Цикл уроков по формированию и развитию функциональной грамотности на уроках в начальной школе
методическая разработка по математике (4 класс)

Гончарук Елена Анатольевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок математики по теме: «Письменное умножение многозначного числа на однозначное»

 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

• Предмет: математика, класс: 4, автор учебника: математика, 4 класс, М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Тема урока: «Письменное умножение многозначного числа на однозначное».    

Учебник: М.И.Моро «Математика» 4 класс, часть 1, рабочая тетрадь по математике, компьютер, проектор.

• Дидактическая цель: создать условия для формирования функциональной грамотности, умения умножения многозначного числа на однозначное, умения записывать новый приём умножения.

• Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

Обучающая:

1) формировать представления о конкретном смысле умножения многозначного числа на однозначное;

2) формировать умения:

- производить умножение многозначного числа на однозначное с опорой на схематический рисунок;

- записывать новый приём умножения;

- выполнять умножение многозначного числа на однозначное удобным способом;

- применять полученные знания при решении практических задач.

Развивающая: 

- способствовать развитию функциональной грамотности;

- способствовать развитию социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- способствовать развитию использования знаково-символических средств представления информации для создания схем решения учебных и практических задач;

Воспитательная: содействовать воспитанию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• Методы обучения:

- деятельностный, проблемный;

- словесный (беседа), наглядный (картинки в учебнике, презентация), практический (упражнения);

• Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная,   индивидуальная.

• Средства обучения (для учителя, для учащихся):

Для учителя:

- учебник «Математика» 4 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. часть 2 с.42

- презентация к уроку, компьютер, проектор;

- конспект урока.

Для обучающихся:

- учебник «Математика» 4 класс, Моро М.И., Бантова М.А. и др. часть 2 с.42

- презентация к уроку;

- карточки с заданиями для каждого ученика;

- карточки с заданиями для работы в группах;

- маркерные доски;

- индивидуальные доски с разноцветными магнитиками;

- «Лист Успеха» для самооценки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя                                                                              

Деятельность обучающихся

1. Организация начала урока. 

 

Все сумели мы собраться?
За работу дружно взяться?
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать

Проверьте осанку и настройтесь на работу.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит думать, решать, отвечать на вопросы, изучить новую тему.

С каким настроением начинаете урок?

 Отвечают:

- Можем мы урок начать!

Положительный эмоциональный настрой обучающихся на совместную деятельность

 Заполняют рабочий лист

2. Актуализация знаний.

1.   Электронный тренажёр.

Игра с шариком

Комбинированный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b8551f03-eeba-43a4-8a1a-308e2b9d54ba/ResFile.SWF

2. Блиц-опрос.

-  Сколько тюльпанов стояло в вазе? (27)

 - Отрезок, равный 100 см?

- Расстояние равное 1000 метрам?

- Сколько хвостов у семи псов? (7)

- Сколько пальчиков на руках у четырех

мальчиков? (40)

- Промежуток времени в 100 лет?

- Сколько ушей у пяти малышей? (10)

- В вазе стояло 27 тюльпанов и 8 нарциссов.

-  Самая маленькая единица длины?

 

Обучащиеся решают примеры на табличное и вне табличное

умножение и деление

Дети в быстром темпе отвечают на занимательные вопросы, включаясь в работу на уроке.

Баллы за каждый верный ответ фиксируют на досках успеха.

 

 

 

 

3.Самоопределение к деятельности

1. Практическая работа на основе ЭОР

Тренажер при изучении нумерации многозначных чисел

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d3b9a392-582d-41ad-9173-fbb1f79a35da/ResFile.SWF

2. Математический диктант.

9871,435, 143, 764

Увеличите первое число на 4. Как это сделать? Почему не получается? (Мы не умеем умножать четырёхзначные числа на однозначное)

Записывают четырехзначные числа

Записывают числа в столбик

4.Формулирова

ние темы и цели урока.

 

Появилась проблема, мы не умеем решать такие примеры.

- Кто может сформулировать тему урока (умножение многозначного числа на однозначное)

- Чему будем учиться? Какую цель вы поставите перед собой на уроке?                 
( Научиться умножать многозначное число на однозначное, найти новый способ решения) 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Усвоение новых знаний и способов деятельности

 

 

 

 1. Повторение умножения трехзначного числа на однозначное

Алгоритма умножения

Информационный

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7583fbdb-0064-4f9c-9440-10118e3b6f04/ResFile.SWF

2. Составление алгоритма выполнения действия с многозначными и именованными числами. 

3. Работа с учебником.  

 

Дети повторяют алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное

 

Чтение текста учебника рядом с.77

№333 выполняют коллективно с комментированием у доски

По ходу работы обучающиеся осуществляют обратную связь с помощью сигналов «Верно-неверно»

6. физкультминутка

Предлагаю всем нам отдохнуть вместе с героем

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E&t=21s

Выполняют физминутку.

7.Закрепление знаний и способов действий

  1. 1. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Давайте решим примеры для закрепления,

  • 284 * 5,
  • 3252 * 3,
  • 5126 * 7.

2. Решение задачи № 334 у доски с комментированием.  

 (с краткой записью) 

3.Практическая работа на основе ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f17ca183-226e-4408-998c-c74c0db0769d/ResFile.SWF

4. Решение задачи на движение №335

(в таблице)

5. Работа в парах № 338

Самостоятельно решают примеры на умножение многозначного числа на однозначное.

   

 

Комментируя, решают задачу на умножение именованных чисел.

Дети по желанию пользуются «Карточками-помощницами» по решению задач.

Самостоятельная запись решения.

Самопроверка, сигналы «Верно»-«Неверно».

Сравнивают площади прямоугольника, квадрата и треугольника.

Рефлексия учебной деятельности

- С каким новым способом умножения мы с вами сегодня познакомились?

- Где и в каких случаях могут пригодиться

 в жизни знания, полученные на уроке?

 - На доске успеха прикреплены красный, желтый и зеленый магниты. Если понравилось занятие и было интересно - прикрепить к доске успеха магнит зеленого цвета.       

Вспоминают поставленную цель в начале урока, делают выводы по уроку, соотносят цель и результаты,

Указывают степень их соответствия.

Работа с «Магнитной доской успеха».

8. Домашнее задание.

- Дома вам нужно

  • потренироваться в решение примеров.
  • выполнить по выбору-№335, 337

Записывают домашнее задание по выбору


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:—быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;—научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;—научить видеть ...

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

«Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе»

Проект «Модель формирования и развития функциональной грамотности в начальной школе», адресован учителям начальных классов, классным руководителям, руководителям МО, методистам и зам. дире...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...

"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается современный подход к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Раскрыта важность функциональной грамотности для развития личности в контексте изменений в с...