материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  1. учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях;
  2. формировато умение осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  3. развивать речь, обогощая её художественным словом, творческое мышление, воображение;
  4. через анализ произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие

Составитель

Алексеева Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

2014г.

 

Аксаков Сергей Тимофеевич

(1791-1859)

   

    Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859).

    Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»:«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: „В некиим царстве, в некиим государстве…“Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?На другой же день выслушал я в другой раз повесть

об „Аленьком цветочке“. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я „Царь-девицу“, „Иванушку-дурачка“, „Жар-птицу“ и „Змея Горыныча“».

    В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти.

    Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой.

   «Аленький цветочек» — это волшебная сказка.

  «Богатый купец, именитый человек» не может сам выбраться из волшебного леса — его вызволяет невидимое чудище. Чудищем оказывается заколдованный «молодой принц, красавец писаный». Младшая дочь купца побеждает нечистую силу благодаря своим человеческим достоинствам: она верна дочернему долгу, не помнит зла, благодарна за добро. Она относится к чудищу бескорыстно: любит его за «беседы ласковые и разумные», «за душу добрую».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная мудрость сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» МБОУ Погорельская ООШ Алексеева Наталья Викторвна, учитель начальных классов

Слайд 2

Сергей Тимофеевич Аксаков 1791-1859 Какая народная мудрость скрыта в сказке «Аленький цветочек»?

Слайд 3

За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево– нельзя идти Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Долго ли, ни в сказке сказать, ни пером описать мало ли времени Красоты невиданной и неслыханной, что Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить

Слайд 4

Физкультминутка Наши алые цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Птички весело летают, Нежно бабочки порхают. Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. Видно, отдохнуть пора… А у нас урок, друзья!

Слайд 5

Купец

Слайд 6

Зверь лесной, чудо морское Николай Куприянов Борис Диодоров Иван Цыганков Кто из художников- иллюстраторов, на твой взгляд, наиболее точно изобразил героя?

Слайд 7

Три сестры

Слайд 8

Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь всё побеждает. Выбери пословицу, отражающую идею сказки «Аленький цветочек»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МБОУ Погорельская ООШ

Народная мудрость сказки

Т.С. Аксакова «Аленький цветочек»

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)

Подготовила:

Алексеева Наталья Викторовна

учитель начальных классов


Методическая разработка по литературному чтению предназначен для работы в 4 классе. Данная разработка выполнена с помощью прикладных программ СПО Linux  и предназначена для применения в ОО OpenOffice.org  на в ОС  Linux и Windows.



Рекомендованные требования:



  1. ОС  Linux Ubuntu 10.04 и Windows XP или последующие;


  1. ООо OpenOffice.org 3.0 или последующие, MS Office 2010 или последующие ;


  1. HDD 100Mb;


  1. RAM 512Mb.


Методическая разработка состоит из:



  • стартовой презентации;


  • буклета «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»;


  • интерактивного теста по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;


  • кроссворда по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»


  • презентации «Знатоки сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»;


  • пояснительной записки;


  • методических рекомендаций пользователю;


  • источники.


Чтобы начать пользоваться методической разработкой, нужно:



  1. открыть папку «Алексеева Н.В.»;


  1. открыть файл «startovaj»;


  1. с помощью кнопки F5 запустить презентацию и, используя систему гиперссылок, выбрать необходимый элемент методической разработки (каждый элемент открывается в отдельном окне);


  1. для выхода из проекта закрыть все окна с элементами разработки и выйти из папки.

Оценить знания учащихся по данной теме поможет кроссворд, выполненный в редакторе Calc. Если ребёнок правильно ответит на вопрос , то откроются буквы на зелёном фоне, если же допустит ошибку, то фон ячеек будет оранжевым, что послужит сигналом об ошибке.

 Тест по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» с единичным выбором правильного ответа выполнен в редакторе Calc. Ученик за каждый правильный ответ набирает один балл, в конце выполнения задания ему выставляется оценка.

Интерактивная игра «Знатоки сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек". На втором слайде — номера вопросов, кликая по которым попадаешь на нужный вопрос. Если ученик отвечает правильно, то он попадает на слайд «Молодец!», с которого идёт на следующий вопрос, а если ошибается - на слайд «Подумай ещё и ответь правильно!», с которого идёт опять на данный вопрос. С каждого вопроса по управляющей кнопке можно вернуться на страничку с номерами вопросов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Погорельская основная общеобразовательная школа

Тема урока: «Народная мудрость сказки

С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»».

4 класс

Алексеева Наталья Викторовна

учитель начальных классов

2013/2014 у.г.

Тема: " Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". 

Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  1. учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  2. развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации к сказке, картинки распустившихся цветов и бутонов из картона  по количеству детей, шкатулка слов, зеркало, корона, цветочек.

Примечание: урок обобщения

ХОД УРОКА

I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

Учитель читает зачин сказки.  

"В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..."

 - Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) (Слайд 2)

- Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

II. Постановка темы и цели урока

   - Прочитав сказку, мы задумываемся о том, что хотел сказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. (Слайд 2, +)

III. Работа над языком сказки

-  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).-  Как это выражается это в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

 Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

2. Определение типа сказки

 - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их."Заклятый царевич", "Перышко Финиста - ясна сокола")

-Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям?(Литературные сказки.)

А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему.(Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

 Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

"Долго ли, мало ли времени".

 "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

 "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

4. Проверка домашнего задания

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

   "Богатство – дело наживное".

 "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

 "От страха зуб на зуб не попадал".

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

  IV. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

\На доске 6 иллюстраций. Для выполнения задания приглашается слабоуспевающий  ученик \

- Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий. \ПРИЛОЖЕНИЕ\

V. Физкультурная минутка (Слайд 4)

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

VI. Характеристика героев

- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Дадим им характеристику.

1. Купец. (Слайд 5)

- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

“Лучше мне с дочками повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. 

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское. (Слайд 6)

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

3.Три сестры(Слайд 7) 

Элементы драматизации. (чтение по ролям)

 \Четверо учеников распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце\

- Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией)

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая 

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

 - А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая .

В каком поступке это проявилось?

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

 VII. Пересказ отрывка сказки

- Какой момент сказки самый волнующий?  Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

-Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту -  индивидуальное домашнее задание.)

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

VIII. Итог урока.

- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею,  и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

-  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод: В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

IX . Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

X. Домашнее задание.

-  Ребята, получите домашнее задание: составить кроссворд.

XI. Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"

Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:·        Предметные: формирова...

Технологическая карта для проведения урока литературное чтение в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»

Технологическая карта урокаБорис Заходер «История  Гусеницы»Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История  Гусеницы», Михаил Яснов...

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Технологическая карта урокаЛилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»Цели урока: учить выдел...

Технологическая карта ПНШ для проведения урока литературного чтения в 3 классе Т. Пономарёва «Помощь» Г. Остер «Вредные советы»

Технологическая карта урокаТ. Пономарёва «Помощь» Г. Остер «Вредные советы»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: «Татьяна Пономарева «Помощь»Цели урока: учить выделять черты детской наблюд...

Материалы для проведения недели литературного чтения в 1 классе

Загадки, кроссворд и занимательные задания для проведения литературного конкурса в 1 классе....