Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Хвесеня Ирина Сергеевна

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).

Класс: 4

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hvesenya_i.s._konspekt_uroka_razvitiya_rechi_4_klass.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил учитель начальной школы №249 им. М.В. Маневича

Хвесеня Ирина Сергеевна

Конспект урока по развитию речи

(на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).

Класс: 4

Цель урока: создание условий для составления рекомендаций к чтению.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое рекомендации к чтению;

- отбирать материалы для составления рекомендаций к чтению;

- уметь составлять рекомендации к чтению;

- корректировать рекомендации к чтению.  

Метапредметные:

- анализ текста;

- составить план по составлению рекомендаций (в виде вопросов).

- планировать содержание рекомендации к чтению.

Личностные:

- развивать самостоятельность;

- развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

- формировать у младшего школьника интереса к книге.

Оборудование: карточки с рекомендациями других младших школьников (прил. 1); карточки со словами, которые учитель вывешивает на доску; электронное оборудование; презентация; учебник УМК «Школа России», 4 класс 2 часть.

Ход работы

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь. (Здравствуйте.)

- Проверьте свою готовность к уроку.

- Начинаем наш урок.

2. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, представьте, что Вы прочли очень интересную книгу, и хотите, чтобы и другие с ней познакомились. Что Вы можете сделать для этого? (Мы можем порекомендовать ее прочитать другим.)

- Как Вы будете это делать? (Мы будем рассказывать об этой книге другим людям, что они тоже заинтересовались ею.)

- А еще что можно сделать? (А еще, можно, например, написать про эту книгу.)

- Да, ребята. Сегодня мы с вами и будем учиться составлять рекомендации к чтению.  

- Тема нашего урока: учимся составлять рекомендации к чтению.

3. Ознакомление с рекомендациями к чтению.

- Кто знает, что же такое «рекомендации к чтению». (Рекомендации к чтению – это рассказ о произведении, которое мы прочли.)

- Есть еще варианты?  (Рекомендации к чтению – это рассказ о произведении, который должен заинтересовать того, кто не читал эту книгу.)

- Рекомендации к чтению – это рассказ о произведении, который должен заинтересовать и привлечь к прочтению этой книги будущего читателя.  

- Давайте прочитаем рекомендацию к чтению, и определим, что важно включать в рекомендации к чтению.

- Переверните лист бумаги, который лежит у вас на парте. (Переворачивают лист с рекомендациями.)

- Прочитайте. (Воробей Воробеич и Ерш Ершович много лет дружили. Беседовали каждый день, приглашали друг друга в гости. Каждый хвалил свой дом и образ жизни. Жаловались друг другу на своих врагов. Однажды друзья поссорились. Хотел Яша рассудить птиц и рыб, чтобы все по-честному вышло, да сам остался без своего куска хлеба. Прочитай обязательно эту книгу. Мне она очень понравилось.)

Учитель просит прочитать одного ученика, остальные внимательно слушают.

- Посмотрите на экран.

На слайде книги: «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»; «Конек-Горбунок»; «Хозяйка медной горы».

- Скажите, какую книгу рекомендует прочитать Нелли? (Нелли рекомендует прочитать «Сказку про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу».)

- Захотели ли вы прочитать эту сказку? (Ответы учеников.)

- Как вы определили, что Нэлли рекомендует прочитать именно это произведение? (Мы определили это произведение по именам персонажей, о которых рассказывала Нэлли.)

- Как вы считаете, достаточно ли Нэлли рассказали нам об этой сказке в своей рекомендации? (Нет.)

- Почему? (Потому что она рассказала только о том, что происходило в этой сказке, не назвав даже название и автора.)

- А теперь давайте посмотрим, что важно отметить в рекомендациях к чтению.

- Посмотрите на доску.

На доске висят карточки  со словами: автор, название произведения, жанр, основная тема, персонажи, развитие событий, наиболее понравившийся эпизод, вывод (почему рекомендует прочитать).

- Прочитайте, что написано на карточках на доске. (Автор, название произведения, жанр, основная тема, персонажи, развитие событий, наиболее понравившийся эпизод, вывод (почему рекомендует прочитать.) 

- Назовите то, что Вам удалось понять из рекомендации Нэлли. (Из этой рекомендаций нам удалось узнать персонажей этого произведения.)

- Назовите персонажей этого произведения. (Воробей Воробеич, Ерш Ершович, трубочист Яша.)

- Что еще Вам удалось узнать? (Развитие событий.)

- А чтобы наши рекомендации содержали все необходимые элементы, и привлекали будущих читателей, мы должны постараться на сегодняшнем уроке.

4. Работа по составлению плана написания рекомендации к чтению.

- Чтобы нам в дальнейшем было проще создавать рекомендации к чтению, давайте составим план, который нам будет в этом помогать. Будем опираться на карточки, которые расположены на доске.

- Как Вы думаете, что мы отразим в первом пункте плана? (В первом пункте плана мы отразим название произведения.)

- А что еще можно отразить в первом пункте плана, подумайте. (Автора?)

- Кто может сказать, что будет  отражено в первом пункте плана? (В первом пункте плана будет отражено название и автор произведения.)

Параллельно учитель вывешивает карточки (автор, название произведения, жанр, основная тема, персонажи, развитие событий, наиболее понравившийся эпизод, вывод (почему рекомендует прочитать)) в соответствии с планом.

- Что отразим во втором пункте плана? (…)

- Подумайте, что важно сказать перед тем, как непосредственно переходить к персонажам и сюжету произведения. (Перед тем, как переходить к рассказу о персонажах и сюжетам произведения, важно определить жанр.)

- Во втором пункте нашего плана мы отразим жанр произведения.

- О чем будем рассказывать дальше в своей рекомендации? (Дальше будем рассказывать о персонажах произведения.)

- Как Вы думаете, что стоит рассказать в этом пункте? (В этом пункте надо рассказать о героях этого произведения, кто из них нам понравился больше, почему.)

- Да, стоит указать, какие персонажи показались особенно интересными и объяснить свою точку зрения.

- Что отразим в четвертом пункте плана? (В четвертом пункте плана отразим развитие событий в произведении.)

- Посмотрите внимательно на карточки на доске, какая также подойдет к этому пункту плана? (Наиболее понравившийся эпизод.)

- То есть в четвертом пункте плана вы можете коротко рассказать о развитиях событий и наиболее понравившимся эпизоде или, например, поступке героя.

- И в последнем пункте плана, что самое главное мы должны рассказать будущему читателю? (В последнем пункте плана надо рассказать, почему мы рекомендуем прочитать это произведение.)  

- Также в этом пункте можно рассказать, что понравилось больше всего в произведении.

5. Анализ произведения.

- А чтобы нам потренироваться в составлении рекомендаций к чтению, предлагаю Вам рассказать будущему читателю о произведении, которое мы читали на прошлом уроке.

- Вспомните, что мы читали и обсуждали с Вами на прошлом уроке. (На прошлом уроке мы читали и обсуждали «Сказку о потерянном времени».)

- Кто написал это произведение? («Сказку о потерянном времени» написал Шварц.)

- «Сказку о потерянном времени» написал Евгений Львович Шварц.

- В каком жанре написано произведение? (Произведение написано в жанре – сказка.)

- Скажите, о чем это произведение? Определите главную мысль сказки. (Главная мысль сказки заключается в том, что нужно беречь время, нельзя терять время напрасно.)

- Найдите в тексте предложение, доказывающее это.

- Прочитайте ее. (Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который теряет понапрасну время, сам не замечает, как стареет.) – стр. 7. 

- Каких персонажей мы встретили в этом произведении? (В этом произведении мы встретили Петю Зубова, Марусю Поспелову, Соколову Надю и др.)

Учитель просит называть по одному персонажу и спрашивает нескольких учеников.

- Что еще мы расскажем о персонажах в своих рекомендациях? (Еще в своих рекомендациях мы расскажем о героях произведения, которые показались нам особенно интересными.)

- О чем вы расскажете дальше в своих рекомендациях к прочтению. (Дальше в своих рекомендациях мы расскажем о развитии событий.)

- Рассказывая о событиях в сказки, помните, для нас важно не пересказать всю сказку, а отразить именно те моменты, которые на ваш взгляд могут привлечь будущих читателей.  

- Посмотрите на план на доске, который мы составили. Что еще надо отразить в этом пункте? (В этом пункте надо отразить, какой эпизод или поступок запомнился нам больше всего.)

- Какой эпизод запомнился вам больше всего? (Мне больше всего запомнился и понравился эпизод, где Петя закрутил стрелки часов обратно, и злые волшебники стали превращаться из детей обратно во взрослых людей.)

- Объясни, почему именно этот сюжет запомнился тебе больше всего? (Этот сюжет мне запомнился больше всего, так как дети победили злых волшебников, и, мне показалось, научились ценить время.)

По аналогии учитель спрашивает еще несколько человек.  

- Что последнее мы должны рассказать в своей рекомендации? (Последнее, что мы должны рассказать в своей рекомендации – это почему мы советуем прочитать это произведение.)

- Подумайте, почему вы будете рекомендовать прочитать эту книгу.

6. Подбор материалов, которые помогут в написании рекомендаций.

- Перед тем, как начать писать наши рекомендации, давайте подберем слова и словосочетания, которые помогут нам в этом.

- Посмотрите на экран.

На экране: Недавно, на прошлом уроке, однажды мне попалась книга, мой друг посоветовал прочитать мне книгу, меня привлекла яркая обложка, меня заинтересовало название, в классе мы читали.

- Выберите наиболее удачные слова словосочетания, которые помогут начать вам текст.

- Какие слова или словосочетания можно использовать для написания рекомендаций к чтению «Сказки о потерянном времени» в начале текста? (Для написания рекомендаций к чтению «Сказки о потерянном времени» можно использовать словосочетание: на прошлом уроке, в классе мы читали, недавно.)

- А словосочетания, которые вы не назвали, можно использовать для написания рекомендаций к чтению? (Да.)

- В каком случае подойдет словосочетание: мой друг посоветовал прочитать мне книгу? (Это словосочетание подойдет в том случае, когда мы рекомендуем книгу, которую нам посоветовал друг.)

Аналогичная работа с другими словосочетаниями.

7. Написание и оценка рекомендаций к чтению.

- Напишите свою рекомендацию к чтению «Сказки о потерянном времени» Е.Л. Шварца. Помните, что важно заинтересовать будущего читателя.

- Придерживаетесь плана, который мы с вами составили.

Ученики пишут рекомендацию к чтению.

- Кто не готов, поднимите руки. (Поднимают руки, если не успели дописать.)  

- Кто хочет прочитать свою рекомендацию к чтению «Сказки о потерянном времени»? (Поднимают руки.) 

- Прочитай, остальные внимательно слушают. (Ученик читает то, что у него получилось.)

- Как вы считаете, удалось автору этой рекомендации заинтересовать вас? (Ответы учеников.)

- Что вас заинтересовала или, наоборот, оттолкнуло в этой рекомендации? (Ответы учеников.)

- Все ли пункты плана автор рекомендации к чтению «Сказки о потерянном времени» отразил у себя в тексте? (Ответы учеников.)

После оценки работы учениками, учитель также комментирует работу ученика, говоря о достоинствах и недостатках работы.

Учитель спрашивает еще несколько учеников, проводится аналогичная работа.

8. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, давайте еще раз повторим, что такое рекомендация к чтению. (Рекомендация к чтению – это рассказ о произведении, который должен заинтересовать, чтобы человек, который прочитал эту рекомендацию к чтению, прочитал и эту книгу.)  

- Что мы сегодня делали на уроке? (Сегодня на уроке мы читали рекомендации к чтению девочек; составляли по написанию рекомендаций к чтению; писали рекомендацию к чтению «Сказки о потерянном времени».)

- Вспомните, какую цель мы ставили на это урок? (На этот урок мы ставили цель научиться составлять рекомендации к чтению.)

- Как вы считаете, мы достигли этой цели? (Да.)

- А сейчас встаньте те, кто считает, что он хорошо потрудился сегодня на уроке, и у него получилось написать рекомендацию к чтению «Сказки о потерянном времени». (Встают.)

- Садитесь.

- Кто считает, что у него еще не все получилось, не расстраивайтесь, мы и дальше будем тренироваться составлять рекомендации к чтению.

9. Домашнее задание.

- В качестве домашнего задания вам надо будет написать рекомендацию к чтению по своей любимой книге.

- Подумайте, какая книга больше всего запала вам в душу. Какой книгой вы бы хотели поделиться со своими одноклассниками.

- На следующем уроке вы обменяетесь этими рекомендациями со своими одноклассниками.

- Кто не понял, что делать? (Поднимают руки.)

- Есть вопросы по домашнему заданию? (Задают вопросы, если он есть.)

- Запишите домашнее задание в дневник.

10. Организованный конец урока.  

- Урок окончен. Подготовьтесь к следующему уроку и выходите на перемену.

Приложение 1.

Воробей Воробеич и Ерш Ершович много лет дружили. Беседовали каждый день, приглашали друг друга в гости. Каждый хвалил свой дом и образ жизни. Жаловались друг другу на своих врагов. Однажды друзья поссорились. Хотел Яша рассудить птиц и рыб, чтобы все по-честному вышло, да сам остался без своего куска хлеба. Прочитай обязательно эту книгу. Мне она очень понравилось.

(Нэлли Г.)

Источник: Бойкина М.В, Бубнова И.А. Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи. 4 класс.

Приложение 2.

План по составлению рекомендации к чтению

1. Название и автор произведения.

2. Жанр произведения.

3. Персонажи (кто из героев показался тебе особенно интересным).

4. Развитие событий. Наиболее понравившийся эпизод или поступок героя.

5. Вывод (почему ты рекомендуешь ее прочитать).

Добрый день, Марина Сергеевна. Вас беспокоит студентка 3 курса 6 группы – Хвесеня Ирина. Отправляю Вам все задания по учебной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по развитию речи на уроке литературного чтения во 2 классе.

Тест опирается на текст, представленный в рабочей тетради по развитию речи  "Волшебная сила слов" (авторы Л.Ф.Климанова и др., УМК "Перспектива"). Тест разработан для работы на форуме сетевой меж...

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться чувствами, мыслями, а каналом связи служит общение. Осно...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

В данной статье рассмотрены основные приемы развития устной и письменной речи на уроках литературного чтения....

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"

Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....