План - конспект урока на тему "Чувашские национальные праздники"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Здесь публикуется план-конспект урока по родной литературе (для чувашских школ) на тему  "Чувашские национальные праздники"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekturokachuvprasdniki.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Чувашские национальные  праздники, обычаи и традиции.

Цель: Ознакомление учащихся с  праздниками Сургури и Масленица.

Задачи: 1. Показать, как красив чувашский язык в музыке, поэзии, обрядах.

               2. Способствовать формированию интереса к культуре       родного народа;

               3. Развивать  навыки выразительного чтения.

               4. Воспитывать  чувство любви и уважения к старшему поколению.

Оборудование: 1) презентация «Чувашские национальные праздники»;

                          2)фотографии, посвящённые празднику Сургури, исполненные артистами Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца  города Чебоксары;

                         3) альбом «Чувашские праздники, обычаи и традиции»;

                         4)фонограмма песни «Масленица» (на чувашском языке).

Учебно- методический комплект:

1. Литературное чтение (на чувашском языке).  Учебник для 2 класса чувашской школы Т.В. Артемьева, О.И. Печников – Чебоксары,  Чувашское книжное издательство, 2012 г.

2.  Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение»  для 2 класса, Т.В. Артемьева, О.И. Печников.  Чебоксары  2012 г.

3. Альбом для раскрасок к учебнику «Литературное чтение» Т.В.Артемьева, О. И. Печников; Чебоксары, 2010г.

4. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»  Т.В.Артемьева, О. И. Печников; Чебоксары, 2009г.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Улыбнитесь друг другу и в хорошем настроении  начнём наш урок.

2. Проверка  домашнего задания:

- Дома вы должны были придумать сказку. Давайте расскажем. Чья сказка будет интересней, вы мне подскажете, - тому передаётся медальончик.

(4-5 учеников расскажут свои сказки, победителю вручаем переходящий медальон).

3. Сообщение цели и задач урока.

Сегодня у нас необычный урок. Мы сегодня вернемся в прошлую жизнь и  узнаем, как жили наши бабушки и дедушки и какие праздники они справляли.

4. Работа над новым материалом.

          У чувашей   много красивых традиций и праздников. На праздниках звенели песни, стихи, танцы. У каждого праздника были свои стихи и песни.

         Чуваши в старину выращивали много овец. К Рождеству в основном овцы оягнились и народ справлял праздник – Сургури («Сурхури» - от чувашского слова «сурӑх» - означает «овца»).

        Давайте посмотрим  презентацию, как отмечали чуваши в старину Сургури. (Просмотр слайдов 1-6. Прил. Презентация «Чувашские национальные праздники»)

 1.Чувашские национальные праздники

2. Сургури– старинный чувашский  праздник. Отмечался он в период зимнего солнцестояния. Сургури обычно праздновался целую неделю.  Во время празднования  проводились обряды.

3. К празднику готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). Когда наступил день Сургури, пекли пироги и обязательно пирог с горохом.

4. Считали, если в Сургури дети на санках скатятся с самой высокой и длинной горки, то лен и конопля в новом наступающем году вырастут особенно высокими.

5. Ребята, собираясь группами, подворно обходили деревню. Заходя во двор, они запевали песню о том, что, если хозяева не дадут им пирога, овца сломает ногу, если дадут — нога срастется.

6. Особенно весело проводит Сургури молодежь. Она, собираясь группами, ходит по домам, поёт, пляшет.

      Полагали, что из домов злых духов  могут изгнать только ряженые.

К нам в деревню с концертом приезжал Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца из города Чебоксар   с концертной программой «Старинные  обряды чувашского народа». Они показывали несколько танцев, посвящённые празднику Сургури и мне удалось сфотографировать несколько кадров. (Показываю фотографии – прил.№ 1 - 4).

Сейчас откроем учебники на страницу 31 и читаем песню Сургури»:

   1) чтение учителем;

   2) чтение 3-4 учениками (первый  -  умеющий выразительно читать);

    3) чтение хором.

Ответы на вопросы:

  - Куда зовут ребят в песне?

  (На праздник)

   - Как ходили ребята на праздник?

   (Они собирались в группу и ходили по дворам).

   -  Как встречали их хозяева?

    (Приветливо. И в каждом доме их угощали колобком из пшеничной муки , пирогами и горохом).

   - Сейчас чуваши празднуют Сургури?

     (Да. Только не так, как в старину.)

 (Презентация. Слайд 7. См. в прил.)

    7 января в Ярабайкасинском СДК  каждый год устраивают детям праздник. Там дети поют новогодние песни, читают стихи и танцуют. Но самое интересное –– это угощение орехами. Дед Мороз бросает на пол орехи, и  все собирают их – кто больше.

 (Воспоминания и рассказы детей).

 5. Физкультминутка.

    После Сургури у чувашей приближается следующий большой праздник – Масленица.

(Просмотр слайдов 8-12. См. в прил.)

   8.  Другой праздник - это Масленица . Отмечают на 7 или 9 неделе после Сургури. В старину  праздник длился 2 недели, затем совпал с русской Масленицей и празднуют одну неделю – от воскресенья до воскресенья. Раньше устраивали катания на лошадях.

9. В народе полагали, что шум, производимый при катании на лошадях, увешанных колокольчиками, украшенных платками и лентами, изгоняет злых духов из деревень, лесов, полей.

10. Поджигая на горке Масленичную бабу (Çăварни карчăкĕ) – тоже гнали злых духов.

11. Сейчас нет таких катаний на лошадях. Но у  нас в школе вошло в традицию каждый год праздновать Масленицу. Украшаем свои санки лентами, цветками и идём кататься на горку.

12. Главный атрибут праздника  – блины!

  - Давайте прочитаем стихотворение «Масленица» (стр. 33)

  (Прочитает учитель)

  - Что делала молодежь в старину в масленую неделю?

     (Устраивали катания на лошадях)

   - А дети?

     (Катались на санках с горки)

  (Чтение стихотворения  3-4 учащимися )

На странице 34 найдем текст «Масленая неделя»

(Читаем текст вслух по частям)

  - Когда справляют Масленицу?

  (Весной)

  - Чем знаменита Масленица?

 (Ответы учащихся: блинами; катанием на лошадях; семечками, орехами …)

6. Физкульминутка

7. Закрепление нового материала.

1) Сейчас откроем альбомы для раскрасок на 5 страницу (см. в прил. №5)

  - Про какой праздник тут нарисован?

  (Про Масленицу)

  - Как узнали?

   (Ответы учащихся: бабушка печет блины, на горке стоит масленичная баба из соломы)

  - Правильно, молодцы! Так давайте раскрашиваем картины цветными карандашами.

Еще про какой праздник мы сегодня узнали?

   (Про Сургури)

Правильно. На этой странице есть пустой квадрат. Что должны вы тут делать, кто скажет?

(Нарисовать рисунок, означающий праздник Сургури)

  - Хорошо. Но это вы нарисуете дома. Какой рисунок может быть здесь?

(Ответы детей)  Работайте чисто и аккуратно!

2) Теперь откроем рабочие тетради на 9 страницу

Выполняем 1 задание: читаем четверостишие без названия  (на чувашском языке)

    - На каком празднике пели эту песню?

  (На Масленице)  

  Правильно, молодцы! Значит, как можно озаглавить этот стишок?

   (Масленица)

  - Хорошо. Запишем это слово – МАСЛЕНИЦА.

Задание 2 – тестирование (групповая работа – класс разделяется на 3 группы, по 5 человек(всего 15 учащихся).

Кто пел эту песню?

   ´     девушки                             ´    старики

   ´     мальчики                            ´    девочки

   ´    парни                                  ´    женщины

(Правильный ответ: парни)

 Проверка тестирования - после 2 минут рассуждения 1 ученик из группы выйдет доказать, почему выбрали это слово.

8. Домашнее задание.

   Задание 3 выполните дома. Спросите дома у своих предков стихи и песни про Сургури и Масленицу. Запишете одно из них на эту тетрадь и выучите наизусть.

 

   Сейчас послушайте одну песню про Масленицу, которую исполняют учащиеся 4 класса нашей школы. Музыка народная, а слова придумали мы с учениками 4 класса. (Прил.)

  - Песня понравилась? Если понравилась, с вами тоже научимся петь эту песню.

8. Итог урока. 

(Оценки учащимся: 1) за продуманную дома сказку;  

                              2) за чтение текста и ответы на вопросы.

 - С какими праздниками мы сегодня ознакомились на уроке? (Сургури и Масленица)

 - Как  они проводились? (весело)

             У чувашей еще есть другие праздники и обряды. О них мы будем говорить на следующем уроке и посмотрим дальше презентацию.

        А сейчас встали, можете выйти на перемену, а кому интересны праздники, можете посмотреть альбом «Чувашские праздники, обычаи и традиции», которую выполнила Лоцманова Виктория - ученица 4 класса нашей школы.  Пожалуйста.

Приложение 1.

   

  1. Объявление концерта в           2. Танец, посвященный празднику                                          

           нашей деревне                                     Сургури                          

   

     3.  Танец, посвященный празднику              4. Танец, посвященный                          празднику  Сургури                                                      Сургури                          

      

 

       5. Страница 5 из альбома                     6. Альбом ученицы  4 класса

                 для раскрасок  

Список использованной литературы:

Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Этнографический очерк. - Чебоксары, 1970.

Егоров НИ. Чувашские праздники и обряды. - Чебоксары, 1991.

Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. - М., 2000.

Исследования по древней и современной культуре чувашей. - Чебоксары, 1987.

История Чувашской АССР. Т. I. - Чебоксары, 1966.

Культура Чувашского края. Ч. I. - Чебоксары, 1995.

Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде / Этнографический очерк. - Казань, 1881.

Михайлов СМ. Избранные труды. - Чебоксары, 1996.

Михайлов СМ. Обряды и обычаи чуваш. Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. - Санкт-Петербург, 1891.

Никольский Н.В. Взгляд чуваш на воинскую повинность. - Казань, 1905.

Салмин А. К. Духи требуют жертв. Система традиционных обрядов чувашей. -Чебоксары, 1990.

Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. - Чебоксары, 1994.

Андрееа И. А., Горшков А. Е. Чувашско – русский словарь. Москва, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Праздники.День Рождения". УМК Биболетова.

Урок является комбинированным уроком в цикле уроков по теме "Праздники", который направлен на активизацию лексического материала по теме "Времена года", "Месяцы", а также на закрепление грамматическог...

План-конспект урока «Окружающий мир» по теме «Праздник урожая»

1. Знакомство с разнообразием дикорастущих и культурных растений, плоды которых человек может использовать в пищу.           2. Закрепление знаний о полезн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «ПРАЗДНИКИ» ДЛЯ 4 КЛАССА

Конспект урока английского языка по теме "Праздники" для 4-х классов...

План-конспект урока в 3 классе. Тема: «Праздники. День рождения».

План-конспект урока в 3 классе. «Праздники. День рождения»....

План-конспект урока окружающий мир по теме: "ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ " 4 класс

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию представления о праздниках в России, их различиях и особенностях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации...

План-конспект урока "Народный праздник", 4 класс

Итоговое занятие первой четверти по программе Б.М. Неменского....