Один из способов решения проблемы развития речи учащихся - уроки внеклассного чтения.
план-конспект занятия по чтению по теме

Шайдуллина Рузаля Ракиповна

             Тема:  В мире много сказок...

      Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием народные и авторские сказки.

          2. Обобщить знания детей о сказках.

          3. Воспитывать любовь к сказкам, чтению, народному твочеству и                творчеству   писателей - сказочников.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Один из способов решения проблемы развития речи учащихся – уроки внеклассного чтения.

Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводится время на уроках русского языка,  литературного и внеклассного чтения, развития речи. При всем нашем старании ученику на уроке предоставляется не более 25 секунд для активной разговорной речи.

Решить эту проблему нам помогают уроки внеклассного чтения.

Часто я составляю планы театрализованных уроков, с инсценированием или элементами инсценирования, что очень нравится учащимся, побуждает их больше и с удовольствием читать.

Вот один из таких уроков, проведенных в первом классе.

Тема: «В мире много сказок»

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием народные и авторские сказки.

          2. Обобщить знания детей о сказках.

          3. Воспитывать любовь к сказкам, чтению, народному творчеству и                      

              творчеству писателей – сказочников.

  1. Организационный момент. Звучит музыка «В мире много сказок».

Учащиеся, в костюмах скоморохов, читают по книге:

«Тара-рали, та-ра-ра!

 Вышли кони со двора,

 Вот крестьяне их поймали

 Да покрепче привязали.

 Сидит ворон на дубу,

 Он играет во трубу,

 Как во трубушку играет,

 Всех людей он потешает.

 Эй, послушай, люд честной!

 Жили-были муж с женой,

 Муж то примется за шутки,

 А жена за прибаутки,

 И пойдет у них тут пир,

 Что на весь крещеный мир!»

  1. Новая тема. Звучит песня «Сказка будет впереди».

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: «жили-были, братец, сестрица, дед, баба, избушка, пеки пироги, поеду за рыбой и так далее» - а реальный мир преображен. Мы узнаем и не узнаем его. В сказках люди понимают язык птиц и зверей, а те – служат им верой и правдой: и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Мишка косолапый, и щука зубастая из беды выручает.

В сказках случаются различные волшебства: ведьмы красными девицами оборачиваются, солдат – удалец кашу из топора варит, а Курочка Ряба золотые яички несет.

Да вы и сами знаете…

В сказках каких только чудес не бывает! А кончается все по справедливости.

Злым да нерадивым угольки достаются, а добрым да послушным – любовь да богатство.

Физ. Минутка. Звучит песня «Красная Шапочка» - с ней мы шагом отправились в путешествие… по выставке книг и рисунков, которые учащиеся сами подготовили.

Последующая беседа.

-- А сейчас посмотрите на выставку книг. Какие книги вы видите?

-- По какому принципу мы поделили эти книги? (авторские и народные)

-- Почему некоторые сказки называются народными? ( их сочинил народ)

-- Как дошли эти сказки до нас? (из уст в уста)

-- Какие народные сказки вы знаете?

-- А сейчас посмотрите на вторую выставку и скажите, чем эти сказки отличаются от народных сказок? (их сочинили авторы)

-- Как называли этих авторов? (сказочниками)

-- К слову сказочник, какие однокоренные слова вы можете подобрать? (сказка, сказывать, сказать, и т.д.)

-- Что вы можете сказать об этих словах?

-- Каких известных сказочников вы знаете?

--  К сегодняшнему занятию вы хорошо подготовились и нарисовали рисунки. Все они очень красивые, красочные. Сюжеты каких народных (авторских) сказок вы изобразили?

3.  Закрепление темы. Викторина.

Скоморох:

«Это присказка ведется

 Викторина вслед начнется»

-- На ком или на чем совершали путешествие герои следующих сказок и в каких книгах происходили эти путешествия?:

-- Емеля к царю?

-- Иван-Царевич за Жар-Птицей?

-- Дюймовочка в теплые края?

-- Незнайка и его друзья в Зеленый город?

-- Лягушка-путешественница на юг?

Звучит песня «У волшебника Сулеймана».

-- Кому эти предметы принадлежат  и кто автор этих сказок? Два зонтика? (Оле-Лукойе)

-- Горошина?

-- Санки, снежинка?

-- Скорлупка грецкого ореха, лепестки розы?

Физ. Минутка. Ученица начала читать по книге: «Посадил дед репку и говорит:

-- Расти, расти, репка!

Учитель:

-- Из какой сказки эти слова?

-- А как дальше? Кого он позвал на помощь?

-- Давайте попробуем и мы потянуть репку.

Продолжение викторины. Заранее подготовленные ученики читают наизусть отрывки из сказок.

-- Назовите автора и название сказки по отрывку, который вы услышите.

1 ученица читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна;

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости,

И за ними во дворец
Полетел наш удалец.

Видит:весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На пристоле и в венце,

С грустной думой на лице»

2 ученица читает отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой.

3 ученик читает отрывок из Р.Н.С. «Волк и семеро козлят»

-- Козлятушки, дитятушки!

   Отопритеся, отворитеся.

   А я, коза, в лесу была,

   Ела траву шелковую,

   Пила воду студеную.

   Бежит молочко по вымечку,

   Из вымечка в копытечко

   Из копытечка во сыру землю.

4 ученик читает отрывок из Р.Н.С. «Кот, петух и лиса»

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Котик-братик, спаси меня!

5 ученик читает отрывок из Р.Н.С. «Колобок»

Я колобок, колобок

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешен

Да в масле пряжен,

На окошке стужен;

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, нехитро уйти!

-- Ребята, вы показали очень хорошие знания в области сказок.

4. Итог урока. На столе корзина с шоколадом для детей, накрытая салфеткой.

-- Ребята, а вы знаете какие-нибудь волшебные слова, колдовства, заклинания? Покажите пожалуйста.

Звучит песня «У волшебника Сулеймана»

-- А сейчас давайте все дружно приложим свои усилия и попробуем поколдовать.

Открывается салфетка и дети видят результат своего колдовства.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по развитию речи на уроке литературного чтения во 2 классе.

Тест опирается на текст, представленный в рабочей тетради по развитию речи  "Волшебная сила слов" (авторы Л.Ф.Климанова и др., УМК "Перспектива"). Тест разработан для работы на форуме сетевой меж...

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как увлеч...

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...