный, рассеянный

-АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью»

Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"»

-Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку»  Внимательный, заботливый.

-АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес…» «Анна Васильевна заинтересовалась следами……азартно спросила…..» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус…» самокритичная «Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, — Можно ли яснее признать свое бессилие?»

Этап 4. Итог урока

Мы провели с вами большую работу. Но вот вопрос: можно ли назвать зимний дуб героем рассказа- так и остался открытым. Почему  же автор назвал рассказ именно так? Об этом поговорим на следующем уроке.

А что вам нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку?

Выслушиваются ответы детей. Возможные варианты: перечитать заключительную часть рассказа, в которой описывается зимний дуб и встреча с ним АВ. Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

3 урок

Тема «Роль природы в жизни человека»

1 этап. Постановка цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня у нас заключительный урок по изучению рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб» Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?

Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека?  Как  при помощи слова  создается образ?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Нам предстоит проделать очень большую работу.

Этап 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Дома вы рисовали рисунки. Давайте посмотрим, какаим вы представили зимний дуб.

Учитель просит подобрать цитаты к рисункам одноклассников.

На доску вывешиваются детские рисунки.

Находят цитаты к рисункам.

- Мы перечитали описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

 

-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?

-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?

-Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись. (Просмотр презентации:слайд № 10, 11)

-Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках.

-Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно.

-Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех.

-"Просто дуб  – что! Зимний дуб – вот это существительное!"

-"…Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.

-Да, изменилось. Она подумала о мальчике как  о «чудесном и загадочном человеке»

3 этап. Обобщающая беседа по прочитанному.

-Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?

-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?

-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?

-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?

-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?

- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней?

-Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

-Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам

4 этап. Итог урока

-Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

-Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков математики

Планы уроков по математике...

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

цикл уроків з теми " Нежива природа" 3 клас

Представляю на розгляд вчителів мої уроки  разом з презентаціями  з теми " Нежива природа "3 клас. Сподіваюсь,що може,комусь  стануть в нагоді...

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница", 3 класс.

Данный цикл уроков литературного чтения является авторской разработкой и направлен в помощь коллегам, использующим в своей работе интегрированные уроки....

Цикл уроков литературного чтения с элементами интегрированного урока (музыка) по теме "В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" 3 класс

Цели:Познакомить обучающихся  с творчеством русского писателя В.М. Гаршина и его сказкой «Лягушка-путешественница»;Задачи:формировать  коммуникативные умения: выделять главную мысль те...

Урок 1- 2 цикл уроков по окружающему миру

Цель:Ознакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами,2.      Познакомить с защитным знаком «Качеством Кубани»;3.       Орган...