План-конспект урока "Народный праздник", 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Тимоничева Лада Васильевна

Итоговое занятие первой четверти по программе Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnyy_prazdnik.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Народные праздники»

Цель и задачи  урока: Пояснить  роль праздника в народной жизни; познакомить с разнообразием русских праздников; провести  эстетическую оценку праздника в жизни и в художественном изображении; развивать навыки  коллективной  творческой  работы; обобщить знания о проектах и  тему «Русские обычаи и традиции».

Вид деятельности: Проведение игры – викторины; коллективное изготовление панно в технике коллаж.

 Планируемые результаты: школьники узнают специфику праздника в жизни; познакомятся с вариантами изображения праздников в искусстве; повторят навыки коллективной работы; закрепят навыки выполнения творческого проекта.

Оборудование: Компьютер, проектор, лист ватмана, заготовка пояснительной записки, звездочки из бумаги, иллюстрации.

Ключевые слова и понятия: Творческий проект, пояснительная записка, панно, коллаж, праздник.

 Ход урока:

  1. Организационный момент

(Приветствие, проверка  готовности  класса к уроку)

  1. I часть мотивационного этапа

 У нас сегодня будет необычный урок. Мы выполним творческий проект, запишите в тетрадь вид деятельности на сегодняшнем уроке (слайд 1).

  1. Повторение пройденного материала

 Давайте вспомним (слайд 2)

- Что такое творческий проект? (ответ учащихся - это научно-исследовательская работа)

- Из чего состоит творческий проект? (ответ учащихся - из практической работы и  теоретической)

4. II часть мотивационного этапа

- А мы с вами попробуем выполнить коллективный проект, значит работать надо будет всем классом и результат проекта будет зависеть от каждого из вас. Те кто будут активно работать на уроке будут награждены звездой и получат 5.

-На доске прикреплен большой лист бумаги. Я сегодня предлагаю вам сделать панно.(Написать над листом –«Продукт»). А рядом полоса из белых листов бумаги – это будет пояснительная записка к проекту (написать рядом с полосой «Пояснительная записка»). Знаете, что такое панно, вам это слово знакомо? (ответы учащихся) (слайд 3), проще говоря - это большая картина. И выполним мы его в технике коллаж (ответы учащихся) (от французского слова приклеивание). А вот на какую тему будет эта работа, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд.(слайд 4)

  1. Как называли дом на Руси? (изба)
  2. Какой делали крышу на избах? (двускатная)
  3. Узорчатые доски, прикрывающие края кровли (причелины)
  4. Декоративные элементы, которыми оформляют окна (наличники)
  5. Повторяющиеся или чередующиеся элементы, узор (орнамент)
  6. Орнамент, которым была украшена одежда (вышивка)
  7. Цвет, который на Руси считался самым красивым. (красный)
  8. Деталь женской одежды Орловской губернии. (передник)

5. Беседа по теме урока

Молодцы, по вертикали получилось слово праздник.  Скажите, пожалуйста, а праздничный день отличается чем-нибудь от будничных, обычных (да). Чем, назовите приметы праздника (ответы учащихся): Давайте посмотрим все ли вы назвали (слайд 5)

  1. Отдых, веселье
  2. Лучшие наряды
  3. На столе самая вкусная еда
  4. Подарки

Вы любите праздники? (да) Как вы думаете какая будет тема  творческого  проекта и сегодняшнего урока? (ответы учащихся) (слайд 6): "Народный праздник" запишите тему проекта в тетради. Давайте попробуем определить сразу цель и задачи нашего проекта, что к концу урока мы должны сделать? (панно на тему "Народный праздник") Хорошо, чтобы сделать панно исторически-верным грамотным, что нужно сделать? Что-то изучить, исследовать? Чему научиться? Сформулируйте и запишите, пожалуйста, задачи, которые мы должны выполнить для лучшего результата.

  1. Изучить народный костюм.
  2. Познакомиться с традициями строительства домов на Руси.
  3. Научиться рисовать людей в народных костюмах и делать макеты изб.
  4. Узнать как проводили праздники на Руси.

- Прежде чем мы перейдем к выполнению последней задачи,  для панно нужно подготовить фон. Пожалуйста, желающие попробовать свои силы в монументальной живописи. (выходят желающие учащиеся).

6. Работа с учебником

 - А теперь перейдем к нашей теме как проводились праздники на Руси. Откройте учебники на странице 40 и прочитайте вслух по очереди текст. Обратите внимание на иллюстрации в учебнике. Это картины русского известного художника Б. Кустодиева. (слайд 7) Раньше в те далекие времена праздники носили календарно – обрядовый характер, это значит проходили в разные времена года и обращены были к силам природы.

- Как вам кажется, народные праздники в наше время  существуют? (да) Что значит народный праздник? (когда на праздник выходит весь народ) Какие? (Новый год, Масленица, День победы, День города, День защиты детей,) Значит традиция устраивать народные праздники с тех далеких времен дошла и до нас?

- Мы с вами уже проделали не малую работу, пора немного размяться. Какая погода должна быть в праздничный день? (хорошая).Вот мы с вами сейчас для этого постараемся. Встали…(слайд 8)

7. Физкультминутка

  • Мы на пальцы поднялись,
  • Подняли вверх ручки,
  • А теперь мы от Земли

            Отталкиваем тучки.

  • Ну-ка, тучки, все домой

            Быстро уходите.

  • А ребята -  за столы,

            К работе возвратитесь.

- Вовремя подготовки к этой работе мы вместе изучали и как выглядела одежа и как строили дома. Давайте вспомним эту интересную историческую информацию.

-  Я предлагаю вам небольшое соревнование.

8. Игровой момент

- Кто из вас считает, что хорошо помнит термины строительства и украшения дома. Кто готов сразится в интеллектуальной битве? (слайд 9)

 (выходят два желающих учащихся, по очереди называют детали одежды).

- Хорошо. Кто из вас провел исследование и нашел что-нибудь интересное о традициях, обрядах при строительстве домов.(выступают учащиеся, подготовившие сообщения)

- Хорошо. Теперь давайте вспомним  из чего состоял мужской и женский костюм. (выходят два желающих учащихся)(слайд 10).

9. Самостоятельная  исследовательская  работа

А кто и вас поискал дополнить информацию об особенностях костюма Орловской губернии.

(выступают учащиеся подготовившие сообщения)

- В нашей местности была своя уникальная вышивка "Орловский спис", сейчас мы с ней познакомимся. (слайд 11) ( выступает учащийся с сообщением)

10. Коллективная работа

- Прекрасно. Вот уже и готов фон для панно. Теперь давайте построим улицу из приготовленных макетов домов. У кого изба имеет законченный вид, пожалуйста, подходите к доске, размещайте ее на панно. Дома как правило ставили лицом к дороге в один или два ряда.(учащиеся подходят к панно и приклеивают свои макеты домов) Вот уже появилась целая деревня.

- А сейчас давайте приклеим  героев праздника. Нарядных людей, кто-то пришел семьей, кто- встретил знакомых, пляшут, поют, поэтому фигуры людей лучше располагать группами, используя прием загораживания. Крупные изображения ближе к краю листа, а поменьше выше (учащиеся подходят к панно и приклеивают изображения людей в народных костюмах)

- Спасибо за работу, почти все ребята приняли участие в изготовлении этого не простого, но творческого проекта.

11. Рефлексия и оценивание

- Вам понравилось панно, которое у вас получилось? (ответы учащихся)

- Мы долго готовились к выполнению этого проекта, было трудно или легко подготовить детали? 

- Все ли у вас получилось?(ответы учащихся)

- А была ли полезной работа над проектом? Что нового вы узнали сегодня? (ответы учащихся)

12. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Проведите исследовательскую работу о праздниках, которые широко праздновались в нашем регионе и их особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 4 классе "Лес" на татарском языке

Тема. Урман- табигый бергәлекМаксат:организмнарның үзара бәйләнешләрен ачыклау; укучыларның тере организмнарның экосистемадагы үзара бәйләнешләре турындагы белемнәрен гомумиләштерү, логик фикер йөртүл...

План - конспект урока математики 3 класс

Повторение основных вопросов математики, изученных в  3 классе....

план-конспект по математике 4 класс "Когда трех классов для записи числа недостаточно" ПНШ

Тема: «Когда трех классов для записи числа недостаточно»Тип урока: урок открытия новых знанийЦели деятельности учителя: ввести в рассмотрение, нового класса чисел, который носит название ...

План-конспект урока в 3 классе. Тема: «Праздники. День рождения».

План-конспект урока в 3 классе. «Праздники. День рождения»....

Сценарий праздника для детей "Прощай , Азбука!" план-конспект занятия для 1 класса

Цели: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка;развивать познавательную активность и творческие способности детей, умение работать сообща и дружно с одноклассниками, создавать условия...

План-конспект внеклассного мероприятия "Праздники нашей республики"

Цели мероприятия:- активизация изученной лексики и грамматики в речи,-развивать мышление, логику, память учащихся;-воспитывать интерес к изучению предмета;- сформировать умения работать в команде....